Credits and classification of credit requirements
Frolova Evgeniya Evgenievna, Doctor of Law, Head of department of the entrepreneurial and the antimonopoly law of the Far Eastern Federal University, Russian Federation
E-mail: [email protected] Voykova Natalia Andreevna, PhD in Law Seniort Professor of department of the entrepreneurial and the antimonopoly law E-mail: [email protected]
Credits and classification of credit requirements
Absrtract: in article aspects of classification of credit requirements at bank to a different type to borrowers are considered, and also specialized crediting as a special agreement type of the credit is considered.
Keywords: bank loans, calculation of credit risk, credit requirements, borrower, specialized crediting.
Фролова Евгения Евгеньевна, Д. ю.н, профессор, заведующий кафедрой предпринимательского и конкурентного права Дальневосточного федерального университета E-mail: [email protected] Войкова Наталья Андреевна,
К. ю.н., ст.преподаватель кафедры предпринимательского и конкурентного права E-mail: [email protected]
Кредиты и классификация кредитных требований
Аннотация: в статье рассматриваются аспекты классификации кредитных требований у банка к разного вида заемщикам, а также рассматривается специализированное кредитование как специальный вид договора кредита.
Ключевые слова: банковские кредиты, расчет кредитного риска, кредитные требования, заемщик, специализированное кредитование.
Кредиты, предоставляемые банком, могут обеспечиваться залогом недвижимого и движимого имущества, в том числе государственных и иных ценных бумаг, банковскими гарантиями и иными способами, предусмотренными федеральными законами или договором. При нарушении заемщиком обязательств по договору банк вправе досрочно взыскивать предоставленные кредиты и начисленные по ним проценты, если это предусмотрено договором, а также обращать взыскание на заложенное имущество в порядке, установленном федеральным законом. Кредитная организация обязана предпринять все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для взыскания задолженности. Кредитная организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) в отношении должников, не исполняющих свои обязательства по погашению задолженности, в установленном федеральными законами порядке.
Процентные ставки по кредитам и (или) порядок их определения, в том числе определение величины процентной ставки по кредиту в зависимости от изменения условий, предусмотренных в кредитном договоре, процентные ставки по вкладам (депозитам) и комиссионное вознаграждение по операциям устанавливаются кредитной организацией по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено федеральным законом. Кредитная организация не имеет права в одностороннем порядке изменять процентные ставки по кредитам и (или) порядок их определения, процентные ставки по вкладам (депозитам), комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров с клиентами — индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или договором с клиентом.
В рамках внедрения документа Базельского комитета по банковскому надзору «Международная
61
Section 2. Science of law
конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы» (International Convergence of Capital Measurement and Capital Standards. A Revised Framework, Basel Committee on Banking Supervision) Банком России были разработаны «Методические рекомендации по реализации подхода к расчету кредитного риска на основе внутренних рейтингов банков» [1]. Согласно указанным рекомендациям, активы, подверженные кредитному риску, и условные обязательства кредитного характера (далее — кредитные требования) распределяются по классам кредитных требований с различными характеристиками рисков.
Классами кредитных требований являются кредитные требования к корпоративным заемщикам, суверенным заемщикам, финансовым институтам, розничным заемщикам, а также доли участия в капитале третьих лиц. В рамках класса кредитных требований к корпоративным заемщикам дополнительно выделяется пять подклассов специализированного кредитования. В рамках класса кредитных требований к розничным заемщикам выделяется три подкласса. В рамках классов кредитных требований к корпоративным заемщикам и кредитных требований к розничным заемщикам в качестве подкласса может рассматриваться приобретенная дебиторская задолженность.
Банки могут использовать и иную классификацию кредитных требований в своей внутренней системе управления и оценки рисков, в целом соответствующую приведенной выше классификации по экономическому содержанию.
Кредитные требования к корпоративным заемщикам. Кредитные требования к корпоративным заемщикам включают кредитные требования к юридическим лицам (за исключением финансовых институтов) и физическим лицам, включая субъекты малого и среднего предпринимательства (согласно определению, данному в Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»), управление кредитными рисками которых осуществляется банком по каждому заемщику индивидуально [2].
