Научная статья на тему 'Краудсорсинг как современная модель обмена и управления информацией в сетевых СМИ'

Краудсорсинг как современная модель обмена и управления информацией в сетевых СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1748
595
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАУДСОРСИНГ / CROWDSOURCING / КРАУДФАНДИНГ / CROWDFUNDING / СМИ / ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / ONLINE MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пак Екатерина Максимовна

В статье рассматриваются современные тенденции развития краудсорсинговых моделей обмена и управления информацией в сетевых СМИ. Автор изучает причины популяризации идей краудсорсинга в интернет-журналистике, а также детально описывает самые распространенные формы краудсорсинга (crowd searching, crowd creation, croud funding и crowd voting), которые позволяют концентрировать и координировать краудсорсинговую деятельность в сетевых редакциях. Особое внимание автор уделил недостаткам, связанным с грамотным управлением данной технологией, и рассмотрел пути их разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Crowdsourcing as a Modern Model of Exchange and Management of Information in the Online Media

The article deals with modern trends in crowdsourcing ways of information excange and direction in network mass media. The author explaines the reason of popularity crowdsourcing ideas in the Internet journalism. The author also dwells on the most popular types of crowdsourcing, such as crowd searching, crowd creation, crowd funding and crowd voting they allow to concentrate and coordinate crowdsourcing activity in net editions. The author focuses her attention on disadvantages which are connected with direction of this technology and offers several ways of solution of these issues.

Текст научной работы на тему «Краудсорсинг как современная модель обмена и управления информацией в сетевых СМИ»

Пак Е. М. ^

Краудсорсинг как современная модель обмена §

и управления информацией в сетевых СМИ £

о

Пак Екатерина Максимовна ™

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) щ

Старший преподаватель кафедры управления общественными отношениями

Соискатель факультета высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского ш

государственного университета О

EMPak@yandex.ru

РЕФЕРАТ

В статье рассматриваются современные тенденции развития краудсорсинговых моделей обмена и управления информацией в сетевых СМИ. Автор изучает причины популяризации идей краудсорсинга в интернет-журналистике, а также детально описывает самые распространенные формы краудсорсинга ^rowd searching, ^owd creation, ^owd funding и ^owd voting), которые позволяют концентрировать и координировать краудсорсинговую деятельность в сетевых редакциях. Особое внимание автор уделил недостаткам, связанным с грамотным управлением данной технологией, и рассмотрел пути их разрешения.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

краудсорсинг, краудфандинг, СМИ, технология

E. M. Pak

Crowdsourcing es а Modern Model о! Exchange and Management of Information in the Online Media

Pak Ekaterina Maksimovna

North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public

Administration (Saint-Petersburg, Russian Federation)

Assistant Professor of the Chair of Public Relations Management

Competitor of the Faculty of Higher School of Journalism and mass communications of Saint Petersburg State

University

EMPak@yandex.ru

ABSTRACT

The article deals with modern trends in crowdsourcing ways of information excange and direction in network mass media. The author explaines the reason of popularity crowdsourcing ideas in the Internet journalism. The author also dwells on the most popular types of crowdsourcing, such as сrowd searching, сrowd creation, CTowd funding and ^owd voting - they allow to concentrate and coordinate crowdsourcing activity in net editions. The author focuses her attention on disadvantages which are connected with direction of this technology and offers several ways of solution of these issues.

KEYWORDS

crowdsourcing, crowdfunding, online media, technology

Современная медиаиндустрия, опираясь на развивающуюся инфраструктуру и технологический прогресс, в корне меняет традиционные представления о медиаси-стеме. Появление сетевой коммуникации, основанной на цифровом способе передачи и распространении информационных потоков, способствовало формированию новой системы функционирования СМИ и вместе с ней возникновению иной модели обмена и управления информацией, такой как краудсорсинг.

Термин «краудсорсинг» происходит от английского словосочетания crowd и sourc-ing — «социальный ресурс». Также под ним понимают новую модель партнерства

з между производителями информации и сетевой публикой или той или иной группой gl людей, основанной на использовании ресурса сетевого общества с целью прора-0 ботки и решения поставленных вопросов и задач. Таким образом, краудсорсинг — £ это коллективный метод поиска идей, и интернет в этом случае выступает как ин-^ струмент, который позволяет создавать специальные платформы, где концентриру-° ется и координируется краудсорсинговая деятельность.

