Научная статья на тему 'Краткий анализ нормативно-определенных условий контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд'

Краткий анализ нормативно-определенных условий контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
706
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНТРАКТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / СУЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ ДОГОВОРА / КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рахимов Эльдар Харисович

Цель: На основе анализа определить специфические условия, сопровождающие деятельность субъектов контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Методология: Использовались формально-юридический и сравнительный методы. Результаты: Определены условия, сопровождающие деятельность субъектов контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, не относящиеся к существенным условиям контракта, однако имеющие обязательный характер для сторон, так называемые «нормативно-определенные» условия. Новизна/оригинальность/ценность: Статья имеет определенную научную ценность, поскольку рассматривает правоотношения, возникающие в контрактной системе, через призму новых, «нормативно-определенных» условий, обязательных для учета сторонами закупки, а также показывает необходимость классификации таких условий и дальнейшего изучения их правовой природы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рахимов Эльдар Харисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A brief analysis of the legal and specific conditions of the contract system in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs

Purpose: Identify the specific conditions accompanying the activity of the subjects of the contract system in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs. Methodology: Formal legal and comparative methods were used. Results: The conditions that accompany the activity of the subjects of the contract system in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs, not related to the essential terms of the contract, but bearing binding on the parties, so-called «Normative certain» conditions. Novelty/originality/value: The article has some scientific value as regards legal relationships arising from the contract system in the light of the new «regulatory-defined» conditions required to account for the parties to procurement, and also shows the need for classification of such conditions and further study of their legal nature.

Текст научной работы на тему «Краткий анализ нормативно-определенных условий контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд»

Рахимов Э.Х.

краткий анализ нормативно-определенных условий контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных И муниципальных нужд

Цель: На основе анализа определить специфические условия, сопровождающие деятельность субъектов контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.

Методология: Использовались формально-юридический и сравнительный методы. Результаты: Определены условия, сопровождающие деятельность субъектов контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, не относящиеся к существенным условиям контракта, однако имеющие обязательный характер для сторон, так называемые «нормативно-определенные» условия.

Новизна/оригинальность/ценность: Статья имеет определенную научную ценность, поскольку рассматривает правоотношения, возникающие в контрактной системе, через призму новых, «нормативно-определенных» условий, обязательных для учета сторонами закупки, а также показывает необходимость классификации таких условий и дальнейшего изучения их правовой природы.

Ключевые слова: контракт, государственные закупки, существенные условия договора, контрактная система.

Rakhimov E.Kh.

A BRIEF ANALYSIS OF THE LEGAL AND SPECIFIC CONDITIONS OF THE CONTRACT SYSTEM

in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs

Purpose: Identify the specific conditions accompanying the activity of the subjects of the contract system in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs. Methodology: Formal legal and comparative methods were used.

Results: The conditions that accompany the activity of the subjects of the contract system in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs, not related to the essential terms of the contract, but bearing binding on the parties, so-called «Normative certain» conditions.

Novelty/originality/value: The article has some scientific value as regards legal relationships arising from the contract system in the light of the new «regulatory-defined» conditions required to account for the parties to procurement, and also shows the need for classification of such conditions and further study of their legal nature.

Keywords: contract, government procurement, the essential terms of the contract, the contract system.

В последние годы правовое регулирование закупок для государственных нужд, представляющих собой сферу непосредственного сопряжения частных и публичных интересов, находится в состоянии динамичного развития и вызывает повышенное внимание со стороны ученых и практиков. В большей степени этот интерес определяется активным развитием нормативного регулирования общественных отношений в сфере государственного заказа. Примером тому служит Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), вступивший в законную силу 1 января 2014 года, изменения и дополнения в который вносились уже девятнадцать раз.

В то же время в соответствии с принятыми в стране рыночными принципами регулирования экономики и необходимостью соблюдения ба-

ланса частных и публичных интересов сфера государственных закупок является также объектом договорного регулирования, содержание которого предполагает определенную свободу участников правоотношений.