В рамках данного класса кредитных требований выделяются подклассы специализированного кредитования — кредитные требования, возникшие в результате совершения банком операций по целевому (специализированному) предоставлению денежных средств, основными отличительными характеристиками которых являются:
- заемщиком является, как правило, специализированное юридическое лицо (SPV/SPE), созданное
исключительно для финансирования конкретных операций и/или осуществления операций с материальными активами;
- основным источником исполнения обязательств (более 50 % кредитных требований) перед кредитором является доход от активов, приобретенных за счет предоставленных банком заемщику средств;
- условия кредитования предоставляют кредитору существенный уровень контроля над активами и доходом заемщика.
Специализированное кредитование может подразделяться на следующие пять подклассов:
проектное финансирование — вид кредитования, в рамках которого заемщиком является, как правило, специально созданное юридическое лицо, реализующее данный проект, а основным источником расчетов с кредиторами являются поступления от данного проекта и создаваемые в рамках проекта активы. Подобный вид финансирования наиболее характерен для крупных и дорогостоящих инвестиционных проектов, например, строительства объектов энергетики, путей сообщения;
объектное финансирование — вид кредитования, основной целью которого является приобретение заемщиком определенных материальных активов (например, морского или воздушного судна). В данном случае основным источником исполнения обязательств заемщика является доход от использования конкретного актива, который одновременно является обеспечением кредитного требования. В качестве источника исполнения обязательств заемщика перед кредитором могут также выступать лизинговые платежи или арендная плата третьих лиц за пользование активами, принадлежащими заемщику;
товарно-сырьевое финансирование — краткосрочное структурирован-ное кредитование, целью которого является предоставление финансовых ресурсов для приобретения заемщиком сырьевых товаров (например, нефти, сельскохозяйственных культур, металлов), а также для финансирования дебиторской задолженности (приобретения прав требований по такого рода активам). В данном случае заемщик не располагает какими-либо иными материальными активами и не осуществляет каких-либо иных видов деятельности, при этом единственным источником исполнения обязательств заемщика является выручка от реализации (продажи) актива, а структура сделки (операции) позволяет компенсировать низкое кредитное качество заемщика. Уровень кредитного ри-
62
Credits and classification of credit requirements
ска (значения вероятности дефолта, уровня потерь при дефолте) фактически не зависит от финансового состояния заемщика, а отражает «самоликвидирующийся» характер операции и опыт кредитора в структурировании подобных операций;
финансирование приносящей доход недвижимости — вид кредитования под залог недвижимости, при котором степень исполнения обязательств заемщика и уровень возмещения потерь по активу в случае дефолта заемщика зависят исключительно от денежных потоков данного актива. Основным источником денежных потоков в данном случае являются арендная плата или реализация (продажа) актива. В качестве заемщика может выступать специализированное общество (SPV/SPE), строительная компания, арендодатель. Главным отличием кредитных требований, относимых к данному подклассу, от иных кредитных требований, обеспеченных недвижимостью, является сильная положительная зависимость (корреляция) между источниками исполнения обязательств и источниками возмещения по активу в случае дефолта заемщика, поскольку оба эти фактора зависят в основном от денежных потоков от использования недвижимости;
финансирование коммерческой недвижимости с нестабильными ценовыми параметрами.
Данный подкласс кредитных требований демонстрирует повышенную волатильность потерь по сравнению с другими подклассами «специализированного кредитования». К данной категории относятся ссуды под залог коммерческой недвижимости размером свыше 100 млн. рублей. К данному подклассу относятся в том числе:
- кредитные требования, обеспеченные коммерческой недвижимостью, характеризующейся повышенной волатильностью показателей дефолта;
- ссуды на приобретение земельных участков, ссуды, выданные на стадии проектирования, до начала или на стадии строительства объектов недвижимости, отнесенной к категории, указанной в предыдущем абзаце;
- ссуды, выданные на стадии проектирования, до начала или на стадии строительства любых объектов недвижимости с нестабильным (на момент выдачи ссуды) источником ее погашения (например, реализация строящегося объекта недвижимости в будущем, будущие денежные потоки от сдачи объекта недвижимости в аренду), в которых доля собственных средств заемщика не является значительной.
Кредитные требования к суверенным заемщикам. Кредитные требования к суверенным заемщикам включают кредитные требования к центральным правительствам, центральным банкам, органам федеральной власти, а также международным финансовым организациям, которые относятся к классу активов с коэффициентом риска 0 % в рамках стандартизированного подхода.
