Научная статья на тему 'Кредиты малому и среднему бизнесу: проблемы и перспективы'

Кредиты малому и среднему бизнесу: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
305
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КРЕДИТОВАНИЕ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФОНДЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Королев Влад Игоревич, Парамонова Светлана Владимировна

В работе освещены проблемы малого и среднего бизнеса в процессе получения ими кредита, представлены меры по государственной поддержки малого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кредиты малому и среднему бизнесу: проблемы и перспективы»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№11/2015

ISSN 2410-700Х

предприятия и принятия управленческих решений. Если финансовый учет для предприятия является обязательным, то вопрос о ведении управленческой отчетности полностью находится в власти самой организации.

При сравнении финансового и управленческого учета можно выделить ряд отличающих свойств.

Во-первых, рассмотрим, кто является пользователями этих видов учета. Пользователями информации, представляемой финансовым учетом, являются и внешние, и внутренние пользователи, не представляет коммерческой тайны. А вот информация управленческого учета представляется только внутренним пользователям, так как является, как правило, коммерческой тайной. Но в особых случаях данная информация может быть предоставлена внешним пользователям (например кредитным организациям).

Во-вторых, по видам систем бухгалтерского учета. Финансовый учет ведется на основе двойной записи, полностью регламентирован, тогда как управленческий учет ею не ограничивается. Администрация организации сама решает, как классифицировать затраты, насколько детализировать места возникновения затрат, каким образом вести учет.

В-третьих, большое значение имеет временная соотносимость информации. Финансовый учет показывает информацию, которая завершена, т.е. как бы задает вопрос, как это было. Управленческий учет может показать как завершенную информацию, так и содержать планы на будущее, отвечая на вопрос, как должно быть. [1, с. 98-100 ]

Одним из главных отличий управленческой отчетности от финансовой является то, что для управленческой отчетности информацию о состоянии дел можно собирать регулярно, по мере необходимости. Это позволяет оперативно реагировать на процессы, которые происходят в организации для достижения результата.

В настоящее время все больше организаций (как больших, так и средних) внедряют у себя управленческий учет, понимая всю значимость и пользу такого вида учета. [2]

Рассмотрев особенности финансового и управленческого учетов можно заключить следующее: в повседневной деятельности предприятия возникает большое количество информации, которая является исходным материалом для построения итоговой отчетности для разных пользователей, и именно финансовый и управленческий учет помогает организации видеть реальную ситуацию. Каждый из видов отчетности несет определенную информацию, для определенных пользователей.

Список используемой литературы:

1. Иванов, В.В. Управленческий учет для эффективного менеджмента / В.В. Иванов, О.К. Хан. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 208 c

2. Электронный источник, http://www.anch.ru/articles/uu.html

3. Электронный источник, http://www.klubok.net/article2089.html

© Константинов К. А., 2015

УДК 336.77

Королев Влад Игоревич

Студент кафедры «Инженерная экология и рациональное природопользование», КГЭУ, г. Казань, РФ

Е-mail: [email protected] Парамонова Светлана Владимировна Студент кафедры «Инженерная экология и рациональное природопользование», КГЭУ, г. Казань, РФ

КРЕДИТЫ МАЛОМУ И СРЕДНЕМУ БИЗНЕСУ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация

В работе освещены проблемы малого и среднего бизнеса в процессе получения ими кредита, представлены меры по государственной поддержки малого предпринимательства.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

Ключевые слова

Кредитование, малый и средний бизнес, проблемы кредитования, государственные фонды

поддержки малого предпринимательства.

Влияние малого и среднего бизнеса на экономику любой страны мира очень значимо, так как это влияние дает серьезный толчок для повышения эффективности экономики и, тем самым, достижения высокого уровня жизни населения страны [3]. В Российской Федерации влияние малых предприятий, независимо от их сферы деятельности, на экономическое развитие мало, нежели в других развитых странах. Одной из причин сложившейся ситуации называют - проблему в кредитовании малого и среднего бизнеса.

Первой причиной, порождающей проблемы кредитования малого и среднего бизнеса, остается отсутствие надежных залогов и платежеспособных поручителей, так как большинство заемщиков не являются владельцами легко реализуемого или ликвидного имущества [4]. Именно этот факт и заставляет банки крайне настороженно относиться к выдаче рискованных для себя кредитных ссуд.

