Научная статья на тему 'Креативные задания на этапе введения и семантизации новой лексики при обучении говорению'

Креативные задания на этапе введения и семантизации новой лексики при обучении говорению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1420
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РКИ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КРЕАТИВНЫЕ ПРИЕМЫ И ЗАДАНИЯ / НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП УРОКА / ВВЕДЕНИЯ И СЕМАНТИЗАЦИЯ НОВОЙ ЛЕКСИКИ / RUSSIAN AS FOREIGN LANGUAGE / SPEECH DEVELOPMENT / TEACHING TO SPEAK / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / CREATIVE TECHNIQUES AND TASKS / LESSON'S INITIAL PHASE / INTRODUCING NEW VOCABULARY AND NEW WORDS SEMANTISATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алёшина Алина Борисовна

В статье идет речь о современных тенденциях в области обучения иностранных учащихся русскому языку, в частности о креативных технологиях на занятии по дисциплине «Развитие речи». Автор утверждает необходимость использования креативных приемов и заданий на всех этапах обучения говорению, в том числе и на этапе введения нового лексического материала. В статье описываются задания для презентации и семантизации новых слов на основе креативных приемов «Кластер», «Облако ассоциаций» и «Таблица» на примере языкового материала, ограниченного тремя темами общения «Санкт-Петербург культурная столица», «Кино. Театр» и «В магазине». Апробирование разрабатываемой автором креативной технологии проходило в группах иностранных учащихся начального курса, уровень владения русским языком которых определяется как базовый. Креативные приемы и задания базируются на принципах открытости, проблемности и коммуникативности. Автор утверждает, что знакомство учащихся с новым лексическим материалом должно проходить в условиях напряженной речемыслительной активности, обеспечивающейся за счет самостоятельной работы студентов с новыми словами и наполнения лексико-семантических полей уже известными им лексемами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creative tasks at the stage of introduction and semantisation of new vocabulary in teaching speaking

The article deals with the current trends in the field of teaching the Russian language to foreign students, in particular, the creative technologies in the lesson on the subject “Development of speech”. The author argues the need of use of creative techniques and tasks at all stages of teaching speaking, including the stage of introduction of the new lexical material. This article describes tasks for presentation and semantisation of the new words based on creative methods of “Cluster”, “Cloud of associations” and “Table” on the example of linguistic material, set by three topics, including “Saint-Petersburg Russia’s cultural capital”, “Cinema. Theatre”and “In a shop”. Testing of the creative technology that was developed by the author was held in groups of the initial course foreign students, who have a basic level of proficiency in Russian. Creative techniques and assignments are based on the principles of openness, problem making and communicativeness. The author claims that students should get familiar with the new lexical material in a condition of speaking and thinking activity that can be caused by independent work of students with new words and usage of familiar words to fill lexical-semantic fields.

Текст научной работы на тему «Креативные задания на этапе введения и семантизации новой лексики при обучении говорению»

УДК 372.881.161.1.

Алешина Алина Борисовна

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург

adl87@mail.ru

КРЕАТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ НА ЭТАПЕ ВВЕДЕНИЯ И СЕМАНТИЗАЦИИ НОВОЙ ЛЕКСИКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ

В статье идет речь о современных тенденциях в области обучения иностранных учащихся русскому языку, в частности о креативных технологиях на занятии по дисциплине «Развитие речи». Автор утверждает необходимость использования креативных приемов и заданий на всех этапах обучения говорению, в том числе и на этапе введения нового лексического материала. В статье описываются задания для презентации и семантизации новых слов на основе креативных приемов «Кластер», «Облако ассоциаций» и «Таблица» на примере языкового материала, ограниченного тремя темами общения - «Санкт-Петербург - культурная столица», «Кино. Театр» и «В магазине». Апробирование разрабатываемой автором креативной технологии проходило в группах иностранных учащихся начального курса, уровень владения русским языком которых определяется как базовый. Креативные приемы и задания базируются на принципах открытости, проблемности и коммуникативности. Автор утверждает, что знакомство учащихся с новым лексическим материалом должно проходить в условиях напряженной речемыслительной активности, обеспечивающейся за счет самостоятельной работы студентов с новыми словами и наполнения лексико-се-мантических полей уже известными им лексемами.

Ключевые слова: РКИ, развитие речи, обучение говорению, инновационные технологии, креативные приемы и задания, начальный этап урока, введения и семантизация новой лексики.

В связи с переходом от традиционного обучения к личносто-ориентированному в системе российского образования в целом и внедрением коммуникативно-деятельност-ного подхода в методику обучения иностранным языкам в частности, многие современные исследователи все чаще говорят о необходимости создания и использования инновационных технологий с целью оптимизации процесса обучения РКИ.

