Научная статья на тему 'Криминальная девиантность подростково-молодежных субкультур'

Криминальная девиантность подростково-молодежных субкультур Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6233
642
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Ключевые слова
СУБКУЛЬТУРА / ПОДРОСТКОВАЯ И МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА / КРИМИНАЛЬНАЯ ДЕВИАНТНОСТЬ / ТИПОЛОГИЯ ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР / SUBCULTURE / TEEN AND YOUTH SUBCULTURE / CRIMINAL DEVIANCE / TYPOLOGY OF THE TEENAGERS AND YOUTH SUBCULTURES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Клейберг Юрий Александрович

В статье осуществлен теоретико-методологический анализ социально-психологических и криминологических феноменов «субкультура», «подростковая субкультура», «криминальная девиантность»; выявлены предпосылки девиантного и криминального поведения в подростково-молодежной среде; даны типологии и характеристика молодежных субкультур с девиантологической ориентацией; предложена авторская типология девиантного поведения современной молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminal deviance of teenagers and youth subcultures

The article is dedicated to the theoretical-methodological analysis of the socio-psychological and criminological phenomena of «subculture», «adolescent subculture», «criminal deviance»; identified are the prerequisites of deviant and criminal behavior in teenagers and youth; given the typology and characteristics of youth subcultures with devianceʹs orientation; author's typology of deviant behavior of modern youth.

Текст научной работы на тему «Криминальная девиантность подростково-молодежных субкультур»

Клейберг Юрий Александрович

доктор психологических наук, доктор юридических наук, профессор Московского государственного областного университета, Международной академии ювенологии _(e-mail: klab03@rambler.ru)

Криминальная девиантность подростково-молодежных субкультур

В статье осуществлен теоретико-методологический анализ социально-психологических и криминологических феноменов «субкультура», «подростковая субкультура», «криминальная девиантность»; выявлены предпосылки девиантного и криминального поведения в подростково-молодежной среде; даны типологии и характеристика молодежных субкультур с девиантологиче-ской ориентацией; предложена авторская типология девиантного поведения современной молодежи.

Ключевые слова: субкультура, подростковая и молодежная субкультура, криминальная девиантность, типология подростково-молодежных субкультур.

Yu.A. Kleyberg, Doctor of Law, Pedagogics, Psychology, Professor of the Moscow State Regional University, International Academy of Juvenology; e-mail: klab03@rambler.ru

Criminal deviance of teenagers and youth subcultures

The article is dedicated to the theoretical-methodological analysis of the socio-psychological and criminological phenomena of «subculture», «adolescent subculture», «criminal deviance»; identified are the prerequisites of deviant and criminal behavior in teenagers and youth; given the typology and characteristics of youth subcultures with deviance's orientation; author's typology of deviant behavior of modern youth.

Key words: subculture, teen and youth subculture, criminal deviance, typology of the teenagers and youth subcultures.

В широком смысле под субкультурой понимается система норм, ценностей, установок, образцов и стилей поведения определенной социальной группы, отличная от господствующей в данном обществе нормативной культуры.

В узком смысле - субкультура - один из компонентов культуры как системы выражения ее социокультурной самоорганизации на разных уровнях. Субкультура - форма жизнедеятельности групп и общностей, являющихся носителями собственных специфических ценностей, норм, интересов, отношений, поведенческих традиций, артефактов (в виде элементов моды, дизайна среды и т.п.).

Подростковая субкультура - это своеобразная попытка построить сообщество сверстников-единомышленников и утвердить свой собственный образ жизни, отличающийся не только от детского, но и взрослого.

Субкультуры многообразны. Они существуют в различных возрастных, этнических, социально-профессиональных, конфессиональных и иных группах. Субкультурам присущи свои специфические языки (профессиональный или молодежный сленг, уголовный жаргон, особая жестикуляция, татуировки), традиции (ритуал приема новых членов, принесение специаль-

ной клятвы, особый ритуал поведения) и нормы (табу).

Предпосылками девиантного и криминального поведения, как правило, являются снижение (или их отсутствие) морально-этических установок и изменение личности, патологические влечения и неблагоприятные средовые воздействия.

