Научная статья на тему 'Криминогенное воздействие культивирования гламура в современном российском обществе'

Криминогенное воздействие культивирования гламура в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
99
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ПОНЯТИЕ ГЛАМУРА / АНОМИИ / ПРЕСТУПНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / CRIME INFLUENCE / NOTION OF GLAMOUR / ANOMIES / CRIMINAL BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Аванесян Вилен Витальевич

в статье идет речь о воздействии современных масс-медиа на общественное сознание, а также раскрываются такие понятия, как «гламур», «аномия», и их роль в преступном поведении людей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINOGENICEFFECT OFGLAMOUR CULTIVATION IN RUSSIAN SOCIETYNOWADAYS

the article deals with the impact of modern mass-media on public conscience aswell aswith such concepts as «glamour», «anomia» and their role in criminal behavior.

Текст научной работы на тему «Криминогенное воздействие культивирования гламура в современном российском обществе»

V.V. AVANESYAN*

CRIMINOGENIC EFFECT OF GLAMOUR CULTIVATION IN RUSSIAN SOCIETY NOWADAYS

УДК 343.97 ББК 67.573 А18

Аннотация: в статье идет речь о воздействии современных масс-медиа на общественное сознание, а также раскрываются такие понятия, как «гламур», «аномия», и их роль в преступном поведении людей.

Ключевые слова: криминогенное воздействие, понятие гламура, аномии, преступное поведение.

ВИЛЕН

ВИТАЛЬЕВИЧ

АВАНЕСЯН*

КРИМИНОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ КУЛЬТИВИРОВАНИЯ ГЛАМУРА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

* Кандидат юридических наук, научный сотрудник (ВНИИ МВД России) Б-та11:е^1ог62@уаЫех.т.

Annotation: the article deals with the impact of modem mass-media on public conscience as well as with such concepts as «glamour», «anomia» and their role in criminal behavior.

Key words: crime influence, notion of glamour, anomies, criminal behavior.

Существуют такие продукты общественного развития, которые могут приносить вред или пользу в зависимости от того, в чьих руках находятся и какие цели преследует их обладатель. К этой категории относится практически вся

*

гигантская площадка масс-медиа, которая занимает большинство ниш человеческих потребностей и интересов и имеет громадное влияние на людей. Деятельность сферы масс-медиа обладает такой спецификой, которая не позволяет законодателю по объективным причинам ограничивать ее, что нередко оказывает негативное и даже криминогенное воздействие.

В погоне за высокими рейтингами, тиражами, в целях удержания и расширения потребительской аудитории журналисты, авторы книг, представители киноиндустрии, производители видео- и компьютерных игр и иные ответственные за содержание средств массовой коммуникации лица прибегают к использованию методов и приемов, многие из которых сводятся к манипуляциям с традиционными духовными, социальными и правовыми ценностями, к игре на человеческих слабостях, аморальных потребностях. Они отвлекают людей от насущных проблем, истинных жизненных ценностей, предлагая привлекательные, яркие, новые образы и ориентиры, устанавливая стандарты эстетических, поведенческих, морально-нравственных и иных норм.

Среди таких компонентов современной медиакультуры значимое место отводится так называемому гламуру, который получил в последнее десятилетие невероятную популярность

* Под термином « масс-медиа» мы будем подразумевать любые источники информации и средства ее распространения, имеющие массовое воздействие на потребителей (получателей) такой информации- пресса, телевидение, киноиндустрия, литература, радио, сеть Интернет; видео- и компьютерныеигры и др.

Криминология и профилактика преступлений

Криминология и профилактика преступлений

в России путем целенаправленного и последовательного поощрения, насаждения, а нередко -введения в обычай средствами масс-медиа.

Однако несмотря на насыщенность и масштабы продуктов гламурного содержания, особенно в молодежной среде, до сих пор однозначное научное определение гламура отсутствует.

В Европе и Америке его значение в течение веков подвергалось обновлению и в настоящее время имеет следующие концепты: привлекательная внешность; шарм, обаяние, романтическое очарование; сексапильность; роскошь, шик, богатство; известность, успешность, популярность; магия, колдовство, чары (только в связке с другими значениями); харизма; глянец, блеск, лоск; экзотичность; престиж1.

На практике эти значения редко актуализируются по отдельности - каждое обычно аккумулирует несколько смыслов. В русское линг-вокультурноепространство это слово заимствовано в конце XX - начале XXI в., что совпадает с ранним периодом развития в России глянцевой журналистики. Одно из первых определений слову «гламур» предложил Л.П. Крысин, в толковом словаре которого записано: «Гламур, множественного числа нет - внешний блеск (в одежде, украшениях, косметике и т. п.), внешняя привлекательность. Гламурный - внешне привлекательный, шикарный (преимущественно о женщинах)»2. Лингвисты до сих пор спорят, из какого языка (английского или французского) это слово заимствовано и насколько целесообразно его использование в русском языке.

