Научная статья на тему 'Краудфандинг как современный источник финансирования молодежных проектов в отечественной киноиндустрии'

Краудфандинг как современный источник финансирования молодежных проектов в отечественной киноиндустрии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
936
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАУДФАНДИНГ / CROWDFUNDING / МОЛОДЕЖНЫЙ ПРОЕКТ / YOUTH PROJECT / ДОНОР / DONOR / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ КРАУДФАНДИНГОВАЯ ПЛАТФОРМА / CHARITY CROWDFUNDING PLATFORM / ОТЕЧЕСТВЕННОЕ КИНО / DOMESTIC CINEMA / ПРИВЛЕЧЕНИЕ СРЕДСТВ / FUNDRAISING / ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ / CREATIVE PROJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шекова Екатерина Леонидовна

В статье рассматривается краудфандинг как современный источник фи-нансирования молодежных проектов в сфере отечественного кино. Особоевнимание уделено особенностям функционирования благотворительныхкраудфандинговых платформ в России. Проанализированы молодежныепроекты в сфере отечественного кино. Автором систематизированыэтапы процесса привлечения средств доноров для реализации проектов нароссийских благотворительных краудфандинговых платформах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CROWDFUNDING AS AN ACTUAL SOURCE OF FUNDING FOR THE YOUTH PROJECTS IN THE NATIONAL FILM INDUSTRY

In the article, crowdfunding is considered as a modern source of funding foryouth projects in the field of national cinema. Particular attention is paid tothe peculiarities of the functioning of charitable crowdfunding platforms inRussia. Youth projects in the field of national cinema have been analyzed. Theauthor has systematized the stages of the process of attracting donor funds for theimplementation of projects on Russian charitable crowd-hosting platforms.

Текст научной работы на тему «Краудфандинг как современный источник финансирования молодежных проектов в отечественной киноиндустрии»

КРАУДФАНДИНГ

КАК СОВРЕМЕННЫЙ ИСТОЧНИК

ФИНАНСИРОВАНИЯ

МОЛОДЕЖНЫХ ПРОЕКТОВ

В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

КИНОИНДУСТРИИ

CROWDFUNDING AS AN ACTUAL SOURCE OF FUNDING FOR THE YOUTH PROJECTS IN THE NATIONAL FILM INDUSTRY

УДК 338.24:008

ШЕКОВА Екатерина Леонидовна

доцент кафедры управления экономическими и социальными процессами в кино- и телеиндустрии Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, доцент, shekova@mail.ru

SHEKOVA, Ekaterina Leonidovna

Associate Professor at the Department of Economic and Social Processes Management in Film and TV Industry of the Saint-Petersburg Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, shekova@mail.ru

Аннотация.

В статье рассматривается краудфандинг как современный источник финансирования молодежных проектов в сфере отечественного кино. Особое внимание уделено особенностям функционирования благотворительных краудфандинговых платформ в России. Проанализированы молодежные проекты в сфере отечественного кино. Автором систематизированы этапы процесса привлечения средств доноров для реализации проектов на российских благотворительных краудфандинговых платформах.

Ключевые слова: краудфандинг, молодежный проект, донор, благотворительная краудфандинговая платформа, отечественное кино, привлечение средств, творческие проекты.

Abstract.

In the article, crowdfunding is considered as a modern source of funding for youth projects in the field of national cinema. Particular attention is paid to the peculiarities of the functioning of charitable crowdfunding platforms in Russia. Youth projects in the field of national cinema have been analyzed. The author has systematized the stages of the process of attracting donor funds for the implementation of projects on Russian charitable crowd-hosting platforms.

Key words: crowdfunding, youth project, donor, charity crowdfunding platform, domestic cinema, fundraising, creative projects.

© Шекова Е. Л., 2018.

Краудфандинг (от англ. crowdfunding, crowd -«толпа», funding - «финансирование») - это коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои денежные средства, как правило, с использованием Интернета, чтобы поддержать усилия других людей или организаций. Краудфандинг по сути заключается в привлечении финансовых ресурсов от большого количества людей с целью проведения мероприятий, разработки и продвижения продукта или услуги и часто реализуется на практике с помощью специальной интернет-платформы.

