Научная статья на тему 'Критериально-диагностическое обеспечение определения уровней процесса развития художественного восприятия подростков'

Критериально-диагностическое обеспечение определения уровней процесса развития художественного восприятия подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
критерии развития художественного восприятия / художественное восприятие / уровни развития художественного восприятия. / artistic perception / criteria for development of artistic perception / levels of development of artistic perception.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М. А. Орлова

В статье обоснована необходимость оптимизации процесса развития художественного восприятия подростков на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе; в рамках подготовки к данной педагогической деятельности представлены разработанные критерии и уровни развития художественного восприятия. Автор характеризует диагностические методы, использованные для критериальной оценки, и излагает результаты проведенного эмпирического исследования. Теоретическая значимость статьи заключается в том, что исследование обогащает и расширяет дидактические представления об организации определения уровней развития художественного восприятия подростков, о его функциональных и структурных компонентах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М. А. Орлова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA-DIAGNOSTIC SUPPORT OF DETERMINING LEVELS OF THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF ART OF PERCEPTION OF TEENAGERS.

he article substantiates the need to optimize the development of the artistic perception of adolescents in the lessons of fine art in a comprehensive school. To prepare for this pedagogical activity there are criteria and levels of development of artistic perception. The author characterizes the diagnostic methods used for the criteria-based assessment and presents the results of an empirical study. The theoretical significance of the article lies in the fact that the study enriches and expands didactic ideas about the organization of determining the levels of development of the artistic perception of adolescents, about its functional and structural components.

Текст научной работы на тему «Критериально-диагностическое обеспечение определения уровней процесса развития художественного восприятия подростков»

Курирование процесса совершенствования уровня преподавания в церков-но-приходских школах и преподавание на курсах повышения квалификации учителей владыка Фаддей продолжил и в Волынской епархии, куда был переведен в 1909 году. Волынскую епархию с 22 апреля 1902 по 20 мая 1914 гг. возглавлял владыка Антоний (Храповицкий), поэтому, по нашему мнению, перевод Фаддея Успенского на данное место служение весьма обоснован [6]. Архиепископ Антоний, знавший Фаддея Успенского с ранней юности, понимал, что в столь сложном в отношении конфессионального контингента регионе просто необходим такой блестящий миссионер, педагог и проповедник, как епископ Фаддей. В годы своего служения на Волыни архиепископ Антоний поддерживал и развивал два направления общественного служения Русской православной церкви:

- миссионерское, в контексте реализации которого выделился блестящий проповедник и миссионер сщмч. Аркадий Остальский.

- просветительское, осуществление которого выпало в большей степени на долю опытного педагога Фаддея (Успенского).

«В ведении владыки Фаддея находились вопросы церковного образования, многие из которых удавалось решать, в том числе с привлечением большого числа образованного городского духовенства. Владыка Фаддей всегда был убежденным сторонником такой формы образования, как церковно-приходская школа и проявлял всестороннюю заботу о существовании и развитии этих школ, а также повышении квалификации преподавателей» [6, с. 37]. В данном служении влады-

Библиографический список

ка «искал поддержки того духа и направления, которые должны отличать церковную школу от любой другой» [7, с. 509].

Действительный статский советник В.Т. Георгиевский, помощник имперского наблюдателя церковных школ и синодальный ревизор, реализуя инспекцию занятий владыки Фаддея, в своем отчете на имя Высокопреосвященнейшего Антония, архиепископа Волынского уточнял: «Давно не переживал таких светлых минут, какие... пережил в течение трех дней пребывания на учительских курсах в Житомире! Что за человек этот кристально чистый, как драгоценный сосуд из горного хрусталя, владыка Фаддей! Как из усердно воззженной лампады, струится от него теплый, мягкий свет. Как ласково греет и затем воспламеняет сердечные чувства, увлекая на все чистое, святое и доброе. Его лекции, полные эрудиции, новых и интересных доводов в защиту уважения идеалов церковной школы, доставили мне много истинных наслаждений» [8, с. 4.].

