Научная статья на тему 'Креолизованный текст в творчестве Егора Летова'

Креолизованный текст в творчестве Егора Летова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1248
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Креолизованный текст в творчестве Егора Летова»

Ворошилова М.Б., Чемагина А.В. (Екатеринбург)

КРЕОЛИЗОВАННЫЙ ТЕКСТ В ТВОРЧЕСТВЕ ЕГОРА ЛЕТОВА

Обложка — это чуть ли не половина альбома. Каждая обложка — это продолжение поэзии, ассоциации, образа. Я бы каждую отдельную пластинку выпускал с разной обложкой! Каждый раз есть миллион вариантов. Одним из важнейших компонентов окончательного выбора является определённый характерный для нашего сообщества юмор.

Егор Летов

Настоящее исследование продолжает ряд работ, посвященных изучению структуры дискурса русской рок-поэзии1. Цель данного этапа - выявить специфику альбомных обложек группы «Гражданская оборона», представляющих собой яркий пример единиц внешнего уровня анализируемого дискурса.

В ходе научно-исследовательской работы были проанализированы 33 альбома групп «Гражданская оборона» и «Егор и ОП...НЕВ-ШИЕ». Альбомы Егора Летова и его проектов («Посев», «Гражданская оборона», «Коммунизм», «Егор и ОП.НЕВШИЕ» и др.) много раз подвергались переизданию, в связи с этим существует несколько вариантов обложек у одного и того же альбома. Для анализа нами были взяты пластинки, вышедшие на студии ХОР, некоторые записи, вышедшие под лэйблами Манчестера и Ур-Реалиста, а также три последних альбома «Гражданской обороны», выпущенные «Мистерией Звука» («Долгая Счастливая Жизнь», «Реанимация» и «Зачем Снятся Сны»). Наш выбор обоснован тем, что ХОРовские издания являются наиболее ранними, переизданные альбомы подверглись переосмыслению уже более зрелых музыкантов, а для нас представляет интерес первоначальный вариант альбома, когда его содержание и обложка создавались одновременно и преследовали одни и те же цели. Альбомы «Долгая Счастливая Жизнь», «Реанимация» и «Зачем Снятся Сны», вышедшие на «Мистерии Звука» - самые последние работы «Гражданской обороны», поэтому переизданию еще не подвергались.

Данные обложки альбомов были условно поделены нами на четыре группы:

1. Обложки, стилизованные под советский политический плакат.

2. Обложки, где невербальный компонент представлен фотографией:

а) фотография с концертного выступления группы;

б) художественная фотография.

3. Обложки, где в качестве невербального компонента используется художественное полотно.

4. Обложки, где невербальный компонент представлен коллажем.

Б рамках настоящей статьи мы представим анализ только двух первых групп обложек.

1) Обложки, стилизованные под советский политический плакат.

Б качестве примера рассмотрим обложку альбома «Иоганая Молодежь».

На уровне образов перед нами представлен массив красного цвета, в гуще которого просматриваются символ Кремля, строящихся хрущевок, над которыми возвышаются силуэты башенных кранов, контуры заводских труб, пятиконечные звезды, портрет Б.И. Ленина и плакатные лозунги («Решения XXVII съезда КПСС выполним!», «Одобряем!», «Родине, партии - слава!»). Из массива выставляются стрелы, направленные на группу молодых людей с немытыми ирокезами на головах, в рваной, заплатанной одежде, с надписями «punk» на майках - так называемых представителей «поганой молодежи». Облик молодых людей сравним с образами противников власти на советском политическом плакате: карикатурное изображение, где панки представлены в уничижительном виде, и не вызывают ощущения опасности. Бсе силы красного массива как бы направлены на молодых людей, он давит на фигурки панков, которые, в свою очередь, пытаются уйти от этого воздействия, и им это удается: красные цепи и замки, сковывающие красный массив с фигурами панков, разорваны.

Композиция построена по диагонали (отсюда динамика и напряжение), однако движение направлено не вверх (как того требовал советский плакат, изображающий стремительно развивающееся молодое государство), а вниз - представители «поганой молодежи» уходят от красной власти, и вместе с тем, как бы опускаются вниз, дегенерируют. Если советская власть призывает идти вперед, то оппозиция пойдет в другую сторону, то есть назад. Стрелки красного цвета в спину панкам дают понять, что они являются изгоями для советской власти. С другой стороны, разорванные цепи говорят о том, что молодые люди вырвались из плена, освободились из-под гнета. Бырвавшиеся из красных пут панки не выглядят героями, они стилизованы (такими изображались враги красной власти на советском плакате). Можно предположить, что Е. Летов и группа «Гражданская оборона» считают себя и подобных себе врагами Советской власти. Б этом заключается отличие от советского плаката. И панки здесь не угрожают советской власти, а бегут от нее, освобождая себя от красных цепей.

