Научная статья на тему 'Креативность как аксиологическая доминанта непрерывного педагогического образования'

Креативность как аксиологическая доминанта непрерывного педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
672
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CREATIVITY DEVELOPMENT / VALUE ORIENTATION / HUMAN CAPITAL / LIFE-LONG EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мороз Виктория Викторовна

В статье рассматривается проблема развития креативности как аксиологической доминанты непрерывного педагогического образования. Освещаютсязарубежныетеориикреативности,еефакторы, условия, характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creativity as an axiological dominant of life-long pedagogical education

The article is dedicated to the problem of creativity development as anaxiological dominant of life-long pedagogical education. The foreign theories, factors, conditions, features of creativity are analyzed.

Текст научной работы на тему «Креативность как аксиологическая доминанта непрерывного педагогического образования»

УДК 37.091.12-051:159.924.24:124.5 ББК 74

Мороз Виктория Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра иностранных языков гуманитарных и социально-экономических специальностей Оренбургский государственный университет г. Оренбург Moroz Victoria Victorovna PhD in Pedagogy, associate professor Foreign Languages Department for Humanities Orenburg State University Orenburg victoria_moroz@mail.ru Креативность как аксиологическая доминанта непрерывного педагогического образования Creativity as an axiological dominant of life-long pedagogical education

В статье рассматривается проблема развития креативности как аксиологической доминанты непрерывного педагогического образования. Освещаются-зарубежныетеориикреативности,еефакторы, условия, характеристики.

The article is dedicated to the problem of creativity development as anaxiological dominant of life-long pedagogical education. The foreign theories, factors, conditions, features of creativity are analyzed.

Ключевые слова: развитие креативности, ценностные ориентации, человеческий капитал, непрерывное образование.

Key words: creativity development, value orientation, human capital, life-long education.

На современном витке развития общества в условиях экономики знаний и глобализации, жесткой конкуренции, стремительных изменений, происходящих в современном обществе, креативность, которую раньше рассматривали как редкое качество, присущее только гениям науки и искусства, в настоящее время считают жизненно необходимой характеристикой для учения, обучения и работы человека.

В настоящее время образование сталкивается с проблемами, ранее никогда не возникавшими, для решения которых необходимы новые приоритеты, включая более сильный акцент на креативном и культурном образовании. Креативность возможна в различных сферах человеческой деятельности, и все люди

обладают креативными способностями, но используют их по-разному. Когда личность обнаруживает свои креативные способности, это оказывает значительное влияние на ее самооценку и общие достижения.

Креативное обучение заключается в балансе между обучением знаниям и умениям и поощрением инноваций. В настоящее время стремительных культурных изменений и возрастающего культурного разнообразия, образование призвано научить молодежь понимать и уважать различные культурные ценности и традиции и процессы культурных изменений и развития.

Креативное и культурное образование не являются предметами в учебном плане, это общие функции образования. Существуют значительные возможности для реализации креативного образования, среди которых желание работодателей получить креативных работников, обладающих социальными и коммуникативными способностями, умеющими работать в коллективе. Современные технологии предоставляют неограниченный доступ к идеям, информации, общению с людьми и организациями по всему миру, а также к новым видам креативности, личностного самовыражения, культурного обмена и понимания. Несмотря на большие возможности, великитакжетрудности, которые заключаются не только в содержании и структуре обучения, но и в том, что недостаточно внимания уделяется важности развития креативности в подготовке и переподготовке педагогических кадров.

Понятиекреативность, относительно новоеи не устоявшееся в науке, в психологических исследованиях обозначает комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению.

Необходимость более глубокого понимания креативности стимулировало большое количество исследований. С 1960 года десять тысяч исследовательских статей по креативности появилось в сотнях журналов и периодических изданий. Свыше шестисот книг по креативности вышло в свет в 1990-х гг. Это подтвер-

ждает, что креативность вызывает интерес во многих сферах, включая искусство и науку. Теоретические аспекты креативности освещаются в работах многих зарубежных авторов:Г.Ю.Айзенка, Ф.Баррона, Д.Векслера, М.Вертгеймера, Дж.Гилфорда, Х.Грубера, Р.Крачфилда, А.Маслоу, С.Медник, Р.Стенберга, Р.Е.Тафель, П.Торранса, М.Уоллаха, Дж.Хеслруда, Э.Шехтеля.