о Принято считать, что концепция краудсорсинга родилась в 2006 г., когда редак-g тор журнала Wired1 Марк Робинсон (Mark Robinson) опубликовал статью Джеффа ш Хауи (Jeff Howe) под названием «Расцвет краудсорсинга» (The Rise of Crowdsourcing) [3]. Правда, в публикации это явление рассматривалось только в контексте новых бизнес-моделей, в рамках которых фирмы могли привлекать потребителей к производству и модификации товаров. Сегодня идея краудсорсинга активно используется в социальных, политических, культурных и гражданских аспектах. Поэтому в контексте журналистики, цель которой — собирать эксклюзивную и сенсационную информацию, краудсорсинг может принимать разные формы. Он может не только включать процесс обмена информацией, ресурсами, ценными кадрами, но и возможность написания рецензий к фильмам, совместное обсуждение документов, написание текстов, тематические проекты по сбору информации по определенным темам и многое другое. В данном случае читатели выступают не только в качестве потребителей контента, но и как создатели информации, особенно в массовых и чрезвычайных ситуациях (ЧС)2. Другими словами, краудсорсинг создает платформу, которая позволяет реализовывать поставленные задачи с помощью партнерства между потребителями и производителями информации. Причем мотивация человека может быть самой разной: личный интерес к проблеме, желание проявить себя, вызов интеллектуальным и творческим способностям, групповая обусловленность и т. д. [2, с. 158]. «Если мы берем историю с пожарами, — говорит Григорий Асмо-лов, создатель краудсорсинговых проектов «Карта холодов», «Карта радиации» и атлас помощи «Виртуальная рында», — то это может быть просто группа волонтеров, которая организуется и мобилизует свои собственные ресурсы»3. Это говорит о том, что сегодня понятие «краудсорсинг» понимается не только как иерархическая модель, концентрирующая вокруг себя внимание широкой публики для достижения какой-либо цели, а как новый инструмент информационных технологий, помогающий организовать сетевой «крауд» для разрешения социальных, общественных и других проблем.

В зависимости от типа задач и участников их решения выделяют следующие виды краудсорсинга:

• Crowd searching — коллективный поиск информации. Данный метод краудсорсинга стал успешно развиваться благодаря развитию новых информационных технологий. Особенно ярко он проявился в социальных и гражданских аспектах. Сейчас подобного рода проекты можно встретить как в традиционной журналистике, так и в сетевой. Например, на ГТРК «Россия» есть рубрика «Мобильный репортер», а на канале НТВ — «Чрезвычайные происшествия», которые строятся на том, что люди, ставшие очевидцами каких-то событий, сами присылают заснятые фрагменты в редакцию для их обнародования. Практически на всех радиостанциях существует рубрика «О пробках на городских дорогах», где информация передается и используется автолюбителями. Но самое широкое развитие данное явление получило в интернет-журналистике, так как сетевые из-

1 Wired — журнал о влиянии компьютерных технологий на культуру, экономику и политику.

2 Мобилизовать сетевой крауд: [Электронный ресурс]. URL: http://lenta.ru/articles/2011/10/28/ crowdsource/ (дата обращения: 19.01.2013).

3 Там же (дата обращения: 5.05.2013).

дания обладают большим потенциалом вовлечения потенциальной аудитории в з проект. Они обеспечивают постоянный поток актуальной информации и предо- i ставляют оперативную возможность диалога. В сетевых изданиях можно увидеть ^ репортаж, помеченный лейблом «любительская съемка», или материал, начинен- £ ный гиперссылками на фотографии или видеоматериалы очевидцев. По мнению х Григория Асмолова, очень удачным получилась у «Газеты.ру» «Карта нарушений». ° Это геолокационная краудсорсинговая платформа, которая задействует населе- £ ние как ресурс для сбора информации в тех или иных ситуациях. Безусловно, ^ очень яркий пример краудсорсинга — это Open Street Map, где, мобилизуя че- ш ловеческий ресурс, люди создают карту мира, которая точнее и подробнее 0 многих профессиональных карт1.

