Научная статья на тему 'Криминалистическая характеристика противодействия расследованию преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств'

Криминалистическая характеристика противодействия расследованию преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1787
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Головин А. Ю., Бибиков А. А., Андреева Н. Н.

Посвящена рассмотрению криминалистической характеристики противодействия расследованию преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также выделению ее основных элементов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Головин А. Ю., Бибиков А. А., Андреева Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Криминалистическая характеристика противодействия расследованию преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НА УКИ

УДК 343.985:656.13.05:343.369.1

А.Ю. Головин, A.A. Бибиков, H.H. Андреева (Тула, ТулГУ)

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯХАРАКТЕРИСТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАССЛЕДОВАНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НАРУШЕНИЕМ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Посвящена рассмотрению криминалистической характеристики противодействия расследованию преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также выделению ее основных элементов.

Противодействие раскрытию и расследованию преступлений является элементом преступной деятельности. В свою очередь, оно может быть рассмотрено как система. В структуре противодействия расследованию необходимо выделять следующие элементы:

- субъект, оказывающий противодействие расследованию;

- цель, мотив, противодействия расследованию;

- способ противодействия расследованию;

- время, место, обстановка противодействия расследованию;

- результат оказанного противодействия.

Применительно к противодействию расследованию неосторожных преступлений, в том числе преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, в целом эта структура существенных изменений не претерпевает.

Исходя из данной структуры раскроем криминалистическую характеристику противодействия расследованию по делам, связанным с нару-

шением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Информация об указанных элементах противодействия расследованию, содержащаяся в материальных или идеальных следах, позволяет получить представление о его криминалистических особенностях, механизме осуществления и выбрать наиболее эффективные методы его пресечения и преодоления, раскрытия и расследования преступления в целом.

Субъектом противодействия расследованию рассматриваемого вида преступлений чаще всего выступает сам преступник (преступники). Как показывает проведенное исследование, противодействие чаще всего осуществляется либо инициируется лицом, совершившим преступление (в 73 % случаев по изученным уголовным делам, связанным с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств). Это неудивительно, поскольку именно преступники наиболее заинтересованы в создании помех расследованию и обладают наиболее полной информацией о происшедшем событии.

Характеризуя субъект противодействия расследованию, следует отметить, что противодействие расследованию детерминируется не только свойствами личности преступника, но и характером самого преступления и его последствий. Преступная деятельность объективируется совокупностью действий по подготовке, совершению и сокрытию преступления, детерминируемых реальными условиями, в которых действует преступник и которые не зависят от него (объективный фактор), и свойствами личности преступника (субъективный фактор)1. Вместе с тем бесспорно влияние отдельных субъективных свойств преступника как на способ сокрытия им следов преступления, так и на иные способы противодействия расследованию.

Круг субъектов, осуществляющих противодействие расследованию преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, поможет отобразить их классификация.

Такая общая для всех видов преступлений классификация была предложена В.П. Лавровым . С определенными оговорками она может быть применена и к преступлениям, связанным с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Согласно этой классификации в роли субъекта противодействия выступает:

- лицо, совершившее преступление;

1 См.: Гутерман М.П. Зависимость способа сокрытия преступлений от личности преступника // Криминалистическая сущность, средства и методы установления способов сокрытия следов преступления / под ред. И.М. Лузгина. — М., 1987. — С. 29; Герасимов И.Ф. Проблемы обнаружения преступлений / Проблемы уголовного процесса и криминалистики. — Свердловск, 1973. — С. 110.

2 См.: Лавров В.П. Криминалистическая классификация способов сокрытия преступлений // Криминалистическая сущность, средства и методы установления способов сокрытия следов преступления / под ред. И.М. Лузгина. — М., 1987. — С. 22-23.

- лицо, потерпевшее от преступления;

- свидетель происшествия, а равно иное лицо, участвующее в расследовании уголовного дела;

- несколько субъектов как одновременно, так и поочередно — смешанный (комбинированный) субъект.