В настоящее время в психологической и педагогической науках креативность рассматривается как личностная категория в аспектах:

- проявления дивергентного мышления (Дж. Гилфорд, О.К.Тихомиров); -актуализации интеллектуальной активности (Д.Б. Богоявленская,

Л.Б. Ермолаева-Томина);

- интегрированного качества личности (Я.А. Пономарёв, А.В.Хуторской); -теоретические и методологические основы развития креативного начала в личности (В.И. Андреев, В.И. Загвязинский, И.Г. Калошина, В.В. Краевский, Л.Ф. Спирин, С. Н. Чистяков);

- аксиологический аспект проблемы представлен в работах В.И. Геницинского,

A.В. Кирьяковой, В.А. Сластенина;

В современной науке обоснована идея изучения творчества как:

- механизма развития (С.С. Гольдентрихт, Т.В. Кудрявцев, А.П. Тряпицына);

- охарактеризованы структура и содержание творческой учебно-познавательной деятельности (И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый);

- рассмотрены вопросы развития личности, ее творческой самореализации в креативном образовании (М.М. Зиновкина, Г.Л. Ильин, А.В. Морозов,

B.Г. Рындак, Д.В. Чернилевский).

Вклад отечественных ученых в исследование феномена креативности трудно переоценить, однако в данной статье мы остановимся на обзоре зарубежных теорий креативности.

Научный процесс определения креативности охватывает несколько десятилетий исследования, в течение которых было сформулировано более ста де-финицийдля описания этого довольно загадочного понятия.

По мнению Э. де Боно креативность -это создание продукта, ранее не существовавшего в настоящем состоянии и обладающего определенной ценностью. П. Торранс определяет креативность как процесс чувствительности к проблемам, дефициту или пробелам в знаниях, определения трудности, поиска решений, выдвижения гипотез, неоднократной их проверки, и наконец, сообщения результатов.

А. Ротенберг и К. Хаусман ретроспективно проследили возникновение креативности, начиная с Платона, Аристотеля, Канта и Фрейда, причем Платон, определяя факторы креативного поведения, выделял вдохновение как способ развития креативности.Исследуя креативность в контексте искусстваАристо-тель, рассматривалее как часть естественных законов, а не случайных совпадений. Разницу между созданием и имитациейвпервые указалКант. Его теория раскрывала, что креативные действия напрямую зависят от спонтанной деятельности через сознательный разум. Изучая природу креативности,Фрейд доказал, что креативность-это феномен, содержащий определенные «динамические факторы» в человеческом разуме с креативными попытками как следствие.

Многие исследователи (Т. Амабайл, К. РобинсонР. Стернберг, К. Урбан) полагают что, способность к творчеству существует у всех людей, проблема заключается в том, насколько развиты эти способности. Ответить же на вопрос, предопределена ли способность к творчеству генетически, значительно сложнее.

Таким образом, образование сталкивается с необходимостью поиска новых методов развития человеческих ресурсов, а именно креативных способностей, приспособляемости и коммуникативных способностей.

Образование рассматривает креативность как ключевой фактор, играющий важную роль в подготовке людей к неопределенному и более сложному миру работы, который потребует от них использование их креативности наряду с аналитическими способностями.Креативность - способность реагировать на

необходимость в новых подходах и новых продуктах в новых условиях. Трудность для образования заключается в том, чтобы создать условия, способствовать и воодушевить учащихся и студентов на осуществление креативных идей.

Исследования выявили широкий спектр качеств, которые необходимо развивать в школе и в вузе. Это воображение/креативность, адаптивность/гибкость, желание учиться, независимость работы/автономность, работа в команде, способность управлять другими, способность работать под давлением, хорошая речевая культура, общение в письменном виде с различной аудиторией/целью, внимание к деталям, тайм менеджмент, принятие ответственности, принятие решений, планирование, координация и организаторские способности.

Говоря о развитии креативности студентов, необходимо подчеркнуть неразрывную связь креативности с ценностями. Только ценностное отношение к получению знаний, образованию на протяжении жизни, способствует развитию устойчивой внутренней мотивации, которая необходима для получения креативных результатов и продуктов. Именно ценностное отношение позволяет преодолеть неизбежное состояние фрустрации, тревоги и страха, возникающее при решении задачи и проблемы и довести начатое дело до конца.

