Научная статья на тему 'Криминологический мониторинг антикоррупционного законодательства сша'

Криминологический мониторинг антикоррупционного законодательства сша Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
348
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ СИСТЕМА США / ВЗЯТКА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО США / ДОЛЖНОСТНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ / БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ В США

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шмелева К. Л.

This article tell us about features of some canons of legislation of United States of America. Some clauses of legislation of USA, that was chosen by analysis and monitoring purely express the internal politics of the government, that has as its aim the fighting of corruption. It is necessary to note, that while fighting the corruption in the country, we may estimate USA from its absolutely different sides, but nevertheless one of the main way of fighting the corruption in USA is a correct legislation. In this article there are some extracts from the clauses of legislation of the USA, what are possible to compare with clauses of Russian legislation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Криминологический мониторинг антикоррупционного законодательства сша»

Так как Конституция подписана в форме международного договора, для ее вступления в силу необходима ратификация со стороны государств-членов. Процедура ратификации осуществляется на основе национального конституционного законодательства. До единогласного одобрения всеми государствами-членами Европейский Союз продолжает функционировать в нынешнем виде, на основе Маастрихтского и Римского договоров.

С ратификацией Конституции возникли определенные трудности в ряде стран, а именно во Франции и Нидерландах, где население высказалось против этого документа.

В связи с этим 23 июня 2007 г. руководители стран ЕС утвердили в Брюсселе план мероприятий по пересмотру учредительных документов организации. 13 декабря 2007 г. был подписан Лиссабонский договор, который фактически воспроизводит Европейскую Конституцию 2004 г.

В процессе ратификации Лиссабонского договора возникли трудности. На этот раз их причиной стал отказ граждан Ирландии одобрить Лиссабонский договор на первом референдуме 12 июня 2008 г. Правительство Ирландии приняло решение провести повторный референдум, предварительно разъяснив ирландским гражданам преимущества этого документа. Ирландия одобрила Лиссабонский договор на референдуме 2.Х.09.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что в процессе своего развития (эволюции) право ЕС превратилось в динамичную, разработанную и активно развивающуюся уникальную правовую систему. Существенные изменения в праве ЕС связаны прежде всего с развитием интеграционных процессов в рамках ЕС и переходом права на новый конституционный уровень в связи с разработкой наднациональной Конституции для Европы, которая призвана кодифицировать право ЕС и заменить существующие учредительные договоры.

ПРОБЛЕМЫ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ЗА РУБЕЖОМ

Шмелева К.Л.*

КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА США

Ключевые слова: коррупция, антикоррупционная система США, взятка, законодательство США, должностное преступление, борьба с коррупцией в США.

This article tell us aboutfeatures of some canons of legislation of United States of America. Some clauses of legislation of USA, that was chosen by analysis and monitoring purely express the internal politics of the government, that has as its aim — the fighting of coiruption. It is necessary to note, that while fighting the corruption in the countiy, we may estimate USA from its absolutely different sides, but nevertheless one of the main way of fighting the corruption in USA is — a coirect legislation. In this article there are some extracts from the clauses of legislation of the USA, what are possible to compare with clauses of Russian legislation.

Как показывает практика, Соединенные Штаты Америки основательно подходят к решению вопросов борьбы с коррупционными преступлениями. Это четко просматривается и в федеральном штатном законодательстве.

Примером тому глава 11 титула 18 Свода законов США — «Подкуп, незаконные доходы и конфликт интересов» (Bribery, Graft and Conflicts of Interest).

Статья 201 (b)(1) (Подкуп публичных должностных лиц и доказательства) главы 11 титула 18 Свода законов США устанавливает уголовную ответственность за предложение, обещание и дачу взятки в обмен на совершение незаконных действий должностным лицом. Иногда это называют активным подкупом. В сравнении с российским законодательством оно не всегда устанавливает ответственность за предложение или дачу взятки. Судебная практика нашей страны идет по пути назначения наказания только при условии того, что взятка получена должностным лицом.

Предметом взятки, в соответствии со ст. 201 титула 18 Свода законов США, может быть любая ценность, материальная или не материальная. Этим законодательство США также отличается от законодательства России, где взятка, даваемая в нематериальной форме, не наказуема (ст. 204, 290, 291 УК РФ).