Кредитные требования к финансовым институтам. Кредитные требования к финансовым институтам включают кредитные требования к банкам, а также к субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям Российской Федерации, иным государственным учреждениям и организациям, которые не относятся к классу кредитных требований с коэффициентом риска 0 % в соответствии с Инструкцией Банка России от 03.12.2012 №139-И «Об обязательных нормативах банков» [3].
К данному классу кредитных требований банку рекомендуется относить кредитные требования к инвестиционным и страховым компаниям, подлежащим регулированию, отвечающему рекомендациям Базельского комитета по банковскому надзору («Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы» (далее — Базель II).
Кредитные требования к розничным заемщикам. Кредитные требования к розничным заемщикам включают кредитные требования к физическим лицам, включая ссуды на покупку жилой недвижимости, в том числе ипотечные ссуды, а также кредитные требования к субъектам малого и среднего предпринимательства, если совокупный объем их задолженности (включая просроченную задолженность) перед банком не превышает 40 млн. руб., которые удовлетворяют одновременно следующим критериям:
- заемщиком является физическое лицо или субъект малого и среднего предпринимательства;
- кредитный продукт имеет розничный характер (например, кредиты на покупку автомобилей, кредиты на оплату обучения и прочие ссуды физическим лицам с аналогичными характеристиками);
- розничные операции объединяются банком в общий пул однородных кредитных требований, имеющих сходные характеристики, и управляются на уровне пула.
Кредитные требования к розничным заемщикам могут подразделяться на три подкласса:
- возобновляемые розничные кредитные требования — необеспеченные требования к физическим лицам с установленным лимитом выдач (за-
63
Section 2. Science of law
долженности), в рамках которых средства предоставляются банком на возобновляемой основе (например, кредитные карты, овердрафты, кредитные линии). Максимальный размер кредитного требования к заемщику не должен превосходить 4 млн. рублей. Эти активы характеризуются низкой волатильностью показателя потерь, при этом банку необходимо располагать достаточным объемом статистической информации для подтверждения выполнения этого условия;
- кредитные требования, обеспеченные залогом жилой недвижимости, включая ссуды на покупку жилья, в том числе ипотечные, при условии, что заемщик — физическое лицо проживает в объекте недвижимости или сдает ее в аренду;
- прочие кредитные требования к розничным заемщикам, в том числе кредитные требования на покупку транспортных средств и кредитные требования к субъектам малого предпринимательства.
Доли участия в капитале третьих лиц. Доли участия в капитале третьих лиц предоставляют банку прямое или опосредованное право на участие в капитале, активах, прибыли коммерческой организации или финансового института, не входящих в консолидированную с банком группу. В данный подкласс не включаются вложения в финансовые инструменты, уменьшающие величину регулятивного капитала банка.
В частности, в этот подкласс могут быть отнесены:
- миноритарные (неконсолидированные) доли участия в уставном капитале третьих лиц;
- целевые ссуды, предоставленные дочерним компаниям банковской группы (холдинга) на покупку долей участия в капитале третьих лиц;
- иные долевые финансовые инструменты.
Приобретенные права по кредитным требованиям. Приобретенные права по кредитным требованиям включают кредитные требования, которые по своим качественным параметрам не являются отдельным классом кредитных требований, но объединяются по типу финансирования (например, финансирование под уступку денежного требования (факторинг). В данный подкласс могут быть отнесены приобретенные права требования, которые по своим качественным параметрам соответствуют классам кредитных требований к корпоративным и розничным заемщикам, в следующих целях:
- применение банком упрощенного порядка рас-
чета значений параметров риска по приобретенным правам требования в случае несоблюдения им рекомендованных минимальных требований, установленных для ссуд корпоративным заемщикам. Такой подход обусловлен тем, что банк — приобретатель дебиторской задолженности может не обладать достаточной информацией о заемщике, необходимой для соблюдения рекомендуемых минимальных требований количественной оценки риска (то есть статистической информацией, используемой для оценки параметров риска вероятности дефолта и уровня потерь при дефолте);
- оценка так называемого риска «размывания» требования, то есть вероятность того, что сумма приобретенной (профинансированной) дебиторской задолженности, причитающейся к получению банком, сократится (например, в связи с предоставлением первоначальным кредитором денежных средств или финансовых активов должникам, зачетом, компенсацией затрат, связанной с возвратом товара).
Кредитные требования по сделкам секьюритизации — кредитные требования, возникшие в результате совершения или участия в сделках (операциях) по секьюритизации активов, включая вложения в долговые обязательства, обеспеченные активами.
