Научная статья на тему 'Криминализация образа мигранта в современной культуре: социологический анализ'

Криминализация образа мигранта в современной культуре: социологический анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
398
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лакомова Анастасия Александровна, Хусяинов Тимур Маратович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Криминализация образа мигранта в современной культуре: социологический анализ»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

А.А. Лакомова, Т.М. Хусяинов

Лакомова Анастасия Александровна — студентка факультета социальных наук

Нижегородский государственный национальный исследовательский университет имени Н.И. Лобачевского

Хусяинов Тимур Маратович — аспирант кафедры социальной философии

Нижегородский государственный национальный исследовательский университет имени Н.И. Лобачевского

Криминализация образа мигранта в современной культуре:

социологический анализ

В настоящее время тема, связанная с миграцией и ее составляющими, очень актуальна и имеет распространенный характер как в России, так и в зарубежных странах. Только за 7 месяцев 2015 года в страну въехало 11 246 856 мигрантов, около 2,5 млн человек приехало из Украины и поставлено на официальный миграционный учет1. Средствами массовой информации создается определенный образ мигранта в глазах коренного населения страны. Этот образ в большинстве случаев является негативным, усложняя, таким образом, не только жизнь мигрантов, но и представления о них местного населения. Часто население России воспринимает мигранта двояко — с одной стороны, это приезжий человек, который имеет свою отличительную культуру, манеру поведения, чуждую для принимающего общества, и возникает проблема взаимоотношений и восприятия иностранцев, с другой стороны, ему приписываются криминальный и маргинальный образы («мигрант — нарушитель закона и общественного порядка»).

Рост потока миграции привел к появлению большого количества иноэтничных диаспор, представители которых, в особенности молодежь, воспитанные в ином культурном обществе, могут проявлять агрессивное и даже криминальное поведение в других странах. Преступность молодых мигрантов — это следствие и их культурных отличий от населения принимающих стран, и результат маргинальной социальной принадлежности, и некий вызов (ответ) на возможную дискриминацию со стороны местного населения2. По мнению Роберта Парка, миграция входит в число важнейших факторов социальных и культурных изменений в обществе3, поэтому требует серьезных исследований и разработки мер государственной социальной политики.

Мигранты — очень податливый для идеологического воздействия социальный материал, как со стороны средств массовой коммуникации, так и со стороны преступных организаций или представителей нелегального бизнеса. Вследствие этого можно сказать, что роль печатных изданий (статьи в газетах, журналах, научно-популярной литературе) и телекоммуникационных каналов (телепередачи, радионовости, Интернет-блоги, социальные сети и пр.) в формировании адекватного отношения к мигрантам значительна. Именно СМИ как неотъемлемая и основная часть современной культуры во всем этом является социальным институтом, который несет знания, информацию, идеи, распространяя их в обществе и создавая определенную массовую культуру, оказывающую влияние на ее аудиторию.

Стоит отметить, что труды различных социологов примерно столетие назад оказывали значительную роль на формирование культуры мигранта и местного населения в их взаимоотношениях. Американские социологи в силу того, что раньше, чем исследователи других государств, столкнулись с феноменом молодежной организованной преступности среди мигрантов, стали изучать данную проблему. Именно первая половина XX века стала периодом расцвета молодежных и подростковых банд, действовавших в американских городах и формировавшихся, прежде всего, на основе их этнической принадлежности. В то же время и среди англоязычного американского населения исторически сложились серьезные противоречия на расовой почве. Афроамериканцы вплоть до настоящего времени являются наиболее криминализованным и взрывоопасным слоем населения Соединенных Шта-

1 Сведения по миграционной ситуации в Российской Федерации за 7 месяцев 2015 года // Официальный сайт Федеральной миграционной службы России. URL: http://www.fms.gov.ru/about/statistics/data/details/159274/ (дата обращения: 13.09.2015).

2 См.: Полонский И. Криминализация России. В чем суть влияния на общество криминальной контркультуры // Военное обозрение. ГКД: http://topwar. ru/78555- kriminalizaciya- rossii-v- chem- sut-vliyaniya- na- obschestvo- kriminalnoy-kontrkultury.html

3 Park R.E. Human migration and the marginal man // Chicago: American Journal of Sociology. 1928. Vol. 33. № 6. P. 881—893.

Лакомова А.А., Хусяинов Т.М. Криминализация образа мигранта в современной...

605

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

тов Америки, составляя большинство заключенных американских тюрем1. Так, например, социолог Роберт Эзра Парк исследовал адаптацию иммигрантских сообществ в американских городах, указывая на их маргинальное положение в обществе и склонность к девиантному поведению2. В это же время другой исследователь Джон Ландеско рассматривал организованную преступность Чикаго в контексте этнической идентичности3.