* Аспирантка Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина. [ringletto@mail.ra]

Пункт (b)(2) ст. 201 титула 18 Свода законов США предусматривает ответственность публичного должностного лица, которое «прямо или косвенно требует в качестве подкупа, добивается, получает, принимает или соглашается получить или принять какую-либо ценность лично или для любого другого лица или организации» в обмен на какие-либо незаконные действия или бездействия по службе. Иногда это называют пассивным подкупом. Как видно из формулировки, состав преступления, в отличие от отечественного законодательства, не требует, чтобы взятка была выплачена в пользу самого должностного лица.

Уголовно наказуемым в США является само получение денег должностным лицом или служащим от иных лиц и выплата таких вознаграждений частными лицами и организациями, т.е. общий подкуп без связи с каким-либо конкретным действием или бездействием должностного лица или служащего (ст. 209 титула 18 Свода законов США).

Статья 207 главы 11 титула 18 Свода законов США устанавливает запрет бывшим должностным лицам участвовать в делах на чьей-либо стороне против США. Им запрещаются любые контакты со своими бывшими коллегами (any communication to or appearance before any officer or employee), нацеленные на то, чтобы повлиять на них в чью-либо пользу. Такого рода ограничения вводятся на один или два года. В России эта форма так называемой «авторитетной коррупции» не запрещена. Крупные коммерческие компании систематически внедряют своих работников в государственный аппарат, а при увольнении с должности принимают их к себе на работу, широко используя наработанные ими связи в государственном аппарате. Эго делает коррупцию в России системной. Она существует не в виде случайных контактов не знающих друг друга людей, а как система отношений между людьми, хорошо знающими друг друга по совместной работе в государственном аппарате или в бизнесе.

В США, как и во многих странах мира, уже давно существует такое понятие, как «конфликт интересов», распространение которого в России в законодательных кругах только набирает обороты... Законодательство США устанавливает, что должностное лицо не должно принимать участия в разрешении дела, в котором он, его супруг, несовершеннолетний ребенок, главный компаньон, организация, в которой он служит как должностное лицо, директор, член правления совета, главный компаньон или служащий, или любое лицо или организация, с которой он состоит в договорных отношениях или имеет любое соглашение, касающееся будущего трудоустройства, имеют финансовый интерес (ст. 208 главы 11 титула 18 Свода законов США). Это обосновано тем, что личный интерес должностного лица может вступить в конфликт с общественным интересом по беспристрастному разрешению дела.

Необычным для нашего законодательства является то, что Генеральный атторней США наряду с принятыми по уголовному делу наказаниями может подать гражданский иск в районный суд с требованием взыскать с нарушителя законов о коррупции штраф в размере до 50 тыс. долларов. Штраф может быть больше и равняться сумме, которую правонарушитель получил (передал) или намеревался получить (передать) при подкупе (ст. 216 (Ь) главы 11 титула 18 Свода законов США).

Борьба с коррупцией облегчается тем, что в США фактически нет иммунитетов, позволяющих должностным лицам избегать наказания за коррупционное поведение. Любое должностное лицо, включая Президента страны, может быть привлечено к уголовной ответственности, хотя и в особом порядке, после отстранения от должности. Например, каждая палата Конгресса США по решению двух третей своих членов может лишить любого члена Конгресса его статуса депутата за совершение коррупционных действий (раздел 5 ст. II Конституции США). Для расследования фактов коррупции в палатах Конгресса избираются специальные комитеты по этике (the Select Committee on Ethics of the Senate and the Committe on Standards of Conduct of the House of Representatives).

США первыми в мире приняли закон о запрете подкупа иностранных должностных лиц в ходе коммерческой деятельности. Это так называемый Акт об иностранной коррупционной практике (Foreign Corrupt Practices Act), принятый в 1977 г. (15USC 78dd-l, et. seq). Россия не относится к группе стран, выступающих за чистоту международного бизнеса. Она не присоединилась к Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития. У нас подкуп иностранцев все еще не запрещен.

Расследовать факты коррупции и привлекать к суду лиц самого высокого ранга, в том числе связанных с организованной преступностью, помогают принимаемые в США меры по защите свидетелей. Для этого на федеральном уровне принято два нормативных документа. Это Федеральная программа защиты свидетелей (Federal Witness Security Program) и Программа помощи свидетелям в случае крайней необходимости (Emergency Witness Assistance Program). Решение об использовании мер, предусмотренных программами защиты свидетелей, принимает Управление по принудительным действиям (Office of Enforcement Operations) Отдела уголовных преступлений Департамента юстиции США. Реализацией мер по защите свидетелей занимается Служба Маршала (судебного исполнителя) США (The US Marshals Service).

