Научная статья на тему 'Криминологические и уголовно-правовые аспекты противодействия легализации преступных доходов в США'

Криминологические и уголовно-правовые аспекты противодействия легализации преступных доходов в США Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
901
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ / ОТМЫВАНИЕ / ПРЕСТУПНЫЕ ДОХОДЫ / США / НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ / CRIME / COUNTERACTION / LEGALIZATION / WASHING / CRIMINAL INCOME / USA / REGULATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Масеев Илья Витальевич

В статье рассматриваются некоторые криминологические и уголовно-правовые аспекты противодействия «отмыванию» денег в США, американское и международное законодательство в данной сфере, а также представлены некоторые громкие дела по легализации преступных доходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article some criminological and criminal and legal aspects of counteraction to washing to the USA, the American and international legislation in this sphere are considered, and also some high-profile cases on legalization of the criminal income are presented.

Текст научной работы на тему «Криминологические и уголовно-правовые аспекты противодействия легализации преступных доходов в США»

114

Юридическая наука. 2015. № 3

КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ И УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ В США

МАСЕЕВ Илья Витальевич

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые криминологические и уголовноправовые аспекты противодействия «отмыванию» денег в США, американское и международное законодательство в данной сфере, а также представлены некоторые громкие дела по легализации преступных доходов.

Annotation. In article some criminological and criminal and legal aspects of counteraction to washing to the USA, the American and international legislation in this sphere are considered, and also some high-profile cases on legalization of the criminal income are presented.

Ключевые слова: преступление, противодействие, легализация, отмывание, преступные доходы, США, нормативные акты.

Key words: crime, counteraction, legalization, washing, criminal income, USA, regulations.

Легализация имущества, полученного преступным путем, считается одним из самых опасных экономических преступлений в США. Этот вид преступной деятельности зародился здесь в 30-е годы XX века, в период действия «сухого» закона, запрещавшего производство и реализацию алкогольной продукции и вызвавшего бурное развитие организованной преступности. Тогда начал применяться новый способ борьбы с последней: ее лидеров стали привлекать к уголовной ответственности не за рэкет, а за неуплату налога на доходы, доказать которую не составляло труда. Реакцией преступных групп стала легализация доходов, позволявшая и уплатить налог, и тратить деньги, не опасаясь уголовного преследования. Один из методов легализации и дал свое название новому направлению деятельности мафии: «отмывание» денег (а точнее, стирка) -moneylaundering. Постепенно жаргонное выражение «стирка денег» стало юридическим термином, употребляемым во многих европейских языках (например, Geldwasche - нем.)1.

Противодействие «отмыванию» доходов, полученных преступным путем (ПОД/ФТ), является одной из приоритетных задач мирового сообщества на современном этапе развития. Объемы легализации преступных доходов в настоящее время, по подсчетам экспертов, составляют от 500 миллиардов до триллиона

1 См.: Клепицкий И.А. Отмывание денег в современном уголовном праве // Государство и право. 2002. № 8. С. 45.

долларов США в год. Однако определить действительные масштабы легализации «грязных» денег в мире не представляется возможным, во-первых, по причине чрезвычайно большой латентности подобных преступлений, а во-вторых, в связи со сложностью предоставления достоверных данных об объектах «отмывания» денег в конкретных регионах.

Размах указанного явления вызывает озабоченность мирового сообщества не только из-за уменьшения налоговых поступлений в связи с укрытием части доходов различными организациями и частными лицами, но и из-за того, что значительная доля укрытых доходов, по результатам проведенных исследований, является доходами, полученными от незаконной деятельности (чаще всего, от торговли наркотиками, людьми и пр.) и поступает в распоряжение террористических группировок по всему миру. Поэтому многие государства, особенно это касается развитых стран мира, принимают меры, направленные на борьбу с легализацией преступных доходов. С развитием экономики совершенствуются не только правовые методы борьбы с экономической преступностью, но и появляются новые методы легализации преступных доходов, применяются все более сложные схемы с участием целой цепочки юридических лиц, созданных как на территории одного, так и нескольких государств, разрабатываются все новые модели сокрытия доходов с использованием банковских продуктов, все новые виды деятельности

Студенческая наука

115

вовлекаются в процесс «отмывания» преступных доходов.