Преподавательский опыт на летних педагогических курсах в Смоленской, Минской, Уфимской, Олонецкой и Волынской епархиях позволил Фаддею Успенскому собрать колоссальный материал, послуживший основой для составления методик обучения Закону Божьему и славянскому языку для учителей церковно-приходских школ, которые легли в основу главного педагогического труда святителя «Записки по дидактике», опубликованного в 1902 году в Уфе, а также разработки методики обучения учителей церковно-приходских и светских школ.

1. Гринько К.М. Педагогическая деятельность архиепископа Фаддея (Успенского) в конце XIX- начале ХХв. Available at: http://rus-istoria.ru/component/k2/item/

2. РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 849. Л. 8.

3. Уфимские епархиальные ведомости. 1902; № 16: 1038 - 1039.

4. Уфимские епархиальные ведомости. 1902; № 19: 1231 - 1232, 1235.

5. Олонецкие епархиальные ведомости. 1908; № 16: 367.

6. Гринько К.М. Владыка Фаддей (Успенский) и церковно-школьное образование в Волынской епархии в конце первого десятилетия ХХ в. Вестник Вятского государственного гуманитарного университета: Народное образование. 2011; 4 (1): 34 - 39.

7. Волынские епархиальные ведомости. 1909; № 25: 509.

8. Фаддей (Успенский), священномученик. Радуйтесь! Москва, 1998: 4.

Refеrences

1. Grin'ko K.M. Pedagogicheskaya deyatel'nost' arhiepiskopa Faddeya (Uspenskogo) v konce XIX- nachale ХХ v. Available at: http://rus-istoria.ru/component/k2/item/

2. RGIA. F. 796. Op. 439. D. 849. L. 8.

3. Ufimskie eparhial'nye vedomosti. 1902; № 16: 1038 - 1039.

4. Ufimskie eparhial'nye vedomosti. 1902; № 19: 1231 - 1232, 1235.

5. Oloneckie eparhial'nye vedomosti. 1908; № 16: 367.

6. Grin'ko K.M. Vladyka Faddej (Uspenskij) i cerkovno-shkol'noe obrazovanie v Volynskoj eparhii v konce pervogo desyatiletiya ХХ v. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta: Narodnoe obrazovanie. 2011; 4 (1): 34 - 39.

7. Volynskie eparhial'nye vedomosti. 1909; № 25: 509.

8. Faddej (Uspenskij), svyaschennomuchenik. Radujtes'! Moskva, 1998: 4.

Статья поступила в редакцию 09.10.19

УДК 7.01+159.937-053.5

Orlova M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Fine Arts, Institute of Arts, Adyghe State University (Maikop, Russia), E-mail: marina_orlova01@mail.ru

CRITERIA-DIAGNOSTIC SUPPORT OF DETERMINING LEVELS OF THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF ART OF PERCEPTION OF TEENAGERS. The

article substantiates the need to optimize the development of the artistic perception of adolescents in the lessons of fine art in a comprehensive school. To prepare for this pedagogical activity there are criteria and levels of development of artistic perception. The author characterizes the diagnostic methods used for the criteria-based assessment and presents the results of an empirical study. The theoretical significance of the article lies in the fact that the study enriches and expands didactic ideas about the organization of determining the levels of development of the artistic perception of adolescents, about its functional and structural components. Key words: artistic perception, criteria for development of artistic perception, levels of development of artistic perception.

М.А. Орлова, канд. пед. наук, доц., Институт искусств Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, E-mail: marina_orlova01@mail.ru

КРИТЕРИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЕЙ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ПОДРОСТКОВ

В статье обоснована необходимость оптимизации процесса развития художественного восприятия подростков на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе; в рамках подготовки к данной педагогической деятельности представлены разработанные критерии и уровни развития художественного восприятия. Автор характеризует диагностические методы, использованные для критериальной оценки, и излагает результаты проведенного эмпирического исследования. Теоретическая значимость статьи заключается в том, что исследование обогащает и расширяет дидактические представления об организации определения уровней развития художественного восприятия подростков, о его функциональных и структурных компонентах.

