Научная статья на тему 'Криминологическая характеристика этнической организованной преступности'

Криминологическая характеристика этнической организованной преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2877
354
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кондратенко Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Криминологическая характеристика этнической организованной преступности»

11.8. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТНИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Кондратенко Ю. В., соискатель РАП

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Общеизвестно, что «у преступности нет национальности». Эти слова часто произносятся представителями власти и правоохранительных органов, скрывая реакцию государства на боязнь задеть национальные общины, которые стали многочисленны и влиятельны в русских городах, а часто и сельской местности. Все большее число жителей Средней Азии, Кавказа и Закавказья приезжают на земли традиционно русских областей, чтобы обосноваться здесь, найти работу и получить гражданство. Мигранты приносят в Россию свои традиционные ценности, которые зачастую противоречат ценностям русского народа и других народов исторически проживающих на территории России. Это порождает естественную в такой ситуации этническую напряженность. Но приезжие не только хотят встраиваться в легальную социально-экономическую систему. Они берут под контроль и нелегальные структуры: преступность, наркоторговля, похищение людей, а также полукриминальный бизнес, зачастую использующийся для «отмывания» денег полученных в ходе преступной деятельности.

Между тем национальные преступные группы это не только проблема борьбы с криминалом, это еще и проблема межнациональных отношений в России, проблема организации защиты страны от нелегальной миграции. Только видя эту проблему в комплексе можно ставить задачи устранения ее причин. Потому что нельзя бороться с преступностью, одновременно не замечая того, как мигранты захватывают все более значимые позиции в российской экономике и всегда поддерживают членов своих кланов, в которых зачастую причудливо переплетаются легальный бизнес и преступная деятельность.

Отметим, что в настоящее время «политкорректность» дошла уже до того, что депутаты Государственной Думы рассматривают указание национальности в протоколах задержания как «разжигание национальной вражды», в связи с чем предлагают исключить данную «экстремистскую» графу вообще и не упоминать национальность преступников и подозреваемых в служебных сводках. Таким образом, в России официально существует два базовых тезиса. Первый - преступник не имеет национальности. Второй -любое упоминание об этнической преступности есть русский фашизм, даже если это упоминание допускает представитель другой нации. В результате государство не имеет возможности учитывать этническую специфику организованной преступности, что означает ее почти абсолютную безнаказанность.

Сегодня на территории России в силу известных причин происходит активизация этносов. При этом в развитии национальных и федеративных отношений

постепенно выделяется фактор особой этнической группы - диаспоры, претерпевающей пору оживления и обострения национального самосознания и национальной самоидентификации. К настоящему времени между различными диаспорами и соответствующими этническими криминальными структурами сложились устойчивые отношения сотрудничества и взаимопо-мощи1. Наиболее ярко это проявилось в период вооруженных конфликтов на территории Чечни, когда представители чеченской диаспоры не только предоставляли финансовую и материальную помощь своим воюющим соплеменникам, но и оказывали давление на политическое руководство страны для принятия выгодных чеченской стороне решений.

Группировки, создаваемые в рамках этнических сообществ, отличаются большой мобильностью и наличием «территории для отхода», где деятельность правоохранительных органов затруднена, а порой невозможна. Несмотря на жесткую конкуренцию, стремление к переделу сфер и зон влияния, в целом кавказские сообщества на территории России выступают как союзники. Зачастую в одной группе действуют различные представители закавказского и северокавказского этносов.

Преследуя цель усиления сплоченности и управляемости этнических преступных сообществ, действующих в России, их лидеры умышленно идеологизируют преступную деятельность, внося в нее идеи сепаратизма и борьбы за национальные интересы. Делая упор на национальное сознание, умело манипулируя им, лидеры преступных сообществ всегда могут поднять или снизить уровень агрессии по отношению к конкурентам или представителям органов власти, придать ей определенную направленность. В этом одно из преимуществ принципа формирования преступной группировки на этнической основе, чему в значительной мере способствуют общий язык, родоплеменные связи, традиции и т.д. Кроме того, спекуляция на национальных интересах позволяет формировать у членов преступного сообщества достаточно высокий уровень готовности к самопожертвованию ради достижения целей сообщества.