Актуальность темы криминализации образа мигранта связана с тем, что XXI век ознаменовывается веком проблемной молодежной этнической преступности, с которой столкнулись не только США, но и страны Западной Европы, а в дальнейшем и Россия. Именно сейчас в условиях эскалации военных конфликтов, гуманитарных катастроф и сепаратистских настроений, а также развития процесса глобализации поток мигрантов в развитые страны все больше увеличивается, а вместе с ними приходит новый образ мигранта.

Одной из наиболее интересных социологических теорий, связанных с криминализацией образа мигранта, является теория социальной стигматизации, о которых писали Питер Бергер и Эрвинг Гоффман. Стигматизация — это процесс выделения или «клеймения» индивидов, навешивание социальных «ярлыков» в виде определений на основании некоторых обозначенных внешних символически выраженных признаков. В качестве таких признаков могут выступать как приемлемые, выдающиеся природные или социальные качества, так и неприемлемые обществом отклонения от нормы, марги-нальность в том или ином ее многообразном аспекте4. Примером стигматизации может являться предвзятое мнение, стереотипы, слухи, сплетни, давление на собственное мнение. «Спортсмены — глупые», «женщины плохо водят машину», в том числе «мигрант — чужак или преступник». Питер Бергер непосредственно связывает теорию стигматизации с ее конструированием, то есть СМИ могут формировать образ мигранта и определенное отношение коренного населения к приезжим.

Итак, рассмотрим теорию стигматизации относительно криминализации образа мигранта. Во-первых, согласно данной теории ни один поступок сам по себе не является криминальным или некриминальным. «Отрицательность» поступка обусловлена не его внутренним содержанием, а тем, как окружающие оценивают такой поступок и реагируют на него. Например, если определенная группа мигрантов, которые нелегально находятся на территории России, совершает преступление против граждан России, то такая ситуация освещается в СМИ и закладывается стереотип у населения «все мигранты — зло, их нужно сажать в тюрьму». Мигранты, в свою очередь, опасаясь неодобрительного отношения к ним со стороны местных жителей, находятся в непонимании и часто попадают в положении маргинала, отсюда следует, что образ преступника навешивается на него, как ярлык. Не исключено, что в дальнейшем мигрант может вести себя как правонарушитель.

Во-вторых, всем людям свойственно девиантное поведение, связанное с нарушением каких-то норм. Сторонники данной теории отрицают популярную идею о том, что людей можно разделить на нормальных и имеющих какие-то патологии. Это говорит о том, что мигранты, как и обычные граждане России, склонны к девиантному поведению, но легче приписать данный стереотип к приезжим, чем к коренному населению. Ведь также любой гражданин страны может совершать некоторые мелкие проступки — не оплатить проезд в общественном транспорте, налоги в положенное время или совершить мелкую кражу в магазине. Но чаще на это обращают внимания, когда это может совершить человек с другим цветом кожи или с отличительной внешностью, так как он уже на основе этих признаков выделяется из толпы. Таким образом, данный его проступок может сразу осветиться в местной прессе, нежели такой же проступок коренного жителя. При этом СМИ особенно акцентируют внимание в тех случаях, когда преступник — мигрант, не делая это в отношении граждан страны, таким образом, мигранты как собирательный образ получают криминальное лицо.

В своих исследованиях западные ученые5 пришли к выводам, что модель восприятия мигрантов как преступников обеспечивает полицию и СМИ простыми рамками для классификации преступного мира и облегчают определения объектов для вмешательства полиции и внимания со стороны медиа. Вторая причина, отмечаемая зарубежными исследователями, — развитие новых «теорий заговора», воспринимающих мигрантов как намеренных разрушителей устоявшегося порядка и государства.

В-третьих, будут ли конкретные поступки людей рассматриваться как девиантные, зависит от того, что делают эти люди, и от того, как реагируют на это другие люди, то есть эта оценка зависит от того, каким правилам предпочтет строго следовать общество, в каких ситуациях и в отношении каких

1 См.: Полонский И. Криминализация России. В чем суть влияния на общество криминальной контркультуры // Военное обозрение. URL: http://topwar. ru/78555- kriminalizaciya- rossii-v- chem- sut-vliyaniya- na- obschestvo- kriminalnoy-kontrkultury.html

2 Park R.E. Human migration and the marginal man // Chicago: American Journal of Sociology. 1928. Vol. 33. № 6. P. 881—893.

3 Landesco John. Organized Crime in Chicago. Part III of the Illinois Crime Survey 1929. Chicago, 1968.

4 См.: Ёипай Т.П., Мамедов A.K. Стигматизация как социальный феномен (методология исследования) // Актуальные инновационные исследования: наука и практика. 2011. № 1. С. 7.

5 Bovenkerk F., Siegel D., Zaitch D. Organized crime and ethnic reputation manipulation // Crime, Law and Social Change. 2003. Vol. 39. Issue. 1. P. 23—38. DOI: 10.1023/A:1022499504945.