Исследователи (Д. Гилфорд, А.В. Кирьякова, М. РанкоМ. Роудс, П. Тор-ранс,А.П. Тряпицына, Г. Уоллас) выделяют следующие аспекты креативности:

• процессуальностькреативности;

• креативный продукт;

• креативная личность;

• креативная среда (сфера, структура, социальный контекст, формирующий требования к продукту творчества);

• аксиология креативности.

М. Чиксентмихайиполагает, что человек является креативным на когнитивном уровне, во-первых, благодаря его генетической предрасположенности к данной области. Во-вторых, решающим компонентом является ценностное от-

ношение, его интерес к данной области. В-третьих, доступность данной сферы для него. Роль непосредственного социального окружения человека является важной для креативного мышления.

М. Шоу и М. Ранко включают эмоции в свое определение «креативной личности». Они наблюдали появление креативности (в эмоциональном контексте) в результате стимулирования различными эмоциями (гнев, страх, печаль, эйфория, и т.д.). Авторы выделяют «эмоциональное состояние» как важнейший компонент определения и его стимулирующую роль в креативном поведении.

Разработав трехкомпонентную модель, Т. Амабайл вычленяеттакие взаи-мосвязанныесоставляющие, как «опыт», «умения креативного мышления» и «мотивация». В опыт входят знания технического, процессуального и умственного аспектов. Умения креативного мышления охватывают все когнитивные креативные процессы, например, вдохновение, воображение, гибкость, и соединение нетрадиционного в новую идею. Мотивация связана с желанием решить проблему или внутренней мотивацией создать что-то новое. Внутренняя, ориентированная на задачу мотивация, является ключевой для креативности.

Г. Уоллас предложил следующие четыре этапа, составляющие креативный процесс:

• подготовка (оценка проблемы)

• инкубация (сознательная и бессознательная умственная движущая сила)

• озарение (осмысление новой идеи)

• проверка (оценка идеи/й)

К. Мартиндейл считает, что процесс Г. Уолласа получил развитие из наблюдений Г. Гельмгольца, который уделял большое внимание значению стадии оценки проблемы. Г. Гельмгольц полагал, что интенсивность подготовки не следует игнорировать, поскольку эта фаза создает основу для успеха последующего результата.

Креативный процесс, предложенный Г. Уолласом, послужил образцом для многочисленных исследований креативных процессов, однако, основная

структура и последовательность процесса принимается в основном научным сообществом, учеными, практиками.

Контекст, в котором происходит креативность, или креативная среда, привлекает многих исследователей. Человеку необходима среда для возникновения, развития и реализации креативных идей, и в большей степени этому способствуетобразовательная среда.У человека могут быть все возможные ресурсы для креативного мышления, но без поддержки окружения, креативность, находящаяся внутри человека, может никогда не проявиться.

Тем не менее, существуют некоторые переменные, которыеоказываютот-рицательное влияние на развитие креативности. Эти переменные рассматривают как барьеры креативности, которые обычно препятствуют креативному мышлению и действию.

А. Антонитес определил следующие барьеры развития креативности в средовом контексте:

• Социальная среда, которая включает все переменные, влияющие на человека, будь то в индивидуальном или групповом формате на социальном или общественном уровне.

• Экономическая среда, которая может не способствовать развитию новых идей и продуктов (например, создание среды для развития предпринимательства) и не оказывать финансовой поддержки.

• Физическая среда, включающая постоянные или периодические помехи в процессе мышления (мешающие звуки, климат, энергия), традиционные помещения в образовательных учреждениях, выполнение рутинных, однообразных заданий и действий.

• Перцептивные барьеры представляют собой преграды в правильном и четком восприятии вещей (предметов, фигур и т.п.)

Также возможно добавить умственные, эмоциональные и временные барьеры, которые желательно устранить до начала креативного процесса.

Результат креативного мышления определяется как новый результат или продукт креативности. Продуктом считается все новое, происходящее в результате креативного мышления или применения креативных методов, которые входят в креативное мышление. «Новое» может варьироваться от идей до физических материальных продуктов и нематериальных услуг и процессов.