Проведенное нами исследование показало, что каждая этническая группировка имеет свои уникальные криминологические особенности, которые берут начало в сложившейся на протяжении веков национальной культуре. Организованные этнические преступные формирования являются специфическим видом организованных преступных групп, основанных на тесных родственных связях; единоверии; поощрении обмана представителей преступных сообществ, состоящих их «иноверцев»; круговой поруке; применении насилия для поддержания внутренней дисциплины; культивировании этнических традиций, не препятствующих занятию преступной деятельностью.

Несмотря на «политкорректное» игнорирование проблем этнической преступности в России, приходится признать, что она не только существует, но и активно развивается. Как отметил В. В. Путин: «этнические преступные сообщества существуют, существовали и в Советском Союзе, и в России существуют, и борьба с ними ведется давно. Никакой избирательности здесь

1 Вьюнов Ю. И., Коваленко В. И., Перекрестов В. Н. Состояние преступности в России и ЮФО в 2006 году. Научнопрактическое пособие. Ростов-на-Дону. 2007. С. 55-57.

БИЗНЕС В ЗАКОНЕ

1’ 2008

быть не должно»2. Той же позиции придерживается и заместитель Генерального прокурора РФ А. Буксман: «Этническая преступность давно сложилась в новейшей российской истории; значительная часть организованных преступных групп носит этнический оттенок, создается по земляческому принципу. И надо сказать, что такой принцип создания делает их более устойчивыми, не связанными круговой порукой, и бороться с такой преступностью особенно сложно»3.

Конечно, наиболее остро проблема распространения этнической преступности стоит в Южном федеральном округе, в котором проживает более 140 национальностей. На территории округа действует целая сеть этнических преступных группировок, представленных народами Северного Кавказа, специализирующихся как на совершении традиционных преступлений (вымогательства, разбоев, грабежей), так и на совершении актов терроризма. Таким образом, этнические противоречия в округе все больше начинают принимать оттенок криминальной, и в особенности, террористической направленности. По нашему мнению, такое положение вещей свидетельствует о насущной необходимости научного осмысления феномена этнической организованной преступности и выработки эффективных мероприятий по противодействию ей с учетом особенностей деятельности представителей различных этносов.

Ситуация в ЮФО, отличительной особенностью которого является взаимопроникновение этносов и их культуры, усложняется в силу существования на его территории так называемых этнических преступных группировок, представленных народами Северного Кавказа. В настоящее время заметными этническими образованиями являются общины, сложившиеся в Ставропольском и Краснодарском краях, Ростовской области, Республике Дагестан. Наиболее ярко это проявляется на территории Чеченской Республики - основном источнике, дестабилизирующем обстановку на Северном Кавказе.

Следует отметить, что преступность в ЮФО по сравнению с остальными территориями России в большей степени производна именно от политики, сложилась и прогрессирует в рамках сложных региональных про-цессов4. Наиболее характерными для региона преступлениями являются преступления, имеющие повышенный общественный резонанс, в первую очередь террористические акты, а также убийства представителей органов власти и сотрудников силовых структур. На территории Северного Кавказа действует разветвленная сеть террористического подполья. Только за истекшие семь месяцев 2006 г. в округе совершено 78 актов терроризма.

Проведенное нами исследование показало, что организованная преступность в ЮФО имеет выраженную этническую окраску, что связано с особым геополитическим положением округа.

Отметим, что для борьбы с данным негативным явлением в первую очередь должен быть сформирован понятийный аппарат, соответствующий не только кри-

2 Сергей Брилев Вести недели www.vesti7.ru. Выпуск от 29.10.2006.

3 Там же.

4 Вьюнов Ю. И., Коваленко В. И., Перекрестов В. Н. Прогноз криминальной ситуации на территории Южного федерального округа на 2007-2008 гг.». Научно-практическое пособие. Ростов-на-Дону, С. 46-48.

минальной ситуации в стране, но и положениям наук, занимающихся изучением этносов как феноменов.

Так, в современной терминологии работников судебных и правоохранительных органов и в научной среде в последнее время можно встретить свободное оперирование понятием «этнические группы» в структуре организованной преступности. В то же время этническая группа, с точки зрения этнографии, представляет собой родственную по языку и близкую по культуре общность людей.