Иными словами, краудфандинг - это процесс обращения к широкой общественности с просьбой финансово поддержать различные проекты, в том числе проекты в киноиндустрии. Таким проектом может быть съемка короткометражного или полнометражного фильма, продвижение готового фильма, участие фильма в российских и международных кинофестивалях.

Особенности и тенденции развития крауд-фандинга в России и за рубежом анализировались в научной литературе разными авторами: З. И. Благовой, В. Саваном, Л. А. Еникеевой, В. В. Покидко и другими, однако в их работах недостаточно подробно рассматривались особенности технологии процесса сбора средств на проекты на краудфандинговых платформах [1; 2; 3].

В данной статье автором предпринята попытка систематизировать этапы процесса сбора средств для реализации проектов на российских благотворительных краудфандин-говых платформах на примере опыта реализации молодежных проектов в отечественной киноиндустрии.

По различным оценкам экспертов, рынок отечественного краудфандинга в 2015 г. составлял около 100 млн руб., и поддержку на различных краудфандинговых интернет-платформах получили 228 проектов [4]. Сейчас в России насчитывается более двадцати краудфандинговых платформ, однако некоторые из них являются мертвыми ресурсами и практически прекратили свое функционирование [4].

Большинство действующих отечественных краудфандинговых платформ являются благотворительными (таблица 1). Их особенностью является то, что они не предполагают возврат вложенных средств в размещенный на крауд-фандинговой платформе проект, а также получение части прибыли от реализации проекта и выделение доли собственности в проекте.

Тех интернет-пользователей, которые оказывают финансовую поддержку проекту, перечисляя пожертвование на счет благотворительной краудфандинговой платформы, называют донорами. Доноры оказывают поддержку проекту на добровольной и безвозмездной основе, не рассчитывая получить возврат перечисленных средств.

Для мотивации доноров авторы проекта часто предусматривают бонусы за сделанные пожертвования. Это могут быть сувениры с логотипом проекта (значки, ручки, кружки, футболки), билеты на мероприятия, музыкальные диски, книги с авторским автографом и др. При крупных суммах пожертвований авторы проекта могут предлагать более существенные привилегии, например, возможности участия в съемках фильма, размещение имени донора на информационных материалах проекта.

В таблице 1 приведены основные действующие в России благотворительные краудфан-динговые платформы. Самыми крупными из них являются Planeta.ru и Воош81аг1ег, которые успешно функционируют с 2012 г. и активно поддерживают различные творческие проекты, в том числе производство и продвижение короткометражных и полнометражных фильмов, участие в российских и международных кинофестивалях, видео и анимационные проекты.

Благотворительная краудфандинговая платформа выступает посредником между автором проекта и донорами. Она позволяет создавать всю необходимую инфраструктуру для размещения информации о проекте на сайте платформы, сбора средств через интернет-каналы, а также для перечисления собранного финансирования на счет автора проекта, получая комиссию с собранных средств на платформе.

Таблица 1

Основные благотворительные краудфандинговые платформы в России и финансируемые ими проекты [1; 4]

Название краудфандинговой платформы Год создания Финансируемые проекты

Planeta.ru 2012 Анимация, видео, дизайн, кино, фотография, творческие проекты

Boomstarter 2012 Фильмы и видео, дизайн, фотография, мероприятия, творческие проекты

Мой учитель 2010 Образовательные, благотворительные, творческие проекты

Тугеза 2010 Социальные, благотворительные, волонтерские проекты

Kroogi 2008 Видеопроекты, фотография, музыка, радио и телепрограммы, творческие проекты

Как правило, краудфандинговые платформы ограничивают срок сбора средств на сайте от одного до трех месяцев, а также процент собранных средств от заявленной при размещении проекта необходимой суммы финансирования. Так, крупнейшая отечественная краудфандинговая платформа Boomstarter, созданная в 2012 г., работает по модели «все или ничего» и требует 100%-го сбора заявленной суммы в установленные сроки. В противном случае все собранные деньги возвращаются обратно донорам. В результате только около 14% зарегистрированных на платформе проектов получают такое финансирование [5].

