Научная статья на тему 'Креативность как одна из характеристик личности будущего педагога'

Креативность как одна из характеристик личности будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3041
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ПЕДАГОГ / КРЕАТИВНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ибраимов Холбой Ибрагимович

Способности педагога могут и должны проявляться через творчество, которое влияет на личностную профессиональную траекторию, отношенческую систему, в которой отражены оригинальные подходы, технологии, методики образовательной деятельности. В итоге достижением творческой деятельности преподавателя будет качественно новый результат. В статье рассматриваются творчество и креативность как важнейшие составляющие педагогического мастерства. А также раскрываются основные подходы к проблеме креативности как одной из характеристик качеств личности педагога. Подчеркивается, что креативность педагога проявляется в его профессиональной деятельности и оказывает продуктивное влияние на воспитание и обучение учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Креативность как одна из характеристик личности будущего педагога»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

КРЕАТИВНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА Ибраимов Х.И.

Ибраимов Холбой Ибрагимович - доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики и психологии, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: способности педагога могут и должны проявляться через творчество, которое влияет на личностную профессиональную траекторию, отношенческую систему, в которой отражены оригинальные подходы, технологии, методики образовательной деятельности. В итоге достижением творческой деятельности преподавателя будет качественно новый результат. В статье рассматриваются творчество и креативность как важнейшие составляющие педагогического мастерства. А также раскрываются основные подходы к проблеме креативности как одной из характеристик качеств личности педагога. Подчеркивается, что креативность педагога проявляется в его профессиональной деятельности и оказывает продуктивное влияние на воспитание и обучение учащихся. Ключевые слова: творчество, педагог, креативность, компетенция.

Профессия учителя, несмотря на ее массовый характер, справедливо относится к числу творческих. На творческий характер учительского труда обращали внимание многие педагоги как прошлого, так настоящего. А. Дистервег, например, писал, что без стремления к научной работе учитель попадает во власть трех демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается. Ушинский подчеркивал, что работа педагога более чем какая-либо другая нуждается в постоянном воодушевлении. Подлинным творчеством проникнуты теоретическая и практическая деятельность А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого, В.Н. Сороки-Росинского, В.А. Караковского, С.Н. Лысенковой, Е.Н. Ильина, В.Ф. Шаталова и других мастеров педагогического труда [1]. Что такое творчество и креативность? В чем оно проявляются? Какую роль играет творческий процесс в жизни и деятельности педагога? Можно ли учить и научиться творчеству? И хотя педагогика, психология и философия значительно продвинулись в изучении природы творческого процесса, вопросы, связанные с ним, по-прежнему остаются актуальными и в наше время.

Часто понятие «креативность» отождествляют с понятием «творчество». Теоретический анализ литературы позволил разграничить данные понятия. Отличие состоит в том, что творчество понимается как процесс, имеющий определенную специфику и приводящий к созданию нового, а креативность рассматривается как внутренний ресурс человека. Хотя и в креативности, и в творчестве необходимо присутствует момент преобразования, но в креативности оно касается системы знаний и ценностей самого субъекта, а в творчестве и некоторой части системы социокультурных отношений, норм, ценностей, знаний, способов действий. И в творчестве, и в креативности присутствует момент оценки созданного и создаваемого, но в творчестве это оценка со стороны другого, а в креативности по меньшей мере самооценка. Понятие «творчество» является более общим (включающим в себя в том числе и креативность), отражающим помимо субъективных моментов также процесс новизны, порождаемой субъектом деятельности.

Креативность — способность сделать или каким-либо иным способом осуществить нечто новое: новое решение проблемы, новый метод или инструмент, новое произведение искусства [2].

Креативность, по мнению Е. Торренса (Е.Р. Torrance, 1980), включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, а также действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Он выделял следующие критерии креативности:

• Беглость — способность создавать большое количество идей;

• Гибкость — способность придумывать различные решения проблем;

• Оригинальность — способность производить необычные, нестандартные идеи;

• Разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи;

• Сопротивление замыканию — это способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем;

• Абстрактность названия — это понимание сути проблемы того, что действительно существенно. Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму.

В связи с этим мы выделяем в творчестве два уровня: потенциальный (характеризующий потребность педагога продуцировать новые идеи, подходы, способы и методы работы) и актуальный (характеризующий готовность реализовывать вышеназванную потребность и обладание соответствующими способами действия и навыками).

