Научная статья на тему 'Крестьянское (фермерское) хозяйство: правовые проблемы функционирования и развития'

Крестьянское (фермерское) хозяйство: правовые проблемы функционирования и развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
374
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕСТЬЯНСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ФЕРМЕРСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / FARM / FARMING / LEGAL PROBLEMS / FUNCTIONING / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронин Б. А.

В статье рассматривается проблема повышения эффективности кормопроизводства. Определены перспективы развития инновационной деятельности в кормопроизводстве региона для молочного скотоводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEASANT (FARMER) ECONOMY: LEGAL PROBLEMS IN THE FUNCTIONING AND DEVELOPMENT

The article examines the legal problems of development and functioning of the peasant (farmer) economy in Russia.

Текст научной работы на тему «Крестьянское (фермерское) хозяйство: правовые проблемы функционирования и развития»

рациональную организацию сырьевого и зеленого конвейера на заданную продуктивность животных;

— на расширении посевов бобовых, злаковобобовых многолетних трав с подбором наиболее адаптивных к местным условиям видового состава;

— на возделывании многокомпонентных смесей однолетних трав для заготовки сенажа, силоса;

— на возделывании в чистом виде и в смеси силосных культур (кукурузы, сорго гибридного, суданской травы, сорго-суданских гибридов, кормового просо);

— на возделывании раннеспелых и среднеранних гибридов для заготовки силоса с початками молочновосковой спелости.

Вот некоторые инновационные меры повышение эффективности кормопроизводства Челябинской области в условиях рыночной экономики и ограниченности ресурсного потенциала хозяйства, что позволит получить полноценные дешевые корма, переводить животноводство на физиологически наиболее приемлемый тип кормления и повышать рентабельность производ-

ства продуктов животноводства.

Литература

1. Областная целевая программа «Развитие сельского хозяйства в Челябинской области на 2009-2012 годы». Челябинск, 2008. 14 с.

2. Калашников А. Г. Совершенствовать теорию и практику кормления животных // Зоотехния. 1993. № 9. С. 7-10.

КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО: ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

Б. А. ВОРОНИН,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой управления и права,

Уральская ГСХА 620075, i-. ^-^р^бург ул. к. ^бк^хта д. «

Ключевые слова: крестьянское хозяйство, фермерское хозяйство, правовые проблемы, функционирование, развитие.

Keywords: farm, farming, legal problems, functioning, development.

Впервые крестьянские (фермерские) хозяйства в России стали создаваться после принятия закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22 ноября 1990 года.1

Учитывая отдельные правовые недоработки и пробелы старого закона, 11 июня 2003 года был принят новый Федеральный закон № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»2 (СЗ РФ 2003. № 24. Ст. 2249), в котором определено понятие крестьянского (фермерского) хозяйства как объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработка, хранение, транспортировка и реализация сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Т. е. сегодня крестьянское (фермерское) хозяйство — это организация семейно-трудового типа, где в качестве членов фермерского хозяйства могут быть супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем трех семей. Дети могут стать членами фермерских хозяйств в возрасте 16 лет. Максимальное количество граждан, не состоящих в родстве с главой фермерского хозяйства, не может превышать 5 человек. Крестьянское (фермерское) хозяйство (ст. 3, п. 3) осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Право на создание фермерского хозяйства имеют наряду с дееспособными гражданами Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства. Принципиально новым является заключение соглашения о создании фермерского хозяйства (ст. 4, гл. 2),

которое подписывается всеми членами фермерского хозяйства и должно содержать следующие сведения:

1. О членах фермерского хозяйства.

2. О признании главой фермерского хозяйства, о его полномочиях и порядке управлением фермерским хозяйством.

3. О правах и обязанностях членов фермерского хозяйства.

4. О порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом.

5. О порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства.

6. О порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.

К соглашению обязательно прикладываются копии документов, подтверждающих родство граждан, создающих фермерское хозяйство.

Таким образом, соглашение о создании фермерского хозяйства является основным юридическим документом для этого хозяйства. В случае создания фермерского хозяйства одним человеком заключение соглашения не требуется.

В соответствии с действующим законодательством, регистрацию крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляет подразделение Федеральной налоговой службы по месту проживания главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

Земельное и гражданское законодательство разрешает приобретать в собственность или аренду

земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения или иных категорий земель, находящихся в государственной или муниципальной, а также в частной общей долевой собственности. Максимальные размеры земельных участков для фермерских хозяйств устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации. Как и раньше, в случае выхода одного из членов фермерского хозяйства земельные участки и средства производства разделу не подлежат.

Какие меры принимаются сегодня на государственном уровне по поддержанию фермерства?

