Научная статья на тему 'Криминальные проявления в миграционных процессах'

Криминальные проявления в миграционных процессах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
137
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мигрант / преступность / миграционные процессы / иностранные граждане / криминальные проявления / незаконная миграция / migrant / criminality / migrational processes / foreign citizens / criminal manifestations / illegal migration

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Айкало Инна Васильевна

Миграцию можно рассматривать с одной стороны, как резерв дешевой рабочей силы, жизненно необходимой для России, с другой нужно учитывать, что значительная часть прибывающих в страну мигрантов оказывается в криминальной среде в силу ряда обстоятельств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the аrticle migration cаn be considered from two different sides: as a cheap labour force which is vitally necessary for Russia and a considerable part of the migrants coming to the country due to a series of different circumstances appear in criminal surroundings.

Текст научной работы на тему «Криминальные проявления в миграционных процессах»

УДК 343.9.01+314.7

КРИМИНАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ

© 2010 г. И.В. Айкало

Южный федеральный университет, Southern Federal University,

ул. Горького, 88, г. Ростов-на-Дону, 344007, Gorkiy St., 88, Rostov-on-Don, 344007,

urist-rsu@mail. ru urist-rsu@mail. ru

Миграцию можно рассматривать с одной стороны, как резерв дешевой рабочей силы, жизненно необходимой для России, с другой - нужно учитывать, что значительная часть прибывающих в страну мигрантов оказывается в криминальной среде в силу ряда обстоятельств.

Ключевые слова: мигрант, преступность, миграционные процессы, иностранные граждане, криминальные проявления, незаконная миграция.

In the аНкк migration cаn be considered from two different sides: as a cheap labour force which is vitally necessary for Russia and a considerable part of the migrants coming to the country due to a series of different circumstances appear in criminal surroundings.

Keywords: migrant, criminality, migrationalprocesses, foreign citizens, criminal manifestations, illegal migration.

Миграция населения - неотъемлемая черта динамичного развития образа жизни современного общества, ей принадлежат важные функции распределения трудовых ресурсов и преодоления различий в уровне и образе жизни. Радикальные изменения практически во всех сферах нашей жизни (политической, социальной, экономической и культурной) вызвали значительные изменения в миграционных процессах и стали предметом острейших дискуссий. Это заставляет нас по иному взглянуть на масштабы миграционных перемещений населения, их структуру, факторы и причины, что не укладывается в обычные рамки изучения рассматриваемой темы.

Можно обозначить широкий круг проблем в современной миграции населения, в первых рядах которой -нелегальная, т.е. незаконная миграция, одна из самых трудных проблем как для теоретического осмысления, так и для разработки практических способов ее регулирования на всех этапах истории и во всех государствах. Сегодня нет совершенных механизмов контроля за незаконной миграцией и способов ее полностью регулировать [1].

Россия активно стала принимать участие в международном миграционном обмене со второй половины 80-х гг. ХХ в., превратившись из закрытого государства со строго дозируемым миграционным оборотом в одну из стран с интенсивным процессом как на въезд, так и на выезд. Увеличение масштабов притока в страну населения не только из бывших союзных республик, но также из дальнего зарубежья, способствовало яркому проявлению внешней и сопутствующей ей неконтролируемой миграции.

Массовая, спонтанная, во многом неуправляемая миграция словно накрыла страну волной в 90-х гг. ХХ в. Развиваясь, она оказывала все большее негативное влияние на экономику, социальные, этнокультурные и другие процессы в России. Под угрозой оказалась и национальная безопасность государства.

Анализ статистических данных, характеризующих преступность иностранных граждан и лиц без гражданства в период с 1991 по 2006 г., свидетельствует о значительном росте количества преступлений, совершаемых названной категорией лиц. Так, в 1991 г. количественный показатель преступлений, совершенных иностранцами составлял всего 308 преступлений в год. Спустя четыре года, в 1995 г., этот показатель превысил 32 тыс. чел. В 1996 г. он составил 37 тыс. преступлений. Некоторое сокращение на 25 % отмечалось в 1997 г., причиной чему послужило принятие нового Уголовного кодекса РФ и связанная с этим декриминализация ряда деяний. Но уже со следующего 1998 г. вновь происходит резкий скачок общего числа преступлений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства, что, несомненно, было связано с адаптацией и стабилизацией правоприменительной практики. В 1998 г. иностранными гражданами и лицами без гражданства совершена 31 тыс. преступлений, в 2000 г. - 35 тыс., в 2001 г. - 37 тыс., в 2002 и 2003 гг. - 40570 преступлений. Не стал исключением и 2005 г., в течение которого было зафиксировано около 50 тыс. преступных проявлений [2, с. 190-191].

В общей структуре преступности увеличивается и доля преступлений, совершенных иностранцами. Так, если в целом по стране в 1991-1995 гг. она не превышала 0,6 %, то в 1997-2006 гг. данный показатель вырос в 3 раза и составил уже 1,8 %. Надо ли говорить, что мы имеем дело с очень серьезной тенденцией, на которую нельзя не обратить внимание.