Результаты научных исследований по проблемам противодействия1 и проведенное эмпирическое исследование позволяют утверждать, что указанная классификация должна быть дополнена субъектами так называемого внешнего противодействия, в роли которых выступают:

- родственники или иные связанные с преступником лица;

- коррумпированные сотрудники правоохранительных органов, органов власти и управления, политические и общественные деятели;

- защитники.

Среди специфических признаков субъекта, осуществляющего противодействие расследованию дорожно-транспортных преступлений, особо следует отметить:

1. Его особый социальный статус. Так, лица, обладающие высоким социальным статусом (например, государственные служащие, сотрудники администрации муниципальных образований, крупные бизнесмены и т. п.), более часто выступают субъектами противодействия при расследовании дорожно-транспортных преступлений, совершенных ими или их близкими родственниками, друзьями и т. п. Указанные лица, как правило, обладают знакомствами с высокопоставленными чиновниками, сотрудниками правоохранительных органов, преступными «авторитетами» и группировками. Совершение дорожно-транспортного преступления часто расценивается ими как «случайность», «неприятность», проблема, которую они смогут решить за счет личных связей, взяток или иного воздействия на участников расследования. Кроме того, предстоящее или проводимое расследование по дорожно-транспортному преступлению воспринимается данной категорией лиц как фактор, который ставит под угрозу сам социальный статус того или иного лица, его репутацию. Рассматриваемая категория субъектов оказывает наиболее сложное в плане его преодоления противодействие расследованию.

2. Наличие у субъекта противодействия юридических знаний, навыков (в том числе навыков юридической защиты по уголовным делам). Так, проведенный опрос следователей, занимающихся расследованием дорожно-транспортных преступлений, показал, что среди виновных в ДТП водителей или близких к ним лиц, обладающих специальными юридическими познаниями, противодействие в той или иной форме осуществляется по 82 % уголовных дел. Линия защиты в подобных случаях базируется на «накоплении» ошибок и недоработок лица, осуществляющего расследование, с последующим заявлением в конце расследования развернутых хода-

1 См.: Белкин P.C. Противодействие расследованию и пути его преодоления // Криминалистика / под ред. А.Ф. Волынского. — М., 1999. — С. 240-241.

тайств с требованием о прекращении уголовного дела. В ходе расследования данными лицами применяется весь арсенал предоставленных им законом прав с целью затруднить ход расследования, сделать невозможным получение тех или иных доказательств. Указанными субъектами противодействия используются и психологические приемы влияния на участников расследования, открыто демонстрируется обладание специальными юридическими знаниями, стремление показать ничтожность попыток привлечения их к уголовной ответственности. Подобное поведение неизбежно влечет к возникновению на предварительном следствии психологических конфликтов, распространенность которых отмечена и в криминалистической литературе1.

В этой связи вызывают «неприятный осадок» научные рекомендации по осуществлению «защиты» по рассматриваемой категории дел, фактически состоящие в противодействии расследованию. Представляются они как «новое» или «перспективное» направление криминалистики2.

Субъекты противодействия расследованию преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, можно также классифицировать в зависимости от линии поведения при осуществлении противодействия:

- субъекты, производящие активные действия по противодействию (активные);

- субъекты, умышленно бездействующие (пассивные);

- смешанный тип.

Основную массу выявленных по материалам изученных уголовных дел способов противодействия расследованию автотранспортных преступлений составляют активные действия субъектов (в 81 % изученных уголовных дел данной категории, в которых имело место противодействие расследованию). Пассивные действия (отказ от явки для производства следственных действий, временный или постоянный отказ от дачи показаний) осуществляется значительно реже (в 29 % изученных дел данной категории, в которых имело место противодействие расследованию), хотя в последние годы наметилась явная тенденция к увеличению. Представляется, что указанное явление может быть обусловлено подрывом авторитета правоохранительных органов. Свидетели, лица, привлекаемые в качестве понятых, специалистов, и даже потерпевшие по делам о дорожнотранспортных преступлениях крайне неохотно идут на контакт с органами расследования, отказываясь от явки по вызовам, дачи показаний, уклоняя-ются от участия в расследовании иным способом. Очевидно и усиление роли «материальной» мотивации поведения, например в случаях, когда виновный в дорожно-транспортном преступлении, осуществляет подкуп под

1 См. напр.: Полтавцева Л.И. Криминалистика и психология. Теоретические предпосылки и практические потребности интеграции. — Ростов-на-Дону, 2002.

