Научная статья на тему 'Креативность в общении как индивидуальное начало в познании окружающего мира'

Креативность в общении как индивидуальное начало в познании окружающего мира Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИК / КРЕАТИВНОСТЬ В ОБЩЕНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скоробогатова Т. В.

В статье описывается опыт работы по расширению кругозора дошкольника по средствам психологических упражнений для выявления креативности в общении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Креативность в общении как индивидуальное начало в познании окружающего мира»

КРЕАТИВНОСТЬ В ОБЩЕНИИ КАК ИНДИВИДУАЛЬНОЕ НАЧАЛО В ПОЗНАНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

© Скоробогатова Т.В.*

Детский сад № 15, г. Таганрог

В статье описывается опыт работы по расширению кругозора дошкольника по средствам психологических упражнений для выявления креативности в общении.

Ключевые слова дошкольник, креативность в общении.

В своей статье по креативному общению, хочу определить индивидуальность в познании мира у дошкольников подготовительной группы. Значение проблемы креативности связано с важнейшей ролью этого психологического свойства в развитии личности. Как отмечают авторы (Д. Векслер, Ф. Баррон, Р. Уайт, В.Н. Дружинин, A.M. Матюшкин), креативность, являясь универсальной творческой способностью, определяет творческие достижения человека, способствует выявлению индивидуальности и развертыванию творческой самореализации личности.

В психологии существуют разные подходы к пониманию природы креативности. В настоящее время многие исследователи выделяют креативность как самостоятельную способность, рассматривают ее как комплексное свойство личности, включающее личностные, эмоциональные и мотивационные компоненты, (В.Н. Дружинин, Е.Л. Яковлева, Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарев, A.M. Матюшкин). Итак, креативность - это уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Творчество характеризуется нестандартным подходом к деятельности. Творчество - это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Творческий подход всегда более эффективен и результативен, чем деятельность по принятым правилам.

В связи с важностью развития креативности является важным создание психологических условий для максимального творческого самораскрытия и самореализации личности.

В настоящее время в практической психологии можно выделить два направления работы с креативностью:

- Работа, направленная на развитие творческих способностей

(А.Г. Грецов, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко);

* Педагог-психолог.

- Использование методов терапии творческим самовыражением в решении различных личностных задач и проблем (М.Е. Бурно, А. Хайгл-Эверс, Янссен).

Для этого, мною был разработан и проведён тренинг по выше указанной теме. В своём тренинге я постаралась совместить эти два аспекта.

Для себя определила цели, задачи, упражнения, которые я провела.

Цель тренинга - развитие способностей находить новые, нестандартные (креативные) пути решения различных задач в поведении и принятии решений.

Объект тренинга - дети подготовительной группы.

Предмет тренинга - креативность, как творчество и спонтанность.

Задачи тренинга:

1. Способствовать развитию навыков находить новые, нестандартные (креативные) пути в решении различных задач;

2. Повысить уровень рефлексивности у детей подготовительной группы;

3. Способствовать снятию психоэмоционального напряжения, улучшению самочувствия у детей подготовительной группы за счет использования методов творческого самовыражения.

Тренинг рассчитан на 3 занятия с соответствующими упражнениями.

Упражнения для 1 занятия: «Приветствие»

Цель - приветствие дошкольников.

Затраченное время: ~ 5 мин.

Инструкция: Дети давайте поприветствуем друг друга каким-нибудь необычным способом, либо с помощью тела, либо в необычной словесной форме.

Инструкция: Дети давайте поприветствуем друг друга каким-нибудь необычным способом, либо с помощью тела, либо в необычной словесной форме.

Вопросы обратной связи:

1. Почему вы выбрали именно такой способ приветствия?

2. Насколько сложно было для вас выполнить это задание?

3. Что помогало вам при выполнении упражнения?

4. Какое приветствие вам понравилось, какое было более оригинальное?

В процессе проведения этого упражнения были выявлены некоторые

проблемы, связанные с затруднением в приветствии необычным способом.