Более того, в общей структуре преступности около 40 % составляют тяжкие и особо тяжкие преступления. Прирост имеют такие виды, как кража, мошенничество, грабежи и разбойные нападения [3].

И с каждым годом возрастает нелегальный характер миграционных потоков. По заявлению Председателя Правительства РФ В.В. Путина «...сегодня в стране по экспертным оценкам на нелегальном поло-

жении находится от 15 до 20 млн иностранных граждан» [4].

Необходимость поставить под контроль масштабы миграции потребовала, наряду с действующим, выработки качественно нового законодательного регулирования, четкой государственной миграционной политики. С этой точки зрения весьма продуктивным был 2006 г., когда в результате конструктивного сотрудничества МВД РФ, и особенно Федеральной миграционной службы, с профильными комитетами Государственной Думы были подготовлены четыре основополагающих законопроекта по вопросам миграции. Это прежде всего Федеральные законы: от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства»; от 06.05.2008 г. № 60-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; от 18.07.2006 г. № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного управления в сфере миграции» и от 05.11.2006 г. № 189-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства».

С вступлением в силу вышеуказанных законов не произошло качественного роста административных правонарушений (1 млн 400 тыс. в 2006 г. и 1 млн 396 тыс. в 2008 г.), совершенных иностранными гражданами. А количество зарегистрированных преступлений, совершенных в отношении последних снизилось на 4,8 % по сравнению с 2007 г. и в абсолютных цифрах составило 15 210 [5].

Связь миграции и безопасности государства носит двусторонний характер. С одной стороны, речь идет о безопасности общества и государства, которая затрагивается миграционными процессами, а с другой - о безопасности самих мигрантов.

Находясь на нелегальном положении, мигранты не только не могут пользоваться естественными правами, но и не могут исполнять обязанности, установленные государством. Все более очевидной становится связь незаконной миграции с организованной преступностью, а нередко и с терроризмом и экстремизмом. Следует признать, что на сегодня потоки незаконной миграции в Россию из государств с нестабильной общественно-политической и экономической обстановкой продолжают оставаться значительными, прежде всего речь, конечно, идет о странах СНГ [6, с. 12].

Вклад граждан бывшего Советского Союза в эту общую статистику миграционной преступности достаточно основателен (48 801 преступление в 2008 г.) [5]. Анализ миграционных процессов и в России, и в мире свидетельствует, что нелегальная миграция представляет собой неотъемлемую часть криминального бизнеса. Она сказывается на экономических отношениях в целом,

способствует криминализации российской экономики, расширяя ее теневую составляющую, существует вне рамок налогового и иного экономического законодательства.

Интенсивная миграция в Россию выходцев из стран ближнего зарубежья приводит не только к изменению этнического состава населения, но и к активному формированию национальных диаспор, которые в свою очередь составляют устойчивый резерв пополнения криминальных группировок.

Важные отличительные признаки миграционной преступности - это объединение по этническому принципу на экономической основе. Причем внутренняя структура организованных преступных групп иностранцев как правило создана по принципу землячества.

Диаспоры имеют не только хорошо организованную структуру, но и немалые финансовые средства, на которые создаются различные фонды, коммерческие организации, возглавляемые иностранцами, ранее получившими российское гражданство. В условиях достаточно свободной госрегистрации организаций и предприятий отдельные граждане пользуются несовершенством законодательства, приглашают иностранцев для работы, оформляют документы на юридических лиц. Впоследствии такие организации также легко и безнаказанно самоликвидируются, а иностранные граждане и лица без гражданства, не выезжая из страны, переходят на нелегальное положение. Те из них, кто встал на миграционный учет, используются в строительстве, промышленности, на транспорте, в лесном, сельском хозяйстве и в сфере оказания бытовых услуг.

Неконтролируемые миграционные процессы ведут к обострению криминогенной обстановки, мигранты пополняют ряды преступных сообществ. Данная категория лиц, как правило, занимается незаконными торговыми операциями, мошенничеством, вовлекается в наркобизнес, торговлю оружием, совершает иные преступления, что весьма негативно воспринимается населением.

Только в Москве, помимо основных жителей города -москвичей, проживают азербайджанцы, грузины, граждане Средней Азии и т.д. Некоторая их часть находится на нелегальном положении.

Наркобизнес - особая тема, так как этот вид противоправной деятельности наиболее тесно связан с проблемой незаконной миграции. Каналы контрабандного перемещения наркотиков через центральноазиатские государства, граничащие с Афганистаном, зачастую след в след совпадают с каналами нелегальной миграции. Наркотрафик из регионов Центральной Азии, Кавказа и приграничных районов Китая, следуя по проторенным путям нелегальных мигрантов, протянулся не только к традиционным рынкам сбыта в центральной части России, но и к удаленным регионам Сибири и Дальнего Востока.

Наркобароны используют незаконных мигрантов для контрабанды наркотиков, привлекая их не столько возможностью одномоментного обогащения, сколько используя шантаж и угрозы.

Ежегодно за совершение наркопреступлений на территории Российской Федерации органами внутренних дел задерживается до четырех тысяч иностранцев [7, с. 35].