Надпись «ГО Поганая Молодежь», называющая группу и сообщающая название альбома, далека от трафаретного шрифта, которым писались лозунги на советских плакатах: буквы разной высоты, толщины, не имеют общего стиля начертания. В противовес им шрифт лозунгов на красном массиве - стиль плакатных надписей: ровный, четкий, лаконичный. Здесь задается мотив оппозиции.

Вербальные и невербальные компоненты в рамках настоящего крео-лизованного текста находятся в отношениях взаимодополнения: надпись «Поганая Молодежь» и иконический элемент, изображающий неприятный облик молодежи, непринятый в советском государстве, чуждый ему.

Внутреннее содержание альбома также не вступает в конфликт с обложкой.

Открывает альбом песня с одноименным названием - «Поганая молодежь», текст которой вполне соответствует обложке, с единственной разницей в том, что на обложке панки, измученные и забитые, а в песне чувствуется агрессия и сила:

...Они блюют портвейном на почтенных граждан...

...Они ломают окна и втыкают члены...

... Они орут истошно - кушать не возможно...

...Не надо нас пугать, нам нечего терять...

И нам на все нас..ть и растереть!..

Песня «Никак не Называется» включает в себя образы, изображенные на обложке: портрет вождя, разорванные кандалы. здесь остро чувствуется оппозиция Я - ВЫ:

.На каждой стене портрет великого вождя,

А я иду по дороге и у меня нет стен...

...А люди ползут, гремя своими цепями,

Они гордятся своими золотыми цепями,

А я разорвал свои цеп, и я иду легко...

.А все вы ужасно боитесь помереть,

А я открою вам тайну: вы все уже сдохли!

В песне «Хватит!» тезис «Мы не такие как вы» подчеркивается с новой силой:

Хватит!

Убирайтесь вон!Мы играем для себя!

Хватит!

Все равно ведь вам никогда нас не понять!

Хватит!

Мы привыкли жить - вы привыкли умирать!

Таким образом, материал альбома подчинен одному тезису «Мы не такие, как вы», отсюда появляется оппозиция Я - ВЫ, отраженная на обложке в виде образов государственной системы и представителей панк-культуры, которые этой системе чужды.

2) Обложки, где невербальный компонент представлен фотографией

Данная группа обложек представлена двумя типами:

а) невербальный компонент представлен фотографией с концертного выступления группы

Данный тип обложек в качестве невербального компонента имеет фотографию с концертного выступления группы, само содержание альбома представлено концертной записью, поэтому эти обложки для нашего исследования интереса не вызывают.

б) невербальный компонент представлен художественной фотографией

Сюда относятся обложки альбомов «Хорошо!», «Так закалялась сталь», «Боевой стимул», «Все идет по плану», «Здорово и вечно», «Арма-геддон-попс», «Война», «Русское поле экспериментов», «Поезд ушел». Данные обложки очень похожи по стилю оформления: они выдержаны в чёрно-белых тонах, довольно часто присутствует чёрное, траурное обрамление и название альбома или исполнителя указано текстом красного цвета (ещё в эпоху возрождения возникло традиционное трагическое сочетание красного и чёрного цвета, олицетворяющее собой горе, смерь, скорбь).

Вербальный и невербальный компоненты этих обложек представляют собой оксюморон (сочетание несочетаемых образов): «Так закалялась сталь» - инвалид, свалившийся с коляски, и толпа, равнодушно проходящая мимо него; «Война» - танки, разрывающиеся снаряды, падающие, сражённые вражескими пулями солдаты и на этом фоне рука с выставленным вверх большим пальцем как знак того, что всё в порядке, «Здорово и вечно» - теплотрасса, карьеры, врезавшиеся вглубь леса, в то время, как вечной должна быть природа; «Все идет по плану» - лицо Егора Летова за колючей проволокой и др.

Содержание этих альбомов направлено на обличение советского режима, который насильно навязывает людям мысль о том, что все в стране хорошо, однако в действительности оказывается все наоборот.Образы, созданные в песнях Егора Летова, вошедших в выше перечисленные альбомы, характеризуют советскую власть как власть со знаком «минус».

В песне «Так закалялась сталь» с одноименного альбома разворачивается история становления советской власти: поиск предателей и учинение расправы над ними, отношение к людям, как к рабочей силе, отсутствие сознания ценности человеческой жизни, бесчинства, устраиваемые необразованными людьми, в руках которых оказалась власть:

Предательского дядю повели на расстрел

Хорошенькую тетю потащили в подвал

В товарные вагоны загружали народ

Уверенные папы продолжали учить:

Так закалялась сталь!

Предательского дядю повели на расстрел

Слепые очевидцы говорили: «Судьба!»

