Научная статья на тему 'Криминология в Китае и Японии'

Криминология в Китае и Японии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2272
413
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИИ КРИМИНОЛОГИИ / КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ОБЩЕСТВА КРИМИНОЛОГОВ / ПРЕСТИЖ КРИМИНОЛОГИИ / УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / CONCEPTS OF CRIMINOLOGY / CRIMINOLOGICAL RESEARCHES / CRIMINOLOGICAL SOCIETIES / PRESTIGE OF CRIMINOLOGY / CRIMINAL POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Клеймёнов Иван Михайлович

Рассматриваются основные черты криминологии в Китае и Японии: концепции, направления научных исследований, объединения криминологов, престиж криминологической науки, её связи с уголовной политикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINOLOGY IN CHINA AND JAPAN

In article the basic of a criminology to China and Japan are considered: concepts, research directions, criminological societies, prestige of criminology, due to criminal policy.

Текст научной работы на тему «Криминология в Китае и Японии»

УДК 343

КРИМИНОЛОГИЯ В КИТАЕ И ЯПОНИИ

CRIMINOLOGY IN CHINA AND JAPAN И. М. КЛЕЙМЁНОВ (I. M. KLEYMYONOV)

Рассматриваются основные черты криминологии в Китае и Японии: концепции, направления научных исследований, объединения криминологов, престиж криминологической науки, её связи с уголовной политикой.

Ключевые слова: концепции криминологии, криминологические исследования, общества

криминологов, престиж криминологии, уголовная политика.

In article the basic of a criminology to China and Japan are considered: concepts, research directions, criminological societies, prestige of criminology, due to criminal policy.

Key words: concepts of criminology, criminological researches, criminological societies, prestige of criminology, criminal policy.

Национальная школа криминологии в Китае имеет давнюю традицию, что получает своё объяснение в том внимании, которое уделяли выдающиеся философы и государственные деятели Китая проблемам преступности и наказания. Так, Чжоу-гун, брат императора Ву (Х1 в. до н.э.), разработал учение о наказании, которое должно: а) назначаться благоразумно в согласовании с личной виновностью преступника; б) соответствовать тяжести совершённого преступления; в) быть строго индивидуальным. Чжоу-гун установил такие закономерности уголовной политики:

справедливое (благожелательное) правление снижает преступность, а неразумная (необоснованная) карательная практика её повышает;

наказания должны быть дифференцированы по отношению к типам преступников и опасности совершённых ими преступлений;

определяющее значение имеет политика государства, на которой (а не на преступнике) должно быть сфокусировано внимание [1].

В то же время современная китайская криминология находится в стадии формирования и ещё не получила своего законченного выражения. Это отчасти обусловлено осо© Клеймёнов И. М., 2012

бенностями политической ситуации в Китае, которая охватывает континентальный Китай с «руководящей и направляющей» ролью КПК, Тайвань и особые административные округа (ОАО) Гонконга и Макао. Если первый политический субъект (и соответственно его учёные) тяготеет к марксизму и маоизму и долгое время ориентировался на политический и научный опыт СССР и России (включая негативный опыт свертывания исследований), то остальные субъекты подверглись вестернизации, что затронуло и сферу гуманитарных знаний. Следовательно, у китайской криминологии существует три источника: советская (российская) криминология; западная (главным образом, англо-американская криминология) и национальная криминология как развитие конфуцианского учения и обобщения многовекового отечественного опыта в сфере борьбы с преступностью. Криминологи Тайваня, Гонконга и Макао выступают трансляторами западных криминологических теорий для учёных континентального Китая, что расширяет диапазон научных исследований. Криминологический центр Гонконгского университета в настоящее время осуществляет мониторинг убийств, виктимизации, наркотизма, измере-

ния преступности и эффективности деятельности органов юстиции; в 2011 г. провел международную конференцию, посвященную предупреждению преступности и реабилитации осуждённых преступников [2].

Развитие китайской криминологии в русле западных научных школ обусловлено тем вниманием к криминологической ситуации в Китае, которое проявляли представители европейской и англо-американской криминологии. Проведены исследования по ряду направлений [3]. Китайские криминологи получили готовые модели того, как следует осуществлять научные исследования в своей стране. В этих моделях отсутствовало глубокое понимание китайского менталитета, но с точки зрения эмпирического познания реальности они были весьма поучительны.