Второй фактор это недоверие к малому и среднему бизнесу, испытываемое банками. Если крупный бизнес в России получает ссуду на кредит под 14-16 %, то малые предприятия 20-24 % годовых. Из-за нестабильной экономической ситуации в стране и поддержки государства, условия предоставления кредита для приоритетных направлений малого и среднего бизнеса стали проще, но процедура оформления заявки достаточно сложна. В рамках условия оформления кредита для малого бизнеса требуются следующие документы: сведения о прибылях и убытках заемщика; бухгалтерская отчетность; документы от аудиторов, проверяющих правильность и достоверность бухгалтерских отчетов и ряд других документов. Финансовая отчетность предпринимателя предполагает достаточно сложную процедуру оформления с учетом определенных сроков представления данных документов [2].

В результате становится очевидным, что реалии российской экономики создают целый ряд проблем по кредитованию малого бизнеса.

В 2014 г. на рынке кредитования малого и среднего бизнеса не происходило кардинальных изменений, в связи с чем, сохранилась тенденция роста объема кредитования данного бизнеса. По сравнению с 2012 г. объем кредитования увеличился на 17 %, и по итогам 10 месяцев 2014 г. составил 5,4 трлн. рублей. По оценке экспертов в 2015 г. ставки по кредитам малому и среднему бизнесу будут находиться в диапазоне от 10 % до 22 % годовых. В результате, несмотря на активное снижение процентов по кредиту для финансирования бизнеса, его доля кредитования на рынке снизилась и составила 16,45 %. В значительной мере это объясняется нестабильностью экономики и валюты РФ [7].

Негативные прогнозы экспертов говорят о том, что в ближайшие годы сохранится тенденция к «провалу» экономики страны и возможен очередной финансово-экономический кризис, это еще больше ужесточит условия получения и обеспечения займов [8].

Как уже было сказано выше проблем по кредитованию малого бизнеса достаточно много. Они спровоцированы целым рядом условий экономического состояния нашей страны, а именно уровнем превышающих задолженностей по кредиту. В 2015 г. в деловой активности на рынке кредитования малого и среднего бизнеса произошли кардинальные изменения. Например, на 1 апреля 2015 г. 55 % заемщиков имели более одного кредитного счета, а 8 % - более пяти кредитов. В целях решения проблем кредитной просрочки ЦБ РФ ограничивает активность банков в необеспеченном потребительском кредитовании посредством:

• начисления повышенных резервов по таким кредитам;

• присвоения им повышенных коэффициентов риска [1; 6].

Однако, такая политика не способствует решению обозначенной проблемы.

Для действительного укрепления и развития государственной системы поддержки малого предпринимательства, основанной на государственных (муниципальных) фондах, необходимо:

1. Конкретизировать и законодательно зафиксировать институциональное положение государственных фондов поддержки малого предпринимательства;

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

2. Произвести разработку требований к условиям и техническому обеспечению государственных фондов, с помощью которой возможна их эффективная деятельность;

3. Назначить фиксированную меру финансового участия и ответственности государства в функционировании данных фондов;

4. С помощью законодательства зафиксировать льготы государственных фондов в отношении налогообложения и аренды помещений;

5. Рассмотреть наделение фондов недвижимым имуществом;

6. Организовать подготовку и исполнение образовательных программ, а так же обустройство кадров для работников региональных и муниципальных фондов;

7. Способствовать государственным фондам в расширении сферы их деятельности и номенклатуры услуг;

8. Создавать стандарты государственной помощи малым предприятиям, оказываемой государственными фондами;

9. Установить и определить минимальный перечень услуг, которые впоследствии будут оказываться государственными фондами предпринимателям бесплатно и/или на льготных условиях [2; 5].

Исходя из вышесказанных пунктов, можно сделать вывод о том, что с начала 2014 г. экономическая система Российской Федерации значительно изменилась. Причинами изменений стали:

1. Опережающие темпы развития малого предпринимательства и повышение его роли в экономическом и социальном развитии общества;

2. Недостаток единой системы развития и поддержки малого и среднего бизнеса;

3. Потребность фундаментального пересмотра характера взаимоотношений между государством и предпринимательством посредством внесения изменений в законодательстве, касающегося деятельности индивидуальных предпринимателей;

4. Безотлагательного формирования и реализации концепции государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации [2]

Таким образом, малый и средний бизнес в нашей стране имеет огромное значение. Посредством его обеспечивается быстрый оборот ресурсов, формируется конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, внедряются передовые достижения [9]. Кредитование малого и среднего бизнеса - это очень перспективное направление, как для банковской системы, так и для экономики Российской Федерации в целом.

