Научная статья на тему 'Криптовалюта и ее уголовно-правовой статус'

Криптовалюта и ее уголовно-правовой статус Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
245
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
криптовалюта / виртуальный платеж / уголовный закон / охрана интересов собственника / современные информационные технологии / финансовый рынок. / cryptocurrency / virtual payment / criminal law / protection of interests of the owner / modern information technologies / financial market.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Городнова Ольга Николаевна, Гаврилова Марина Вячеславовна

В статье рассмотрена криптовалюта как особый финансовый цифровой продукт и его уголовно-правовой статус, а также различные, как технические, так и юридические, социальные стороны его использования. Определены перспективы развития правовых мер охраны интересов собственника и государства в условиях развития современных информационных технологий на финансовых рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRYPTOCURRENCY AND ITS CRIMINAL-LEGAL STATUS

The article discusses the cryptocurrency as a special financially secure digital product and its criminal-legal status, as well as various technical, legal, and social aspects of its use. The prospects for development of measures for the protection of landlord's interests in the development of modern information technology in the financial markets are determined.

Текст научной работы на тему «Криптовалюта и ее уголовно-правовой статус»

модернизации института формирования уголовно-процессуальных доказательств // Проблемы правоохранительной деятельности. 2016. № 1. С. 136-140.

6. Материалы уголовного дела № 422028 // Архив Канавинского районного суда г. Н. Новгорода. 2013.

ВЕСЕЛОВ Артем Владимирович - заместитель начальника отдела следственной части Главного следственного управления ГУ МВД по Нижегородской области. Россия. Нижний Новгород. E-mail: artemw83@yandex.ru.

VESELOV, Artem Vladimirovich - Deputy Chief of Department of an Investigative Part of the Main Investigation Department of the Ministry of Internal Affairs in the Nizhny Novgorod region. Russia. Nizhniy Novgorod. E-mail: artemw83@yandex.ru.

УДК 343.7

КРИПТОВАЛЮТА И ЕЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС

О.Н. Городнова, М.В. Гаврилова

В статье рассмотрена криптовалюта как особый финансовый цифровой продукт и его уголовно-правовой статус, а также различные, как технические, так и юридические, социальные стороны его использования. Определены перспективы развития правовых мер охраны интересов собственника и государства в условиях развития современных информационных технологий на финансовых рынках.

Ключевые слова: криптовалюта; виртуальный платеж; уголовный закон; охрана интересов собственника; современные информационные технологии; финансовый рынок.

O.N. Gorodnova, M.V. Gavrilova. CRYPTOCURRENCY AND ITS CRIMINAL-LEGAL STATUS

The article discusses the cryptocurrency as a special financially secure digital product and its criminal-legal status, as well as various technical, legal, and social aspects of its use. The prospects for development of measures for the protection of landlord's interests in the development of modern information technology in the financial markets are determined.

Keywords: cryptocurrency; virtual payment; criminal law; protection of interests of the owner; modern information technologies; financial market.

Последовательная широкомасштабная циф-ровизация всех сфер жизнедеятельности общества породила вполне логичный финансовый инструмент - криптовалюту, влияние которой на экономические и социальные процессы становится все более существенным.

Криптовалюта представляет собой особую цифровую или виртуальную валюту, единицей которой является coin. Фактически, эмитиру-ясь в сети Интернет и, по сути, являясь совокупностью зашифрованных данных, крипто-валюта считается защищенным финансовым продуктом, универсальным средством обмена, накопления, сбережения, расчетов и обладает рядом преимуществ: доступность самостоятельного получения любым трансмиттером благодаря открытому коду алгоритма; анонимность транзакций; защищенность от копирования и подделки; неподверженность росту инфляции вследствие строгого ограничения эмиссии монет; децентрализованный характер распространения.

В то же время, как на уровне мирового финансового сообщества, так и в рамках правового поля отдельных государств, возникает недопонимание некоторых аспектов данного явления, включая правовой статус криптовалюты как средства платежа или средства обмена, необходимость лицензирования деятельности институтов, обслуживающих рынок крипто-валюты, налогообложения данной сферы деятельности. Первые попытки регулирования криптовалюты предприняты в 2013 г «Financial Crimes Enforcement Network» - подразделением Министерства финансов США, осуществляющим борьбу с отмыванием денежных средств, финансированием терроризма и другими финансовыми преступлениями.

В ряде стран - Исландия, Тайвань, Эквадор - криптовалюта юридически не признана. В частности, там применяются различные нормы ограничения на работу с криптовалю-той: налагается запрет на «биткоиноматы», некоторые виды криптовалют признаются не-

законными (например Вйсот в Тайвань), банкам запрещено вести работы с крипто-проекта-ми и биткоин-сетью. Однако осенью 2017 г в ряде стран - Сингапур, Китай, Южная Корея, Япония, Вьетнам, Индонезия, Таиланд, США -был определен правовой статус криптовалюты (Вйеот, Darkcoin, Litecoin и пр.) как не столько формы представления электронных денег, сколько имущественного права, возникающего у участников блокчейн - цепочки крип-тоблоков.