См. напр.: Зорин Р.Г. Защита по уголовным делам о дорожно-транспортных происшествиях. — Минск, 2001.

видом возмещения материального и морального ущерба потерпевшей стороне, после чего последняя фактически прекращает нормальный контакт с органами расследования, часто одновременно оказывая подобное влияние и на иных участников расследования.

Пассивные способы противодействия могут сочетаться с активным сокрытием следов преступления, воздействием на участников расследования, образуя так называемые смешанные способы, которые довольно распространены при расследовании дорожно-транспортных преступлений (в 10 % изученных уголовных дел данной категории, в которых имело место противодействие расследованию). Например, отказ от дачи показаний подозреваемым (обвиняемым), может сочетаться с активным воздействием на иных участников расследования.

Характеризуя субъекта противодействия по рассматриваемой категории дел, следует отметить, что женщины совершают такие действия лишь в 11 % изученных уголовных дел, по которым имело место противодействие. Подавляющее большинство субъектов противодействия — мужчины.

По возрастному признаку особо выделяется группа в возрасте до 30 лет. На наш взгляд, указанная тенденция объяснятся значительным количеством лиц этого возраста, совершивших дорожно-транспортные происшествия — 39 %, что неизбежно влечет и больший процент случаев противодействия.

Уровень образования субъектов противодействия среди лиц, свершивших автотранспортные преступления, у мужчин и женщин не имеет значительных расхождений. Самой большой из них является группа со средним, профессиональным и неполным высшим образованием — 68 % (по изученным уголовным делам данной категории), группа с начальным и неполным средним образованием составляет 32 %, высшее образование 20 %.

Хотя преступления, связанные с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, относятся к категории деяний, совершенных по неосторожности, следует обратить внимание и на то обстоятельство, что, как показывают результаты изучения уголовных дел, 18 % лиц, осуществлявших противодействие расследованию, ранее уже привлекались к уголовной ответственности. При этом 4 % привлекались ранее именно за дорожно-транспортные преступления.

Необходимо отметить, что по рассматриваемой категории дел, субъектом противодействия выступают не только преступник, но и иные лица, находящиеся в той или иной связи с ним. В их числе: родственники или иные близкие преступнику люди (18 % от общего количества субъектов противодействия); члены организованных преступных формирований, членом которых является преступник (5 %); защитники (26 %); коррумпированные сотрудников правоохранительных органов, органов власти и управления, политически и общественные деятели (15 %); иные связанные с преступником лица (3 %).

В последние годы в научной литературе немало говорится о противодействии расследованию со стороны защитника1. Видится, что указанное противодействие может выражаться:

- в затягивании процесса расследования;

- в срыве следственных действий;

- в фальсификации доказательств, создании ложного алиби;

- в негативном для расследования воздействии на потерпевшего, свидетелей, сотрудников правоохранительных органов и других лиц, имеющих отношение к расследованию;

- оказание услуг посредника между обвиняемым, задержанным или находящимся под стражей и иными лицами, находящимися на свободе;

- в информировании о ходе расследования заинтересованных лиц, создании общественного «ажиотажа» вокруг расследования.

Действия защитника подобного рода могут существенно затруднить расследование по делу. При этом противодействие расследованию со стороны защитника довольно распространенное явление (исходя из проведенных эмпирических исследований с активным противодействием расследованию со стороны защитника встречались более 45 % следователей, занимающихся расследованием уголовных дел данной категории). Вступивший в силу с 01 июля 2002 г. Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» возвел статус адвоката на качественно новый уровень. С учетом представленных прав и полномочий, профессиональная защита по уголовному делу уже далеко не бесправна. Ушли в прошлое времена, когда адвокаты были полностью зависимы от власти и не имели реальных механизмов реализации своей деятельности. Ныне адвокат-защитник — это достойный, уважаемый и сильный противник, с позицией которого стороне обвинения необходимо считаться, а потому тщательно готовиться к каждому предварительному расследованию или судебному разбирательству . Данное обстоятельство должно быть обязательно учтено лицом, производящим расследование по делу. Кроме того, возможность противодействия со стороны недобросовестных защитников обуславливает необходимость повышения профессиональных умений и навыков следователей, сотрудников дознания — развитие способности предугадывать, предупреждать, выявлять и нейтрализовывать подобные действия. В этой связи мнение некоторых авторов о законодательном ограничении некоторых полномочий защитников в связи с тем, что современные адвокаты на-