Несомненно, головным ведомством в части, касающейся разработки и реализации мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции, является Федеральная миграционная служба РФ. Однако выполнение этой работы возможно лишь в тесной взаимосвязи с иными компетентными государственными органами, в том числе и с территориальными органами внутренних дел. Тем более что значительная доля миграционных правонарушений относится к сфере их ведения.

До недавнего времени единственным уголовно наказуемым деянием в области незаконной миграции признавалось незаконное пересечение Государственной границы РФ (ст. 322 Уголовного кодекса РФ). Речь идет о пересечении охраняемого участка Государственной границы без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из страны, либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством РФ.

В 2000 г. Российской Федерацией подписаны Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности и Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий данную Конвенцию. Указанными международными правовыми актами предусмотрено, что каждое государство-участник должно принять такие законодательные меры, какие могут потребоваться, чтобы признать в качестве уголовнонаказуемых деяний три самостоятельных состава преступления [8, с. 95]. Из них в настоящее время лишь один нашел последовательное отражение.

Федеральным законом от 28.11.2004 г. № 187-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» введена в УК РФ ст. 322.1, предусматривающая ответственность за организацию незаконной миграции. Уголовно наказуемым деянием признается организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, их незаконного пребывания или незаконного транзитного проезда через территорию страны. Два других состава, т.е. содействие незаконному нахождению иностранных граждан и лиц без гражданства на территории страны и осуществлению ими трудовой деятельности, а также умышленное создание условий для незаконного ввоза мигрантов путем изготовления поддельного документа на въезд, выезд или удостоверения личности, приобретения или предоставления такого документа или владение им, до настоящего времени не приняты во внимание.

В связи с этим, представляется необходимым дополнить уголовное законодательство соответствующими положениями, это позволит гармонизировать российское законодательство с признаваемыми в стране международными нормами.

Кроме того, в действующих российских законодательных актах не определено понятие «незаконная ми-

грация». Если обратиться к международным правовым актам, то Соглашение о сотрудничестве государств -участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией под незаконными мигрантами понимает граждан третьих государств и лиц без гражданства [9], нарушивших правила въезда, выезда, пребывания или транзитного проезда через территории сторон, а также граждан сторон, нарушивших правила пребывания на территории одной из них, установленные ее национальным законодательством.

Вместе с тем названными нормами не установлены критерии уровня общественной опасности правонарушений, отнесенных к незаконной миграции. Более того, приведенные нормы с практической точки зрения не способствуют уяснению масштабов незаконной миграции и, следовательно, выработке слаженных организационных мер по противодействию этому явлению. А ведь именно от характера нарушения зависит степень ответственности, определяемая не столько размером штрафа, сколько мерой государственного воздействия на нарушителя: административным выдворением, депортацией либо признанием его пребывания в России нежелательным.

Предлагаем установить однозначное определение понятия «незаконная миграция», которое должно быть отличным от понятия «незаконное нахождение на территории Российской Федерации». Ключевой критерий в данном случае, по нашему мнению, - осознанность иностранным гражданином совершаемых им действий.

Когда мы хотим понять, что представляет собой миграция, является она злом или благом для России, надо прежде всего видеть, в каких формах это происходит. Если государство защищает собственных граждан, если оно разумно привлекает рабочую силу из-за рубежа, всесторонне контролируя этот процесс, управляет им на основе четких законов, то это, конечно, благо. Многие страны используют мигрантов как дешевую рабочую силу, и, когда людям предоставляются лучшие, чем на их родине условия для существования, польза получается обоюдная.

Но если государство должным образом не регулирует миграцию, если процесс идет без достаточной законодательной базы, хаотично, то вполне естественно, что он принимает уродливый характер. Тогда это ведет к подрыву экономики конкретного государства и даже к политической нестабильности. В таком случае миграция может быть злом.

Литература

1. Незаконная миграция. Аналитические материалы «круглого стола» // URL: www.perspektivy.info/srez/val/ strategiya_razvitiya_migracionnoiy_politiki_v_Rossii, 2008 (дата обращения : 20.02.2009).

2. Гончаренко Г.С. Миграционные процессы и их правовое регулирование. Уголовно-правовой и криминологический аспекты. Ростов н/Д, 2005.

3. Статистика. URL: www.mvd.ru/stats/ (дата обращения : 27.02.2009).

4. URL:www.kremlin.ru (дата обращения: 25.10.2007).

5. Пресс-служба ГУВД по Ростовской области. URL: www.guvdinfo.aaanet.ru (дата обращения : 01.02. 2009).

6. Ольков С.Г. Миграция, преступность и политические режимы : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Тюмень, 2004.

7. Состояние преступности за 2007 год. М., 2008.

8. Лунев В.Д. Десятый конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонаруши-

Поступила в редакцию

телями, его место в истории конгрессов // Государство и право. 2000. № 9.

9. Постановление Правительства РФ от 05.03.1998 г. № 266 «О подписании соглашения о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией» // Доступ из справ.-прав. системы «Консультант Плюс». Российское законодательство.

6 марта 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.