УДК 658.562
КРЕАТИВНЫЕ РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ
© Борис Иванович Герасимов
Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Россия, доктор экономических наук, профессор, директор института экономики и управления производствами, е-тай:1;гоуео@тай.га
В статье предложена феноменологическая теоретико-методическая платформа идентификации креативных резервов повышения качества продукции и услуг предприятий и организаций Ключевые слова: качество; креативность; резерв.
Сложная и динамическая сущность современных бизнес-процессов означает, что промышленное предприятие (1111) постоянно адаптирует и корректирует свою бизнес-стратегию из-за разнообразия существующих факторов - новых технологий, глобализации, конвергирующих отраслей и меняющейся правовой среды. Пересмотр стратегии (миссия, видение и кредо ПП) часто предполагает внедрение креативных технологий [1] в систему функционирования менеджмента качества ПП. При этом качество продукции рассматривается как основное направление креативной деятельности, преследующее
цель стабильного роста ПП. Оценка менеджмента качества ПП осуществляется как на предмет оценки качества продукции, так и на предмет оценки управленческой (креативной) системы ПП, которая должна свидетельствовать о предпосылках обеспечения заданного уровня качественных показателей продукции ПП.
Креативной деятельностью занимаются 41,1 % (66,1 %)1 ПП машиностроения, 19,4 % (77,8 %) ПП пищевой промышленности, 7,4 % (53,8 %) ПП химической и нефтехимической отрасли, 6,7 % (63,7 %) ПП легкой промышленности, 3,5 % (50 %) ПП строительных материалов [2].
В качестве интегрального показателя оценки креативных изменений деятельности ПП, как правило, целесообразно определять количество участников такого креативного процесса, сформированных в команды качества. Работа таких команд нацелена на радикальные креативные решения, которым
1 В скобках указан процент ПП, для которых повышение качества продукции является главным фактором стимулирования роста конкурентоспособности предприятий отрасли.
должны предшествовать кайзен и кайрио усовершенствования качества функционирования ПП.
Креативная составляющая менеджмента качества ПП формирует инновационную сферу его развития: новизну продукции (повышение качества) и системную целостность. Системная целостность в данном случае распространяется преимущественно на производственные стадии, ибо новшества для внедрения могут быть получены самыми разнообразными путями, а способность такого креативного ПП к быстрой их практической реализации, причем включая маркетинговую проработку, остается фундаментальной предпосылкой, от которой зависит креативная стратегия ПП.
Под креативным ПП будем понимать инновационное предприятие, в состоянии функционирования которого реализована стратегия TQM и концепция повышения качества продукции 6М. Качество продукции ПП развивается по S-образной кривой и формируется за счет объединения качеств производственных оборотных фондов (ПОФ) - Mi, основных производственных фондов - М2 и деятельности команд качества - М3. Две последние категории качества на заданном временном лаге цикла являются, в основном, квазистатическими экономическими категориями, поэтому база качества определяется природным качеством исходного сырья, составляющего основу ПОФ. Так как эти продукты являются достаточно однородными и универсальными ресурсами, обладающими ограниченным набором потребительских свойств, то их можно характеризовать индексом качества, интегрально оценивающим состав и (или) свойства ресурсов по системному взаимодействию внутренних определяю-
щих параметров качества, которые функционально связаны с динамикой материальных носителей и внешних параметров идентификации, зависящих от устойчивого состояния функционирования ресурсов в функционально-пространственных и временных координатах.
На временном лаге производственного цикла Ат = тк - тн (где тк - конечное время цикла) качество изменяется во времени, причем чувствительность данного изменения определяется эластичностью качества к изменению характеристик стадий производственного цикла. Конечная стадия производства продукции характеризуется постоянным уровнем качества Кк, который только при тк ^ да приближается к заданному плановому ее уровню Кп.
Разработанная переходная характеристика качества соответствует природе простого и расширенного воспроизводства, поскольку потребительная стоимость ПОФ дифференцируется на временном лаге Ат в потребительные стоимости промежуточной продукции, которые, в свою очередь, интегрируются в потребительную стоимость готовой продукции.
Качество как динамическая экономическая категория в условиях воспроизводственного цикла (производство - распределение - обмен - потребление) проявляется через основные функции: информационные, устойчивости, наблюдаемости, управляемости, адаптации, стимулирующие и мотивационные, санирующие, затратные, ценообразования.
Информационные функции качества характеризуются следующими чертами: неоднозначностью фиксации потребителя и стоимостной оценки полученного объема информации; неопределенностью полезности информации; динамическим механизмом старения информации; наличием соответствующих фильтров в выборе необходимой информации, уменьшающей у потребителя неопределенность знаний об объекте.
Устойчивость качества проявляется по степени изменения (робастности) ее переходной характеристики от действия внешних и внутренних дестабилизирующих факторов производственного цикла - М6, причем устойчивость качества возрастает при переходе к использованию высоких технологий - М2
на базе CIM-технологий (Computer Integrated Manufacturing); CALS-технологий (Computer Added Logistic Support); JIT- и ERP-систем -M4.
Наблюдаемость качества определяется устойчивостью воспроизведения "реперных" уровней качества переходной характеристики с координатами (Кн, тн) и (Кк, тк) с помощью соответствующего экономико-математического инструментария - М5.
Управляемость и адаптация качества позволяют сохранить заданный плановый режим использования (состояния функционирования) ПОФ полуфабрикатов и готовой продукции на всем временном лаге Ат производственного цикла.
Стимулирование и мотивация по критериям стандартов качества ИСО 9000 и TQM необходимы для повышения эффективности выполнения работ в области качества и строятся на внешнем экономическом побуждении к труду и внутренних побудительных силах приоритета качества.
