Научная статья на тему 'Креативная образовательная среда предшкольного образования: вопросы преемственности'

Креативная образовательная среда предшкольного образования: вопросы преемственности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
768
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНАЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОБЛЕМЫ ДЕЗАДАПТАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидорова Антонина Викторовна

Одна из задач дошкольного образования обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования. Для ее разрешения необходимо тесное сотрудничество педагогов детских садов и школ, создание единого образовательного пространства, креативной образовательной предметно-развивающей среды предшкольного образования. Именно в креативной образовательной среде возможно создание условий для обеспечения преемственных связей детского сада и школы, уменьшение в дальнейшем риска дезадаптации ребёнка в начальной школе. Это возможно в силу того, что креативная образовательная среда отвечает целям дошкольного и начального общего образования: формирование у дошкольников и школьников результатов личностного развития, включающие готовность и способность к саморазвитию [2,3]. Сегодня у педагогического сообщества возникает потребность «садиться за стол переговоров», определять наиболее проблемные точки в формировании у дошкольников представлений об окружающем мире, овладении теми или иными способами деятельности в период предшкольного образования, которые составляют основу успешной адаптации в начальной школе. Анализируя адаптационные проблемы начальной школы, мы предприняли попытку описать возможные причины возникновения этих проблем и предположить, что их можно избежать при погружении ребёнка в креативную предметно-развивающую среду предшкольного образования. Общаясь с педагогами дошкольных образовательных организаций за круглым столом на городской педагогической площадке, учителя начальных классов выделяют ряд основных проблем, возникающих у первоклассников в обучении. Во-первых, первоклассники не способны к взаимодействию в малых группах. Объединяя учеников в группы по 3-4 человека для совместной деятельности, учителя часто на начальном этапе обучения наблюдают споры, ссоры внутри группы, неспособность договориться, совместно наметить алгоритм выполнения задания. В условиях детского сада дошкольники более коммуникабельны. Они находятся со знакомыми сверстниками и взрослыми, товарищами, с которыми общаются и вступают в игровое взаимодействие каждый день на протяжении 8-12 часов в сутки. Придя в школу, дети оказываются в незнакомой обстановке, с незнакомыми пока ещё детьми ограниченное количество времени (как правило, уроки в первом классе длятся с 8 до 11 утра), что затрудняет установление коммуникативного контакта со сверстниками. Во-вторых, ученики первого класса не способны быстро организовать свое рабочее место, определить необходимый набор материалов и средств образования. Урок строго регламентирован по времени, но учитель вынужден обучать детей этим навыкам. Необходимо больше времени в детском саду уделять трудовой составляющей, когда ребёнок самостоятельно готовиться к деятельности, осуществляя выбор средств и материалов. В третьих, первоклассники не имеют социального навыка по поиску информации. Они не умеют задавать вопросы, бояться неправильных ответов, не обладают читательской культурой, способностью искать ответы на вопросы в книгах, учебниках. Складывается вывод о 897 недостаточном включении дошкольников в деятельность, имеющую проблемно-поисковый характер. В четвёртых, многие дети приходят в первый класс с недостаточной сформированностью элементарных математических представлений. Это может быть связано с недостаточной компетенцией воспитателей в выборе содержания предматематического образования дошкольников [4]. Во всех этих случаях необходимо включать детей в креативную предметно-развивающую среду, в условиях которой у дошкольников будут формироваться навыки социального взаимодействия с малознакомыми детьми, навыки поиска необходимой информации, выбора материалов, методов и форм осуществления собственной деятельности, выстраивания её алгоритма. Креативная предметно-развивающая среда предполагает включение дошкольников в межвозрастное взаимодействие; в детскую экспериментальную и исследовательскую деятельности, которые формируют поисковые навыки, целеполагание, самоконтроль. Кроме того, в креативной предметно-развивающей среде присутствует обозначение дидактического компонента математического содержания. Креативная образовательная среда включает в себя креативную математику, как вид познавательной деятельности дошкольников. При проектировании креативной предметно-развивающей среды предшкольного образования необходимо наполнить её наиболее действенными компонентами, позволяющими решать вопросы преемственности дошкольного и начального общего образования уменьшая риск дезадаптации. Для этого на начальном этапе проектирования считаем необходимым определить основы сходства и различия образовательных сред детского сада и школы. Следуя логике исследований Е.Ю. Васильевой, которая выделила отличия образовательной среды вуза и школы [1], выделим отличительные особенности образовательной среды предшкольного образования в рамках дошкольной образовательной организации и образовательной среды школы, как последующего уровня образования. 1) формы образовательной деятельности: образовательная деятельность в детском саду осуществляется в течение всего дня, встраиваясь в режимные моменты и основываясь на игре и игровых приёмах при отсутствии классно-урочных форм, как это принято в школе; 2)опора на коллективную работу: в отличие от школ, где преобладает в большей степени самостоятельная работа, старшие дошкольники объединяются в большие или малые группы, что оказывает положительное влияние на формирование навыков социальной ориентации; 3) мобильность и насыщенность: в дошкольной образовательной организации среда более мобильна, чаще сменяется в зависимости от комплексно-тематического планирования, интересов и потребностей детей; 4) коммуникативность: в дошкольной образовательной организации образовательная среда менее коммуникативна, чем в школе. Педагоги не всегда используют возможность для общения детей из разных групп. В школе дети общаются на переменах, после уроков, на продлёнке. 5) уровень включенности родителей (законных представителей) в образовательный процесс: воспитатели имеют больше возможностей привлечь родителей к участию в образовательном процессе, организовать различные формы взаимодействия и сотрудничества с семьями; стандарт дошкольного образования допускает и даже определяет требованием привлечение родителей к организации образовательной деятельности. В школах родители не могут заменить учителейпредметников, включаются только лишь в воспитательный процесс. Образовательная среда предшкольного образования в рамках дошкольной образовательной организации и образовательная среда школы имеют некоторые схожие особенности: 1) цели (как было описано выше): формирование у дошкольников и школьников результатов личностного развития; 898 2) доступность: педагоги создают условия для извлечения образовательного потенциала из любого помещения детских садов и школ, а также территории вокруг зданий; обучающиеся имеют возможность взаимодействовать со средой, изменять её. 3) дифференциация: в дошкольных образовательных организациях и школах проявляется уровневая дифференциация; при определении количества и сложности заданий учитываются индивидуальные потребности и образовательные возможности обучающихся; образовательный и учебный процессы строятся на принципе индивидуализации. 4) мотивация: у старших дошкольников и младших школьников преобладает познавательная мотивация и мотивация поощрения. Их в большей мере мотивирует сам процесс познания в ходе образовательной деятельности, а так же система поощрений за правильное выполнение игровых и учебных заданий. Позже у школьников появляются социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями с другими людьми. Таким образом, учёт особенностей образовательной среды детского сада и школы позволит педагогам детского сада наполнить её необходимым содержанием, формами, технологиями, предметным компонентом, позволяющими решать вопросы преемственности дошкольного и начального общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сидорова Антонина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Креативная образовательная среда предшкольного образования: вопросы преемственности»