В то же время среди китайских учёных формировалось собственное понимание криминальной феноменологии, основанное на конфуцианстве. Согласно этому пониманию, человеческая природа признавалась позитивной, а вина за преступность и социальную дезорганизацию возлагалась на правительство [4]. Здесь проявляется продолжение китайской традиции, которая рассматривала преступность и наказание в категориях «космического порядка».

Наконец, выделяется группа криминологов, которые, основываясь на социологии, исследовали уголовное право как часть всеобъемлющей системы традиционного социального контроля [5].

Китайские учёные определяют криминологию как науку (и учебную дисциплину), которая изучает возникновение, развитие, причины преступности и реагирование на неё [6]. При этом, как и в советской криминологии, выделяют четыре точки зрения на природу криминологии: 1) часть уголовного права; 2) раздел социологии; 3) самостоятельная наука; 4) интегративная наука, которая привлекает весь комплекс научных знаний для исследования феномена преступности и реагирования на неё.

Национальная криминологическая школа развивается в русле политической философии, культурологии и социальной практики, нацеленных на оптимизацию правления и социального контроля. Её отличительными (от западной криминологии) признаками являются:

во-первых, понимание преступления как явления случайного (рискованного предприятия), а не строго детерминированного (научного факта);

во-вторых, если западная криминология задаётся целью, как остановить преступление, то в китайской традиции в центре внимания - как улучшить правление;

в-третьих, западные учёные убеждены, что преступление - естественное явление, которое соответствует природе человека (человек от природы зол). Китайские мыслители полагают, что преступление - явление противоестественное и человек от природы добр. Они становятся на путь преступлений под давлением обстоятельств;

в-четвёртых, западные криминологи изучают человека, пытаясь ответить на вопрос, почему одни люди совершают преступления, а другие - нет. Китайские криминологи исследуют прежде всего общество, чтобы установить, какие сбои в государственной политике вносят вклад в развитие преступности [7].

Марксизм с его генеральной идеей социального переустройства очень хорошо вписывается в китайскую школу криминологии. Однако начиная с 1980-х гг. в Китае развертываются исследования преступности на основе социально-психологических, мульти-культурных, коммуникативных и иных подходов. В частности, установлен эффект «радиации» преступности в аспекте информационного воздействия, утверждается, что контроль над преступностью требует блокирования растлевающего влияния западных СМИ [8]. Начинает активно исследоваться проблема преступности несовершеннолетних, громко заявившая о себе в середине 1970-х гг. В 1982 г. создано Общество по изучению правонарушений несовершеннолетних в Китае.

Криминология в континентальном Китае систематически преподаётся в юридических учебных заведениях с середины 1980-х гг. Исследовательские криминологические центры начали создаваться в наиболее крупных учебных и научных учреждениях. Особенно заметные усилия в этом направлении предприняты Институтом предупреждения преступности и пенитенциарной политики Министерства юстиции КНР, НИИ обществен-

ной безопасности МВД КНР, Пекинским университетом и Восточно-Китайским университетом политики и права. Китайские учёные принимают участие в Международных конгрессах ООН по предупреждению преступности и обращению с преступниками (начиная с VI - в Венесуэле в 1980 г.). Постепенно освобождаясь от идеологических установок, китайские криминологи переключают внимание в область решения практических проблем. В 1992 г. создано Китайское криминологическое общество, которое поставило перед собой цель развития криминологии в Китае. Обществом издаётся Криминологическая серия. В 1995 г. издан «Криминологический словарь», получивший высокую оценку специалистов в области криминологии и уголовного права. Опубликована книга «Современная эмпирическая криминология», ставшая настольной для новых поколений криминологов [9].

Криминологи высказывают интересную мысль, что преступность является молчаливым партнёром китайской модернизации, а право и порядок избраны политической элитой в качестве главных приоритетов на пути достижения целей экономического роста и благополучия [10]. Криминологические исследования в этой связи выступают средством оценки реальных результатов модернизации, определения морального и политического климата.