Ключевые слова: критерии развития художественного восприятия, художественное восприятие, уровни развития художественного восприятия.

На данный момент искусство и образование являются важными составляющими гармонизации окружающей среды, создают позитивные условия взаимодействия с окружающей действительностью. Важную роль в этом процессе играет художественное восприятие, которое позволяет познать мир культуры и искусства. «Необходимым условием формирования современного разносторон-

не развитого человека является наличие в нём развитого эстетического вкуса, творческой свободы» [1].

В процессе изучения исследований в области педагогической психологии мы пришли к выводу о том, что специфика учебного процесса должна вытекать из возрастных особенностей учащихся 5 - 6-х классов. Данный возрастной период

является благоприятным для развития художественного восприятия, эстетического освоения и познания искусства [2].

Образовательная система, сложившаяся к текущему времени, ориентирована в первую очередь на решение учебных проблем, но развитию художественного восприятия подростков не уделяется должного внимания в учебном процессе. В исследовании мы проанализировали результаты практической деятельности преподавателей таких дисциплин, как изобразительное искусство, история искусств в общеобразовательных школах. Анализ деятельности преподавателей позволил выявить, что подавляющее большинство учителей не уделяют внимания исследуемой проблеме, не стремятся развить художественное восприятие с помощью внедрения в учебный процесс педагогических условий, методов, приемов и средств. В связи с этим назрела необходимость разработки методики формирования художественного восприятия и системы критериев и уровней развития художественного восприятия у подростков.

Исходя из вышесказанного, нами была определена цель исследования -разработать совокупность критериев, установить уровни развития художественного восприятия школьниками произведений изобразительного искусства.

На наш взгляд, в исследовании необходимо определить степень соответствия преподавательской деятельности уровню развития художественного восприятия школьников и раскрыть его критерии. Важно учитывать как результат, так и характер процесса художественного восприятия произведений изобразительного искусства, выбирать наиболее эффективные педагогические условия для развития такого восприятия. Полагаем, что данный подход к исследованию процесса и результата художественно-познавательной деятельности подростков позволяет анализировать понятие художественного восприятия как результат структурной организации процесса художественного восприятия. В данном случае речь идет о способах достижения подростками в практической работе художественного восприятия произведений искусства.

В процессе определения критериев оценки особенностей художественного восприятия в учебном процессе мы приняли во внимание в нашем исследовании «разработки параметров анализа художественных произведений на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе и анализ работ подростков» [3]. На основе работ, посвященных раскрытию критериев оценки рисунков подростков и особенностей протекания и выражения художественного восприятия в творческой деятельности (Р Арнхейм «Искусство и визуальное восприятие», Н.Н. Волков «Восприятие картины», С.Е. Игнатьев «Психология изобразительной деятельности детей», В.С. Кузин «Вопросы изобразительного творчества», П.М. Якобсон «Художественное восприятие»), мы выявили критерии и показатели определения уровня художественного восприятия произведения изобразительного искусства школьниками [4 - 7].

Развитие художественного восприятия может соответствовать высокому, среднему и низкому уровню проявления. А в качестве критериев выделены образность, адекватность, осмысленность, целостность, эмоциональность.

В исследовании мы выявили, что высокому уровню художественного восприятия свойственны целостное и образное восприятие сюжета картины, словесное выражение художественного образа в произведении, способность эмоционально откликаться на произведение искусства, подвергать анализу его композицию, колорит. Полагаем, что среднему уровню художественного восприятия соответствует недостаточно цельное понимание сюжета картины, частичное представление о композиции в картине, неумение полно формулировать, определять и анализировать такие понятия, как идея, образ, колорит картины, эмоциональный отклик на отдельные элементы произведения. Низкому уровню художественного восприятия, по нашему мнению, отвечает неверное представление о тематике картины, неспособность анализировать компоненты произведения, равнодушное, поверхностное отношение к произведениям искусства, неспособность выражать свое мнение по поводу колорита, композиции картины или других произведений изобразительного искусства.