Нечеткость интерпретаций ключевых значений позволяет практически каждому иметь свое представление о смысловом содержании «русского гламура». Этот термин стал очень популярным в русскоязычной повседневной речи и «как никакой другой феномен сегодняшней жизни одновременно восхищает, привлекает и интригует воображение»3.

Известно, что основу криминализации общественного сознания составляет в первую очередь деформация ценностно-нормативных показателей, размывание социально позитивных установок, стереотипов поведения, нравственных идеалов людей. Именно современные масс-медиа являются одним из основных источников, формирующих представления человека о реалиях окружающего мира, активно воздействуют на общественное сознание и настроение, взгляды и поведение отдельных людей, социальных групп. Информация, доводимая посредством масс-медиа до читателей, слушателей или зрителей, вызывает у них соответ-

ствующую реакцию в виде эмоциональных, психологических переживаний, что приводит к формированию определенных установок во взглядах, ориентирах и даже поведении. При таких обстоятельствах гламур сегодня - эффективное средство, культивируемое масс-медиа и используемое ими для манипулирования общественным сознанием. В этот процесс вкладываются огромные финансовые средства, которые приносят прибыль несоизмеримо большую, чем предварительные денежные вложения. В результате такого насаждения потребители этого продукта оказываются вольно или невольно втянутыми в сети гламура: все чаще гламурная тематика становится одной из основных в различных социальных группах.

На первый взгляд никаких социально опасных, а тем более криминогенных последствий «гламуризация» общества за собой не влечет, но при более глубоком анализе наблюдаемых тенденций связь между ними и деформацией ценностно-нормативной системы личности начинает вырисовываться. Это как раз тот случай, когда медиа-продукт, наряду с другими, выполняет негативную функцию - отвлекает людей от подлинных проблем, духовных, нравственных ценностей, не предлагая взамен ничего достойного и культивируя, казалось бы, простой путь к счастью, новому образу жизни, который фактически и по сути своей является фетишизмом и псевдомечтой.

Если для масс-медиа гламур - это больше рекламный и хорошо оплачиваемый продукт, обладающий особыми притягательными свойствами, то для его потребителей он становится образцом, эталоном благополучия. Естественно, при таких обстоятельствах каждый хочет обладать им, заполучить его, но лишь немногим это удается сделать честным и законным путем, поскольку чаще всего гламур недосягаем для большинства, так как носит штучный характер, обладает своими специфическими особенностями и качеством, а потому стоит очень дорого. Как следствие - наиболее психологически неустойчивые личности в своем стремлении к гламуру способны переступить не только моральные, нравственные, но и правовые запреты.

Для обозначения подобного состояния общества, при котором наступают разложение, дезинтеграция и распад системы ценностей и норм, гарантирующих общественный порядок, ввиду расхождения между потребностями и интересами части его членов, с одной стороны, и возможностями их удовлетворения - с другой, со-

циологами используется термин «аномия». Это понятие введено в научный оборот Э. Дюрк-геймом4. Дальнейшее развитие концепции аномии связано с именем Р. Мертона5.

Понятие аномии выражает собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм. При достаточно резкой смене общественных идеалов и морали определенные социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит их отчуждение, новые социальные нормы и ценности (в том числе социально декларируемые образцы поведения) отвергаются членами этих групп, а вместо конвенциональных средств достижения индивидуальных или общественных целей выдвигаются собственные (в частности, противоправные). Именно такая ситуация складывается в российском обществе под воздействием повсеместной «гла-муризации».

Явления аномии, затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно действуют в отношении молодежи. Отсутствие четкой системы социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать идеальным общественным нормам, отражается в первую очередь на подростках и молодых людях, которые, не имея богатого жизненного опыта, не обладая достаточной моральной, нравственной, волевой устойчивостью, легко поддаются воздействию соблазнов гламурных образов и способны ради достижения желаемой цели встать на криминальный путь.

Любое умышленное преступление имеет причины и условия его совершения. Универсальность гламура как детерминанта преступности заключается в том, что он, с одной стороны, непосредственно связан и с индивидуальными особенностями человека, и с социальными условиями его жизни, одновременно существенно влияя на них; с другой стороны - создает благодатную почву для преступного поведения и часто сам является его мотивом.

Большинству людей свойственно стремление к благополучию, богатству, жизни в достатке. Но каждый в содержание этих понятий вкладывает различный смысл. Гламур в зависимости от индивидуальных психологических, духовных, моральных, материальных и иных особенностей людей действует на них неодинаково и вызывает разные побуждения. Но в любом случае сценариев развития поведения всего два: если человек понимает истинную «ценность»

гламура или абсолютно безразличен к нему -воздействия не происходит; если же поддался действию привлекательности гламура - стремление к нему практически неизбежно.