Американские криминологи выделяют до двадцати способов «отмывания» денег2. Ниже представлены самые распространенные:

1) электронные переводы - использование сетей электронной связи банков и коммерческих фондов;

2) приобретение имущества, осуществляемое на подставных лиц, не причастных к криминальной деятельности;

3) валютная контрабанда, то есть размещение денег за границей путем банковских переводов, а также вывоза наличных различным транспортом;

4) «отмывание» денег через казино и другие формы азартных игр, а также через шоу-бизнес;

5) «сжимание денег» - обмен банкнот до 20 долларов, используемых, например, уличными наркоторговцами, на крупные купюры;

6) объединение фондов - соединение незаконных доходов с доходами от легальной деятельности с последующей попыткой представить всю сумму как полученную законным способом.

Правовое обеспечение противодействия легализации преступных доходов осуществляется посредством системы законов и подзаконных актов, регламентирующих в целях борьбы с «отмыванием» денег финансовые, банковские, таможенные отношения, устанавливающие порядок лицензирования и регистрации компаний. Во многих странах имеются типовые, «модельные» законы, выступающие своеобразным каркасом правовых мер по борьбе с «отмыванием» преступных доходов.

Законодательной базой противодействия легализации преступных доходов в США служит совокупность нормативных правовых актов, основными из которых являются: RICO (Закон о коррумпированных и находящихся под влиянием рэкетиров организациях 1978 г.); TheMoneyLaunderingControlAct (Закон о борьбе с отмыванием денег 1986 г.); TheAnti-DrugAbuseAct (Закон по борьбе со злоупотреблениями наркотиками 1988 г.); разд. 18 ст. 1956, 1957 Свода законов США и др.3

2 См. подробнее об этом: Токарев М.А. Контроль за легализацией преступных доходов в США // Международная панорама. 1999. № 11. С. 135-144.

3См.: Григорьева Н.Л. Опыт зарубежных стран в противодействии легализации денежных средств или иного имущества,

В 1988 году ООН принимает конвенцию, направленную на борьбу против незаконного оборота наркотических и психотропных веществ. Современная мировая система противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма сложилась в первую очередь как система противодействия наркоторговле как наиболее обширному и прибыльному виду криминального бизнеса, с которым всегда связаны и торговля оружием, людьми, проституция и многое другое. Долгое время, борясь с наркоторговлей и связанным с ней криминальным бизнесом силовыми методами, ни Европа, ни США не достигли значительных успехов. Тогда был поставлен вопрос о финансовых рычагах давления на преступный мир, которые позднее действительно себя зарекомендовали как более надежные, нежели привычные, силовые, методы. Сделать криминальный бизнес невыгодным, точнее, менее выгодным, усложнить легализацию преступных денег оказалось эффективным методом.

Все банки и финансовые учреждения были обязаны сохранять бухгалтерские записи, предоставлять отчеты о подозрительных транзакциях в виде наличности, банковских трат, туристических чеков и почтовых денежных переводов, превышающих 10 тыс. долларов США в любой валюте, и проводить идентификацию новых клиентов. Это касается трансакций авиалиний, финансовых компаний, гостиниц, ломбардов, ресторанов и пунктов оптовой торговли. В 1988 году был принят Закон об усилении обвинения в делах, связанных с «отмыванием» денег, который расширил действие антилегализационного законодательства на перевозку, перевод и отправление платежных документов. С 2001 года банкам США запрещено сотрудничать с зарубежными оффшорными банками, которые не имеют физического присутствия в юрисдикции Соединенных Штатов и не являются частью регулируемой банковской системы.

В конце 1980-х годов главы ведущих государств пришли к выводу, что наилучшим методом борьбы с организованной преступностью и коррупцией является лишение преступ-

полученных преступным путем: проблемы и перспективы // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 29. С. 75-80.

