Научная статья на тему 'Кредитные и лизинговые схемы как эффективный путь замены и модернизации лифтов'

Кредитные и лизинговые схемы как эффективный путь замены и модернизации лифтов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
786
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИФТ / КРЕДИТ / ЛИЗИНГ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЗАМЕНА / БАНК / БЮДЖЕТ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / МНОГОКВАРТИРНЫЙ ДОМ / ELEVATOR / CREDIT / LEASING / MODERNIZATION / SUBSTITUTION / BANK / BUDGET / FINANCING / APARTMENT HOUSE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Витчук Н. А., Перерва О. Л.

Рассматриваются пути замены и модернизации оборудования с применением кредитных и лизинговых схем. Проанализированы проблемы финансирования реновации лифтового оборудования. Представлена возможная схема лизинговой сделки. Перечислены преимущества реализации предложенной лизинговой цепи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREDIT AND LEASING SCHEMES AS AN EFFECTIVE WAY TO SUBSTITUTION AND MODERNIZATION OF THE EQUIPMENT

In the article ways to substitution and modernization of the equipment with application of credit and leasing schemes are considered. The problems of financing the renovation of elevator's equipment are analyzed. The possible leasing transaction schemes is presented. Finally, advantages of realization of the offered leasing range are recited.

Текст научной работы на тему «Кредитные и лизинговые схемы как эффективный путь замены и модернизации лифтов»

УДК 658.613

КРЕДИТНЫЕ И ЛИЗИНГОВЫЕ СХЕМЫ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ПУТЬ ЗАМЕНЫ И МОДЕРНИЗАЦИИ ЛИФТОВ

Н.А. Витчук, О.Л. Перерва

Рассматриваются пути замены и модернизации оборудования с применением кредитных и лизинговых схем. Проанализированы проблемы финансирования реновации лифтового оборудования. Представлена возможная схема лизинговой сделки. Перечислены преимущества реализации предложенной лизинговой цепи.

Ключевые слова: лифт; кредит; лизинг; модернизация; замена; банк; бюджет; финансирование; многоквартирный дом.

Интенсивное строительство многоэтажного жилого фонда России (тогда СССР) в 70-80-е года выразилось вводом в эксплуатацию значительного числа пассажирских лифтов. Этот факт, а также крайне низкое финансирование лифтовой отрасли в 90-е годы привели к тому, что в разных регионах страны на начало 2000-х годов от четверти до половины лифтового парка выработали свои нормативные сроки эксплуатации [1, 2]. Калужская область в этой связи не является исключением. Согласно данным ОАО "Ка-лугалифтремстрой" в ближайшее время замене подлежат 389 лифтов, что составляет 43,6 % пассажирских лифтов жилищного фонда региона.

Для решения проблемы отработавших свои нормативные сроки эксплуатации лифтов применялись различные экстренные мероприятия. В частности, одним из таких решений являлось диагностирование технического состояния устаревших лифтов с возможностью продления срока их эксплуатации, что послужило причиной создания соответствующего нормативного документа МР 10-72-04 "Методические рекомендации по обследованию технического состояния и расчету остаточного ресурса с целью определения возможности продления срока безопасной эксплуатации лифтов". Еще одним из путей продления ресурса лифтов является их частичная или полная модернизация. Как показала практика, приемлемость такого решения весьма нецелесообразна [3].

К тому же, в силу введения в действие 14 октября 2010 Технического регламента "О безопасной эксплуатации лифтов", предусматривающего предельные сроки эксплуатации и замены лифтов, остро встала проблема финансирования реновации лифтового парка. Согласно Федеральному Закону №185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищнокоммунального хозяйства", а также п. 1 статьи 36 Жилищного Кодекса Российской Федерации общее имущество многоквартирного дома (в том числе лифты) на праве долевой собственности принадлежит теперь собственникам дома. То есть, с учетом стоимости самого лифта и работ по его монтажу, с одного жильца необходимо собрать от 37 до 40 тысяч рублей для замены

лифтов, несмотря на то, что они получили в собственность отслужившее нормативные сроки имущество, которое требует немедленной замены.

В некоторой степени проблему финансирования обновления лифтового парка был призван решить Фонд содействия реформированию ЖКХ. Но даже при его участии положительной динамики, в целом, добиться не удалось, т.к. количество вновь вводимых в эксплуатацию лифтов сравнялось с числом выводимых за тот же период. Учитывая тот факт, что лифт, по сути, является безальтернативным средством вертикального сообщения людей, актуально видится проблема поиска новых форм и способов финансирования замены лифтового оборудования.