Как показало изучение монографий, диссертационных исследований и научных статей последних лет, внимание методистов особо привлекают креативные технологии. Многие ученые склоняются к мнению, что «нормальное использование языка носит новаторский характер в том смысле, что многое из того, что мы говорим в ходе нормального использования языка, является совершенно новым, а не повторением чего-либо слышанного раньше» [4, с. 23]. Это утверждение позволяет предположить, что цель обучения РКИ - это формирование у учащихся умения создавать уникальный речевой продукт, что и является залогом формирования у них коммуникативной компетенции.

Применение креативных технологий в процессе обучения РКИ обычно предполагает целенаправленное конструирование преподавателем проблемных учебных ситуаций в ходе организации изучения материала, а также использование задач коммуникативного характера, направленных на развитие творческого потенциала и креативной деятельности учащихся [1; 2; 5]. Мы также полагаем целесообразным предлагать учащимся задания открытого типа, под которыми мы понимаем не имеющие конкретного решения задания, поскольку многообразие вариантов ответов позволяет учащимся выразить свою индивидуальность, что, в свою очередь, не может не сказаться на мотивации к изучению русского языка.

Некоторые исследователи полагают, что начальный уровень владения РКИ не позволяет учащимся совершать какие-либо оригинальные манипуляции с языковым материалом, поэтому предлагают им сфокусироваться на выполнении языковых упражнений, нацеленных на изучение и работу с формой высказываний, а не с их содержанием.

Однако, на наш взгляд, такой подход к обучению иностранных учащихся на начальном этапе вызывает снижение у них мотивации, потерю интереса к языку. Использование же креативных технологий, напротив, стимулируют возникновение мотивации к изучению русского языка, так как позволяют учащимся:

- увидеть результаты своей творческой работы, получить собственный «продукт»;

- осознать свою способность порождать уникальные речевые высказывания на русском языке уже на начальном уровне;

- выразить себя, отобразить свою суть, свои интересы, свой характер;

- креативно использовать изучаемый языковой материал в реальном контексте с определенной коммуникативной целью [6].

Более того, мы полагаем, что задания креативного характера могут быть использованы на любом этапе работы с языковым материалом, даже в процессе предъявления и семантизации новой лексики.

Рассмотрим пример использования креативных заданий на занятиях по дисциплине «Развитие речи» на начальном курсе, которая направлена на формирование у студентов-иностранцев навыков и умений говорения. Содержание дисциплины составляют набор тем и ситуаций общения, речевых интенций и лексических единиц, определенных Государственным стандартом и программой обучения факультета РКИ РГПУ им. А.И. Герцена.

212

Вестник КГУ ^ 2016

© Алешина А.Б., 2016

Креативные задания на этапе введения и семантизации новой лексики при обучении говорению

В данной статье мы отразим работу над языковым материалом речевых тем «Санкт-Петербург -культурная столица», «Кино. Театр» и «В магазине». Учащиеся начального курса проходят данные темы в середине учебного года, когда уровень их владения языком можно определить как базовый. К этому времени они уже владеют определенными языковыми и речевыми знаниями и навыками, что позволяет задействовать имеющиеся у них ресурсы для переноса в новую тему и ситуацию общения, тем самым обеспечивая развитие креативных умений в работе с языковым материалом.

На этапе введения нового лексического материала на занятии на тему «Санкт-Петербург - культурная столица» мы использовали задание «Кластер», которое позволило не только ввести такие новые лексические единицы как достопримечательность, дворец, собор, царь и другие, но и активизировать уже имеющийся у учащихся словарный запас, касающийся данной темы.

Суть задания в схематическом создании «грозди» лексико-семантического поля. Преподаватель в середине доски пишет главное слово - «Санкт-Петербург», от него в разные стороны отходят «ветви» достопримечательности, история, география, культура. От тех, в свою очередь, - другие ветви: соборы, дворцы, цари, даты, реки, климат, расположение, театры, музеи (см. рис. 1).

Все элементы грозди могут быть даны сразу либо же частично, чтобы учащиеся могли дополнить и оформить их окончательно. Затем студенты могут работать самостоятельно, в парах, группах или все вместе с целью дополнения грозди сведениями о соборах, дворцах, театрах и музеях Петербурга, царях, которые правили здесь, памятных датах города, реках, климате, расположении. В ре-

зультате получается лексико-семантический «ёж» на тему «Санкт-Петербург - культурная столица». На основе такой схемы учащиеся могут потом составлять рассказы о Петербурге. Такой тип представления новой лексики позволяет увидеть весь объем требующего освоения языкового материала, сложить общую картину, что позволяет учащимся лучше запомнить данную лексику.