Одна из типологий подростково-молодежных объединений с девиантной ориентацией и антиобщественным сознанием выглядит таким образом [1]:

Случайная - группа, например, затевающая драки на дискотеках, стадионах и в других местах, имеющая свои неписаные групповые нормы и ценности. При этом, действия, совершенные индивидом в толпе, кажутся ему анонимными, как бы обезличенными (неличными) действиями;

Ретристская группа, обычное занятие которой - бесцельное времяпрепровождение, сомнительные развлечения, токсикомания и наркомания;

Агрессивная группа основана на примитивных представлениях об иерархии ценностей и минимуме культуры; характерными особенностями агрессивной группы являются жесткая иерархическая структура, сильное групповое

281

давление на ее участников, серьезные санкции за нарушение групповых норм, психологической основой которых является резкое противопоставление «мы - они»;

Криминогенная группа, для нее характерными чертами являются внушаемость и конформизм, которыми пользуются в своих противоправных целях лидеры группы; членами криминальных групп, как правило, являются подростки из проблемных семей, а отсюда - примитивный уровень мышления.

Выделяют следующую типологию молодежных субкультур романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, толкинисты, с известными оговорками - байкеры);

гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэперы и т.п.);

криминально-девиантологические, или де-линквентные («гопники», «люберы»);

анархо-нигилистические (панки, экстремистские политизированные субкультуры «левого» и «правого» толка);

религиозно-мистические (кришнаиты, муни-сты и т.п.);

спортивные (культуристы, паркурщики, скайт-бордингисты, скейтеры и др.);

интеллектуальные (хакеры, КВНщики).

М. Брейк выделяет следующие функции субкультур для молодежи:

1. Они предлагают решение некоторых структурных проблем молодежи на «магическом» уровне, особенно проблем, созданных внешними противоречиями социоэкономиче-ской структуры, которые коллективно переживаются молодежными поколениями. Часто эти проблемы являются частью классовых переживаний - эффектом осознания классовой принадлежности и сопротивления молодежи социально-экономической заданности их будущего.

2. Они предлагают некую новую культуру, из которой можно отобрать значимые культурные элементы, такие как стиль (моду), досуго-вые ценности, повседневные идеологии и жизненные стили. Эти элементы способствуют формированию идентичности вне той солидарности, которая предписывается им «соответствующей» (их уровню) семьей и школой.

3. Они есть некая альтернативная форма социальной реальности, которая, конечно же, апробируется в классовой культуре, но опосредуется ближним окружением (соседством) или несуществующей - символической общиной, воспринятой через масс-медиа.

4. Субкультуры предлагают осмысленный, значимый путь жизни в рамках свободного времени - в течение досуга, который вынесен за рамки инструментального и скучного мира учебы.

5. Субкультуры предлагают новые экзистенциальные дилеммы для принятия индивидуальных решений. В частности, они могут включать использование бриколлажа [брикол-лаж - от фр. bricolage - создание новых смыслов; используется в нескольких значениях: 1) как процесс преобразования значения объектов или символов посредством использования несвязанных вещей; 2) для описания любого спонтанного действия; 3) как характеристика строения и способа функционирования сложных систем (по К. Марксу} молодежного стиля для конструирования своей идентичности вне школы [2, с. 48-70].

Основные характеристики подростково-молодежных субкультур и объединений:

спонтанное возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях, конкретной ситуации;

самоорганизация и независимость от официальных (формальных) структур;

обязательные для участников модели поведения, направленные на реализацию не удовлетворяемых в обычных формах жизнедеятельности потребностей (самоутверждение, социальный статус, защищенность, престижная самооценка);

относительная устойчивость и определенная иерархия;

ярко выраженные особенности мировоззрения, ценностных ориентаций, отношений к внешнему миру, поведенческих стереотипов;

атрибутика, подчеркивающая принадлежность к той или иной конкретной группе [3, с. 55-58].

В силу ряда социальных и психологических особенностей в группировке подросток (юноша) проходит своеобразную школу ложного коллективизма, риска, романтики, подлости и жестокости. Здесь его поддерживают материально, убеждают, что он «все может». Такие «стаи» обоснованно называют молодежными бандами.

Психологи выделяют ряд психологических особенностей молодежного возраста:

повышенное стремление к самоутверждению, к проявлению своей индивидуальности, к признанию со стороны окружающих своих личностных достоинств, к приобретению популярности, к осуществлению тех видов деятельности, в которых достигается наибольший успех;

стремление к активному познанию окружающего мира;

развитие специальных способностей; перманентный рост самосознания, связанный с использованием противоречивых, иногда неадекватных форм самооценки;

282

стремление быть в коллективе, идентифицировать себя с ним, быть популярным среди друзей;

завышенная уверенность в себе и в своих силах и способностях, стремление всегда самостоятельно находить выход из любой ситуации;

критическое отношение к авторитетам и наставлениям старших, стремление найти доводы, опровергающие их мнение;