Таким образом, креативность педагога - это творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к порождению принципиально новых необычных идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, а также способность решать проблемы, возникающие в процессе педагогической деятельности, это диагностические способности для реализации индивидуально-дифференцированного подхода, способность адресно мотивировать каждого учащегося, используя различные подходы и способы, умение четко ставить цель, понятную и принятую учащимися, владение различными педагогическими технологиями. Совокупность навыков, обеспечивающих нестандартное решение педагогических задач, включая формирование креативности у детей, мы обозначаем как творческая педагогическая компетентность. Можно выделить три аспекта такой компетентности:

1. Во-первых, насколько педагог готов к творчеству в условиях многомерности, неопределенности, неструктурированности и альтернативности образовательного пространства.

2. Во-вторых, насколько педагог открыт, восприимчив к достижениям в других предметных областях, не являющихся сферой его профессиональной деятельности (проблема физиков и лириков); готов ли он к амплификации и межпредметной интеграции.

3. Третий аспект творческой компетентности представляет собой степень овладения педагогом системой технических и технологических навыков и умений, от которой зависит способность осуществить задуманные идеи.

По мнению Н.А.Асташовой, «креативность педагога — это отличительная черта педагогической профессии, развитие которой предусматривает, с одной стороны, наличие объективных (социальных, материальных, личностных) предпосылок, условий для творчества, а с другой — развитие комплекса ключевых способностей к творческой самореализации личности» [3, с. 91].

Креативность как одна из характеристик личности педагога проявляется в педагогической деятельности, характер которой определяется, во-первых, высокой социальной значимостью и неповторимостью ее продукта - формирования личности ученика во всем богатстве ее индивидуального своеобразия. Во-вторых, сам процесс педагогической деятельности, основанный на взаимодействии учителя и учащихся, не терпит стандарта и шаблона, хотя масштабы творческих задач учителя могут быть,

конечно, разными, начиная от внесения принципиальных инноваций в содержание, формы и методы учебно-воспитательного процесса и кончая решением многообразных частных вопросов, возникающих в конкретных ситуациях деятельности и общения с учащимися. Искусство учителя проявляется и в том, как он строит архитектонику и композицию своего урока; и в том, каким способом он организует самостоятельную работу учащихся, включая их в решение учебно -познавательных задач; и в том, как он находит контакты и нужный тон общения с учащимися в тех или иных ситуациях школьной жизни. Словом, креативность - это не какая-то отдельная сторона личности педагога, а наиболее существенная и необходимая ее характеристика. Любое педагогическое изменение включает в себя творческое начало, а личность, осуществляющая его, всегда уникальна и неповторима. В.А. Кан Калик отмечал, что, как только учитель уходит от задач преобразования и ограничивается информационной и «мероприятийной» стороной дела, он уходит от творчества, и педагогический процесс разрушается [4]. Отсюда можно сделать вывод, что творчество - непременное условие педагогической деятельности, объективная профессиональная необходимость учительского труда.

Р. Стернберг и С. Любарт в инвестиционой теории креативности отмечают, что для формирования и проявления творческих способностей необходимо наличие 6 условий:

1. Интеллектуальные способности (синтетическая способность видеть проблемы в новом свете и избегать привычного способа мышления; аналитическая способность, позволяющая оценить стоящие идеи; практически-контекстуальная способность, которая выражается в умении убедить другого в ценности идеи).

2. Знания (необходимость иметь достаточно знаний о своем поле деятельности).

3. Законодательный стиль мышления (собственные принципы и законы движения мысли).

4. Личностные характеристики (готовность преодолевать препят- ствия, принимать на себя разумный риск, терпеть неопределенность).

5. Внутренняя мотивация, сосредоточенность на задаче.

6. Поддержка окружающей среды.

Творчески работающему преподавателю необходимы знания особенностей творческого процесса. П.М. Якобсон в структуре данного процесса выделяет следующие этапы: интеллектуальная готовность, зарождение идеи — формулировка цели, поиск решения, получение принципа изобретения, превращения принципа в схему, техническое оформление и развертывание изобретения. Данный вариант структуры процесса творческой деятельности приемлем и в педагогике. Например, педагогическое изобретение — это новаторское решение по совершенствованию методов и средств обучения и воспитания. Также, по мнению В.С. Шубинского, преподаватель сталкивается в своей работе с творческими ситуациями, которые содержат звено столкновения с новым, звено творческой неопределенности. Для решения данных ситуаций педагогу необходимо пройти эвристический этап, состоящий из звена эврики, звена развития решения, а также этап завершения, в котором центральное место занимает звено критики, подтверждения и воплощения. Данные знания позволяют педагогу ориентироваться в инновационных процессах.

Список литературы

1. Сластенин В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс //

Сибирский педагогический журнал, 2005. № 4.

2. Креативность // Философский энциклопедический словарь. М., 2010.

3. Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей. Москва.

Воронеж, 2000.

4. Кан Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.