В перспективе в России планируется создать правовое поле, регулирующее оборот такой разновидности электронных денежных активов, как криптоденьги. Президент Российской Федерации В.В. Путин определил для правительства срок внесения законопроекта, касающегося транзакций криптовалют, - 1 июля 2018 г. Эта дата отражена в поручении, данном по итогам состоявшегося в г. Сочи совещания по цифровым технологиям в сфере финансов.

В связи с поиском механизма правового регулирования оборота результатов технической революции остро стоит вопрос поиска способов юридического и технического контроля денежного обращения с целью защиты интересов пользователей криптовалюты и государственного регулирования движения материальных ценностей. Для чего необходим закон о криптовалюте и каков ее уголовно-правовой статус - вопросы, которые предстоит решить современному правовому сообществу.

В принятии закона об обороте виртуальных платежей заинтересовано государство в лице правоохранительных структур, так как в борьбе с легализацией денежных средств, добытых преступным путем, важно четко контролировать адрес и назначение платежа. В условиях децентрализации и анонимности использования криптоденег осуществить контроль их движения затруднительно, в том числе и в целях сбора налоговых платежей. Транзакции с биткоинами проходят без комиссии между анонимными участниками, что порождает развитие теневой экономики и вместе с тем влечет невозможность ареста счетов недобросовестных участников блокчейн.

С точки зрения права обладатель криптовалюты юридически уязвим. Ее пользователи не могут рассчитывать на охрану своих интересов традиционными властными институтами и финансовыми инструментами. Согласно уголовному правопорядку криптовалюта не является предметом преступления, так как не имеет физического воплощения, например хищения (кражи или вымогательства, мошенничества) или иного преступного деяния против

собственности, компьютерной информации, поскольку она не легализована [3].

Статья 75 Конституции устанавливает денежную единицу - рубль, эмиссию которого вправе осуществлять только Банк России [1]. Согласно ст. 140 Гражданского кодекса РФ единственным законным средством платежа в России является рубль; оплату по любому гражданско-правовому договору следует производить в рублях [2]. В случае кражи крип-тоденег потерпевший не сможет надеяться на уголовно-правовую, гражданско-правовую и иную охрану прав собственника материальных активов. Кроме того, затруднительно будет собрать доказательственную базу по административному, уголовному делу с целью предъявления обвинения причинителю вреда, поскольку не всегда удается отследить владельца электронного кошелька и операции с ним.

Предлагаются различные способы легализации оборота криптовалюты. Ряд финансовых экспертов предлагают рассматривать крипто-деньги как инвестиционный актив, другие - как средство электронного платежа, третьи - как имущественное право. Например, Министерство финансов Российской Федерации предлагает разрешить оборот криптовалюты только участникам регулируемой биржи. Руководитель межведомственной рабочей группы по оценкам рисков Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Э.Л. Сидоренко лишь частично согласна с предложениями министерства, так как полагает, что оборот крипто-валюты должен быть свободным и доступным обычным гражданам [6].

Противники валюты, альтернативной рублю, высказываются о законодательном запрете использования криптовалюты. Если одна валюта приобретала большую ценность, чем другая, то одна из них быстро теряет свою стоимость. Председатель Центрального банка России Э.С. Набиуллина отказывается признавать Вйсот или любую другую виртуальную валюту в качестве платежного инструмента, определяя их термином «денежный суррогат» [6].

В январе 2016 г. глава Следственного комитета РФ А.И. Бастрыкин заявил, что необходимо активно бороться с различного рода «мыльными пузырями» на финансовом рынке - финансовыми инструментами, не обеспеченными ликвидными активами. Зачастую именно перенасыщенность рынка такими средствами влечет за собой финансовый кризис, который в дальнейшем переходит и на другие рынки, поэтому Следственный комитет предлагает установить уголовную ответственность за выпуск и оборот денежных суррогатов [5].

Но уже в июле 2016 г. в рамках Международного финансового конгресса Центральный банк России проанонсировал создание блок-чейн-концерсоциума, объединившего пять банков, с целью комплексного изучения технологии распределенных реестров и ее возможностей, мастерчейна как распределенной платформы, на базе которой можно будет создавать новые сервисы. Ряд экспертов считают, что криптовалюта как высокорисковая спекулятивная инвестиция должна быть официально запрещена в рамках правового поля административного и уголовного законодательства. В марте 2017 г. депутатам на рассмотрение был представлен законопроект о введении поправок в Кодекс РФ об административных правонарушениях за создание и использование виртуальной валюты [3].

С целью выработки легального концептуального механизма оборота криптовалюты следует рассмотреть различные, как технические, так и юридические, социальные стороны ее использования и определить перспективы развития мер охраны интересов собственника в условиях развития современных информационных технологий на финансовых рынках.

Во-первых, необходимо определить полномочия и статус единого организатора торговли, эмитента, централизованного регулятора и наделить ими организации, чья деятельность подлежит лицензированию, как следствие - будет подконтрольна государству. Такой организацией по опыту зарубежных стран может стать биржа, торгующая цифровыми валютами.