Подход на основе внутренних рейтингов к расчету кредитного риска является альтернативой стандартизированному подходу к оценке кредитного риска, предполагающему использование фиксированных коэффициентов кредитного риска по различным группам активов, которые определяются регулирующим органом.
Переход к расчету достаточности капитала на основе внутренних рейтингов является обоснованным при выполнении банком следующих условий:
- группировка и последовательный учет всех балансовых активов, подверженных кредитному риску, и условных обязательств кредитного характера в рамках отдельных классов со сходными характеристиками кредитного риска;
- соблюдение рекомендуемых минимальных требований, предъявляемых к внутренним системам и процессам присвоения рейтингов и оценке отдельных компонентов кредитного риска по классам кредитных требований, качеству корпоративного управления и внутреннего контроля за указанными системами и процессами.
Список литературы:
1. Письмо Банка России от 29 декабря 2012 г. № 192-Т «О Методических рекомендациях по реализации подхода к расчету кредитного риска на основе внутренних рейтингов банков».
64
Legal implication of regulating CSR in local regulation...
2. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014).
3. Инструкция Банка России от 03.12.2012 N 139-И (ред. от 16.02.2015) «Об обязательных нормативах банков» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.12.2012 N 26104).
Dodik Setiawan Nur Heriyanto, S. H., M. H., Eko Rial Nugroho, S. H., M. H., Lecturer, Faculty of Law, Islamic University of Indonesia E-mail: [email protected]
Legal implication of regulating CSR in local regulation (study on local law of Kutai Kartanegara, No. 10, year 2013, About corporate social responsibility)
Abstract: This paper will analyze conflicting contents between Kutai Kartanegara’s Local Law No. 10, Year 2013, on Corporate Social Responsibility with the upper legislation on CSR In Indonesia and also will make short recommendations on how to challenge the local law. By using legal normative approach as the research methodology, this study found that none of higher law regulating CSR giving a mandate to enact local law on CSR and some of its substance contradict with the basic values of CSR as business ethics.
Keywords: CSR, Business Ethics, and Local Regulation.
A. Introduction
As the region that has abundant of natural resources, Kutai Kartanegara regency becomes a source of destination for many investors specifically in the field of exploration of coal and natural gas. It could be seen from the number of company existed in this region tends to increase every year. In 2010 the total number of the company amounted to 802 companies, while in 2011 the total number of companies amounted to 1,170 [1].
The enactment of Kutai Kartanegara’s Region Local Law No. 10 of 2013 on Corporate Social Responsibility (hereinafter called as Kutai Kartanegara Local Law) was a government policy in order to provide a clear setting of the operation and management in social and environmental responsibility of the companies in the district of Kutai Kartanegara [2]. Local Government of Kutai Kartanegara considered the creation of the rule is expected to accommodate the interests of the public and delivering strict sanctions to companies that do not have intention to organize CSR [3]. None of the higher law obliged the local government to set a specific local law on CSR. After what have been done by Kutai Kartanegara region, the euphoria of drafting local regulations regarding CSR are now just left alone without being offered a clear and present evaluation from the central government. This euphoria is now critize by the investors as one of the challenging effort in investing money in Indonesia.
Basically, Indonesian Limited Liability Company Law does not delegate any area to form a local regulation on CSR and infact gives technical regulation on how to implement CSR by Government Regulation Number 47 of 2012 on Social and Environmental’s Corporate Responsibility (hereinafter called as Government Regulation). Hence, the researchers are interested to investigate whether or not there is a conflict between the rules on CSR at the local level and the higher level. Futher-more, we also will emphasize the legal effort to harmonize the setting CSR in the Kutai Kartanegara Local Law.
B. Local Government Competency in Regulating CSR
According Indroharto, the nature of government competency is “simple express”, means that clear in the intention and purpose, tied to a specific time and restricted by written and unwritten law. It can be general (abstract) i. e. in making rules, and also be concrete i. e. in making government decisions [4, 70].
Given by the Constitution of the Republic of Indonesia in 1945 (hereinafter as 1945 Constitution), regions have the competency to establish local law. Local law created and agreed by the Head ofLocal Government as the excecutive power and the Local House ofRepresentatives (DPRD) as the legislative power. Under article 18 Paragraph 6 of the Constitution stated that: “The local government is entitled to the right to establish Local Law and other regulations to implement its autonomy and its duty of assistance”.
65