1 См.: Белкин P.C. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. — М., 2001. — С. 200-202; Зорин Г.А. Криминалистическая методология. — Минск, 2000. — С. 548-550.

2 Приказ Генерального Прокурора РФ «Об организации работы прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» от 03.08.2002 г. № 28 уделяет данному направлению одно из приоритетных направлений.

много опытнее и квалифицированнее следователей, видится ошибочным1. Тем более, что на сегодняшний день можно наблюдать тенденцию усиления позиций защиты, стремление с ее стороны максимально возможно уравнять позиции со стороной обвинения2.

Вызывает недоумение позиция некоторых авторов, высказывающих мнение о том, что не все незаконные средства и способы деятельности адвокатов можно отнести к противодействию задачам правосудия и предварительного расследования. Многие из них даже содействуют этим задачам, хотя при этом являются незаконными. В их числе можно назвать публичные заявления адвоката о доказанности вины подзащитного, если тот ее отрицает, разнообразные уловки «коррумпированного» адвоката, сотрудничающего с недобросовестным следователем в целях изобличения подозреваемого и т. п.3 Важнейшим принципом осуществления правосудия является его законность, как следствие, его содействию не могут служить никакие способы деятельности, противоречащие действующему законодательству.

Общая цель осуществления противодействия расследованию по рассматриваемой категории дел со стороны преступника или связанных с ним лиц может быть различной. Это, прежде всего, уклонение преступника от уголовной ответственности, смягчение уголовной ответственности либо стремление избежать или смягчить гражданско-правовую ответственность.

В ходе эмпирического исследования было установлено, что в процессе противодействия расследованию оказывающий его субъект может препятствовать объективному установлению состава преступления. При расследовании дорожно-транспортных преступлений субъекты противодействия, прежде всего, стремятся к изменению или пытаются не допустить установление элементов объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, а именно:

- нарушений лицом, управляющим транспортным средством правил дорожного движения и (или) эксплуатации транспортных средств;

- установление причинной связи между указанными нарушениями и наступившими вредными последствиями;

- установление самих негативных последствий (определение наличия тяжкого вреда здоровью пострадавшего или причины смерти погибшего).

Цель создания препятствий для установления указанных обстоятельств по результатам эмпирического исследования преследовали 83 % лиц, оказывающих противодействие по рассматриваемой категории дел.

1 См. Игнатьев М.Е. К вопросу о нейтрализации противодействия расследованию со стороны защитника // Адвокатская практика. — 2001. — № 1. — С. 24-26.

2 См.: Резник Г. Возможности защиты в рамках нового УПК // Материалы научно-практической конференции / под ред. Г.М. Резника. Е.Ю. Львовой. — М., 2004. — С. 5.

См.: Гармаев Ю.П. Незаконная деятельность адвокатов в уголовном судопроизводстве. — М., 2005. — С. 74.

Другой конкретной целью противодействия расследованию по рассматриваемой категории дел выступает создание помех установлению отягчающих вину обстоятельств. Указанными обстоятельствами следует считать не только обстоятельства, предусмотренные ст. 63 УК РФ. При расследовании дорожно-транспортного преступления, как правило, также требуют выяснения такие обстоятельства:

- совершение преступления в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, усталостном состоянии;

- не прохождение транспортным средством государственного технического осмотра;

- внесение изменений в конструкцию транспортного средства, влияющих на его эксплуатационные свойства;

- отсутствие лицензии на осуществление определенного вида перевозок;

- привлечение лица ранее к административной ответственности в связи с нарушением им правил дорожного движения и.т. п.