Следует подчеркнуть, что, опираясь на разработанные критерии, мы выявили уровни художественного восприятия.

В нашем исследовании главным методом сбора статистических данных послужил метод анкетирования. Его удобно проводить в рамках учебного времени в школе. С точки зрения психологии можно констатировать, что «данный метод обеспечивает быстрое получение массового материала, это позволяет выявить и проследить линию общих изменений в зависимости от характера учебно-воспитательного процесса» [8]. Опираясь на исследования в области психологии, мы пришли к выводу о том, что анкетирование -психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от участника исследования, применялся заранее сформулированный и продуманный, оформленный перечень вопросов в виде анкеты [9 - 12].

В ходе констатирующего эксперимента было проведено анкетирование по заранее спланированной схеме, основывающееся на вопросах и ответах школьников. Данный метод сбора статистических данных послужил наиболее точному выявлению уровней развития художественного восприятия и обеспечил наибольшую массовость исследования. Анкетирование было анонимным, личность респондента не обозначалась.

При составлении анкет мы учли, что вопросы должны побуждать учащихся к рассуждениям о картинах, выявить сформированные знания в области искусства (композиция, колорит, образ), направлять на подробный анализ произведений искусства. Анкетирование дало возможность проследить динамику развития художественного восприятия произведений изобразительного искусства. Выводы учащихся свидетельствуют о положительной динамике, так как они самостоятельно, подробно и углубленно анализируют произведения искусства. В анкетировании в 5-х классах демонстрировались слайды и репродукции следующих картин отечественных художников: И.И. Шишкин «Дуб», И.Э. Грабарь «Рябинка», А.А. Рылов «Над голубым простором»; В.И. Суриков «Взятие снежного городка», И.Е. Репин «Не ждали», Н.П. Богданов-Бельской «Устный счет» - в 6-х классах.

В процессе исследования были использованы многообразные уровни формализации содержания исследуемой проблемы. Полученная информация по отдельным вопросам и заданиям подвергалась рассмотрению, после чего анализировалась детально (на описательном уровне).

В соответствии с ключами к разработанным диагностическим тестам и анкетам проводился анализ результатов констатирующего эксперимента, который был направлен на установление уровня развития художественного восприятия учеников в соответствии с критериями. Набранные участниками экспериментальной (ЭГ) и контрольной групп (КГ) баллы по каждому критерию представлены в табл. 1.

Констатирующий этап эксперимента показал, что в 5 - 6-х классах уровень развития художественного восприятия учащихся выше среднего, и это подтверждается статистическими данными - 68%.

Итог констатирующего этапа эксперимента можно говорит о недостаточно высоком уровне развития художественного восприятия у учащихся испытуемой группы. Высокий уровень в контрольной группе составляет 15%, в экспериментальной группе - 11%, низкий уровень в контрольной группе - 21%, а в экспериментальной - 19% (табл. 1).

Как уже отмечалось нами, выявленные показатели свидетельствуют о глобальном значении построения целостной системы педагогических условий, а также методов, приемов и средств, направленных на развитие осмысленного, адекватного, образного, целостного, эмоционального восприятия у учащихся 5 -6-х классов общеобразовательной школы».

Констатирующий эксперимент выявил потребность в специально организованной работе, нацеленной на развитие художественного восприятия школьников на уроках изобразительного искусства.