Ответственным за расследование фактов коррупционных преступлений и поддержание обвинения в суде по этим делам на федеральном уровне является Департамент юстиции (Department of Justice), возглавляемый Генеральным атторнеем США (The Attorney General). Расследование корруп-

ционных уголовных преступлений осуществляется подчиненным ему Федеральным бюро расследований (Federal Bureau of Investigation). Обвинение в суде по этим делам осуществляют подчиненные Генеральному атторнею США Управления атторнеев Соединенных Штатов (United States Attorneys' Offices) девяноста четырех округов (districts) и специальное объединение обвинителей в Вашингтоне, округ Колумбия (specialised prosecutorial units in Washington, D.C.).

Выявлять факты коррупции в своих агентствах должны Генеральные инспекторы Конгресса штатов (Inspectors General), работающие почти в каждом агентстве. Другие агентства также имеют специализированные подразделения, такие, как Служба внутреннего надзора (Internal Revenue Service).

Управление Генерального инспектора есть в Департаменте юстиции и ФБР. Таким образом, правоохранительные органы также находятся под надзором Конгресса. Парламент России, конечно, не имеет такой возможности контролировать органы исполнительной власти.

Для того чтобы стимулировать работников государственного аппарата выявлять факты коррупции в организациях, где они работают, и сообщать о них компетентным лицам, в США принят Акт о защите информаторов (The Whistleblower Protection Act). Должностное лицо, преследующее подчиненного за его сообщение о правонарушении в организации, подлежит дисциплинарной ответственности по инициативе Специального совета (Special Council), расследующего факт преследования. В России эта мера борьбы с коррупцией никогда особо не была распространена, однако в 2008 г. ее включили в Национальный план противодействия коррупции.

Расследование фактов коррупции в государственном аппарате штата и на местном уровне осуществляют органы полиции штата и генеральный атторней штата.

Исследователей правоохранительной системы США обычно поражает большое количество органов, на которые возложена обязанность выявлять и расследовать коррупционные правонарушения, применять иные меры противодействия коррупции. Иногда расследованием одного дела занимаются сразу несколько государственных органов, деятельность которых координируется обвинителем. С одной стороны, это приводит к распылению сил и средств, а с другой — мешает процессам монополизации в этой сфере, создает конкуренцию между органами правоохраны. США не придерживаются рекомендации международных институтов о формировании единого органа, обеспечивающего расследование фактов коррупции.

Как отмечают эксперты «Группы государств против коррупции», власти США не стремятся спрятать проблемы коррупции в своей стране, пре-

уменьшить ее масштабы и готовы в дальнейшем наращивать усилия по борьбе с ней.

США, не ограничиваясь внутренними законодательными актами, призывают страны мира к совместной антикоррупционной борьбе. В частности, по инициативе США, страны американского континента приняли «Межамериканскую конвенцию против коррупции» (Inter-American Convention on Corruption). В 2000 г. страна подписала Уголовно-правовую конвенцию о коррупции Совета Европы (The Council of Europe Criminal Law Convention on Corruption). США также подписали и ратифицировали 46 двусторонних договоров о взаимной юридической помощи (Mutual Legal Assistance Treaties), в том числе с Россией. Соединенные Штаты являются членом организации «Группа государств против коррупции» (ГРЕКО).

Соединенные штаты Америки не намерены останавливаться на достигнутом, хотя на данный момент система антикоррупционной борьбы в США достаточно слажена и отработана. Окружив коррупционеров со всех сторон и действуя в соответствии с имеющейся на руках информацией, правоохранительные органы США порой не нуждаются в лишних доказательствах, подтверждающих виновность «белых воротничков». И российских принципов по подобию «не пойман не вор» законодатели США не придерживаются.

В законодательной системе главной страны Американского континента все четко, практично, продуманно и беспощадно и, по крайней мере, несравнимо по количеству юридических «лазеек» с российским законодательством. Судя по всему, законодательство в США является, если не главной, то точно одной из основных причин низких статистических показателей коррупционной зависимости должностных лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.