Научная статья на тему 'Краткий анализ административно-правового регулирования организации и деятельности общественных советов при правоохранительных органах ряда зарубежных государств'

Краткий анализ административно-правового регулирования организации и деятельности общественных советов при правоохранительных органах ряда зарубежных государств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
231
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / NORMATIVE LEGAL ACTS / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ / PUBLIC COUNCIL / КОНСУЛЬТАЦИЯ / CONSULTATION / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / PUBLIC CONTROL / REPRESENTATIVE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федоров А.Э.

Рассматривается зарубежный опыт и особенности нормативного правового регулирования общественных советов при правоохранительных органах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Федоров А.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Brief analysis administrative and legal regulation of and activities public council under the law organs number of foreign countries

Discussed the features of the right to participate in the certification committees of members of public councils under the Ministry of Interior of Russia and its territorial bodies.

Текст научной работы на тему «Краткий анализ административно-правового регулирования организации и деятельности общественных советов при правоохранительных органах ряда зарубежных государств»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 342.951 ББК 67.401.061.2

КРАТКИЙ АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ СОВЕТОВ ПРИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ РЯДА ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ

АЛЕКСЕЙ ЭДУАРДОВИЧ ФЕДОРОВ,

адъюнкт ФПНПиНК Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

E-mail: 2style@mail.ru Научный руководитель: С.А. Сойников, доктор юридических наук

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается зарубежный опыт и особенности нормативного правового регулирования общественных советов при правоохранительных органах.

Ключевые слова: нормативные правовые акты, органы внутренних дел, общественный совет, консультация, общественный контроль.

Annotation. Discussed the features of the right to participate in the certification committees of members of public councils under the Ministry of Interior of Russia and its territorial bodies.

Keywords: normative legal acts, representative, public council, consultation, public control.

В демократических странах мнение общественности оказывает существенное влияние на процесс формирования государственной политики. Одним из механизмов взаимодействия государства с общественностью являются общественные советы и иные подобные органы.

Общественные советы начали появляться в первой трети ХХ столетия и в настоящее время в той или иной форме существуют практически во всех странах, чаще всего на уровне местного самоуправления. Однако, в одних случаях, общественные советы эффективно работают, выполняя представительские функции, содействуя развитию общественной инициативы, оказания влияния на процесс подготовки, принятия и реализации управленческих решений в интересах групп населения, на которые направлены принятые органами власти решения. В других, являются формальными органами, существующими для фиктивного «учета мнения общественности». В связи с этим, нельзя недооценивать роль нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы создания и деятельности общественных советов.

Анализ нормативного правового регулирования общественных советов при правоохранительных органах в ряде государств позволяет сделать вывод о существовании различных моделей обеспечения внутренней безопасности, среди которых: централизованная модель, с доминирующей ролью министерства внутренних дел (Франция, Италия, Испания, Германия); децентрализованная модель (США, Великобритания, Япония), предполагающая высокую роль муниципальных органов власти в управлении правоохранительными органами.

Ориентация правоохранительных органов на взаимодействие с населением ярко выражена в децентрализованной модели, особенно в англо-саксонских странах. В этой связи, интересен опыт Великобритании, где в графствах и городах-графствах полицейский аппарат находится под надзором особых органов (комитетов) муниципальных советов. Полицейский аппарат формируется муниципальными советами в составе муниципальных советников и мировых судей, в пропорции два к одному. Комитеты назначают руководителей органов полиции —

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

главных констеблей, их помощников и заместителей. Главные констебли, в свою очередь, назначают — суперинтендантов, инспекторов, сержантов и констеблей. Контроль муниципальных властей над полицией Великобритании осуществляется не только через назначение руководства полиции, но и через финансирование. Каждый полицейский отряд получает ассигнования из специального «полицейского фонда», состоящего из двух основных частей: первая часть образуется из доходов, получаемых муниципалитетом; вторая часть вносится правительством и составляет половину установленных расходов. В результате полиция Великобритании находится в подчинении министерства внутренних дел и местной администрации.

Представляется, что общественными советами являются образования с участием представителей общественности, которые имеют внутреннюю формализованную структуру, за которыми государственные органы закрепляют определенные полномочия и с которыми консультируются по вопросам принятия и исполнения государственных решений. При этом, общественный совет, независимо от того, инициировано ли его создание государственным органом или общественностью, должен быть формально создан на основании публично-властного предписания (нормативного акта). Решение о создании общественного совета, инициированное государственными органами, обязательно должно быть поддержано представителями общественного сектора.