Криминологические исследования в Японии имеют солидный исторический и эмпирический опыт, который подробно изложен в известной всем специалистам монографии Кана Уэды «Преступность и криминология в современной Японии» [11]. В этой работе японский криминолог отмечает некоторые проблемы национальной криминологии. Первая из них состоит в том, что криминологические исследования не стали достаточно системными и обобщающими. Вторая заключается в сильном тяготении к заимствованию западных криминологических теорий, в основном американских. Третья проблема выражается в тенденции, которую К. Уэда называет «политизацией» или «огосударствлением» криминологии [12]. В этой связи интересно посмотреть, как решались эти проблемы в Японии за прошедшие после опубликования монографии десятилетия.

Можно, во-первых, констатировать, что в этот период японская криминология характеризуется экстенсивным развитием. Криминологическая проблематика интересует социологов, психологов, психиатров, экономистов, медиков, специалистов в сфере безопасности. Это видно, в частности, из того, что в 2008 г. была создана Японская федерация криминологических ассоциаций, куда вошли ассоциации: научного обеспечения безопасности; коррекционной медицины; криминальной психологии; криминологии; социальных проблем; социологической криминологии; виктимологии; права и судебной медицины.

Каждая из названных ассоциаций вносит свой вклад в развитие криминологии в Японии. Так, Ассоциация научного обеспечения безопасности занимается разработкой модели комплексной программы снижения преступности, Японская ассоциация криминальной психологии предлагает ряд развивающих и адаптационных курсов для различных категорий делинквентов. Ассоциация социальных проблем исследует связи между преступностью и обществом в Японии, а Японская ассоциация права и судебной медицины - взаимодействие между правом и социальной работой в стране. Японская ассоциация социологической криминологии издаёт журнал, в котором постоянно поднимаются проблемы эффективности уголовноисполнительной политики [13].

Во-вторых, следует обратить внимание на высокий международный авторитет японской криминологии. Японские криминологи являются членами многих зарубежных криминологических объединений, включая авторитетное Американское криминологическое общество. Не случайно местом проведения ХVI Мирового конгресса международного криминологического общества, который состоялся 5-9 августа 2011 г., стал японский город Кобе. Заметим попутно, что участником Конгресса был только один российский криминолог - Я. И. Гилинский, в связи с чем можно сделать вывод о сравнительно низком (в данном случае - с японским) международном рейтинге российской криминологии.

В-третьих, наблюдается возрастающее стремление японских криминологов разрабатывать проблемы стратегического уровня.

Это означает, что в структуре криминологических исследований по отдельным (мелким) темам растет доля тех, в которых анализируются крупные проблемы и формулируются выводы национального, субрегионального и даже глобального уровня. На ХVI Мировом конгрессе международного криминологического общества профессор университета Рю-коку С. Исизука выступил с докладом по теме «Глобальный экономический кризис и криминология», а профессор университета Хитоцубаси Х. Кусано - по теме «Модели государства и стратегии предупреждения преступности».

В-четвёртых, тенденция «огосударствления» криминологии получает в Японии всё большее распространение и это следует признать позитивным фактом. Конкретное выражение данная тенденция получает в том, что государственные чиновники и служащие правоохранительных органов с уважением и вниманием относятся к рекомендациям японских криминологов; принимают непосредственное участие в организуемых криминологами мероприятиях; выступают заказчиками криминологических исследований; оказывают организационную поддержку инициативам криминологов. В целом можно утверждать, что криминологическое мышление в позитивном (утверждающем) значении этого выражения присуще как всей системе государственной власти Японии, так и отдельным лицам, её реализующим.

Деятельность государственных органов Японии по предупреждению преступлений основана на принципе формирования общества, в котором нет места совершению преступлений. Здесь, конечно, речь не идёт о социальной системе в целом, имеется в виду совершенно определённая община - сообщество людей, проживающих в данном месте, объединённых общими интересами. При этом закономерно возникает и осуществляется стратегия укрепления общины, направленная на поддержку людей, чувствующих себя социально изолированными.

Национальный менталитет обеспечивает широкую вовлеченность японцев в превентивную активность. Число организаций, объединяющих волонтёров, принимающих участие в предупреждении преступлений, ежегодно растёт и достигло в 2010 г. огромной

цифры - 43 000. Полиция относится к ним, как к незаменимым партнёрам в профилактической работе.