склонность к выдвижению завышенных, нереалистичных притязаний, неподкрепленных собственными способностями и возможностями;

стремление к доверительным, искренним, эмоционально теплым отношениям, потребность в широкой коммуникации с людьми, которым можно доверять самые интимные переживания;

определенный романтизм побуждений и социальной активности, повышенная эмоциональность, горячность, максимализм в суждениях, действиях и оценках;

наличие повышенной отзывчивости на инновации, требующие творческого подхода, напряжения сил и полной самореализации;

болезненное отношение к несправедливости, склонность рассматривать предъявляемые социальной средой требования как несправедливые, предвзятые придирки;

противоречивость внутренних начал поведения, проявляющихся в сильных, глубоких личностных переживаниях, тревожности, сомнениях и раздумьях.

Социологи, криминологи и психологи выделили следующие типы членов подростково-молодежных группировок:

«аутсайдер» - человек, оказавшийся в жизненном тупике, неудачник, не нашедший признания в формальной группе или организации, не имеющий возможности для самореализации;

«маргинал» - одинокая личность, утратившая индивидуальные социальные связи, постоянно испытывающая социальный и психологический дискомфорт и нередко пытающаяся самоутвердиться путем безнравственного поведения;

«конформист» - человек, который легко поддается влиянию авторитетов, хорошо адаптируется к новой социальной микросреде, а также быстро и без особых усилий усваивает групповые нормы и ценности;

«приспособленец» - человек, принимающий групповые ценности и нормы лишь внешне, чтобы добиться признания и повышения своего статуса в группе, а за счет этого - и престижа в обществе;

«фанат» - человек, преданный ценностям и символам группы, неукоснительно соблюдаю-

щий принятые здесь нормы и отрицающий все, что идет вразрез с ее ценностями;

«вождь» - человек, видящий свое признание в том, чтобы руководить людьми, претендующий на роль лидера в группе, проявляющий инициативу организатора и нередко действительно обладающий неплохими для этого способностями;

«попутчик» - человек, случайно примкнувший к группе, не до конца определивший свои ценностные ориентации, руководствующийся больше солидарностью, чем групповыми целями и нормами;

«имитатор» - человек, для которого первостепенное значение имеют внешние атрибуты и символы объединения, составляющие для него предмет гордости;

«скучающий» - человек, для которого одним из мотивов вступления в группу является надежда более содержательно организовать свой досуг и найти среду для общения.

0.В. Погожева, выделив в сочинениях и анкетах идентификационные качества наиболее популярных личностей в криминогенных группах и суммируя все показатели, получила эталонный ряд идентификационных качеств, приходящихся на высоко статусных членов криминогенных групп [1].

Больше всего подростки идентифицируют себя с характерологическими и поведенческими качествами лидера, его асо-циальной деятельностью. Эмоциональные факторы идентификации в группах подростков несколько снижены, а порой почти не развиты.

Если речь идет о подростково-молодежной группе девиантов в целом (наркоманов, преступников, проституток, алкоголиков), то исследователь имеет дело с девиантной субкультурой. Для сообщества преступников или осужденных обычно применяется термин де-линквентная субкультура.

И.И. Саламатина [4] выделяет три типа (модели) делинквентного поведения подростково-молодежных субкультур:

1. Дезадаптивно-агрессивный тип поведения является одной из наиболее распространенных форм криминальной активности молодежи. Социально-психологическая структура общности почти всегда представляет собой «банду». Подростково-молодежная субкультура деза-даптивно-агрессивного типа также преимущественно организована как банды с многоуровневой структурой, но выполняемые ими функции гораздо шире.

Этот тип поведения характеризуется четкой организационной структурой, обеспечением безопасности участников, «наставничеством», содержанием досугового общения, девальвацией ценностных смыслов и субкультурной референтацией, тактикой агрессивных дей-

283

ствий, функциями возрастных групп, контролем и стигматизацией участников в группировке, практикой противодействия правоохранительным органам, психологической мотивацией демонстративного и эпатажного поведения, наиболее типичными формами криминальной активности, субкультурными элементами вне-правовых отношений.

2. Дезадаптивно-коррумпированный тип поведения основан на реализации дезадаптивно-деструктивных установок в отдельных сферах социальной деятельности при избегании прямых конфликтов с законом и правоохранительной системой. Корысть становится доминирующим мотивом деятельности группировки, в которую подросток и юноша вступают не ради «поиска справедливости», а рассчитывая на быстрое продвижение в структуре неформальных отношений. В итоге, криминальная карьера может в кратчайшие сроки дать юноше ощутимые материальные блага, а иногда и значительную власть, не требуя от него годов учебы, добросовестного труда и наличия хоть каких-либо талантов и способностей.