Список использованной литературы:

1. Кулиш С.М. Системный подход в диагностике промышленного предприятия // Вестник экономики, права и социологии. 2008. № 6. С. 25-32.

2. Роль кредита и модернизация деятельности банков в сфере кредитования / Под ред. О.И. Лаврушина. -М.: КНОРУС, 2012. - 267 с.

3. Тимофеев Р.А., Шлычков В.В., Алафузов И.Г. Актуальные вопросы функционирования региона как социально-экономической системы // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 3. С. 63-70.

4. Файрушин А.Ф. Направления трансформации содержания капитала и труда в современной экономике // Вестник экономики, права и социологии. 2012. № 2. С. 82-84.

5. Хасанова А.Ш. Формирование устойчивой конкурентоспособности в условиях информатизации экономического пространства // Вестник экономики, права и социологии. 2014. № 4. С. 101-105.

6. Шлычков В.В. Теория и методология управления ресурсным потенциалом: автореф. дис. ... док. эконом. наук. - Йошкар-Ола, 2007.

7. Шлычков В.В., Нестулаева Д.Р., Алафузов И.Г. Малый бизнес о векторе социально-экономического развития и своей роли в модернизационном процессе экономики России: взгляд из региона // Вестник экономики, права и социологии. 2015. № 2. С. 97-100.

8. Шлычков В.В., Нестулаева Д.Р. Кризис экономической теории как отправная точка ее дальнейшего развития // Вестник экономики, права и социологии. 2013. № 4. С. 95-98.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

9. Шлычков В.В., Нестулаева Д.Р. Современные концепции оценки эффективности управления промышленным предприятием // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2009. № 2 (2). С. 41-50.

© Королев В.И., Парамонова С.В., 2015

УДК 339.9

Котенев Александр Дмитриевич

канд.экон.наук, доцент СФ КрУ МВД России, г. Ставрополь, РФ

E-mail: kot_sasha81@mail. ru Евдошенко Виктор Викторович кан.экон.наук, СФ КрУ МВД России, г. Ставрополь, РФ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ

Аннотация

В статье раскрываются особенности становления и развития внешнеэкономических отношений на уровне регионов РФ. Дается характеристика экспортно-импортного потенциала Ставропольского края. Анализируются причины замедляющие развитие внешнеэкономической деятельности региона.

Ключевые слова

Внешнеэкономическая деятельность. Регион. Экспорт. Импорт. Внешнеторговая детельность.

В настоящее время развитие внешнеэкономических связей российских регионов требует создания эффективной управленческой инфраструктуры и чёткого разграничения функций стратегического управления ВЭД, что должны осуществлять представительные и исполнительные органы субъектов федерации, а также формирования системы оперативного внешнеэкономического менеджмента и маркетинга, что является уже прерогативой самих хозяйствующих субъектов - участников внешнеэкономического процесса [1, с.42].

Разрыв существовавших в рамках СССР народнохозяйственных и кооперационных связей между государствами, а также отдельными регионами крайне негативно отразился на уровне их экономического развития.

На наш взгляд медленное развитие внешнеторговых отношений Ставропольского края вызвано рядом причин, среди которых следует выделить следующие:

1. Во-первых, информационный голод в части позиционирования внешнеторгового потенциала региона. Важнейшим направлением, способствующим решению данной проблемы является формирование позитивного восприятия как планируемых, так и реализующихся региональных мероприятий. В этой связи необходимо повсеместное освещение различного рода международных проектов, реализуемых в регионе, информирование потенциальных инвесторов о планируемых мероприятиях улучшающих инвестиционную привлекательность Ставропольского края;

2. Во вторых, неразвитостью транспортной инфраструктуры. Модернизация транспортной системы СКФО будет способствовать повышению пропускной способности всех видов транспортных коммуникаций. Решение указанной проблемы позволит восстановить, а в некоторых случаях организовать международное воздушное, железнодорожное и сухопутное сообщение, что имеет стратегически важное значение для развития экспортного потенциала предприятий регионального АПК.

3. В третьих, отсутствие четкого механизма стандартизации и подтверждения соответствия санитарных и ветеринарных норм международным стандартам сертификатам, вызванное неразвитостью системы законов и подзаконных актов регламентирующие данные нормы [2, с.8].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.