Одним из возможных вариантов может стать создание схем кредитования и лизинга работ по обновлению парка лифтов. Так как планируется расширение бюджетного финансирования региональных программ замены и модернизации лифтов, отработавших нормативный срок службы, 50-75 % из всей суммы, которая требуется для обновления лифтового оборудования, возьмут на себя бюджеты всех уровней. Реализация кредитных и лизинговых схем также требует развития государственно-частного партнерства в сфере обслуживания лифтового парка, привлечения российских банков и лизинговых компаний с государственным участием.

В июне 2011 года в ходе заседания круглого стола "Адресные региональные программы по замене и модернизации отработавших нормативный срок службы лифтов на период 2011-2015 гг.", в котором приняли участие представители крупнейших лифтовых организаций и руководители сферы ЖКХ России, рассматривались возможные схемы кредитования и лизинга, как уже функционирующие, так и предлагаемые к внедрению [4, 5, 6]. Это:

1. 25-50 % суммы, необходимой на замену лифтов, - это беспроцентный кредит на срок до 5 лет. Получение кредита осуществляется через Управляющую организацию (УК, ТСЖ, ЖСК, ЖК). Уполномоченный банк заключает с Управляющей организацией договор под гарантии государства. Ежемесячная выплата кредита собственниками жилья составит 3,6 руб. с 1 квадратного метра. К примеру, ОАО «Банк ВТБ» уже реализовывал подобную схему в г. Красноярске, которая доказала свою эффективность;

2. Лизинг на тех же условиях, что и в первом варианте: 25-50 % расходов берут на себя собственники многоквартирного дома. Выплаты беспроцентные и в течение 5 лет;

3. Создание Фонда капитального ремонта многоквартирных домов. Фонд кредитует через Управляющую организацию ремонтные работы, а собственники жилья вносят ежемесячные взносы в Фонд для погашения кредита.

Анализ предложенных схем позволил выделить следующие их преимущества:

1. Частичное участие в финансировании работ по модернизации и замене лифтов инвестиционных компаний и жильцов многоквартирных до-

мов позволит использовать освободившиеся бюджетные средства в других социальных сферах;

2. Масштабные мероприятия по замене лифтового парка обеспечат загрузку лифтостроительных предприятий, что будет способствовать развитию предпринимательства в этой сфере деятельности;

3. Собственники жилья, принимая участия в оплате работ по обновлению лифтов в своих домах, будут бережно относиться к новому оборудованию, тем самым разрешится проблема вандализма;

4. Решение проблемы замены и модернизации лифтов обеспечит сохранение и создание значительного числа рабочих мест на многочисленных производственных, монтажных и обслуживающих предприятиях лифтовой отрасли.

Однако, по истечении года с момента опубликования данных вариантов финансирования мероприятий по замене лифтов ситуация практически не изменилась. Все также остро стоит проблема роста отслуживших свой нормативный срок лифтов. К тому же привлечение бюджетных средств на замену лифтового оборудования - очень трудоемкий, длительный и хлопотный процесс. Если применить схему «25 % стоимости - жильцы, 75 % -региональный бюджет», то процесс замены может затянуться на месяцы, а может быть и годы. Это связано с тем, что государственное финансирование подразумевает сбор большого количества документов, и основная часть суммы оплаты оборудования и работ поступает лишь после сдачи объекта в эксплуатацию.

Таким образом, подтверждается целесообразность участия лизинговых компаний и банков в государственных программах финансирования замены лифтового оборудования. Возможная схема лизинговой сделки представлена на рисунке.

3 ав од-изготов итель продажа оборудования оплата оборудования Монтаж ная организация

по ставка обо руд о ван ия кредит

Управляющая компания договор лизинга, лизинговые плат ежи Банк

Схема лизинговой сделки

Изображенная схема предусматривает, что монтажная организация выступает не только в качестве исполнителя работ по замене лифтов, но и берет на себя часть функций лизинговой компании, а именно:

1) заключает договор с банком о предоставлении беспроцентного кредита на срок до 3 лет;

2) на полученные кредитные средства приобретает у завода - изготовителя лифтовое оборудование по заводской цене (в случае массовой закупки).