Санирующие функции качества формируются на базе концепции экологического менеджмента и мониторинга качества, по которой каждый товар на всех этапах жизненного цикла и на интегрированном рынке с секторами качества не должен вызывать вредных последствий в экологии и жизни человека.
Затратные функции качества касаются, главным образом, учета и оценки затрат на качество. Как правило, реализация данной функции не требует сверхбольших затрат, т. к. экономичность качества подтверждает динамическая схема в виде цепной реакции Деминга: улучшение качества - снижение затрат - повышение производительности -снижение цены - расширение рынка - удержание рынка - обеспечение работой - возврат инвестиций.
Качество как динамическая экономическая категория находится в системной взаимосвязи с другими важнейшими экономическими категориями: себестоимостью, ценой, спросом и предложением. При прочих равных условиях цена и себестоимость взаимосвязаны. В структуре последней целесообразно выделение материальных (ПОФ) и операционных (временных) компонент (ресурсов) с учетом устойчивости материальных ресурсов к качеству, количеству и цене
единицы материала, к замене материалов и отходов. Рыночная цена готовой продукции устанавливается на интегрированном рынке с локальными сегментами качества, количества и цены из-за взаимодействия спроса и предложения с учетом эффектов повального увлечения, снобизма и Веблена, которые нарушают устойчивость действия закона спроса на рынке по качеству.
Теоретико-методическая платформа
формирования резервов повышения качества продукции 1111 базируется на методологии сценарного моделирования. Каждый из сценариев реализуется через единичное возмущение компонента 6М резерва с реакцией креативного 1111 в виде динамической кривой
качества продукции. В целом, при воздействии нескольких резервов на входе 1111 как квазилинейной динамической стационарной хаордической экономической системы с сосредоточенными параметрами качество продукции во времени подчиняется закону при-пасовывания (учет предшествующего уровня качества) и отображается в виде ступенчатой динамической функции, огибающая которой соответствует 8-образной кривой креативного развития ПП.
Креативные резервы повышения качества продукции ПП формируются посредством конуса креативности со своими уровнями (рис. 1).
Рис. 1. Схема формирования креативной составляющей менеджмента качества ПП: 1 - конус креативности; 2 - кривая развития креативных резервов; 3 - вектор TQM
М
Рис. 2. Креативная пирамида формирования команды качества: Н - официальные и неофициальные нормы и правила; В - видение; К - кредо; М - миссия; И - идентификация
0
Проекция конуса креативности на поле резервов формирует его креативную среду, оценка которой производится по соответствующей шкале резервов. Это, в свою очередь, позволяет идентифицировать креативные резервы посредством теоретико-методической платформы модели делового совершенства менеджмента качества ПП.
Состояние функционирования креативного ПП в области менеджмента качества оценивается командой качества по модели делового совершенства на базе премии качества с выбором соответствующих мемов [3].
Концептуально с позиций модели нейро-логических уровней команда качества формируется по креативной пирамиде с идентификацией пяти уровней креативности: 0 - отсутствие креативного резерва; 0,25 - минимальное значение креативности; 0,5 - среднее значение креативности; 0,75 - максимальное значение креативного резерва; 1 - реализация креативного резерва (рис. 2).
Для реализации схемы рис. 2 необходимо и достаточно соблюдение следующих принципов: 1 - анализа (мысленный SWOT-анализ, выделяющий силу команды, слабости, возможности и угрозы); 2 - должного результата (системное объединение и взаимодействие проактивного и активного креативного мышления, уменьшающих неудачные управленческие решения по качеству продукции); 3 - взаимодействия (члены команды качества взаимодействуют по двухуровневой системе управления с использованием креативных и институционального регуляторов; 4 - хаордизма (команда качества развивается от направления «хаоса» к стратегии «порядка»); 5 - формализации (выбор способов и
процедур принятия креативных решений, введение определенной системы коммуникации); 6 - индикативности (формирование индикаторов успеха команды качества методами бенчмаркинга и циклов Деминга РБСЛ и 8Б8Л1).
В своей деятельности команда качества, как правило, использует метод имитационного моделирования креативного резерва, причем для активизации мыслительных процессов активно используются методы проб и ошибок, аналогии, мозгового штурма и элементов теории решения креативных задач
[4].
Результативность команд качества целесообразно оценивать по комплексному критерию качества (Кк): Кк = Т и Ни Б, где Т - точность реализации креативного резерва; Н - воспроизводимость резерва на практике; Б - быстродействие креативного резерва.
Максимальное значение критерия Кк обеспечивается количеством «1» шкалы оценки креативных резервов, идентифицируемых по модели делового совершенства, которые в сумме определяют степень креативности качества продукции ПП.
1. Откуда берутся идеи? Креативные решения бизнес-проблем. М., 2006. С. 70.
2. Елиферов В.Г. Управление качеством. Сказки, мифы и проза жизни. М., 2003.
3. ГослингЛ. Командный игрок. М., 2006. С. 83.
4. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск, 1991.
Поступила в редакцию 13.05.2010 г.
UDC 658.562
CREATIVE RESERVES OF INCREASING QUALITY OF PRODUCT AND SERVICES
Boris Ivanovich Gerasimov, Tambov State Technical University, Tambov, Russia, Doctor of Economics, Professor, Director of Economy and Management of Manufactures Institute, e-mail: [email protected]
In article phenomenon theorist-methodical platform to identifications creative reserve of increasing quality to product and services enterprise and organization is offered.
Key words: quality; creative; reserve.
1 PDCA и SDCA - циклы Деминга: Р - plan (планирование); S - standard (стандартизация); D - do (выполнение); C - control (контроль); A - action (действие).