Японская уголовная политика концентрируется вокруг идей смещения акцентов из области «государственно-правового» в область «социального», где активно задействуются традиции японского общества, и социального контроля, в котором принимают участие широкие слои населения Японии [14]. В Японии уголовная политика делает акцент не на теоретической разработке уголовно-правовых мер, а на общесоциальном (по возможности неуголовно-правовом) воздействии [15].

Фундаментальной чертой уголовной политики Японии является профилактика девиантности. Доминантой антидевиантной профилактики являются такие социальные институты, как школа, семья, группы сверстников. В политике, проводимой государством в отношении молодого поколения, активно используется система общественных регуляторов, в частности, традиционное для японцев чувство привязанности к определённой социальной группе, идентификации себя с ней, как основной инструмент социального контроля, сдерживающего развитие девиации в молодёжной среде [16].

Вообще японские криминологи с удовольствием цитируют слова Листа, что «лучшая уголовная политика - это лучшая социальная политика» [17]. Данный тезис, без сомнения, поддержит любой криминолог мира. Но японских криминологов поддерживает правительство. В этом и заключается своеобразие японского менталитета, где сохранение традиций признается оптимальной криминологической стратегией на любом уровне власти.

1. Kam C. Wong. The Study of Criminology in China. - URL: http://www.works.bepress.com/ kam_wong/19 (дата обращения: 19.09.2011).

2. Centre for Criminology, The University of Hong Kong. - URL: http://www. crime.hku.hk (дата обращения: 12.09.2011).

3. Hebenton Bill, Jou Susyan. In search of criminological tradition: the development of criminology in Taiwan // Crime, Law and Social Change. -2005. - Vol. 44(3) ; Dutton Michael R. Policing and punishment in China: from patriarchy to the People. - New York : Cambridge University Press, 1992 ; Jianhong Liu, Zhang Lening, Ste-

ven F. Messner. Crime and Social Control in a Changing China. Westport, CT : Greenwood Press, 2001.

4. Hsu Dau-lin. Crime and Cosmic Order // Harvard Journal of Asiatic Studies. - 1970. -Vol 30. - Р. 111-125.

5. McCormack Geoffrey. Traditional Chinese Penal Law. - Edinburgh University Press, 1990 ; McKnight B. E. The Quality of Mercy: Amnesties and Traditional Chinese Justice. - Honolulu : University Press of Hawaii, 1981.

6. Kang Shuhua. Criminology: History, Status, Future. - Fanzui xue: Lizhi, Xianzhuang, Weilai, 1998.

7. Kam C. Wong. The Study of Criminology in China. - URL: http://www.works.bepress.com/ kam_wong/19 (дата обращения: 19.09.2011).

8. Kang Shuhua. Id. - P. 50-51.

9. Hebenton B., Jou S. The criminology in and of China. Discipline and Power // Journal of Contemporary Criminal Justice. - 2010. - № 7. -P. 13-15.

10. Id. - P. 7.

11. Уэда Кан. Преступность и криминология в современной Японии. - М. : Прогресс, 1989.

12. Там же. - С. 41-42.

13. Johnson D. T. Japanese Punishment in Comparative Perspective // Japanese Journal of Sociological Criminology. - 2008. - № 33. - P. 4б-б4 ; Tsutomi Hiroshi. A Paradigm Shift in Offender Treatment : Towards a Strength-Based Model // Japanese Journal of Sociological Criminology. - 2009. - № 34. - P. 47-58.

14. Морозов Н. А., Коидзуми Е. Преступность. Уголовная политика. Уголовное право Японии // Актуальные проблемы юридической науки и практики в условиях становления в России правового государства : мат-лы XXXVIII научной конференции ДВГУ. - Владивосток : ВИТ, 1997. - С. 38-40.

15. Морозов Н. А. Преступность и борьба с ней в современной Японии : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Владивосток, 2000. - С. 11-12.

16. Латыпов С. Р. Государственная политика Японии в сфере борьбы с девиантным поведением молодежи (1990-2008 гг.) : автореф. дис. . канд. социол. наук. - Саратов, 2009. -С. 10.

17. См.: Уэдо Кан. Преступность и криминология в современной Японии. - М. : Прогресс, 1989. - С. 147.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.