Такую цель по результатам проведенного эмпирического исследования преследовали 14 % лиц, оказывающих противодействие по рассматриваемой категории дел.

В отдельных случаях преступники стремятся сфальсифицировать обстоятельства, смягчающие наказание (выявлено при изучении в 9 % уголовных дел данной категории, по которым имело место противодействие).

Одним из самых распространенных средств достижения подобной цели выступает стремление обвиняемого к созданию видимости примирения с потерпевшей стороной, полного возмещения вреда. При указанной фальсификации, как правило, имеет место физическое или психическое воздействие со стороны обвиняемого на потерпевшего или его близких, с целью получения документа, подтверждающего либо полное возмещение причиненного ущерба, либо достигнутое примирение при фактическом отсутствии такового (90 % случаев от общего количества изученных уголовных дел, по которым имела место фальсификация обстоятельств, смягчающих наказание).

В 3 % изученных случаев противодействия расследованию по рассматриваемой категории дел оказывающие его субъекты добивались вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Стремясь к достижению этой цели, субъекты противодействия оказывают различное воздействие на следователя или иных сотрудников правоохранительных органов, желая склонить их к преступному сотрудничеству.

Как цель противодействия расследованию можно рассматривать и попытки продлить расследование уголовного дела на более длительный период времени (выявлено при изучении 16 % уголовных дел данной категории, по которым имело место противодействие).

Фактор времени оказывает существенное влияние на качество расследования дорожно-транспортных преступлений. В его ходе, как правило, требуется проведение значительного количества различных экспертиз (су-

дебно-медицинских, автотехнических, транспортно-трасологических, металловедческих, физико-химических и т. п.), комплекса следственных действий, в том числе с лицами, проживающими в иных регионах. Несвоевременное проведение следственных действий по данной категории дел может повлечь утрату доказательственной информации и значительно повлиять на объективность расследования.

В условиях затягивания предварительного расследования преступники или связанные с ним лица могут осуществлять воздействие на участников расследования, реализовывать иные способы противодействия ему.

Конкретной целью противодействия расследованию может выступать прекращение или приостановление производства по уголовному делу. В таких случаях, так же как и при попытках добиться отказа в возбуждении уголовного дела неправомерным путем, основным объектом воздействия выступает следователь или иные работники правоохранительных органов. При этом к ним могут предъявляться требования не только вынести соответствующее процессуальное решение, но и реализовать комплекс предшествующих такому решению действий, связанных с уничтожением, фальсификацией или иным сокрытием доказательств, воздействием на потерпевшего и иных участников расследования. В ходе проведения анкетирования следователей, занимающихся расследованием дорожно-

транспортных преступлений, было установлено, что подобному воздействию хотя бы единожды подвергалось 69 % от общего числа опрошенных.

Обращаясь к целям и мотивам противодействия со стороны преступника и связанных с ним лиц, следует отметить определенную закономерность, заключающуюся в том, что основным мотивом выступает боязнь уголовной и гражданско-правовой ответственности, нежелание нести заслуженную кару за свои деяния. Схожими мотивами руководствуются его родственники или близкие. Для остальных субъектов противодействия расследованию, как показывают проводимые в криминалистике исследования, преобладающим мотивом является корысть. Данный вывод подтверждается и результатами проведенного нами эмпирического исследования. Так, среди субъектов противодействия их числа водителей, совершивших ДТП, преобладающим является мотив уклонения от привлечения к уголовной ответственности (на указанный мотив указали 67 % следователей, занимающихся расследованием ДТП), уклонения от привлечения к гражданско-правовой ответственности (31 % соответственно), доля же иных мотивов незначительна (2 %). При изучении мотива поведения субъектов противодействия расследованию по рассматриваемой категории дел была установлена тенденция увеличения случаев действий, мотивированных стремлением избежать или значительно сократить гражданско-правовую ответственность, наблюдающаяся в последние годы. Указанное явление можно объяснить тем, что в результате дорожно-транспортных преступлений пострадавшим от виновных действий владельцам причиняется значительный материальный ущерб.

Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» решает эту проблему лишь частично. Вопрос возмещения материального ущерба для многих виновных водителей подчас значительно важнее уголовной ответственности.