Таблица 1

Критерии развития художественного восприятия НУ (низкий уровень) СУ (средний уровень) ВУ (высокий уровень)

КГ (%) ЭГ (%) КГ (%) ЭГ (%) КГ (%) ЭГ (%)

Образность 23 14 60 75 17 11

Адекватность 17 21 68 76 15 3

Осмысленность 20 15 65 74 15 11

Целостность 14 27 72 56 14 17

Эмоциональность 19 14 75 73 6 13

Средний показатель 18,5 18,2 68 70,8 13,4 11

Показатели развития художественного восприятия у учащихся 5-х - 6-х классов лицея № 8, гимназии № 22, МОУ СОШ №2, МОУ СОШ № 3

1. Республики Адыгея г. Майкопа (по результатам констатирующего эксперимента)

Библиографический список

1. Абакумова Е.В. Развитие художественно-творческих способностей учащихся: На материале детских художественных школ и школ искусств Республики Адыгея. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Майкоп, 2004.

2. Юсов Б.П. Восприятие искусства и возрастные особенности школьников. Роль художественных музеев в эстетическом восприятии школьников. Москва: Советский художник, 1975: 65 - 111.

3. Козловская М.А. Педагогические условия развития художественного восприятия подростков. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Майкоп, 2012.

4. Ерков С.А. Развитие художественного восприятия произведений изобразительного искусства на уроках изобразительного искусства в 5, 6 классах средней общеобразовательной школы. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2006.

5. Хабаху А.Г Формирование знаний, умений и навыков в овладении педагогическим рисованием (на примере занятий учебным рисунком в системе подготовки художника-педагога). Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2006.

6. Чумичева РМ. Ребенок в мире культуры. Москва: Просвещение, 1992.

7. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Москва: Педагогика, 2001.

8. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 2002.

9. Психологические методы. Available at: http://www.yapsiholog.ru/psihologicheskie_metody/

10. Философский словарь. Под редакцией И.Т. Фролова. Москва: Политиздат, 1991.

11. Дружинин В.Н. Психология творчества. Психологический журнал. 2005: Т. 26, № 5: 101 - 110.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2001.

References

1. Abakumova E.V. Razvitie hudozhestvenno-tvorcheskih sposobnostej uchaschihsya: Na materiale detskih hudozhestvennyh shkolishkoliskusstv Respubliki Adygeya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Majkop, 2004.

2. Yusov B.P. Vospriyatie iskusstva i vozrastnye osobennosti shkol'nikov. Rol'hudozhestvennyh muzeev v 'esteticheskom vospriyatii shkol'nikov. Moskva: Sovetskij hudozhnik, 1975: 65 - 111.

3. Kozlovskaya M.A. Pedagogicheskie usloviya razvitiya hudozhestvennogo vospriyatiya podrostkov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Majkop, 2012.

4. Erkov S.A. Razvitie hudozhestvennogo vospriyatiya proizvedenij izobrazitel'nogo iskusstva na urokah izobrazitel'nogo iskusstva v 5, 6 klassah srednej obscheobrazovatel'noj shkoly. Dissertaciya . kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2006.

5. Habahu A.G. Formirovanie znanij, umenij i navykov v ovladenii pedagogicheskim risovaniem (na primere zanyatij uchebnym risunkom v sisteme podgotovki hudozhnika-pedagoga). Dissertaciya . kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2006.

6. Chumicheva R.M. Rebenok v mire kul'tury. Moskva: Prosveschenie, 1992.

7. Babanskij Yu.K. Optimizaciya processa obucheniya. Moskva: Pedagogika, 2001.

8. Druzhinin V.N. 'Eksperimental'naya psihologiya. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo «Piter», 2002.

9. Psihologicheskie metody. Available at: http://www.yapsiholog.ru/psihologicheskie_metody/

10. Filosofskijslovar'. Pod redakciej I.T. Frolova. Moskva: Politizdat, 1991.

11. Druzhinin V.N. Psihologiya tvorchestva. Psihologicheskijzhurnal. 2005: T. 26, № 5: 101 - 110.

12. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschej psihologii. Sankt-Peterburg: Piter, 2001.