Во-вторых, целесообразно ограничить пределы эмиссии разных видов криптовалют, поскольку ограниченная валюта дефляционна, т.е. будет дорожать, так как обеспечивается активами предприятий; ее легче контролировать.

В-третьих, законодательно обязать эмитента криптовалюты предоставить резерв в виде материального обеспечения исполнения обязательств, которые могут возникнуть в процессе оборота криптомассы.

В-четвертых, законодательно закрепить нормативно-правовое содержание таких понятий, как «криптовалюта», «майнинг», «технология распределенных реестров», «цифровой аккредитив», «цифровая закладная», «смарт-кон-тракт» и др., которые могут быть отражены в федеральном законе об эмиссии криптовалюты.

В-пятых, необходимо обеспечить внедрение модели обеспечения сохранности денег, безопасность их обращения посредством развития компьютерных технологий. В настоящее время существует угроза безопасности, причем не только на уровне частного пользовате-

ля, но и на общегосударственном уровне. С целью демонстрации примера частного деликта можно предположить ситуацию утраты биткоинов вследствие хищения телефона либо иного цифрового носителя. Если отсутствуют копии электронного кошелька, утрачен пароль, предоставляющий к нему доступ, то потеряны биткоины. Технологии непрерывно развиваются и провоцируют новые вызовы преступной деятельности; с целью борьбы с различными видами компьютерного мошенничества необходим поиск способов противодействия таким криминальным проявлениям.

В-шестых, с целью эффективной борьбы с мошенниками, действующими в условиях трансграничного пространства Интернета, необходима соответствующая подготовка квалифицированных специалистов в формате мета-предметного стыкования криптодетективной деятельности, ИТ-технологий и финансов.

В-седьмых, необходимо в условиях работы правоохранительных органов наращивать мощности вычислительной техники, программного оборудования, поддерживающего функциональность цифровых валют для выявления и раскрытия преступлений при их использовании.

В-восьмых, целесообразно наладить практический механизм использования существующих уголовно-правовых инструментов в целях борьбы со злоупотреблениями прав при использовании финансовых продуктов.

Подводя итоги, отметим, что выбор юрисдикции в отношении криптовалют должен быть нацелен на перспективу, т.е. оценивать не только юридический, но и политический, экономический, социальный аспекты.

Список литературы

1. Российская Федерация. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 1) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 29.07.2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 32, ст. 3301.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (в ред. ФЗ от 30.10.2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1 (ч. 1), ст. 1.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации (ред. от 21.07.2014 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 09.05.2017).

5. За использование биткоинов в России вве-

дут уголовную ответственность // Рос. газ. 2016. 6. Закон о криптовалюте и майнинге в России.

№ 2. С. 18. URL: http://tass.ru/ekonomika/2586528 URL: http://www.investor100.ru (дата обращения: (дата обращения: 01.12.2017). 09.10.2017).

ГОРОДНОВА Ольга Николаевна - кандидат философских наук, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и судопроизводства. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: gorodno. olga@yandex. ru.

ГАВРИЛОВА Марина Вячеславовна - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой информационных технологий и математики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: m-gavrilova@list.ru.

GORODNOVA, Olga Nikolaevna - Candidate of Philosophy, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Criminal Law and Legal Proceedings. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: gorodno.olga@yandex.ru.

GAVRILOVA, Marina Vyacheslavovna - Candidate of Economics, Associate Professor, Head of the Department of Information Technology and Mathematics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: m-gavrilova@list.ru.

УДК 346.6

БЮДЖЕТНЫЙ КОНТРОЛЬ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

М.В. Демидов

В статье рассматриваются актуальные вопросы организации и функционирования бюджетного контроля в бюджетной системе Российской Федерации. В связи с этим автором анализируются отдельные положения бюджетного законодательства, касающиеся этого института в России, вносятся конкретные предложения по совершенствованию государственного (муниципального) финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений.

Ключевые слова: бюджетный контроль; законодательный орган; Счетная палата РФ; контрольно-счетный орган; субъект РФ; муниципальное образование; Федеральное казначейство; финансовый контроль; бюджет; внешний и внутренний финансовый контроль.

M.V. Demidov. BUDGET CONTROL AS AN INTEGRAL PART OF THE STATE (MUNICIPAL) FINANCIAL CONTROL

The article deals with topical issues of the organization and functioning of budget control in the budget system of the Russian Federation. In this regard, the author analyzes certain provisions of the budget legislation concerning this institution in Russia, specific proposals to improve the state (municipal) financial control in the field of budget relations.

Keywords: budgetary control; legislative body; accounts chamber of the Russian Federation; control and accounts body; subject of the Russian Federation; municipality; Federal Treasury; financial control; budget; external and internal financial control.

Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) определяет бюджет как форму образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6) [1]. Он состоит из доходной и расходной частей. Первую часть образуют все денежные средства, кото-

рые поступают в бюджет, исключение составляют только средства, которые являются источниками финансирования дефицита бюджета. Предназначенные для выплаты из бюджета денежные средства, опять-таки за исключением средств, рассчитанных на финансирование дефицита бюджета, составляют расходную часть.

В любом государстве бюджет является эф-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.