Важным элементом противодействия расследованию и, как следствие, его характеристики выступает время, место и обстановка его осуществления. Многие ученые-криминалисты, занимающееся исследованием проблемы противодействия расследованию, классифицируют процесс противодействия по времени его осуществления. В частности, различные приемы и способы противодействия могут реализовываться:

- до начала реализации преступного замысла;

- во время совершения преступления;

- после совершения преступления.

Эта общая схема реализуется применительно к неосторожным преступлениям не в полном объеме. В принципе, речь можно вести лишь о противодействии расследованию, оказываемом уже после события преступления. При этом противодействие расследованию может осуществляться как до обнаружения признаков преступления правоохранительными органами, так и после обнаружения таковых. «Только в неосторожных преступлениях, способ совершения которых не обуславливается преступным замыслом, которого у них быть не может, волевое неосторожное поведение преступника в момент самого деяния с умышленными действиями по его сокрытию связать в единую систему практически трудно»1.

Проведенным эмпирическим исследованием установлено, что в 44 % изученных уголовных дел данной категории имело место противодействие, осуществляемое до обнаружения признаков преступления правоохранительными органами; в 83 % изученных уголовных дел данной категории имело место противодействие, осуществляемое после обнаружения признаков преступления правоохранительными органами, из которых в 47 % противодействие расследованию было оказано на первоначальном этапе.

Противодействие расследованию преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, может быть как разовым (установлено при изучении 61 % уголовных дел данной категории), так и неоднократным (в 39 % изученных уголовных дел соответственно). Последнее характеризуется продолжительным или систематическими попытками со стороны преступников и (или) связанных с ними лиц помешать различными способами достижению задач расследования. Так, примером продолжительного противодействия являются действия гражданки Фроловой, племянник которой совершил дорожно-транспортное преступление, повлекшее наступление средней тяжести вреда здоровью потерпевшей. После совершения преступления Фролова

1 Яблоков Н.П. Структура способа совершения преступления как элемента криминалистической характеристики // Способы сокрытия следов преступлений и криминалистические методы их установления / под ред. И.М. Лузгина. — М., 1984. — С. 44.

неоднократно контактировала с потерпевшей с целью изменения показаний последней, в последствие неоднократно пыталась осуществить подкуп потерпевшей, угрожала физической расправой. О существовании имевшего место противодействия стало известно лишь при получении показаний потерпевшей в суде.

Возможность неоднократного (продолжительного) продолжительного противодействия расследованию обуславливает необходимость принятия немедленных мер по его нейтрализации.

Проведенный опрос следователей следственных подразделений, занимающихся расследований дорожно-транспортных преступлений, показал, что 81 % респондентов встречались в своей практике с противодействием расследованию, имевшим продолжительный характер.

Противодействие расследованию может носить как спланированный, так и неорганизованный, стихийный характер.

Организованное противодействие предусматривает собой комплекс тщательно спланированных и реализуемых последовательно или одновременно действий, направленных на создание помех расследованию. Подобное противодействие имело место в 26 % изученных уголовных дел по рассматриваемой категории уголовных дел, в которых имело место противодействие расследованию. При этом в 30 % случаев оно осуществлялось несколькими лицами, в 70 % случаев носило продолжительный характер. Анализ противодействия с позиций его организованности позволяет судить о подготовке и продуманности действий преступника по реализации своего преступного замысла и созданию условий, затрудняющих его поимку и изобличение.

В отличие от организованного стихийное противодействие осуще-ствляется под воздействием ситуативных факторов, тщательно заранее не планируется. Подобное противодействие имело место в 74 % изученных уголовных дел рассматриваемой категории, в ходе расследования которых имело место противодействие расследованию. Такое противодействие значительно реже достигает своей цели, легче преодолевается в ходе следствия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что противодействие расследованию преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, обладает рядом специфических особенностей, связанных с характеристикой субъектов, оказывающих противодействие, мотивом их поведения и целями, которые они преследуют, временем, местом, обстановкой оказываемого противодействия, которые в обязательном порядке должны учитываться следователем при определении стратегии и тактики расследования по делу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.