116

Юридическая наука. 2015. № 3

ника его финансовой базы, а также создание таких условий, при которых станет невозможно и бессмысленно использование преступных капиталов. В 1989 году была создана Financial Action Task Force, или Группа разработки финансовых мер по борьбе с «отмыванием» денег, или ФАТФ. Она появилась в Париже по инициативе президента Франции при участии США, Японии, Германии, Великобритании, Франции, Италии, Канады. Основными направлениями ее деятельности стали: создание рекомендаций, стандартов по борьбе с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма, развитие системы региональных органов и обеспечение сотрудничества государств и международных организаций в области борьбы с «отмыванием» денег. Первоначально предполагалось бороться исключительно с деньгами наркомафии и террористов, но потом руководство ФАТФ стало требовать, чтобы компетентные органы стран-участниц выявляли, арестовывали и изымали финансовые средства и имущество, полученные от любой преступной деятельности. С января 2003 года членами FATF являются более 30 стран мира. Эксперты комиссии принимают активное участие в разработке модельных законов по борьбе с отмыванием денег. Сорок рекомендаций FATF представляют собой всеобъемлющий свод организационно-правовых мер по созданию в каждой стране эффективного режима противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

В целях создания международной системы противодействия легализации доходов и финансированию терроризма недостаточно было только принятия нормативных актов. Необходимы и специальные организации. Одной из них стала созданная в июне 1995 года группа ЭГМОНТ - объединение подразделений финансовой разведки (ПФР), - имевшая неформальный характер. В нее вошли представители 24 подразделений финансовых разведок со всего мира, сотрудничество в рамках этой организации способствовало обмену информацией и опытом, что, безусловно, способствовало усилению системы ПОД/ФТ. На сегодняшний день более ста

стран, в том числе и США, являются членами данной группы4.

Как уже было сказано, «отмывание» преступных денег в особо крупных размерах производится через банки. Ниже указаны одни из самых крупных скандалов «отмывания» за последние два десятилетия.

Дело Bank of New York - одно из крупнейших, связанных с российскими банками. Летом 1999 года в западной прессе начали выходить публикации, в которых утверждалось об «отмывании» в американских банках денег, вывозимых из России организованной преступностью. В ряде статей причастными к этому назывались окружение президента Бориса Ельцина и члены российского правительства. Кроме того, газеты писали о расхищении средств МВФ, выделенных России. 19 августа в The New York Times вышла статья «Банк подозревается в связях с русской мафией», где говорилось, что с октября 1998 по март 1999 года через Bank of New York прошли 4,2 млрд долларов.

Банк WACHOVIA. Этот американский банк (в русской транскрипции - Вачовия) на сегодняшний день является рекордсменом по объемам «отмытых» денег наркомафии. В результате 22-месячного расследования, проведенного Агентством по борьбе с наркотиками США, выяснилось, что в период 2004-2007 годов через указанный банк было пропущено 378,4 млрд. долларов наркоденег (в расчете на год получается почти по 100 млрд долларов). Клиентами банка были мексиканские наркокартели.

Таким образом, наибольшим опытом по противодействию «отмыванию» денег обладают Соединенные Штаты Америки, так как именно там и зародилось это преступление, там же и началась борьба с ним. Мировое уголовное законодательство, и российское в частности, опирается на американский опыт. На сегодняшний день РФ является активным участником мировых сообществ по противодействию легализации преступных доходов - ФАТФ и Эгмонт - и вносит свой вклад в соответствующую мировую юридическую практику.

4 См.: Прошунин М.М. Развитие международной системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма: правовой аспект. 2009.

Студенческая наука

117

Библиографический список

1. Григорьева, Н.Л. Опыт зарубежных стран в противодействии легализации денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем: проблемы и перспективы // Вестник Челябинского государственного университета. - 2012. - № 29. - С. 75-80.

2. Клепицкий, И.А. Отмывание денег в современном уголовном праве // Государство и право. - 2002. - № 8.

3. Прошунин, М.М. Развитие международной системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма: правовой аспект. - 2009.

4. Токарев, М.А. Контроль за легализацией преступных доходов в США // Международная панорама. - 1999. - № 11. - С. 135-144.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.