Другая достаточно популярная платформа Planeta.ru допускает сбор средств до 50% от заявленной при размещении проекта суммы, однако при этом комиссия платформы будет составлять большую сумму - вместо 5% взиматься будет 15% от собранных средств. С 2012 по 2016 г. на Planeta.ru поддержку получили около 50% всех зарегистрирован-

ных на платформе проектов и было собрано 432,4 млн руб. [6].

Среди зарегистрированных заявок на отечественных краудфандинговых платформах проекты в сфере кино, фильмов и видео составляют 11% [1]. Однако если проанализировать долю таких проектов в общем количестве успешных проектов, собравших на российских краудфандинговых платформах необходимую сумму финансирования, то эта доля составила 30%, что свидетельствует о популярности проектов в сфере кино у доноров [1].

Наряду с такими успешными проектами, как сбор средств на съемки фильма «28 панфиловцев» в размере 3,19 млн руб. на платформе Boomstarter в 2013 г., или документального фильма «Вещий Олег. Обретенная быль» Михаила Задорнова, собравшего на той же платформе в 2014 г. 2,06 млн руб., большинство отечественных краудфандинговых проектов в сфере кино имеют бюджет в несколько сотен тысяч рублей и размещаются молодыми или еще малоизвестными авторами [5].

Среди успешных проектов в сфере кино, которые были реализованы в России молодыми авторами с помощью краудфандинга, можно выделить короткометражный фильм «Живи» (режиссер - Елена Пискарева), полнометражный документальный фильм «Атлантида Русского Севера» (режиссер - Софья Горленко), короткометражный фильм «Дом на голове Клаузеверца» (режиссер - Дмитрий Булгаков), собравшие на краудфандинговой платформе Planeta.ru в течение запланированного периода времени больше средств, чем было заявлено при старте проекта (таблица 2).

На краудфандинговой платформе Boomstarter также активно поддерживаются молодежные проекты в сфере кино, например, короткометражный фильм «Невыученный урок» (режиссер - Нина Ведмицкая), документальный фильм «Сельский учитель» (режиссер -Евгений Ховаев), короткометражный фильм «Подсолнух» (режиссер - Анастасия Райкова) (таблица 2).

Для молодых авторов привлечение средств на краудфандинговой платформе для съемок фильма в большинстве случаев является единственно возможным источником финансирования, так как привлечение поддержки со стороны Фонда кино, Министерства культуры РФ и других грантодателей является еще очень сложной задачей.

Проведенный анализ автором статьи молодежных проектов в сфере кино на крауд-фандинговых платформах в России позволил систематизировать этапы сбора средств на благотворительных краудфандинговых платформах в России для финансирования проектов (таблица 3).

Этап I - Подготовительный. Перед тем, как готовить проект к запуску сбора средств, необходимо проанализировать опыт подобных проектов. Краудфандинговые платформы предоставляют статьи, исследования, фото и видеоматериалы, инфографику и статистику для тех, кто готовится к запуску своего про-

Таблица 2

Успешные молодежные проекты в сфере кино, реализованные с помощью краудфандинга в России [5; 6]

Название проекта Краудфан-динговая платформа Требуемое финансирование, руб. Фактически собранное финансирование, руб.

Короткометражный фильм «Живи» Planeta.ru 360 000 550 000

Короткометражный фильм «Дом на голове Клаузеверца» Planeta.ru 160 000 182 831

Полнометражный документальный фильм «Атлантида Русского Севера» Planeta.ru 300 000 318 800

Короткометражный фильм «Невыученный урок» Boomstarter 300 000 301 004

Документальный фильм «Сельский учитель» Boomstarter 100 000 101 131

Короткометражный фильм «Подсолнух» Boomstarter 120 000 130 000

Таблица 3

Этапы сбора средств на проект на благотворительных краудфандинговых платформах в России

№ этапа Название этапа Составляющие этапа

1 Подготовительный Анализ опыта подобных проектов, сбор информации, материалов, формирование команды проекта, подготовка описания, фото- и видеоматериалов проекта

2 Планирование Определение целей и задач проекта, составление сметы расходов на проект, расчет и обоснование запрашиваемой суммы финансирования, определение бонусов для доноров