3. Дезадаптивно-лояльный тип поведения отражает совокупность вариантов приспособления к социуму социальных групп из числа безнадзорных несовершеннолетних. Бежавшие из семьи, детских домов, интернатов или просто брошенные родителями дети нередко образуют неустойчивые стаи-ассоциации, объединение в которые просто помогает физическому выживанию. Группировка в таком случае выполняет довольно важные функции психологической поддержки и создания иллюзии некоторой защищенности.

Традиционно в криминологии и девиантоло-гии типология несовершеннолетних преступников описывает четыре различных по глубине личностной деформации (В.В. Вандышев, 2003):

совершившие преступления в результате случайного стечения обстоятельств, легкомыслия, вопреки общей положительной направленности личности;

совершившие преступление в результате попадания в соответствующую ситуацию, что обусловлено неустойчивостью общей направленности личности;

совершившие преступление в результате преобладающей отрицательной личностной направленности, не достигшей уровня устойчивой общей антисоциальной направленности личности (ранее совершавшие проступки, правонарушения);

совершившие преступления в результате относительно устойчивой антиобщественной направленности личности (ранее совершавшие преступления).

Сопоставление статистических и исследовательских данных последних лет указывает

на увеличение доли несовершеннолетних, относимых к двум последним типам, и сокращение среди несовершеннолетних «случайных» преступников. Это, вероятно, свидетельствует об углублении криминальной социализации и деформации личности несовершеннолетних, а также подтверждает возрастающее значение превентивной, профилактической деятельности, направленной на минимизацию влияния дезадаптационных факторов на личность подростков.

Конечно же, важно разобраться с критерием криминальной (девиантной) социализации личности современного подростка. Мы считаем, что можно опираться на два вида критериев - интегральный и частный, каждый из которых имеет свои показатели. Первый критерий отражает степень и адекватность присвоения личностью социального опыта криминальной (девиантной) субкультуры и является субъективной характеристикой результата социализации; второй - социальный статус личности в криминальной (девиантной) субкультуре -показывает объективную сторону криминальной (девиантной) социализации.

Психологическими основаниями интегрального критерия являются: 1) психологическая готовность к криминальной деятельности и 2) способности личности к криминальной деятельности. Психологическими основаниями частного критерия выступают: 1) криминальная направленность личности; 2) криминальное (девиантное) самоконструирование; 3) субъективная рациональность; 4) конструирование и идентификация; 5) криминальная (девиантная) ориентация; 6) нравственно-этические и правовые представления о последствиях криминальной деятельности личности.

Показателями криминальной (девиантной) социализации личности будут выступать социальные (мораль, нормы) и психолого-юридические (право, нормы) факторы и механизмы криминальной (девиантной) социализации личности.

Автором разработана типология девиантно-го поведения в современных молодежных субкультурах только по одному из важнейших параметров - уровню мотивации, мотивацион-ным источникам девиантного поведения [5; 6].

Данная типология содержит три типа девиантного поведения, виды и мотивы девиантного поведения:

1. Личностный тип. В основу личностной модели девиантного поведения современной молодежи положен синтез трех модальностей личности: активности, социализации, интегра-тивности, т.е. принцип анализа личности ее жизнедеятельность, через способ организации ее жизни, а также способность разрешать психологические противоречия.

284

Мотивы совершения девиантных поступков молодыми людьми имеют тесную связь с эмоциями, которые переживает субъект поведения:

латентный; мотив впечатляющего менеджмента (быть привлекательным для других людей, добиваться их расположения, симпатии и любви); сокрытия деформированных личностных качеств, деструктивных свойств личности;

манифестный; мотив открытой демонстрации принадлежности к девиантной субкультуре, поведения, образа жизни;

стяжательный; мотив приобретения, наживы; агрессивный; мотив разрушения, агрессии, аутоагрессии; деструктивный мотив;

тактический; мотив достижения личностных целей;

экзистенциональный; мотив самоутверждения;

протестующий; мотив власти, эпатажа, оппозиции;

гедонистический; мотив получения удовольствия; нарциссический;

любопытствующий; мотив познания интереса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Средовой тип. Молодежная социальная среда представляет собой либо совокупность социальных условий жизнедеятельности человека, оказывающих влияние на его сознание и поведение, либо как совокупность объективных факторов, влияющих на формирование и поведение личности.