Другой вид задания на презентацию и семанти-зацию новой лексики - это «облако ассоциаций». На первом, вводном занятии по теме «Кино. Театр» учащимся была озвучена тема и предложено задание - написать любые ассоциации, связанные у них с театром и кино. Учащиеся работали самостоятельно, хотя, как и в случае работы с кластером, в данном задании возможна и парная, и групповая формы работы. Затем студенты делились с группой своими ассоциациями, некоторые из которых фиксировались преподавателем на доске: билет, кинозал, фильм, комедия, драма, спектакль и др. Данное задание позволило определить пробелы и недостатки в знаниях учащихся, что определило учебные цели и положительно сказалось на повышении мотивации к изучению темы «Кино. Театр».

Наконец, для введения нового лексического материала на первом занятии по теме «Транспорт» мы использовали задание на основе креативного приема «Таблица», суть которого - это самостоятельная работа учащихся с таблицей, предполагающая дополнение лексико-семантического поля своими примерами (см. табл. 1).

Работая с таблицей, учащиеся применяли уже знакомые им лексемы в новом контексте, расширяя лексико-семантическое поле словами автобус, метро, поезд, самолёт (виды транспорта); быстрый, тихий, удобный, опасный и др. (Это - ...

Пример лексического задания

Виды транспорта троллейбус, трамвай, ...

Это - ... транспорт. медленный, шумный, ...

Ездить на метро ... . выгодно, ...

Соборы Дворцы Цари Даты

/ \ / Достопримечательности История

\ / Санкт-Петербург

/

География Культура

/ / \ / \

Реки Климат Расположение Театры Музеи

Рис. 1. Лексико-семантическое поле

Таблица 1

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

213

транспорт); удобно, быстро и др. (Ездить на метро ... ). Затем результаты обсуждались всей группой, учащиеся делились друг с другом запасом собственных знаний, в то же время отмечая пробелы в своем словарном запасе, сравнивая его со словарным запасом одногруппников.

Деятельность такого рода на этапе введения и семантизации новой лексики на занятии по РКИ чрезвычайно важна, поскольку новое знание становится прочным, если оно приобретается в контексте того, что человек уже знает и понимает. Если же информация не увязана с теми понятиями, которые уже есть, то она будет быстро утрачена [3, с. 5].

Итак, мы полагаем, что использование креативных приемов, подразумевающих, что учащиеся являются самостоятельными активными субъектами учебного процесса; лексико-грамматический материал преподносится не в готовом виде, а «создается» учащимися в процессе активного взаимодействия друг с другом и с преподавателем на основе уже усвоенных знаний; все этапы усвоения нового материала предполагают постоянную вовлеченность и речемыслительную активность учащихся; все задания носят проблемный и открытый характер, то есть не ограничиваются одним возможным ответом, а, напротив, имеют множество вариантов таких ответов, позволяет оптимизировать процесс обучения РКИ на всех этапах занятия по дисциплине «Развитие речи», включая этап введения и се-мантизации новой лексики. Это обеспечивается благодаря следующему:

- имеющиеся знания и навыки переносятся в новую тему, что позволяет создавать прочные лексико-тематические связи в сознании учащихся;

- учащиеся вовлечены в наполнение темы языковым материалом, являются активными участниками этого процесса, что повышает их сознательность и самостоятельность в процессе изучения РКИ;

- учащимся для выполнения заданий необходимо задействовать свои креативные качества, такие как находчивость, смекалка, беглость мысли и др., что активизирует речемыслительную деятельность и является мощным стимулом к активизации имеющегося словарного запаса и усвоении нового.

Библиографический список

1. Гордиенко О.А. Творчески поисковые задания в преподавании русского языка как иностранного студентам из ближнего зарубежья // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. -№ 4-6. - С. 25-27.

2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2002. - 368 с.

3. Соосаар Н., Замковая Н. Интерактивные методы преподавания. - СПб: Златоуст, 2004. - 188 с.

4. Хомский Н. Язык и мышление. - М., 1972. -123 с.

5. Шмигирилова И.Б. Использование учебно-поисковых заданий для развития творческого мышления учащихся в обобщающем повторении планиметрии: дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2005. - 255 с.

6. Judit Feher. Creativity in the language classroom. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.teachingenglish.org.uk/article/creativity-language-classroom (дата обращения: 25.05.2016).

214

Вестник КГУ _J 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.