3 Запуск проекта Определение даты запуска и временного периода сбора средств, подготовка материалов для запуска проекта

4 Продвижение проекта Определение и сегментация целевой аудитории, заинтересованных в проекте лиц, информационных партнеров, каналов продвижения

5 Активный сбор средств Использование инструментов привлечения и удержания внимания потенциальных доноров, публикация новостей проекта, рассылка писем с просьбой поддержать проект, применение технологии фандрайзинга

6 Завершение сбора средств и подведение итогов Рассылка благодарственных писем всем донорам и информационным партнерам проекта, анализ результатов сбора средств и их публикация в СМИ, социальных сетях, предоставление обещанных бонусов донорам, получение собранных средств и оплата налогов, подготовка отчетов о собранных средствах

екта. На платформе Planeta.ru предлагаются инструкции и рекомендации по сбору средств на различные проекты, а также вебинары, презентации, курсы по краудфандингу. Важно изучить опыт не только успешных проектов, но и неудачных, проанализировать их ошибки. Это можно сделать не только на самой краудфан-динговой платформе, но и на таких ресурсах, как портал крауд-сервисов crowdsourcing.ru, который предоставляет статистику сбора средств на проект по дням, информацию о количестве доноров, особенностях продвижения проекта [7].

Этап II - Планирование. На данном этапе важно сформулировать цель и задачи проекта,

составить смету расходов на проект и определить необходимую сумму финансирования для реализации проекта. Важно устанавливать реалистичные цели по привлечению средств на краудфандинговой платформе, а также предусматривать возможности сбора дополнительных пожертвований после сбора заявленной суммы на проект.

Для успешной презентации проекта на благотворительной краудфандинговой платформе необходимо определить целевую аудиторию проекта, создать фото и видеопрезентации проекта, текст для привлечения внимания доноров.

Для мотивации доноров важно разработать систему вознаграждений, при которой в ответ

на любое пожертвование предоставляется определенный бонус. Например, за 100 руб. донор получит благодарственное письмо от авторов проекта или небольшой сувенир (значок, открытку и т. п.); за 1000 руб. - книгу с автографом автора, приглашение на премьеру фильма. Рекомендуется предусматривать и более крупные пожертвования (например, 10 000 руб., 50 000 руб.) и эксклюзивные вознаграждения, такие как приглашение донора на съемки фильма, персональную встречу с актерами, режиссером, продюсером и т. п. Разновидностей сумм предлагаемых на сайте пожертвований должно быть не более семи, чтобы не перегружать страничку проекта избыточной информацией.

Предлагая разнообразные вознаграждения, нужно оценить затраты на покупку или производство таких вознаграждений, а также расходы на их доставку донорам и сравнить их с суммами пожертвований, чтобы не получить убытки.

Некоторые краудфандинговые платформы позволяют менять в процессе сбора средств на проект суммы пожертвований и вознаграждения, а также устанавливать лимиты на число пожертвований определенной суммы. Это позволяет оперативно вносить изменения в запланированные характеристики проекта в случае появления непредвиденных ситуаций на практике.

Этап III - Запуск проекта. После разработанного плана проекта необходимо определить время запуска проекта и период сбора средств. Процесс привлечения средств на краудфандинговых платформах отличается некоторой сезонностью. Как правило, летние месяцы, новогодние праздники, январь и февраль являются самыми сложными периодами для сбора средств на платформах. Это объясняется сезоном отпусков, длительными выходными, отсутствием свободных денежных средств после праздников.

Некоторые платформы ограничивают срок сбора средств на платформе одним или несколькими месяцами, причем иногда этот срок можно продлевать. Так, Planeta.ru разрешает продлить заявленный срок на один-два месяца. По статистике Planeta.ru, большинство

проектов собирают необходимую сумму финансирования за три месяца [6].