Юридическая техника. 2016. M 10

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

людей. Не всех, кто превысил скорость езды, совершил магазинную кражу, утаил доходы, нарушил права частной собственности и т. п., осуждают. В этом случае играет статус и положение индивида в обществе. То же самое можно перенести и на образ мигранта, а его поведение трактовать как намеренное нарушение правил чужого общества — агрессия в отношении коренных жителей.

В-четвертых, навешивание ярлыков на людей влечет для них определенные последствия. Оно создает условия, ведущие к вторичной девиации — девиантному поведению, вырабатывающемуся у индивида в ответ на санкции со стороны других. Согласно теории стигматизации, такое новое отклонение от нормы инициируется враждебными реакциями со стороны законодательных органов и законопослушных граждан. Индивид получает публичное определение, которое возводится в стереотип, и объявляется правонарушителем, фальшивомонетчиком, насильником, наркоманом, бездельником или преступником. Ярлык способствует закреплению индивида в статусе аутсайдера. Такой статус подавляет все прочие статусы индивида в формировании его социального опыта и в результате играет определяющую роль. Нарушители норм начинают воспринимать свой статус как конкретный тип девиантности и формировать на основе этого статуса собственную жизнь. К примеру, если в СМИ постоянно освещаются новости о том, что в той или иной части России мигрантами совершены преступления или разжигаются межнациональные конфликты иностранцев с местными жителями, если сами жители страны начинают воспринимать только криминальный образ мигранта, который им дают журналисты или политические деятели, то сам мигрант начинает воспринимать себя как преступник. Следовательно, его модель поведения будет направлена только на нарушение норм.

В-пятых, те, кто получил клеймо правонарушителей, обычно обнаруживают, что граждане осуждают их и не хотят иметь с ними дела; от них могут отвернуться друзья и родные; они потеряют работу; в некоторых случаях их могут заключить в тюрьму. Всеобщее осуждение и изоляция подтолкнут стигматизованных индивидов к девиантным группам, состоящим из людей, судьба которых похожа на их собственную. Участие в девиантной субкультуре — это способ справиться с критической ситуацией, найти эмоциональную поддержку и окружение, где тебя принимают таким, какой ты есть, а ведение криминальной деятельности позволяет решить экономические проблемы. В свою очередь вступление в подобную девиантную группу укрепляет у человека представление о себе как о правонарушителе, способствует выработке девиантного жизненного стиля и ослабляет связи с законопослушным окружением1. Таким образом, всеобщее осуждение, особенно в контексте «культурного шока», с которым в той или иной степени сталкиваются все мигранты (Оберг К.)2, приводит к созданию различных диаспор в криминальных районах города, они начинают свою преступную деятельность, которую порой трудно остановить правоохранительным органам. Местное население находится в состоянии постоянно страха за собственную безопасность и безопасность близких им людей. При этом, как отмечает Альбанезе3, объединяющим принципом выступает не этническая составляющая, а тип преступления, тем не менее криминальный образ мигранта по прежнему широко распространен не только в обществе, но среди специалистов.

Кроме этого, как подчеркивает Питер Бергер, заголовки СМИ часто использует для формирования именно не образа, а определенного стереотипа. Пестрые и кричащие заголовки выражают не суть статьи или новостей, а в большинстве случаев направлены на привлечение внимания. Таким образом, газетные заголовки или новостные заголовки на телевидении излагают негативный образ мигранта — «правонарушитель, преступник, насильник, распространитель туберкулеза и ВИЧ-инфекции, необразованный, иждивенец и пр.», а его поведение характеризуют как «асоциальное, агрессивное, непредсказуемое и неуравновешенное».

Подводя итог, можно сказать, что средства массовой информации имеют большое влияние на восприятие мигрантов гражданами России и на их отношения к приезжим в целом. Следовательно, необходимо создавать положительный образ мигранта в печатных изданиях, Интернете, на телевидении и радиотрансляциях, подчеркивая значимость процесса миграции как социально-демографического явления.

Таким образом, положительный образ не помешает правоохранительным органам заниматься расследованием преступлений, совершенных мигрантами, но позволит избежать предрассудков, как со стороны свидетелей, так и сотрудников полиции в отношении подозреваемых. С другой стороны, снижение уровня стигматизации в сочетании с мерами по трудоустройству и получению образования позволит решить проблемы маргинализации мигрантов, а как следствие и криминализации, а также снизить социальное напряжение и националистические настроения в обществе, будет соответствовать гуманистическим ценностям.

В новых условиях адаптироваться приходится не только самим мигрантам, но и принимающему их сообществу, становится совершенно очевидным, что к приему мигрантов должны быть готовы как институты гражданского общества, так и институты государственного управления.

1 Касьянов В., Нечипуренко В. Социология права // Библиотека Гумер. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ Pravo/kas/07.php

2 Oberg K. Cultural Shock: adjustment to new cultural environments // Practical Antropology. 1960. № 7. P. 177—182.

3 Albanese J. Organized Crime. Chicago, 1996.

Лакомова А.А., Хусяинов Т.М. Криминализация образа мигранта в современной...

607

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.