Противники креативности утверждают, что креативность не поддается обучению, являясь врожденным талантом лишь отдельно взятых одаренных людей. По мнению Э. де Боно, если креативность просто врожденный талант, в таком случае не было бы смысла в дальнейшем развитии этого феномена. Однако, при применении обучающих, структурных и систематических методов, можно повысить общий уровень креативных способностей, и тогда они не останутся просто врожденными. Автор добавляет, что научить креативным методам не сложнее, чем научить спорту или математике.

Э. де Боно также считает, что результат креативного обучения заключается в развитии внутреннего потенциала креативности, о котором личность не подозревала. Креативность является не только индивидуальнымкачеством. Традиционно креативные мысли в большей мере стимулируются группами, благодаря использованию различных методов. Одним из этих методов является «мозговой штурм», предложенный Осборном. Благодаря применению этого приема, креативная мысль становится групповым процессом. Члены группы вдохновляют друг друга на генерирование идей в группе, вместо того, чтобы один человек в одиночестве ждал вдохновения.

Дж. Кугер поддерживает Э. де Бонов том, что необходимо обучать креативности. Он аргументирует свою точку зрения,ссылаясь на анализ ста сорока двух исследований, который показал, что креативность людей значительно увеличилась после обучения.

К. Робинсон, председатель Национального консультационного совета по креативному и культурному образованию Великобритании в своем докладе в 1999 годуутверждал, что креативности можно учить. «Учителя могут быть

креативными в преподавании, а также они могут способствовать развитию креативных способностей своих учеников. Роль учителя заключается в признании креативных способностей учащихся и создании условий для их реализа-ции».Максимально емко аксиологический параметр креативности учителя выражает позиция российских ученых, которые считают, что эффективность креативной профессиональной деятельности педагога во многом определяется степенью ценностных ориентаций учителя, поскольку педагогическая задача должна быть не только понята, но и принята субъектом (Орлов А.А, Кирьякова А.В).

Аксиология креативности, рассматриваемая нами в контексте современного непрерывного образования, раскрывает сущность креативности как механизма саморазвития и самовыражения личности,как студента, так и преподава-теля.В образовательной средев процессе ценностного взаимодействия преподавателя и студента при свободном выборе содержания, способов познания, ведущих к устойчивой мотивации,происходит обретение ценностей, развитие ценностной ориентации и реализация креативного потенциала личности.

Библиографический список

1. Аксиология образования: фундамент.исследования в педагогике: монография / А. В. Кирьякова [и др.]. - М. : Дом педагогики, 2008. - 578 с.

2. Инглхарт, Р. Вельцель, К. Модернизация, культурные изменения и

демократия: Последовательность человеческого развития. М.: Новое

издательство, 2011. — 464 с. — (Библиотека Фонда «Либеральная миссия»).

3. Лебедева,Н.М. Ценности культуры, экономические установки и отношение к инновациям в России// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2008. - Т. 5. - № 2. - С. 68-88.

4. Морозов, А.В. Креативность преподавателя высшей школы /А.В.Морозов//Высшее образование сегодня.- 2004.- №3.- С. 64-68

5. Орлов, А.А. Профессиональное мышление учителя как ценность. Монография/А.А. Орлов. - Тула: Изд-во Тул. гос.пед. ун-та им. Л.Н. Толстого.

- 2006. - 228 с.

6. Рындак, В.Г. Педагогика креативности: монография / В. Г. Рындак.

— М.: Издательский дом «Университетская книга», 2012. — 284 с.

7. Тряпицына, А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников / А.П. Тряпицына. - Л. : [б.и.], 1989. - 170 с.

8. Щербакова, Е.Е. Педагогическая креативность как фактор профессионального развития студентов :дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 Чебоксары, 2006. - 548 с.

9. Amabile T. Motivating Creativity in Organizations: On Doing What You Love and Loving What You Do. CaliforniaManagementReview. Vol. 40. No. 1. Fall 1997. pp. 39-58

10. Amabile, T. M. The social psychology of creativity / T. M. Amabile. -New York : Springer, 1983. - 390 р.

11. Amy M. Azzam Teaching for the 21st Century Pages 22-26 Why Creativity Now? A Conversation with Sir Ken Robinson September 2009 | Volume 67 | Number 1

12. Antonites Alexander J. An Action Learning Approach to Entrepreneurial Creativity, Innovation and Opportunity Finding. Pretoria, South Africa. 2003. 194 p.

13. Creativity Theories and Themes : Research, Development, and Practice Mark / A. Runco. - San Diego : Elsevier Inc., 2007. - 492 p.