Этап IV - Продвижение проекта. Одним из факторов успешной реализации проекта является привлечение внимания не только потенциальных доноров, но администрации краудфандинговой платформы. На многих платформах существует система обозначений проектов, которые привлекли внимание администрации платформы. Это может быть графический значок на странице проекта на сайте платформы или упоминание проекта в новостях, рассылке краудфандинговой платформы. Примером может служить отнесение проекта к категории «рекомендуемые» на платформе Boomstarter [5]. Проект, который был отнесен к данной категории, упоминается в новостях площадки и выводится на главной странице сайта платформы. Получение такого «знака отличия» является хорошим информационным поводом и может привлекать дополнительное внимание со стороны доноров.

Кроме того, краудфандинговые платформы могут проводить специальные акции совместно с крупными компаниями и органами государственной власти. Так, в рамках специальных проектов платформы Boomstarter государственные учреждения и частные компании могут поддерживать различные проекты. Например, в ходе программы «Молодая Москва» с марта по август 2014 г. Департамент культуры города Москвы дофинансировал проекты, удваивая собранную сумму на проект [8].

Другим примером является поддержка компанией МТС проектов платформы Boomstarter. В 2014-2015 гг. компания поддерживала московских авторов проектов на данной платформе в рамках специальной акции «#WOWMOSCOW». За два года компания выделила более 2 млн руб. на поддержку проектов, нацеленных на улучшение облика Москвы и качества жизни в ней. Каждый из таких проектов дополнительно к собранным на платформе средствам мог получить от компании до 300 тыс. руб. [9].

Для успешного продвижения проекта необходимо не только правильно определить, но и верно сегментировать свою целевую аудиторию. Целесообразно выделять ближ-

нии, средним и дальним круг среди целевой аудитории. К ближнему кругу, как правило, относятся члены семьи, друзья, коллеги. Именно они вносят первые пожертвования на проект и поддерживают его информационно, привлекая следующий средний круг с помощью сарафанного радио, социальных сетей, email рассылок.

Для привлечения дальнего круга можно использовать еженедельную рассылку кра-удфандинговой платформы. Так, Planeta.ru предоставляет каждому проекту возможность осуществлять рассылку новостей один раз в неделю по подписчикам конкретного проекта, включая тех, кто уже поддержал проект.

Наряду с потенциальными донорами, важно выделять заинтересованных в проекте лиц, которые могут оказать не финансовую, а информационную поддержку проекта. К ним, например, относятся так называемые «лидеры мнений», которые могут привлечь дополнительную целевую аудиторию.

На платформе Boomstarter также действует система кураторства, в рамках которой различные организации, такие как издательства, СМИ, бизнес-инкубаторы, могут поддержать проекты платформы не финансово, а информационно с помощью своих ресурсов.

Этап V - Активный сбор средств. После запуска проекта на краудфандинговой платформе необходимо ежедневно следить за показателями сбора средств на проект. На многих платформах существуют сервисы, позволяющие отслеживать успешность проекта с помощью удобных и наглядных инструментов статистики и визуализации данных (например, crowdsourcing.ru) [7].

Привлечение и удержание внимания потенциальных доноров является одной из наиболее важных задач на этапе активного сбора средств. Это можно делать с помощью тизер-сайтов, рассылок писем и сообщений, анонсов в СМИ, презентаций и пресс-конференций, сотрудничества с блогерами, журналистами, известными людьми, которые работают с данной целевой аудиторией.

Помимо этого, необходимо постоянно выпускать новости проекта и проводить регулярные обновления страницы проекта на

краудфандинговой платформе. В качестве обновлений могут выступать не только новости на странице проекта, но и комментарии авторов проектов, высказывания экспертов, мнения известных людей о проекте. Рекомендуется не только заранее определить сроки выпуска обновлений и строго их придерживаться, но и подготовить инфоповоды, текст и оформление основных обновлений. Каждое обновление автоматически рассылается подписчикам рассылки краудфандинговой платформы и является напоминанием о существовании данного проекта и кампании по сбору на него средств.

Кроме того, бывает полезным разместить статью о проекте в популярной газете и дать ссылку на страницу проекта на краудфандинговой платформе. Так, в бесплатной газете «Метро» анонсы своих проектов в сфере кино, размещенных на краудфандинговых платформах, делали различные молодые авторы [10; 11].