А именно дети не сразу смогли с ориентироваться, как это поприветствовать необычным способом. Затем на моём собственном примере, ребятам стало легко и весело предлагать нестандартные способы приветствия. Можно отметить, что некоторые дошкольники были оригинальны в своих ответах.

«Что случится, если...»

Цель - активизация вербальной спонтанности, развитие воображения.

Затраченное время: ~ 15 мин.

Стимульный материал: листочки бумаги с возможными ситуациями. Инструкция: Предлагаю вам выбрать любой листочек бумаги. На них представлены различные ситуации. Ответьте на вопрос - Что случится, если... (и далее работаем с той ситуацией, которая представлена на вашем листочке). На размышление дается по одной-двум минутам.

Старайтесь придумать как можно больше вариантов ответа. Включите воображение, чувство юмора здесь также не помешает. Список возможных ситуаций:

- На светофоре зажжется фиолетовый свет?

- Если вы забудете свое имя?

- Мир перевернется «вверх ногами»?

- У облаков будут верёвочки, как у воздушных змеев?

- Все деревья станут вдруг шоколадными?

- Дети станут великанами, а взрослые уменьшатся в размерах?

- Все животные будут мяукать?

- Если у всех нас появятся крылья?

- Все растения будут двигаться?

- Ножницы будут сами резать, а иголка с ниткой будет вышивать?

- Драконы будут летать на улице?

- Все машины вдруг станут двигаться задом наперёд? Вопросы обратной связи:

1. Ребята, скажите, как вам было выполнять упражнение (легко или трудно)?

2. Какие затруднения вы испытывали? В чём? Почему?

3. Что нового открыли для себя?

За время проведения этого упражнения мною было отмечено, что ребята справлялись с этим заданием легко, но ответы у многих детей были стандартными. Из этих полученных результатов могу отметить, что из 20 детей лишь 5 детей смогли проявить креативность.

Дети отметили, что в не обычных вопросах можно найти креативные (не обычные) ответы.

На светофоре зажжется фиолетовый свет? Ответы детей:

Будет время помечтать; четырёхзначный светофор. У облаков будут верёвочки, как у воздушных змеев? Ответы детей:

Мы будем висеть и делать разные упражнения; можем подняться и раскрасить облака и устроить парад радужных облаков. Все деревья станут вдруг шоколадными?

Ответы детей:

От солнца они превратятся в шоколадную реку, и мы будем по ней плавать.

«Телеграф»

Цель - снятие напряжения, получение обратной связи.

Затраченное время: ~ 5 мин.

Инструкция: Ребята, а сейчас мы завершаем наши упражнения несколькими словами (2-3), которые бы наиболее точно отражали ваше состояние сейчас.

Из полученных результатов, можно рекомендовать: психологам, воспитателям, родителям, как можно чаще проводить такие виды упражнений в повседневной жизни. Для последующего развития креативного мышления в общении у дошкольников. Чтобы познать окружающий мир, а также установления гармоничных отношений с детьми.

Список литературы:

1. Акимова Г.Е., Федорова Е.В., Яковлева Е.Н. Лучшие игры для детей от 2 до 7. - СПб.: ИД Весь, 2002. - 192 с.

2. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М.: Академический проект: Деловая книга, 1999.

3. Грецов А.Г. Лучшие упражнения для развития креативности: учебно-методическое пособие. - СПб.: СПб НИИ физической культуры, 2006. - 44 с.

4. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 314 с.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. - СПб.: Речь, 2003. - 400 с.

6. Хрящевой Н.Ю. (ред.) Психогимнастика в тренинге.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКЕ В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

© Тайшина Е.Ю.*, Сердюкова М.С.*

Благовещенский государственный педагогический университет, г. Благовещенск

Подготовка педагогов требует повышения образования к инклюзивной практике. Практика такой работы рассматривается в Амурской области.

Ключевые слова: инклюзивное образование, курсы повышения педагогов, подготовка педагогов.

* Студент кафедры Логопедии и олигофренопедагогики.

* Студент кафедры Логопедии и олигофренопедагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.