14. Encyclopedia of Creativity Mark. A. Runco, Steven R. Pritzker. - San Diego : by ACADEMIC PRESS, 1999. - 810 p.

15. Encyclopedia of Giftedness, Creativity, and Talent / Barbara Kerr. -Los Angeles : editor. by SAGE Publications, Inc., 2009. - 530 p.

16. McGuinness, M. 20 Creative Blocks and how to break through them. LateralAction.com. 2011

17. National Advisory Committee on Creative and Cultural Education. (1999). All Our Futures: Creativity, Culture and Education. London: DFEE.- 243 p.

18. Sternberg,Robert,Williams, Wendy Teaching for Creativity: Two Dozen

Tips Режимдоступа: http://www.cdl.org/resource-

library/articles/teaching_creativity.php

19. Urban, K. K. Test for Creative Thinking - Drawing Production (TCT-DP) / K. K. Urban, H. G. Jellen. - Lisse. - Netherlands: Swets&Zeitlinger, 1996. -348 р.

Bibliography

1. Axiology of education: the fundamental research in pedagogy: monograph / A.V.Kiryakova [et al.] - M.: House of pedagogy, 2008. - 578 p.

2. Inglehart, R. Welzel, C. Modernization, Cultural Change and Democracy: The sequence of human development. M.: New Publishing, 2011. - 464. - (Library Fund "Liberal Mission").

3. Lebedeva, N.M. Cultural values, economic attitudes and attitudes to innovation in Russia // Psychology. Journal of the Higher School of Economics. - 2008.

- V. 5. - № 2. - P. 68-88.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Morozov, A.V. Creativity of an University Teacher / A.V.Morozov / / Higher education today. - 2004. - № 3. - P. 64-68

5. Orlov, A.A. Vocational teacher thinking as a value. Monograph / A.A. Orlov. - Tula: Publishing House of TulaState Ped. Un-tynamed after L.N. Tolstoy. -2006. - 228 p.

6. Ryndak, V.G. Pedagogy creativity: monograph / V.G.Ryndak. - Moscow: Publishing House "University Book", 2012. - 284 p.

7. Tryapitsyna, A.P. Organization of creative learning and cognitive activity of schoolchildren / A.P.Tryapitsyna. - L: [nc], 1989. - 170 p.

8. Shcherbakova, E.E. Teaching creativity as a factor in the professional development of students: Thesis. ... Dr. ped. Sciences: 13.00.08 Cheboksary, 2006. -548 p.

9. Amabile T. Motivating Creativity in Organizations: On Doing What You Love and Loving What You Do. CaliforniaManagementReview. Vol. 40. No. 1. Fall 1997. pp. 39-58

10. Amabile, T. M. The social psychology of creativity / T. M. Amabile. -New York : Springer, 1983. - 390 р.

11. Amy M. Azzam Teaching for the 21st Century Pages 22-26 Why Creativity Now? A Conversation with Sir Ken Robinson September 2009 | Volume 67 |

Number 1

12. Antonites Alexander J. An Action Learning Approach to Entrepreneurial Creativity, Innovation and Opportunity Finding. Pretoria, South Africa. 2003. 194 p.

13. Creativity Theories and Themes : Research, Development, and Practice Mark / A. Runco. - San Diego : Elsevier Inc., 2007. - 492 p.

14. Encyclopedia of Creativity Mark. A. Runco, Steven R. Pritzker. - San Diego : by ACADEMIC PRESS, 1999. - 810 p.

15. Encyclopedia of Giftedness, Creativity, and Talent / Barbara Kerr. -Los Angeles : editor. by SAGE Publications, Inc., 2009. - 530 p.

16. McGuinness, M. 20 Creative Blocks and how to break through them. LateralAction.com. 2011

17. National Advisory Committee on Creative and Cultural Education. (1999). All Our Futures: Creativity, Culture and Education. London: DFEE.- 243 p.

18. Sternberg, Robert, Williams, Wendy Teaching for Creativity: Two Dozen Tips Режим доступа: http://www.cdl.org/resource-

library/articles/teaching creativity.php

19. Urban, K. K. Test for Creative Thinking - Drawing Production (TCT-

DP) / K. K. Urban, H. G. Jellen. - Lisse. - Netherlands: Swets&Zeitlinger, 1996.-348

р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.