При реализации первого сценария наиболее вероятны также два пути: один - когда окружение человека разделяет его взгляды, идеалы, в частности, безразличное отношение к гламуру, ничего существенного в его жизни не происходит; в противном случае он рискует стать изгоем среди своего окружения, не подверженного гламуру (коллег друзей, знакомых и даже родных). Такая ситуация способна привести к получению морально-психологических травм, уединению человека, замкнутости в себе. При развитии второго сценария вариантов множество, и воздействие гламура может иметь даже криминогенное свойство. Причем гламур может выступать в форме как причины (мотива) совершения преступления, так и условия (чаще происходит первое). Известно, что мотив - явление психологическое и формируется при условии вступления человека в разнообразные социальные отношения с окружающими, его включенности в общественные связи, а гламур сегодня - это «лакмусовая бумага», определяющая «своего» или «чужого» в той или иной социальной группе. По этой причине чтобы стать, оставаться или удерживаться в качестве «своего» в обществе, многие стремятся завладеть, пользоваться и распоряжаться производными гламура. Таким способом человек утверждает себя в этой среде: на социальном, соци-ально-психологическоми индивидуальном (самоутверждение) уровнях. Это особенно важно, если у него нет иных атрибутов для этого, например, хорошего и прочного материального, служебного положения или собственных достижений - творческих, служебных, научных и иных. Вне мира гламура он не способен к получению определенного социально-ролевого положения. Выдвижение на социальном уровне обычно соотносится с завоеванием престижа и авторитета, карьерой, обеспечением материальными благами. Гламур становится смыслом и условием жизни человека

Такое безудержноеи бессознательное стремление способно привести к совершению преступления. Уголовно-правовая практика знает немало примеров. Наиболее простой и распространенный - когда завороженный блеском гламурных образов (дорогих машин, стильных вещей, драгоценностей и т. д.), не имея средств приобрести все это, человек совершает преступление: кражу, грабеж, разбой и даже убийство.

Криминология и профилактика преступлений

Криминология и профилактика преступлений

Правда, не каждый из потенциальных «гламурных» преступников способен совершить преступления, связанные с причинением насилия; это уже зависит от степени криминогенной предрасположенности личности (воспитание, образование, социальное положение, образ жизни, личностные психологические и иные качества).

Нередко гламур становится причиной изготовления и реализации подделок (драгоценности, дизайнерская одежда и т. д.), совершения финансовых и иного рода махинаций, рейдерс-ких захватов, других корыстных преступлений.

Культивирование гламура еще более опасно потому, что оно порождает множество так называемых замещающих преступных действий, когда, не достигнув первоначальной цели по ряду объективных и субъективных причин, преступник стремится заменить ее другой - идентичной, но доступной, при этом тяжесть преступления и степень общественной опасности способов ее (цели) достижения может быть гораздо большей, так как нередко напряжение аффекта у преступника достигает наивысшей точки. Например, попытавшись угнать дорогой автомобиль и получив неожиданный отпор от хозяина, преступник отступает, но в следующий раз он, совершая аналогичное преступление в другом

месте, уже готов применить насилие. Благодаря таким замещающим действиям происходит разрядка (снятие) нервно-психического напряжения, и преступник получает удовлетворение

В приведенных случаях гламур если и не становится одной из причин преступления, но, как минимум, присутствует среди мотивов его совершения.

Наблюдаемые в настоящее время негативные тенденции в преступности являются в значительной степени следствием социально-психологических процессов, которые одновременно порождают преступность, порождаются ею и неизменно сопутствуют ей. Гламур в современном российском обществе - одно из ярких проявлений таких тенденций. Выполняя в основном функцию деформации ценностных и нравственных ориентиров в обществе, он тем самым способствует аморальному и криминогенному воздействию на людей. Его неконтролируемоекуль-тирование опасно не только тем, что гламур способен детерминировать преступность, но и тем, что он несет в себе серьезную угрозу ее социально-политическим и экономическим устоям. И чем раньше будут приняты меры по обузданию этого явления, тем более успешной окажется борьба с преступностью в целом.

1 См.: ПлатоноваН.С. Становление и развитие межъязыковых коррелирующихконцептовg1amour и гламур: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2011. С. 16-18.

2 Крысин Л.П. Толковыйсловарь иноязычных слов. 2-е изд., доп. М., 2010. С. 187.

3 См.: РудневаД.А. Гламур как феномен культурыпостиндустриальногообщества: методологияисследо-вания // Изв. Урал. гос. ун-та. 2010. № 2. С. 34.

4 См.: Дюркгейм Э. Самоубийство Социологическийэтюд/ изд. подгот В.А. Луковым СПб., 1998. С. 294-296.

5 См.: Мертон Р. Социальная структураи аномия // Социологияпреступности (Современные буржуазные теории) / пер. Е.А. Самарской. М., 1966. С. 299-313.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.