В молодежной социальной среде формируется фон девиантного поведения, играющий, как правило, активную роль. Окружающая социально-психологическая обстановка влияет на личность молодого человека с девиантным поведением посредством общественного мнения, закона, политических структур, других социальных групп , а также социальных норм и санкций, системы ценностей, принципов морали, прав и обязанностей и т.п.

Мотив совершения девиантного поведения молодыми людьми образован на основе стимулов (провокаций) социальной среды и является внешне детерминированным:

конформный; мотив принадлежности к де-виантной субкультуре, криминальной группе;

дискомфортный; мотив, связанный с неудобством социальной среды, дискомфорта, субъективной эргономики;

вызванный хандрой, скукой; мотив развлечения, отвлечения;

оппозиционно-демонстративный; мотив вызов микросреде, социальной среде в целом, противостояние социальной среде, конфликт с ней.

3. Ситуативный тип. В основе девиантного поведения молодежи на ситуационном уровне лежит степень развития противоречий в рамках той или иной ситуации. В качестве крите-

риев модели девиантного поведения современной молодежи можно предложить различные ситуации, соотносящиеся:

со степенью их устойчивости (устойчивые-неустойчивые; обыденные-штатные, или стандартные-нестандартные, неординарные, экстремальные; проблемные-конфликтные);

с временными характеристиками (длительно действующие, средней длительности, кратковременные);

с пространственными параметрами (страна, республика, регион и т.п.); с субъектом деятельности; с объектом (экономическая, политическая, социальная и т.п.);

с факторами контроля (управляемые и неуправляемые, стихийные и планируемые);

со сложностью функционирования (латентные).

Анализ девиантного поведения современной молодежи показывает, что оно может задаваться пятью ведущими факторами:

1) социальным статусом человека;

2) его ролью как субъекта деятельности;

3) характером выполняемой деятельности;

4) ценностными критериями;

5) доминирующей мотивацией.

Для ситуативного типа характерны следующие виды:

социально-статусного взаимодействия; мотив стремления к достижению статуса; поддержания статуса на определенном уровне; самоутверждения;

ролевых взаимоотношений; мотив быть первым; лидерства;

взаимоотношения в совместной деятельности; мотив товарищеского соревнования; соперничества; творчества; однако они могут обостряться до враждебной конкуренции и конфронтации, вплоть до социальных конфликтов и отклоняющегося (криминального) поведения;

ценностные взаимоотношения; мотив принадлежности к субкультуре (криминальной, этнической, религиозной и т.п.); самосовершенствования; самореализации; самопознания; ценностного переживания социальной реальности; осознания себя активным субъектом социальной среды;

эпатажный; в основе лежит доминирующий мотив (как правило, мотив достижения); эпа-тажная эмоция.

Таким образом, криминальная (девиантная) субкультура - это образ жизнедеятельности лиц, объединившихся в криминальные группы и придерживающихся определенных законов и традиций. В подростково-молодежной криминальной (девиантной) субкультуре, благодаря наличию в ней определенной доли романтики, таинственности, необычности, привлекатель-

285

ности, сравнительно легко усваивается специфическая система норм, ценностей, установок. Важную роль играет и то, что данной субкуль-

1. Погожева О. В. Психотипологическая изменчивость личности подростков с девиа-нтным поведением в континууме их жизнедеятельности: дис. ... д-ра психол. наук. М., 2012.

2. Бааке Д. Молодежь и субкультура. М., 1992.

3. Гамершмид Н.Л. Субкультура как фактор распространения отклоняющегося поведения среди старшеклассников. Томск, 2003.

4. Саламатина И. И. и др. Психология де-линквентных групп несовершеннолетних в США и Англии: учеб. пособие. Коломна, 2000.

5. Клейберг Ю.А. Ювенальная девиантоло-гия // Saarbrücken: Palmarium Publishing, Germany, 2012.

6. Клейберг Ю.А. Ювенальная психология девиантного поведения. Нальчик, 2013.

туре свойственен игровой и эмоциональный характер.

1. Pogozheva O.V. Psycho-typological variability of the personality of adolescents with deviant behavior in the continuum of their activity: dis. ... D-r of Psychology. M., 2012.

2. Baake D. Youth and subculture. M., 1992.

3. Gamershmid N.L. Subculture as a factor in the spread of deviant behavior among high school students. Tomsk, 2003.

4. Salamatina I.I. and others. Psychology delinquent governmental groups of minors in the USA and England: a Training manual. Colomna, 2000.

5. Klejberg Yu.A. Juvenile Deviantology. Saarbrücken: Palmarium Publishing, Germany, 2012.

6. Klejberg Yu.A. Juvenile Psychology of deviant behavior. Nalchik, 2013.

286

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.