• Crowd creation (народное творческое сознание) — это перспективное направление в краудсорсинге, позволяющее обеспечить процесс генерации и поиск эффективных решений креативными и перспективными идеями. Считается, что метод краудкриэйшин появился «еще в 1714 г., когда правительством Великобритании был реализован проект массового народного творчества. Для решения навигационных задач необходимо было разработать метод определения долготы на море. Вместо привычного в таких случаях привлечения ученого для изысканий был предложен приз любому, кто найдет решение этой задачи» [2, с. 158]. В России самым ярким и популярным примером такого краудсорсинга на телевидении была программа «Сам себе режиссер» (1992), где основной контент состоял из народного творчества обычных телезрителей. Сегодня данный метод активно применяется в интернет-журналистике через различные формы интерактивной коммуникации электронных редакций СМИ с читателями — электронные письма, форумы, гостевые стены и другое, чтобы читатель в режиме реального времени мог давать комментарий, оставлять отзыв, участвовать в различных онлайновых конференциях, высказывать свои мысли и идеи. Очень интересной нам видится новая форма проведения интервью-live. В отличие от традиционного печатного жанра интервью интервью-live предполагает живой импровизированный диалог в режиме онлайн между пользователями, журналистом и интервьюируемым. Журналист в данном случае исполняет роль модератора. Пользователи именно ему за 2-3 дня до основного мероприятия посылают вопросы к эксперту, а он (журналист), в свою очередь, пересылает их интервьюируемому. Ответы публикуются в режиме онлайн-конференции. И если в непосредственном интервью журналист занимал активную позицию в разговоре: задал вопросы, управлял ходом ведения беседы, фокусировал ее в рамках заданной темы, оказывал психологическое воздействие на собеседника и т. д., то во время проведения заочной пресс-конференции роль журналиста — сохранять полный нейтралитет, чтобы создать, таким образом, иллюзию живой и спонтанной беседы.

• Crowdfunding — социальный ресурс. Одна из ярких разновидностей краудсорсинга. Термин crowdfunding произошел от английского словосочетания ^cwd и funding — народное финансирование. Другими словами, понятие «краудфандинг» трактуется как модель/платформа коллективного сотрудничества людей, которые добровольно объединяют свои денежные средства через сеть для финансирования и поддержания развития благотворительных проектов, акций и фондов. Сюда относятся всевозможные сборы пожертвований на лечение, восстановление пострадавших после ЧС районов, финансирование различных инициативных групп и организаций. Примером краудфандинга в традиционных СМИ может служить программа Елены Малышевой на Первом канале «Жить здорово», где в

1 Мобилизовать сетевой «крауд»: [Электронный ресурс]. URL: http://lenta.ru/artic-les/2011/10/28/crowdsource/ (дата обращения: 22.01.2013).

з конце каждой передачи зрителям предоставляется информация о детских домах, □l нуждающихся в помощи и усыновлении/удочерении детей. Ярким примером 0 краудфандинга в сетевом ресурсе, по словам Марии Грачевой, директора по £ развитию компании «Яндекс.Деньги», был фонд Pomogi.org, организованный в х 2005 г.

° В последние годы на первый план выходят гражданские инициативы (например, о борьба с последствиями лесных пожаров) и общественно-политические проекты1. g Но здесь очень важна степень охвата платформы, т. е. сколько людей о ней знают ш и сколько людей могут ею воспользоваться. Хотя в некоторых случаях для крауд-сорсинга такого масштаба не обязательно создавать отдельный проект и размещать его на специализированном сайте. Достаточно иметь собственные страницы в социальных сетях, блогах и микроблогах. Читатели, чувствуя свою причастность к той или иной проблеме, комментируют, пишут отзывы на материал, делают перепост, пересылают деньги, оказывая таким образом со своей стороны помощь. Журналист, используя народные ресурсы, меньше времени тратит на подготовку текста и получает порой более качественный, а главное — более востребованный материал.

Известны случаи, когда некоторые порталы активно используют народные пожертвования — например, сайт «Русский обозреватель» (http://www.rus-obr.ru/donate) или интернет-СМИ «Православие и мир» (http://www.pravmir.ru/help/). Интернет-СМИ «Частный корреспондент» периодически работает по схожему принципу: журналистам можно заказывать статьи за 7000 рублей (http://www.chaskor.ru/order/) (http://mnenia. ru/rubric/culture/kraudfanding-dlya-samyh-umnyh/, Мария Вагина, 6 июля 2012 г.) [1]. • Crowd voting (народное голосование) — данный тип краудсорсинга редко используют как самостоятельный метод получения информации, обычно он является дополнением к вышеперечисленным типам. Поскольку механизм голосования в основном используется для принятия лучшего решения путем сравнения и отбора полученных данных. Результаты такого голосования или опроса являются ценным дополнением к любой краудсорсинговой модели. Сетевая журналистика часто использует данный метод в своей повседневной работе, обращаясь к аудитории с просьбой помочь им, вывесив опрос в социальной сети или «голосовалку».