Как показывает практика, деятельность по осуществлению государственных закупок изначально основана на конфликте интересов, причем конфликтующих сторон три. Первая - это государство, преследующее социальные и общественно значимые цели и ожидающее от размещения государственного заказа реализации таких целей, вторая - чиновники, зачастую имеющие свой, частный интерес, заключающийся в получении так называемых «откатов» от лиц, участвующих в размещении заказов, и, наконец, третья -участники размещения заказов, преследующие коммерческую цель - получение прибыли. В целях минимизации случаев возникновения подобных ситуаций с нарушениями законодательства,

eurasian

> 6 (19) 2015 <

advocacy

а также максимальной реализации государственного интереса в данных отношениях первостепенное значение имеет описание «модели» предполагаемой закупки, причем не столько с позиций определения ее натуральных показателей, сколько с точки зрения построения правовой модели предстоящей закупки, отраженной в ее «договорно-правовой архитектуре».

Построение такой модели осуществляется не хаотично, а подчиняется определенным правилам, и в этой связи речь идет о том, что заказчику, как, впрочем, и участникам закупок, необходимо иметь в виду такую категорию гражданско-правовых отношений, как существенные условия договора (контракта).

Именно существенные условия договора служат своеобразным «каркасом» предстоящей модели закупки, и от того, насколько полно и детально такие условия будут учтены заказчиком, зависит эффективность и результативность осуществления закупки, как того требует действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Через понятие существенных условий определяется тот минимальный набор условий, которые стороны обязаны согласовать в договоре, чтобы можно было определить, о чем они договорились [1, 4]. Проблема в данном случае заключается в том, что в настоящее время такая категория, как «существенные условия договора», не отличается высокой степенью определенности, однозначности и законченности, несмотря на ее фактически легальный характер: ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации относит к существенным условиям о предмете договора условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение [2].

С учетом того, что закупки для государственных и муниципальных нужд урегулированы специальным законодательством, определенно возникает вопрос о необходимости анализа, определения и систематизации таких условий, которые следует относить к существенным [3].

Существенные условия государственного контракта отличаются значительной детализацией и во многом определяются специальным законодательством (в частности ч. 5 ст. 30, ч. 4, 13, 27 ст. 34, ст. 42 Закона № 44-ФЗ).

Необходимо отметить, что в Законе № 44-ФЗ используется термин не «существенные условия»,

как в ГК РФ, а «обязательные условия». В связи с этим возникает вопрос, являются ли такие условия существенными по смыслу ст. 432 ГК РФ, и каковы правовые последствия невключения данных условий в государственный контракт. На наш взгляд, хотя данная ситуация и не имеет значительного коллизионного потенциала, однако вносит путаницу в и без того сложные правоотношения. Представляется оптимальным использование в Законе № 44-ФЗ терминологии ГК РФ, а именно ст. 432 ГК РФ, где говорится о «существенных» или «необходимых» условиях.

Общие существенные условия государственного контракта в соответствии со ст. 432, 34, 42 Закона № 44-ФЗ (которые должны быть отражены в любом государственном контракте):

- предмет контракта;

- условие о твердой цене контракта;

- наименование и описание объекта закупки;

- информация о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта;

- сроки поставки товара, срок завершения работ или график оказания услуг;

- начальная цена контракта;

- источник финансирования;

- ответственность заказчика и подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных контрактом обязательств;

- порядок и сроки осуществления заказчиком приемки выполненной работы (ее результатов) в части соответствия ее объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов этой приемки;

- сроки возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если подрядчиком применяется такая форма обеспечения исполнения контракта);

- порядок и сроки оплаты товара, работы или услуги;

- условие о банковском сопровождении контракта (в установленных законом случаях);

- условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, если контракт заключается с физическим лицом;

- если контракт заключается на срок более чем три года, и его цена составляет более 100 миллионов рублей, он должен включать в себя график исполнения контракта.