Вопросы участия общественности в процессе принятия государственных решений в ряде странах регулируются в конституции, административных законах или кодексах, в специальных нормативных актах, регулирующих вопросы общественного участия, а также в регламентах работы государственных органов, концепциях взаимодействия государства и неправительственных организаций.

Одной из распространенных является практика создания общественных советов на основании декретов, постановлений или приказов соответствующих должностных лиц органов власти, при которых создается общественный совет.

В ряде случаев создание общественных советов предусматривается Конституцией. Так, в Конституции Франции закреплено создание Экономического и Социального Совета, действующего как кон-

сультативный орган при органах государственной власти1.

Анализ законодательства и практики работы общественных советов в ряде стран показывает, что одной из основных причин ограниченности влияния общественных советов является отсутствие законодательных или подзаконных актов, регламентирующих их деятельность. В частности, ограничение регламентации деятельности таких советов только приказом о создании совета, изданным руководителем государственного органа, при котором создается совет.

Не все консультативно-совещательные органы, действующие при органах власти, можно отнести к общественным советам. На наш взгляд, по функциям и представительскому составу необходимо также разделять советы, являющиеся, по сути, экспертными, и непосредственно общественные советы. Задачей первых является донесение до государственных органов альтернативных мнений по той или иной проблеме; при этом, источником такого альтернативного мнения может быть суждение представителя другого государственного органа, даже относящегося к другой ветви власти.

Одной из основных задач общественного совета является оказание влияния на государственную политику в общественных интересах.

Законодательство ряда стран закрепляет три основных подхода к формированию общественных советов:

1) избрание членов общественных советов;

2) назначение членов общественных советов государственными органами;

3) уведомительный порядок приобретения членства в общественном совете.

Большинство общественных советов формируется по смешанной системе, когда часть членов советов назначается государственными органами, а часть — избирается общественными структурами. Распространенной является практика предоставления возможности для самовыдвижения любым желающим своей кандидатуры для участия в общественном совете. Такой порядок предусматривается, например, в Приоритетном совете г. Дейтона, США2. Членами этого совета могут стать все желающие, при условии, что они соберут как минимум 25 подписей зарегистрированных избирателей3. В

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 3 ноября 2010 г. № 9964 общественные советы Украины формируются на учредительном собрании путем рейтингового голосования по кандидатурам, которые добровольно заявили о желании участвовать в работе общественного совета и внесены институтами гражданского общества.

Анализ деятельности общественных советов ряда зарубежных стран показывает, что одним из эффективных подходов является избрание членов общественного совета, что в определенной степени способствует повышению доверия общественности к совету; при этом состав совета становится более репрезентативным.

Требования к кандидатам в состав общественных советов, как правило, схожи с требованиями к лицам, имеющим право принимать участие в голосовании (избирателям). Избирателями практически во всех странах могут быть лица, достигшие определенного возраста, обычно 18 лет, и являющиеся гражданами государства. Однако, в зависимости от задач общественного совета, круг потенциальных членов в совет может быть расширен лицами, не имеющими гражданства, либо не достигшими совершеннолетия.

Несмотря на то, что порядок избрания членов общественного совета имеет решающее значение для формирования совета, важным является решение вопроса о соотношении в нем представителей государственных органов и общественности.

По нашему мнению, само понятие «общественный совет» предполагает, что речь должна идти о превалирующем представительстве общественности. В случае закрепления основного места в совете за государственными органами, общественные советы следует охарактеризовать не как общественные, а как государственно-общественные советы, что, в свою очередь, снижает их ценность как независимых органов, выражающих интересы групп населения. С другой стороны, в рамках государственно-общественных советов может осуществляться эффективная коммуникация структур государственного аппарата с институтами гражданского общества. Подобная архитектура советов оправдана, когда иные институты политической системы, обычно призванные выполнять эту функцию, не реализуют ее в полной мере.

Решения общественных советов, исходя из специфики их деятельности, носят, как правило, рекомендательный характер.

Законодательно определяя рекомендательный характер решений общественных советов, в ряде стран государство регламентирует и разграничивает права общественных советов и обязанности государственных органов по отношению к ним. Несмотря на рекомендательный характер предложений, сформулированных советами, законодательство ряда стран также предусматривает, что они обязательны для рассмотрения государственными органами. Так, законодательство Украины устанавливает, что предложения общественных советов по подготовке проектов нормативно-правовых актов по вопросам формирования и реализации государственной политики в соответствующей сфере, совершенствования работы органа обязательны для рассмотрения.