Как правило, в электронных изданиях используют две формы народного голосования — бесплатные и платные. Пример бесплатного народного голосования может быть представлен как линк «пальчик вверх», предназначенный для выставления рейтинговой оценки материалов (с 1 до ...), в форме гиперссылки «поделиться в социальных сетях» (ВКонтакте, Твиттер, Фэйсбук, Одноклассники и т. д.) и последнее — в виде вопросов с односложными вариантами ответов «да», «нет», «не знаю», «может быть» и т. д. Это очень оперативный и простой способ составления и обновления статистики.

Платные формы народного голосования, как показали наши наблюдения, используются в тех случаях, когда автору на платной основе необходимо обработать полученные ответы. Поэтому характер вопросов в таких голосованиях носит, как правило, не закрытый характер, а многовариантный. Такие результаты легче поддаются машинной обработке. Бесплатные опросы, в которых минимум содержатся два закрытых вопроса, особой обработки не требуют, поэтому в этом случае опрос бесплатный. Только характером обработки материалов, по всей видимости, можно объяснить платность или бесплатность опросов.

Как видим, популярность краудсорсинговых моделей обмена информации сегодня очевидна. Однако в этой технологии имеются и недостатки, которые суще-

1 Особенности краудфандинга в России: [Электронный ресурс]. URL: http://www.seopro.ru/ news/2012/10/osobennosti-kraudfandinga-v-rossii.html (дата обращения: 22.01.2013).

ственно ограничивают область ее применения. Во-первых, краудсорсинг порожда- з ет массу непрофессиональной активности в решении различных задач, которая cl может отпугнуть профессиональную аудиторию. Во-вторых, в силу непринудитель- § ного участия в различного рода мероприятиях краудсорсинг подходит только для £ тех задач, которые просты и вызывают общественный интерес, что существенным s образом может сужать спектр использования данной технологии в деятельности ° человека1. Решение обозначенных проблем видится только в грамотном управлении о массового доступа населения к сетевым ресурсам СМИ. Одним из первых путей g развития краудсорсинговых технологий в новом направлении может стать образо- ш вание порталов профессиональных сообществ, которые в отличие от социальных сетей пользуются большим доверием у специалистов. Так будет формироваться «экспертная сеть» — сообщество профессионалов в определенной области, объединенных одной онлайновой платформой, в рамках которой они смогут стать связующим звеном между общественно-значимыми проблемами и пользовательскими идеями по их разрешению2. Так, в 2012 г. был проведен международный студенческий конкурс «Масс-Медиа Перспектива», объявленный Российской ассоциацией по связям с общественностью и Высшей школой журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ при поддержке Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Санкт-Петербурга для поддержания коммуникационных проектов в области рекламы, PR и журналистики [1]. Конкурс под девизом «Твой мир в движении» дал возможность студентам предложить пути решения наиболее важных общественных проблем, а также получить уникальную возможность реализовать свои задумки на портале CITYCELEBRITY.RU. Успешными медиапроектами можно назвать международный онлайн-журнал Matter о технике и науке, который создали известные журналисты таких изданий, как Nature, The Atlantic, The Economist, New Scientist, GigaOM, The Guardian, Businessweek и The New York Times; новый чилийский стартап в области интернет-журналистики Poderopediaс [1] с обучающим ресурсом Poderomedia для независимых журналистов и горожан (которых учат, как пользоваться новостными приложениями, как вести репортажи при помощи компьютера, как пользоваться инструментами открытых ресурсов); онлайн медиа-центр paidContent3, который посвящен бизнесу интернет-медиа (впоследствии был куплен газетой The Guardian в 2008 г.)4 и др.