При анализе условий закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целом обнаруживаются условия, которые нельзя отнести к существенным, так как они не подлежат

евразийская

6 (19) 2015

адвокатура

обязательному включению в государственный контракт, однако твердо указаны в законодательстве и имеют выраженный императивный характер. Такие условия предлагается именовать «нормативно-определенными».

Примеры нормативно-определенных условий, требующих учета:

- в случае, когда государственный контракт заключается по результатам торгов на размещение заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный контракт должен быть заключен не позднее 20 дней со дня проведения торгов;

- сторона, получившая проект государственного или муниципального контракта, не позднее тридцатидневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр другой стороне, а при наличии разногласий по условиям государственного контракта в тот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным или муниципальным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения государственного или муниципального контракта.

В заключение считаем нужным отметить следующее:

- новые нормативно-определенные условия, содержащиеся в Законе № 44-ФЗ и влияющие на формирование договорных связей по государственному заказу, в определенной степени ограничивают договорную свободу сторон государственного контракта. Такие условия предлагается классифицировать на условия, подлежащие обязательному включению в государственный контракт, преддоговорные условия, требующие учета при осуществлении закупки тем или иным способом, и специальные условия расторжения государственного контракта. Преддоговорные условия делятся на общие условия, предшествующие заключению государственного контракта, и специальные условия для каждого способа осуществления закупки. Предложенная классификация позволяет оценивать объем договорной свободы сторон государственного контракта;

- обязательность условий как для заказчика, так и для его контрагента, может иметь происхождение двух видов: обязательные условия, устанавливаемые законом (нормативно-установленные), и условия, ставшие обязательными вследствие добровольных намерений лица вступить в договорные отношения;

- существенные условия государственного контракта, представленные в Законе № 44-ФЗ, должны найти свое место также в ГК РФ, имея в виду большую юридическую силу последнего;

- наборы условий, имеющих характер обязательных или подлежащих учету, различаются в зависимости от стадии размещения заказов, статуса субъектов-поставщиков (исполнителей), а также способа осуществления закупки.

Проведенный анализ свидетельствует, что нормативно-определенные условия функционирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд требуют разработки соответствующей системы классификации и дальнейшего изучения их правовой природы.

Пристатейный библиографический список

1. Курбатов А. В. Существенные условия и незаключенность договоров: проблемы теории и практики // Хозяйство и право. 2012. № 6.

2. Арутюнян М.С., Улимаев Р.Ю. Совершенствование процедуры размещения заказов на поставку товаров, работ и услуг для нужд органов внутренних дел // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2009. № 11.

3. Рахимов Э.Х. Краткий анализ условий порядка размещения государственного заказа, заключения и исполнения государственного контракта на основе современного законодательства // Ученые записки юридического факультета. 2009. № 15.

4. Игбаева Г.Р. Гражданско-правовая характеристика договора страхования // Арбитражный и гражданский процесс. 2007. № 9. С. 15-18.

References (transliterated)

1. Kurbatov A. V. Sushhestvennye uslovija i nezak-ljuchennost' dogovorov: problemy teorii i praktiki // Hoz-jajstvo i pravo. 2012. № 6.

2. Arutjunjan M.S., Ulimaev R.Ju. Sovershenstvovanie procedury razmeshhenija zakazov na postavku tovarov, rabot i uslug dlja nuzhd organov vnutrennih del // Vest-nik Akademii jekonomicheskoj bezopasnosti MVD Rossii. 2009. № 11.

3. Rahimov Je.H. Kratkij analiz uslovij porjadka razmeshhenija gosudarstvennogo zakaza, zakljuchenija i ispolnenija gosudarstvennogo kontrakta na osnove sovre-mennogo zakonodatel'stva // Uchenye zapiski juridichesk-ogo fakul'teta. 2009. № 15.

4. Igbaeva G.R. Grazhdansko-pravovaja harakteristika dogovora strahovanija // Arbitrazhnyj i grazhdanskij process. 2007. № 9. S. 15-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.