Общественные советы действуют, как правило, на постоянной основе в течение всего срока, на который они сформированы. Нормативные акты, в том числе, уставы, регламенты таких советов, достаточно подробно устанавливают порядок проведения заседаний, процедуру принятия решений советами. Деятельность общественных советов часто организуется исходя из деятельности тех органов, при которых они созданы.

Представители общественности, избранные в состав советов, за свою работу в своем большинстве не получают денежного вознаграждения. Так, члены Консультативно-Совещательного Совета исполняют свои обязанности безвозмездно5. В тоже время, законодательство ряда стран устанавливает, что работа членов общественных советов, в основном назначаемых государственными органами, может оплачиваться. Члены общественных советов могут также получать компенсацию расходов, понесенных в связи с участием в деятельности советов. В Германии члены совета получают компенсацию, а также, дополнительную компенсацию расходов, связанных с переездами.

Существенным аспектом правового регулирования является финансирование деятельности общественных советов, так как он напрямую связан с вопросом независимости от данных органов. Органы, при которых создаются советы, зачастую, в соответствии с законодательством обеспечивают их ма-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

териально-техническую базу. При таком подходе к финансированию общественные советы могут столкнуться с проблемами материально-технического и организационного обеспечения.

Зарубежный опыт правового регулирования сотрудничества между государством и структурами гражданского общества достаточно разнообразен. Представляется, что создание и деятельность общественных советов при правоохранительных органах должны регламентироваться таким образом, чтобы их решения являлись легитимными, объективными и независимыми от государственных органов. Анализ нормативного правового регулирования общественных советов при правоохранительных органах ряда зарубежных стран позволяет сделать вывод о различных подходах к формированию и обеспечению деятельности общественных советов.

Представляется целесообразным учитывать опыт работы наиболее эффективных систем орга-

низации и деятельности общественных советов при правоохранительных органах ряда зарубежных государств при совершенствовании административно-правового обеспечения организации и деятельности общественных советов при МВД России и его территориальных органах.

1 Официальный сайт конституционного совета Франции. URL: http://wwwxonseil-constitutionnel.fr/conseil-constitutionnel/root/ bank_mm/constitution/ (дата обращения 11 мая 2015 г.).

2 «Общественные советы, как механизм участия общественности в работе государственных органов» — Международный центр некоммерческого права (МЦНП) в Вашингтоне, 2004г.

3 Приоритетные советы. Кодекс выборов, ведения деятельности и поведения кандидатов. — США, Дейтон, 25 июня 1975 г.

4 Про забезпечення участ громадськост у формуванш та реашзацп державно! пол^ики: Постанова Кабшета Мiнiстрiв Укра!ни, 3 ноября 2010 г., № 996. [Электрон. ресурс] 12 мая 2015 г. Режим доступа: http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main. cgi?nreg=996-2010-%EF&p=1289287029742995

5 О политике городского Совета г. Щецин в отношении неправительственных организаций: Постановление городского Совета г. Щецин, 11 октября 1999 г., № XIY/458/99.

УДК 371 ББК 75

МОДЕРНИЗАЦИЯ СОСТАВА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНЫХ НАВЫКОВ ПРИМЕНЕНИЯ БОЕВЫХ

ПРИЕМОВ БОРЬБЫ У КУРСАНТОВ НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

ВАДИМ МИХАЙЛОВИЧ БЫЧКОВ,

адъюнкт кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки

Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя ВЛАДИМИР ЛЬВОВИЧ ДЕМЕНТЬЕВ, профессор кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор педагогических наук, профессор

E-mail: vlad.an@list.ru ДМИТРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ ПЛАТОНОВ, заместитель начальника кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки

Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются проблемы повышения эффективности профессионально-прикладной физической подготовленности сотрудников органов внутренних дел на основе совершенствования содержания обучения курсантов в образовательных организациях МВД России.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, содержание обучения, боевые приемы, задержание, обезоруживание.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Annotation. The work is devoted to the solution of problems of increasing the effectiveness of professionally-applied physical training of employees of bodies of internal Affairs on the basis of improving the learning of students in educational institutions of the MIA of Russia.

Keywords: professional training, content of training, fighting techniques, arrest, disarm.