Прежде всего, необходимо отметить, что Федеральным законом № 264-ФЗ от 29.12.2006 г.3 СЗ РФ 2007 № 1 ст.27 «О развитии сельского хозяйства» (ст. 3) крестьянские (фермерские) хозяйства отнесены к категории сельскохозяйственных товаропроизводителей, что позволяет К(Ф)Х получать государственную экономическую помощь в виде субсидирования процентной ставки по кредитам и по другим направлениям господдержки.

Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования, к которым относятся и крестьянские (фермерские) хозяйства предусматривается так же Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации № 446 от 14 июля 2007 г. СЗ РФ4 2007 № 31 ст. 4080. Приказом Минсельхоза России № 218 от 9 июня 2009 г. была утверждена отраслевая целевая программа «Развитие крестьянских (фермерских) и других малых форм хозяйствования в АПК на 2009-2011 гг.»5 (Информационный бюллетень МСХ РФ № 9, 2009 г.).

В настоящее время государственная поддержка КФХ осуществляется в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. № 90 «О распределении и предоставлении в 2009-2011 гг. субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах».

В соответствии с этим постановлением Правительства Российской Федерации крестьянские (фермерские) хозяйства могут получить субсидии по кредитам и займам полученным:

— после 1 января 2005 г. на срок до 8 лет — на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, в том числе тракторов и агрегатируемых с

ними сельскохозяйственных машин, машин и оборудования, используемых для животноводства, птицеводства, кормопроизводства, оборудования для перевода грузовых автомобилей, тракторов и других сельскохозяйственных машин на газомоторное топливо и для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, в соответствии с перечнем, утвержденным Минсельхозом России, а также на приобретение племенных сельскохозяйственных животных, племенной продукции (материала), строительство, реконструкцию и модернизацию хранилищ картофеля, овощей и фруктов, тепличных комплексов по производству плодовоовощной продукции в закрытом грунте, животноводческих комплексов (ферм), объектов животноводства, кормопроизводства и объектов по переработке льна и льноволокна, строительство и реконструкцию прививочных комплексов для многолетних насаждений и на закладку многолетних насаждений и виноградников, при условии, что общая сумма кредита (займа), полученного в текущем году, не превышает 10 млн руб. на одно хозяйство;

— после 1 января 2007 г. на срок до 2 лет — на приобретение горючесмазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и оборудования, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных аппаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ в соответствии с перечнем, утвержденным Минсельхозом России, а также на приобретение молодняка сельскохозяйственных животных и уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции, при условии, что общая сумма кредита (займа), полученного в текущем году, не превышает 5 млн руб. на одно хозяйство;

— после 1 января 2008 г. на срок до 5 лет — на развитие направлений, связанных с развитием туризма в сельской местности (сельский туризм), включая развитие народных промыслов, торговли в сельской местности, а также с бытовым и социально-культурным обслуживанием сельского населения, заготовкой и переработкой дикорастущих плодов, ягод, лекарственных растений и других пищевых и недревесных лесных ресурсов, в соответствии с перечнем утвержденным Минсельхозом России. Субсидии предоставляются заемщикам из бюджетов субъектов Российской Федерации ежемесячно в размере 95 % от затрат на уплату процентов, но не более 95 % от ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату предоставления кредита, при условии своевременного погашения кредита и уплаты заемщиком процентов, начисленных в соответствии с кредитными договорами, заключенными с банками.

Таблица 1

Цели и задачи Программы

Повышение производительности и других

и устойчивости крестьянских (фермерских) хозяйств малых форм хозяйствования

Достижение вышеуказанной цели позволит получить следующие результаты:

■ увеличение объемов сельскохозяйственного производства крестьянских (фермерских) хозяйств и других форм

хозяйствования;

— повышение уровня жизни сельского населения;

— улучшение социального климата в сельской местности;

— рост занятости сельского населения и снижение скрытой безработицы.

Для достижения намеченной цели необходимо решение следующих задач:

— создание условий для развития инфраструктуры сбыта, первичной переработки, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции;

— стимулирование инноваций в деятельности крестьянско-фермерских хозяйств

и других малых форм хозяйствования;

— повышение привлекательности института крестьянско-фермерских хозяйств;

■ облегчение доступа крестьянско-фермерских хозяйств и других малых форм хозяйствования, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов к финансовым ресурсам.

— с 2009 г. действует отраслевая целевая программа «Развитие пилотных проектов семейных молочных ферм», создаваемых на базе крестьянских (фермерских) хозяйств.

Ожидается, что создание семейных молочных ферм увеличит объемы производства отечественного молока, повысит рентабельность, будет способствовать внедрению передового опыта организации молочного животноводства и повышению конкуренции. На региональном уровне Минсельхозом России разработана концепция развития агропромышленных парков, учредителями которых станут фермеры. На территории парков будут базироваться мощности по переработке сельхозсырья и сбыту, учебные центры, машинно-тракторные станции, транспортные подразделения, мощности по хранению продукции, бизнес-центры с региональными представительствами поставщиков техники и удобрений, а также информационно-консультационные пункты и прочие инфраструктурные объекты, это может дать толчок фермерскому движению.