Суммируем вышесказанное: медийные проекты и порталы профессиональных сообществ — одна из отправных точек развития краудсорсинга, это формат общественных проектов, которые создаются СМИ или по их заказу с целью повысить собственную капитализацию, увеличить читаемость, повысить качество материалов, поиск новых форм взаимодействия с аудиторией. Не случайно ключевой темой Х Форума прессы Северо-Запада стала дискуссия «Краудсорсинг и медиа-среда: синергетический эффект или экспансия дилетантов?», в ходе которой председатель правления ОАО «Сбербанк России» Алексей Ситников, отметил: «Взрывное развитие краудсорсинга в сетевых СМИ и социальных медиа в первом десятилетии XXI в. совершенно изменило природу информационных процессов во всем мире, охваченном Интернетом. Следующее десятилетие будет посвящено поиску спосо-

1 Экспертные сети — архитектура коммуникаций общества будущего: [Электронный ресурс]. URL: users/files/fortexts/11420.pdf (дата обращения: 4.11.2013).

2 Экспертные сети — архитектура коммуникаций общества будущего: [Электронный ресурс]. URL: users/files/fortexts/11420.pdf (дата обращения: 4.11.2013).

3 Why we are moving cur media coverage over to Gigaom - paidContent: [Электронный ресурс]. URL: http://paidccntent.crg/2013/11/12/why-we-are-mcving-cur-media-ccverage-cver-tc-gigacm/ (дата обращения: 4.11.2013).

4 Независимое СМИ «Русский Обозреватель»: [Электронный ресурс]. URL: http://www.rus-obr.ru/donate (дата обращения: 4.11.2013).

з бов и разработке технологий, способных обеспечить максимальный синергетический эффект от этого никогда ранее не существовавшего массового взаимодействия и 0 превратить его в массовое сотрудничество»1.

£ Таким образом, одна из новых тенденций сетевой журналистики заключается в ^ том, что мы от потребителей контента перерождаемся в сообщество производи° телей информации, сообщество, которое более активно задействовано в произ-о водстве новостей и акций, мы превращаемся в неотъемлемую часть нашей соци-д альной реальности. Благодаря краудсорсинговым проектам населению предостав-ш ляются удобные площадки для проявления собственной инициативы, которая, в свою очередь, помогает в разрешении общественно значимых проблем и способствует развитию коллективного разума.

Литература

1. Мельник Г. С., Рябова Т. Г. Проблема краудсорсинга и краудфандинга в медийном дискурсе: Мат-лы междунар. конф. «Государство и бизнес. Вопросы теории и практики» (15-16 апреля 2013 г.). СПб.: Изд-во СЗИУ РАНХиГС, 2013.

2. Чугреев В. Л. Создание краудсорсинг-проекта для публикации и обсуждения предложений по социально-экономическому развитию региона // Проблемы развития территории. Вып. 6 (62). Вологда, 2012. С. 158.

3. Howe J. The Rise of Crowdsourcing: [Электронный ресурс]. URL: http://www.wired.com/wired/ archive/14.06/crowds.html (дата обращения: 5.045.2013).

References

1. Melnik G. S., Ryabova T. G. Crowdsourcing and crowd funding problem in a media discourse: Materials of international conference "State and business. Issues of theory and practice" (April 15-16, 2013) [Problema kraudsorsinga i kraudfandinga v mediinom diskurse: Materialy mezhdu-nar. konf. «Gosudarstvo i biznes. Voprosy teorii i praktiki», provodimoi 15-16 aprelya 2013 g.]. SPb.: Publishing house of a North-West Institute of Management of RAN EPA [Izd-vo SZIU RANKhiGS], 2013.

2. Chugreev V. L. Creation of crowdsourcing project for the publication and discussion of offers on social and economic development of the region [Sozdanie kraudsorsing-proekta dlya publikat-sii i obsuzhdeniya predlozhenii po sotsial'no-ekonomicheskomu razvitiyu regiona] // Problems of development of the territo [Problemy razvitiya territorii]. Vol. 6 (62). Vologda, 2012. P. 158.

3. Howe J. The Rise of Crowdsourcing: [Электронный ресурс]. URL: http://www.wired.com/wired/ archive/14.06/crowds.html (дата обращения: 5.045.2013).

1 Вести. Карелия: [Электронный ресурс]. URL: http://www.spb-venchur.ru/news/19070. htm2012-10-25/2012-10-25 (дата обращения: 4.11.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.