Креативная образовательная среда предшкольного образования: вопросы

преемственности

Сидорова Антонина Викторовна

МАОУ "Информационно-методический центр" города

Тюмени

Ключевые слова:

креативная предметно-развивающая среда, образовательная среда, предшкольное образование, преемственность, деятельность, проблемы дезадаптации

Одна из задач дошкольного образования - обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования. Для ее разрешения необходимо тесное сотрудничество педагогов детских садов и школ, создание единого образовательного пространства, креативной образовательной предметно-развивающей среды предшкольного образования. Именно в креативной образовательной среде возможно создание условий для обеспечения преемственных связей детского сада и школы, уменьшение в дальнейшем риска дезадаптации ребёнка в начальной школе. Это возможно в силу того, что креативная образовательная среда отвечает целям дошкольного и начального общего образования: формирование у дошкольников и школьников результатов личностного развития, включающие готовность и способность к саморазвитию [2,3].

Сегодня у педагогического сообщества возникает потребность «садиться за стол переговоров», определять наиболее проблемные точки в формировании у дошкольников представлений об окружающем мире, овладении теми или иными способами деятельности в период предшкольного образования, которые составляют основу успешной адаптации в начальной школе.

Анализируя адаптационные проблемы начальной школы, мы предприняли попытку описать возможные причины возникновения этих проблем и предположить, что их можно избежать при погружении ребёнка в креативную предметно-развивающую среду предшкольного образования.

Общаясь с педагогами дошкольных образовательных организаций за круглым столом на городской педагогической площадке, учителя начальных классов выделяют ряд основных проблем, возникающих у первоклассников в обучении.

Во-первых, первоклассники не способны к взаимодействию в малых группах. Объединяя учеников в группы по 3-4 человека для совместной деятельности, учителя часто на начальном этапе обучения наблюдают споры, ссоры внутри группы, неспособность договориться, совместно наметить алгоритм выполнения задания. В условиях детского сада дошкольники более коммуникабельны. Они находятся со знакомыми сверстниками и взрослыми, товарищами, с которыми общаются и вступают в игровое взаимодействие каждый день на протяжении 8-12 часов в сутки. Придя в школу, дети оказываются в незнакомой обстановке, с незнакомыми пока ещё детьми ограниченное количество времени (как правило, уроки в первом классе длятся с 8 до 11 утра), что затрудняет установление коммуникативного контакта со сверстниками.

Во-вторых, ученики первого класса не способны быстро организовать свое рабочее место, определить необходимый набор материалов и средств образования. Урок строго регламентирован по времени, но учитель вынужден обучать детей этим навыкам. Необходимо больше времени в детском саду уделять трудовой составляющей, когда ребёнок самостоятельно готовиться к деятельности, осуществляя выбор средств и материалов.