Поставка оборудования с завода производится Управляющей компании, так как лифты входят в состав общего имущества многоквартирного дома. Договор лизинга также заключается с Управляющей компанией. Лизинговые платежи равными долями поступают в банк по мере оплаты населением коммунальных услуг.

В течение трех лет с момента поставки оборудования должны быть установлены и проверены государственной комиссией все закупленные лифты. После получения бюджетных средств на приобретение оборудования и оплаты монтажных работ Управляющая компания погашает задолженность перед банком по договору лизинга. А авансовые платежи из бюджета будут выступать в качестве первоначальной оплаты лизинга.

Каждый месяц в течение трех лет с момента заключения договора в фонд Управляющей компании в составе коммунальных платежей жильцы многоквартирных домов будут вносить денежные средства в размере от 320 до 640 рублей в зависимости от площади жилого помещения. Указанные суммы не являются обременительными и можно гарантировать их поступление для погашения задолженности по договору лизинга.

Реализация предложенной схемы позволит:

1) ускорить процесс реновации лифтового парка страны, отработавшего нормативные сроки эксплуатации;

2) сократить количество участников стандартной лизинговой цепи, тем самым не только ускорить передачу лифтового оборудования от производителя к эксплуатирующей организации, но и снизить издержки, обусловленные наличием посредника;

3) снизить нагрузку федерального и регионального бюджетов по статьям расходов в сфере ЖКХ.

Таким образом, при соответствующем подходе, а также учете временных ограничений, расходов и качестве выполняемых работ предложенный вариант замены и модернизации лифтового оборудования способен принести не только экономические выгоды, но и повысить уровень жизни населения страны.

Важным аспектом применения данной схемы является развитие тесных партнерских отношений между производственными, финансовыми и обслуживающими структурами в машиностроительной отрасли. При этом необходимо обратить внимание на социальный эффект, который может

быть достигнут при реализации предложенной лизинговой сделки. Он выражается в обеспечении жителей многоквартирных домов надежным и современным лифтовым оборудованием, соответствующим мировым стандартам и требованиям безопасности.

Список литературы

1. Чередниченко М. Лифты требуют замены // Лифт. 2010. №10. С.

5-11.

2. Орлова Т., Худяков Т. Многоэтажным домам требуется срочная замена лифтов// Лифт. 2011. №7. С. 21-25.

3. Чередниченко М. Безопасность лифтов в России обеспечена? // Лифт. 2011. №10. С. 8-18.

4. Рекомендации круглого стола «Адресные региональные программы по замене и модернизации отработавших нормативный срок службы лифтов на период 2011-2015 гг.» (ВВЦ Москва, 15 июня 2011 года) // Лифт. 2011. №7. С. 26-28.

5. Мурашов Р. Особенности финансирования национального лифтового хозяйства // Лифт. 2011. №7. С. 37-39.

6. Отчет о рабочем совещании РСЛО на тему «Внедрение кредитных и лизинговых схем замены и модернизации лифтов» // Лифт. 2012. №2. С. 10.

Перерва Ольга Леонидовна, д-р экон. наук, проф., зав. кафедрой, (4842) 56-3351, olgper@mail.ru, Россия, Калуга, КФ МГТУ имени Н.Э. Баумана,

Витчук Наталья Андреевна, студент, 89208888112, vitchuk.natalya@mail.ru, Россия, Калуга, КФ МГТУ имени Н.Э. Баумана

CREDIT AND LEASING SCHEMES AS AN EFFECTIVE WAY TO SUBSTITUTION AND

MODERNIZATION OF THE EQUIPMENT

O.L. Pererva, N.A. Vitchuk

In the article ways to substitution and modernization of the equipment with application of credit and leasing schemes are considered. The problems of financing the renovation of elevator's equipment are analyzed. The possible leasing transaction schemes is presented. Finally, advantages of realization of the offered leasing range are recited.

Key words: elevator, credit, leasing, modernization, substitution, bank, budget, financing, apartment house.

Pererva Olga Leonidovna, doctor of economics science, professor, manager of chair, 484256-33-51, olgper@mail.ru, Russia, Caluga, CFMGTUof a name of N.E. Bauman,

Vitchuk Natalia Andreevna, student, 89208888112, vitchuk.natalya@mail.ru, Russia, Caluga, CF MGTU of a name of N.E. Bauman

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.