172

Уверенные папы продолжали поход Калеными клинками оставляя наказ:

Так закалялась сталь!

Историю вершили закаленным клинком Историю крушили закаленным клинком Историю кололи закаленным клинком Виновную историю пустили в расход!

Так закалялась сталь!

Здесь даже очевидцы «слепые», поскольку в советское время было принято молчать и не видеть ничего - иначе можно было поплатиться жизнью. Подчеркивается отношение «строителей коммунизма» к истории: история виновна в том, что народу пришлось жить под гнетом монарха.

В песне «Амнезия» (альбом «Так закалялась сталь») также подчеркивается принцип «Ничего не вижу, ничего не слышу», по которому живет советский народ. В песне говорится о всеобщей амнезии - народ не помнит ничего (ни кровавых событий, ни жесткого режима), потому что с такой болезнью жить проще, а главное - безопаснее:

Амнезия.Амнезия Всё позабыл И мне не страшно Мне теперь нестрашно

Дается прекрасный облик молодого государства, нового политического строя:

Доблесное утро запах нафталина Дивная культура цельная система Форменный порядок стойкий оптимизм

В альбоме «Все идет по плану» зомбированность советских граждан демонстрируется с новой силой:

А моей женой накормили толпу

Мировым кулаком растоптали ей грудь

Всенародной свободой разорвали ей плоть

Так закопайте ее во Христе

Ведь все идет по плану

Все идет по плану («Все идет по плану»)

Жена героя песни была принесена в жертву советскому режиму, однако он не испытывает ненависти к убийцам, он продолжает повторять навязанные властью слова: «Все идет по плану».

Итак в ходе исследования нами были выделены следующие особенности альбомных обложек в творчестве Егора Летова: вербальный и невербальный компоненты в обложках первой группы вступают в отношения взаимодополнения, и содержание альбомов не вступает в конфликт с тем, что изображено на обложке; вербальный и невербальный компоненты обложек второй группы образуют оксюморон, содержимое альбома также сочетает в себе противоречивые образы, такая концепция обложки помога-

173

ет автору достичь поставленную перед собой цель обличения советского режима.

1. Подр. о дискурсе русского рока см.: Шинкаренкова М.Б. Метафорическое моделирование художественного мира в дискурсе русской рока: Дисс... канд.филол.наук. - Екатеринбург, 2005.

© Ворошилова М.Б., Чемагина А.В., 2008

В.А Гавриков (Брянск)

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ВЕНИ Д'РКИНА

Александр Литвинов1, более известный под псевдонимом Веня Д'ркин, родился 11 июня 1970 г. на Украине. Жизнь его складывалась в общем-то традиционно: была школа (которую он закончил с золотой медалью), год в вузе, потом - армия, работа водителем, слесарем, художником, учителем, строителем. переезды из города в город. На досуге Александр пишет песни, которые вначале показывает только друзьям. Постепенно круг поклонников его творчества расширяется. Когда к поэту приходит некоторая известность, его начинают приглашать на различные фестивали. Первый крупный успех Д'ркина как поющего поэта пришелся на 1994 г., когда он становится лауреатом фестиваля «Оскольская лира». В этом же году жена поэта Полина дарит ему сына Дениса. На следующий год певец получает гран-при Оскольской лиры. Потом начинается достаточно активная концертная деятельность, география его выступлений распространяется на такие города, как Харьков, Воронеж, Луганск, Белгород, Обнинск... В сентябре 1997 г. появляются первые очевидные признаки болезни, всё дело в том, что будучи в армии поэт переночевал под вагоном с чем-то радиоактивным. Несмотря на прогрессирующую болезнь, певец продолжает давать концерты, работает над текстами, записывает песни.

Определить творчество Вени Д'ркина можно как рок, и это, на наш взгляд, более точная дефиниция, чем «бард-рок» (даже несмотря на акустическую манеру исполнения). Но при этом у Д'ркина прослеживается и некая не столько даже хронологическая, сколько стилевая «оторванность» от «поколения дворников и сторожей». Таким образом, нам кажется, что самым уместным определением наследию Вени Д'ркина станет термин «пост-рок», рок с изрядным налетом «смехового» постмодернизма. И с точки зрения внешней эклектичности поэтики и стилевой амплитуды (в том числе имеются ввиду музыкальные влияния) наследие певца достаточно далеко отстоит от традиции авторской песни, к которой его часто причисляют. Хотя и ее «отзвуки» иногда появляются в текстах Д'ркина. Как пример «реверанса» в сторону авторской песни назовем композицию «Я в коем веке помню вас.» («Любовь на перше»)2, где «бардовость» текста поддержана музыкой и манерой исполнения:

Я в коем веке помню Вас

Как нынче - барышней в саду,

У вас был черный водолаз,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.