В третьих, первоклассники не имеют социального навыка по поиску информации. Они не умеют задавать вопросы, бояться неправильных ответов, не обладают читательской культурой, способностью искать ответы на вопросы в книгах, учебниках. Складывается вывод о

недостаточном включении дошкольников в деятельность, имеющую проблемно-поисковый характер.

В четвёртых, многие дети приходят в первый класс с недостаточной сформированностью элементарных математических представлений. Это может быть связано с недостаточной компетенцией воспитателей в выборе содержания предматематического образования дошкольников [4].

Во всех этих случаях необходимо включать детей в креативную предметно-развивающую среду, в условиях которой у дошкольников будут формироваться навыки социального взаимодействия с малознакомыми детьми, навыки поиска необходимой информации, выбора материалов, методов и форм осуществления собственной деятельности, выстраивания её алгоритма.

Креативная предметно-развивающая среда предполагает включение дошкольников в межвозрастное взаимодействие; в детскую экспериментальную и исследовательскую деятельности, которые формируют поисковые навыки, целеполагание, самоконтроль. Кроме того, в креативной предметно-развивающей среде присутствует обозначение дидактического компонента математического содержания. Креативная образовательная среда включает в себя креативную математику, как вид познавательной деятельности дошкольников.

При проектировании креативной предметно-развивающей среды предшкольного образования необходимо наполнить её наиболее действенными компонентами, позволяющими решать вопросы преемственности дошкольного и начального общего образования уменьшая риск дезадаптации.

Для этого на начальном этапе проектирования считаем необходимым определить основы сходства и различия образовательных сред детского сада и школы. Следуя логике исследований Е.Ю. Васильевой, которая выделила отличия образовательной среды вуза и школы [1], выделим отличительные особенности образовательной среды предшкольного образования в рамках дошкольной образовательной организации и образовательной среды школы, как последующего уровня образования.

1) формы образовательной деятельности: образовательная деятельность в детском саду осуществляется в течение всего дня, встраиваясь в режимные моменты и основываясь на игре и игровых приёмах при отсутствии классно-урочных форм, как это принято в школе;

2)опора на коллективную работу: в отличие от школ, где преобладает в большей степени самостоятельная работа, старшие дошкольники объединяются в большие или малые группы, что оказывает положительное влияние на формирование навыков социальной ориентации;

3) мобильность и насыщенность: в дошкольной образовательной организации среда более мобильна, чаще сменяется в зависимости от комплексно-тематического планирования, интересов и потребностей детей; 4) коммуникативность: в дошкольной образовательной организации образовательная среда менее коммуникативна, чем в школе. Педагоги не всегда используют возможность для общения детей из разных групп. В школе дети общаются на переменах, после уроков, на продлёнке.

5) уровень включенности родителей (законных представителей) в образовательный процесс: воспитатели имеют больше возможностей привлечь родителей к участию в образовательном процессе, организовать различные формы взаимодействия и сотрудничества с семьями; стандарт дошкольного образования допускает и даже определяет требованием привлечение родителей к организации образовательной деятельности. В школах родители не могут заменить учителей-предметников, включаются только лишь в воспитательный процесс.

Образовательная среда предшкольного образования в рамках дошкольной образовательной организации и образовательная среда школы имеют некоторые схожие особенности:

1) цели (как было описано выше): формирование у дошкольников и школьников результатов личностного развития;

2) доступность: педагоги создают условия для извлечения образовательного потенциала из любого помещения детских садов и школ, а также территории вокруг зданий; обучающиеся имеют возможность взаимодействовать со средой, изменять её.

3) дифференциация: в дошкольных образовательных организациях и школах проявляется уровневая дифференциация; при определении количества и сложности заданий учитываются индивидуальные потребности и образовательные возможности обучающихся; образовательный и учебный процессы строятся на принципе индивидуализации.

4) мотивация: у старших дошкольников и младших школьников преобладает познавательная мотивация и мотивация поощрения. Их в большей мере мотивирует сам процесс познания в ходе образовательной деятельности, а так же система поощрений за правильное выполнение игровых и учебных заданий. Позже у школьников появляются социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями с другими людьми.

Таким образом, учёт особенностей образовательной среды детского сада и школы позволит педагогам детского сада наполнить её необходимым содержанием, формами, технологиями, предметным компонентом, позволяющими решать вопросы преемственности дошкольного и начального общего образования.

Список литературы:

1.Васильева Е.Ю. Компонентный механизм проектирования образовательной среды ВУЗа// «Экология образования», 2009, №9. С 24-31.

2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г., № 373 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного

стандарта начального общего образования».

4.Сидорова А.В. Организационно-методические условия формирования математических

представлений в дошкольном образовании// Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции педагогических работников: «Вестник ТОГИРРО». Тюмень: ТОГИРРО, 2014. № 1. С. 98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.