Статья поступила в редакцию 09.10.19

УДК 37.017.925

Skurskaya N.V., senior lecturer, Department of Education and Socialization of the Institute of Pedagogy, Herzen State Pedagogical University of Russia

(St. Petersburg, Russia), E-mail: skurskaya@inbox.ru

ORGANIZATION OF COMMUNITY OF CHILDREN AND ADULTS IN SCHOOL-COLONY "RED ZORI" ON THE BASIS OF RELATIONS OF CARE. The article gives a theoretical analysis of the relations of care as the basic educational relations for sociocultural identification of the person in Russian culture, gives the meanings of this concept in the works of various authors, considers the sociocultural-oriented conceptual approach of personal education of I.P. Ivanov ("pedagogy of common care") and its result - the caring attitude of children to all sides of life, to themselves and people. On the example of the organization of the community of children and adults in the school-colony of Red Zori, the pedagogical conditions for the upbringing of children's caring attitude are considered. In the 20-30s in the Red Zori teachers together with children created a community of children and adults, organized agricultural labor, polytechnic education, socio-cultural activities for the development of cultural wealth, the system of self-government. The result of this educational activity is highly appreciated by D. Dewey.

Key words: collective, community of children and adults, relations of care, educational relations.

Н.В. Скурская, ст. преп., ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», Санкт-Петербург,

E-mail: skurskaya@inbox.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ СООБЩЕСТВА ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ В ШКОЛЕ-КОЛОНИИ «КРАСНЫЕ ЗОРИ» НА ОСНОВЕ ОТНОШЕНИЙ ЗАБОТЫ

В статье дается теоретический анализ отношений заботы как базовых воспитательных отношений для социокультурной идентификации личности в русской культуре, приводятся значения данного понятия в работах различных авторов, рассматривается социокультурно-ориентированный концептуальный подход воспитания личности И.П. Иванова («педагогика общей заботы») и его результат - заботливое отношение детей ко всем сторонам жизни, себе и людям. На примере организации сообщества детей и взрослых в школе-колонии «Красные Зори» рассматриваются педагогические условия воспитания заботливого отношения детей. В 20 - 30-х годах в «Красных Зорях» педагоги вместе с детьми создавали сообщество детей и взрослых, организовывали сельскохозяйственный труд, политехническое образование, социокультурную деятельность по освоению богатств культуры, систему органов самоуправления. Результат этой воспитательной деятельности был высоко оценен Д. Дьюи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: коллектив, сообщество детей и взрослых, отношения заботы, воспитательные отношения.

В 2019 году исполняется 100 лет со дня открытия в ноябре 1919 года под Петроградом школы-колонии «Красные Зори», в которой осуществлялся уникальный эксперимент по воспитанию нового человека на основе труда, политехнического образования и приобщения городских детей из бедных семей к богатствам культурного наследия в трудное послереволюционное время. Первые 27 воспитанников во главе с педагогом Игнатием Вячеславовичем Иониным пешком дошли по Петергофской дороге до Михайловского дворца, что между Стрельной и Петергофом, и начали под его руководством организовывать совместную жизнь, труд и учебу в загородной школе-колонии. Сами воспитанники придумали новое название своему дому - «Трудовая школа-колония «Красные Зори». К 1925 году количество воспитанников увеличилось до 500 учащихся,

100 дошколят, 200 - приходящих учащихся школы. Школа имела прекрасно налаженное опытное сельское хозяйство на землях имения Михайловки: в прудах разводили редких рыб, была пасека, птичник, скотный двор, коровник, мельница, оранжерея, заготовка кормов, производили свои сортовые семена, и параллельно велась научно-исследовательская работа по выведению новых сельскохозяйственных сортов. Поэтому вскоре было решено организовать для выпускников агропедтехникум, в котором выпускники школы готовились быть организаторами таких же школ с сельскохозяйственным уклоном. Все дети с удовольствием учились и трудились, а во второй половине дня занимались в многочисленных кружках, гуманитарных комиссиях, театрах, в трех оркестрах, все учились говорить на иностранных языках (немецком, французском, английском).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.