На этапе сбора средств необходимо также предусматривать форс-мажорные ситуации, например, технические неполадки интернет-ресурсов, платежных систем, что снижает эффективность сбора средств и требует больше времени на привлечение необходимого финансирования для реализации проекта.

Этап VI - Завершение сбора средств и подведение итогов. В процессе сбора средств на проект некоторые краудфандин-говые платформы позволяют корректировать первоначальные цели, поставленные при запуске проекта, и позволяют добавлять так называемые «сверхцели» - дополнительные обязательства авторов проекта в случае сбора средств больше заявленного минимума. Такие «сверхцели» стимулируют доноров продолжать финансировать проект даже после сбора необходимой минимальной суммы. Перечень таких обязательств следует готовить заранее, а объявлять о них можно как в момент запуска проекта, так и позднее, например, при очередном обновлении. Объявление «сверхцелей» не нацелено на расширение аудитории, а призвано побудить доноров сделать повторное пожертвование и поддержать интерес к проекту в СМИ.

После завершения сбора средств на проект важно уточнить сроки перевода собранных пожертвований за вычетом комиссии платформы на банковский счет проекта. В связи с тем, что собранные средства на проект считаются доходом, то с этой суммы будет браться налог на доход, и его размер будет зависеть от статуса получателя средств. Если собранная сумма переводится на счет физического лица, то будет удерживаться подоходный налог в размере 13%, а если на счет юридического лица - то 20%.

Важной составляющей завершающего этапа является рассылка благодарственных писем всем донорам и информационным партне-

рам проекта, размещение результатов сбора средств в СМИ, социальных сетях.

Анализ опыта размещения молодежных проектов в сфере кино на российских крауд-фандинговых платформах позволил выделить шесть этапов процесса привлечения средств на краудфандинговый проект, которые могут быть использованы авторами проектов в качестве методических рекомендаций для привлечения финансирования на благотворительных краудфандинговых платформах.

Таким образом, технология краудфандинга требует детальной проработки всего процесса привлечения финансирования для реализации проекта.

Список литературы

1. Благова З. И., Саван В. Исследование особенностей краудфандинга как инструмента финансирования проектов в сфере культуры // Петербургский экономический журнал. 2016. № 1. С. 122-129.

2. Еникеева Л. А., Саван В. Анализ тенденции развития мирового рынка краудфандинга // Наука третьего тысячелетия: сборник статей Международной научно-практической конференции (3 ноября 2015 г., г. Самара). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 109-110.

3. Покидко В. В. Потенциал рынка краудинвестинга в России: возможности и перспективы развития // Петербургский экономический журнал. 2015. № 2. С. 25-33.

4. Краудфандинговые платформы в России и в мире // РИА Новости, 22.08.2016. URL: https://ria.ru/disabled_know/20160822/1474985105.html (дата обращения: 04.12.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Официальный сайт «Boomstarter». URL: https://boomstarter.ru (дата обращения: 24.12.2017).

6. Официальный сайт «Planeta.ru» URL: https://planeta.ru (дата обращения: 25.12.2017).

7. Официальный сайт «Crowdsourcing» URL:https://crowdsourcing.ru (дата обращения: 28.12.2017).

8. Москва 24. Стартовало голосование за лучшие проекты конкурса. URL: https:// www.m24.ru/articles/семейная-и-молодежная-политика18072014/50722 (дата обращения: 20.12.2017).

9. MTC профинансировал на BoomStarter первый проект #WOWMOSCOW. // RUSBASE, 20.12.2014. URL: https://rb.ru/news/wow-wowmoscow/ (дата обращения: 21.12.2017).

10. Независимый полнометражный фильм «Москва, я терплю тебя» // Metro, 26.05.2015. URL: https://www.metronews.ru/partners/press/reviews/nezavisimyy-polnometrazhnyy-film-moskva-ya-terplyu-tebya-1166785/ (дата обращения: 14.12.2017).

11. В Петербурге фильм о Горшеневе снимут по сценарию его мамы// Metro, 20.11.2017. URL: https://www.metronews.ru/novosti/peterbourg/reviews/v-peterburge-film-o-gorsheneve-snimut-po-scenariyu-ego-mamy-1337747/ (дата обращения: 14.12.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.