Следует отметить, что анализ этого вида организованной преступности, несмотря на большое количество эмпирического материала, накопленного правоприменителем, существенно затруднен, с одной стороны, недостаточной теоретической разработкой проблемы (по большому счету, лишь в ряде 1п1егпе1-изданий), с другой стороны, значительным уровнем латентности преступлений, совершаемых данными организованными преступными структурами. Практически всеми исследователями отмечается высокий уровень латентности организованной этнической преступности. Этнические организованные преступные группировки формируются, как правило, по клановым, родовым признакам, т.е. принадлежности к определенным кланам, родам. Проблема этнических группировок в структуре организованной преступности является малоизученной в силу ряда причин. Судебная практика насчитывает небольшое число дел с приговорами, вынесенными относительно организованных преступных групп и преступных организаций, образованных представителями одной этнической общности или одной этнической группы. Такие дела, как правило, не изобилуют информацией о межличностных отношениях и дифференциации в преступной группе. Сама преступная деятельность законспирирована.

Таким образом, основными причинами зарождения этнической организованной преступности на территории Российской Федерации можно свести к следующим основным моментам:

- сложность этнического состава населения, которая сама по себе, как утверждают криминологи, определяет более высокий уровень преступности;

- усиление миграции как внешней, так и внутренней (независимо от причин и целей миграции - вынужденной, коммерческой или чисто криминальной - она всегда ведет к определенному ухудшению криминогенной обстановки и требует учета в деятельности правоохранительных органов);

- негативное влияние межэтнических и межнациональных конфликтов (в ряде случаев имеющих характер военных действий) на территории бывшего СССР.

Можно связать активизацию деятельности преступных группировок и возникновение новых преступных структур с прибытием беженцев, сформированных по этническому признаку. Есть определенные основания для прогноза, согласно которому сила существующих земляческо-клановых традиций кавказских народов будет способствовать вовлечению в противоправную деятельность соплеменников, что чревато криминализацией среды беженцев. Основные криминогенные последствия вынужденной миграции населения (особенно в южных регионах России) на данном этапе проявляются не в преступлениях, совершаемых беженцами или против беженцев, а в потенциальной опасности среды мигрантов как возможного источника

массовых нарушений общественного правопорядка и как идеальной почвы для деятельности преступных этногруппировок.

Несомненно, этническая организованная преступность является одним из наиболее опасных видов преступной деятельности и имеет ярко выраженную антисоциальную направленность. Она стремится проникнуть во все сферы социально-экономической и политической сферы общества. Интенсивный рост организованной преступности и ее криминальной активности в современной России очевиден. Преступные сообщества действую во всех субъектах Российской Федерации, сформировались до 400 преступных объединений, в их числе и преступные сообщества, имеющие этническую основу. Наиболее опасными среди них являются чеченские, азербайджанские, армянские, грузинские группировки. Языковые и другие национальные барьеры представляют собой специфические механизмы самозащиты.

Отметим, что проблема этнической преступности в настоящее время представляет особый интерес для теоретиков и практиков в связи с тем, что это один из видов преступности, который имеет весьма значительную тенденцию к росту, несмотря на огромную латентность. Вследствие этого представление об этнических преступных группировках нельзя сформировать только за счет анализа уголовной статистики, документов и материалов. Необходимо учитывать экспертные оценки сотрудников правоохранительных органов. До настоящего времени отсутствует единая криминологическая

картина этнической преступности, в рамках которой необходимо сравнительное исследование этнических преступных группировок в России и тех странах, выходцами из которых являются их участники.

В свете сказанного полагаем, что в Российской Федерации должна существовать стратегия борьбы с этнической преступностью, которую целесообразно строить с учетом психологических и поведенческих особенностей представителей различных этнических общностей. Одним из основных направлений повышения эффективности борьбы с организованными этническими преступными формированиями является совершенствование законодательства криминально-правового комплекса, а также правового регулирования механизма миграционного контроля. Полагаем, что в комплексе мер по предупреждению преступлений, связанных с экстремистской деятельностью приоритетное направление должно принадлежать мерам идеологического характера. Чрезвычайно важным, на наш взгляд, является развитие идеологии межнационального согласия, дружбы и сотрудничества народов этноса, поиска национальной идеи, консолидирующей российское общество, объединяющей все народы многонационального Российского государства, бережного и уважительного отношения к культуре каждого народа.

По нашему мнению, необходимо развитие и совершенствование системы социально-политического мониторинга, отслеживание этнополитических ситуаций, проявления расовой, этнической дискриминации, положения национальных меньшинств и устранения выявленных негативных явлений.

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.