Решаются и проблемы сельскохозяйственного землепользования для крестьянских (фермерских) хозяйств. В частности, Федеральным законам № 435 от 29.12.2010 г.6 (Российская газета от 31.12.2010 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» разрешено крестьянским (фермерским) хозяйствам, как и другим сельскохозяйственным товаропроизводителям, приобретать в собственность и (или) в долгосрочную аренду земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности или собственности субъектов РФ, без проведения торгов и цене не более 15 процентов его кадастровой стоимости или арендной платы в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.

Эта норма вступила в силу с 1.07.2011 г.

За время проведения рыночных реформ К(Ф)Х стали неотъемлемой частью сельского хозяйства.

К важным отличительным особенностям фермерского хозяйственного уклада в России относят, прежде всего:

— принадлежность к малому сельскому предпринимательству;

— высокую социально-экономическую мотивацию фермеров к труду на земле;

— полную юридическую и экономическую ответственность за результаты своей деятельности;

— самостоятельность в обеспечении производственными ресурсами;

— ограниченное использование наемной рабочей силы.

Несмотря на недостаточную государственную поддержку, слабую социальную защищенность фермеров, в целом фермерство нашло свою социальноэкономическую нишу в многоукладном аграрном производстве.

Развитие крестьянских хозяйств — сложный исторический процесс, и пока этот процесс происходит неравномерно и противоречиво: сказывается психологическая, нравственная, материально-техническая и правовая неподготовленность общества к многоукладной

экономике на селе, а также низкий уровень производственной, сбытовой и социальной инфраструктуры и системы хранения.

Поэтому задача государства — создать экономические и институциональные условия, а также снять барьеры, препятствующие производительности К(Ф)Х.

Необходимость разработки особой программы К(Ф)Х на селе обусловлена следующими факторами.

Во-первых, Россия как самая крупная по размерам страна в мире вынуждена иметь многоукладное сельское хозяйство.

Во-вторых, с развитием К(Ф)Х связана стратегическая задача государства по устойчивому развитию сельских территорий.

В-третьих, малые формы хозяйствования на селе — это не просто бизнес или коммерческая деятельность, это формы социальной организации в сельской местности.

В связи с этим, наряду с экономическими целями (повышение производительности и устойчивости К(Ф)Х и других МФХ), Программа направлена на решение определенных целей.

Эффективное развитие К(Ф)Х сталкивается с рядом институциональных проблем, по которым целесообразно разработать механизмы и предложения, обеспечивающие рост данных форм хозяйствования.

Одна из наиболее значимых проблем для любого К(Ф)Х — невозможность реализовать свою продукцию.

При этом основным ограничителем выступает не отсутствие спроса на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие, а отсутствие инфраструктуры сбыта. Поэтому осенью фермер вынужден продавать по себестоимости свою продукцию посредникам. Данная проблема связана как с отсутствием сбытовых структур, действующих в интересах производителей, так и инфраструктуры рынков.

Институциональная база крестьянской (фермерской) по многим позициям также не соответствует современным реалиям. Институт К(Ф)Х, введенный Гражданским кодексом Российской Федерации в начале 90-х гг. и закрепленный Федеральным законом от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», не стимулирует сельхозпроизводителей иметь статус крестьянского (фермерского) хозяйства. Как следствие, количество К(Ф)Х с середины 90-х гг. неуклонно снижается. Многим фермерам выгоднее работать в форме личного подсобного хозяйства, чем иметь статус К(Ф)Х.

Устранение институциональных дефектов за счет совершенствования законодательство было бы выгодно и фермерам (возможность получения кредитов для развития бизнеса), и государству (устранение искажений статистики).

Для решения всех вышеперечисленных задач следует обратить внимание на возможность облегчения доступа К(Ф)Х к финансовым ресурсам.

Вышеперечисленные проблемы непосредственно влияют на тенденцию сокращения К(Ф)Х. Данные проблемы не могут решаться отдельно сообществом фермеров без участия государства.

1 Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22.11.1990 г.

2 Федеральный закон № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // СЗ РФ. 2003. № 24. Ст. 2249.

3 Федеральный закон № 264-ФЗ29.12.2006 г. // СЗ РФ. 2007. № 1. Ст. 27.

4 Постановление Правительства Российской Федерации № 446 от от 14.07.2007 г. // СЗ РФ.

5 Отраслевая целевая программа «Развитие крестьянских (фермерских) и других малых форм хозяйствования в АПК на 2009-2011 гг.» // Информационный бюллетень МСХ РФ. 2009. № 9.

Федеральны закон № 435 от 29.12.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.