Одним из важнейших условий достижения высокого уровня компетентности и качества профессиональной подготовки будущего сотрудника органов внутренних дел является модернизация и совершенствование состава и структуры профессионально-прикладных умений и навыков курсантов и слушателей образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации с учетом их будущей деятельности, что приобретает особую значимость в связи с реформированием МВД РФ и реализацией на практике основных положений Федеральных законов «О полиции» и «О службе в органах внутренних дел». В концепции кадровой политики определены основные требования к сотрудникам, соответствующие существующим потребностям общества. Их важность и значимость заключается в том, что от компетентности и уровня сформированности профессионально-прикладных умений и навыков сотрудников органов внутренних дел, готовности и способности стоять на страже закона в решающей мере зависят обеспечение общественной безопасности, усиление борьбы с преступностью, укрепление правопорядка и государственности в целом.

Проблема совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки курсантов за последнее десятилетие нашла свое отражение в целом ряде научных исследований, проведенных отечественными специалистами (А.А. Болотников, 2002; Ю.В. Воленко, 2008; Н.И. Кашин, 2006; С.В. Кулымов, 2002; О.К. Падин, 2004; А.Г. Попов, 2009; Р.В. Пузыревский, 2002 и др.). Обоснована эффективность служебно-прикладной физической подготовки и организации учебных занятий курсантов в образовательных организациях МВД РФ на основе использования спортивно-педагогических технологий, разработаны учебные программы по физической и боевой подготовке будущих специалистов по следственной, экспертно-криминалисти-ческой и оперативной работе, выявлены педагогические условия формирования их профессиональ-

но-прикладной физической культуры (Р.А. Исаев, 2013; Е.М. Крылова, 2013; С.В. Кулымов, 2002; Д.А. Рукавишников, 2006; И.С. Скляренко, 2014; М.А. Шелепова, 2004 и др.).

В связи с напряженной криминальной ситуацией в стране в последние годы появляется все больше научных трудов, связанных с исследованием профессиональной готовности курсантов образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции России к действиям в экстремальных ситуациях (Р.В. Пузыревский, 2002), с обоснованием содержания профессионально-прикладной физической подготовки на основе моделирования условий и ситуаций задержания правонарушителей (О.А. Козлятников, 2006). По мнению ряда специалистов, профессионально-прикладная физическая подготовка создает предпосылки для успешной будущей служебной деятельности на основе укрепления здоровья, высокой психической, физической и функциональной готовности, овладения специальными знаниями, умениями и навыками (В.И. Ильинич, 1978; К.Г. Габриелян, Б.В. Ермолаев, 2006; В.Д. Гончаров, Б.Ф. Романов, В.Ф. Юкиш, 1993).

Исходя из вышеизложенного и основываясь на приоритете деятельностного подхода и специальной направленности профессиональной подготовки курсантов и слушателей в образовательных организациях МВД РФ, методологии научного исследования в сфере высшего образования (В.Л. Дементьев, 2012), было выявлено противоречие, которое заключается в неполном соответствии существующего содержания образования по профессионально-прикладной физической подготовки курсантов требованиям последующей профессиональной деятельности в силовых структурах органов внутренних дел. Это объясняется тем, что в данном содержании не выделены основные положения, обеспечивающие эффективность применения боевых приемов борьбы в весенне-осеннее и особенно зимнее время года (в зимней одежде).

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Физическая подготовка и, в частности, обучение курсантов боевым приемам борьбы осуществляется согласно содержанию «Наставлений по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации», утвержденных приказом министра МВД РФ № 1025 от 13 ноября 2012 г. (НФП — 2012). При этом освоение, а главное, выполнение болевых приемов стоя против правонарушителя в плотной или зимней одежде, используемых для его силового задержания и обезоруживания, в соответствии с описанием, представленном в данном наставлении, малоэффективно. Это подтверждается как практикой обучения курсантов Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя боевым приемам борьбы стоя, так и ситуационным моделированием конфликтного взаимодействия полицейского и правонарушителя (противника) при проведении приемов задержания и обезоруживания в зимней одежде.

Выполнение болевых приемов стоя, используемых для силового задержания и обезоруживания, согласно требованиям НФП — 2012, следует проводить из захвата запястья противника. Причем это относится к загибу руки за спину рывком, толчком, рычагу руки внутрь, рычагу руки через предплечье. В то же время, в зимней одежде надежный захват запястья практически неосуществим. Замена захвата запястья на захват рукава при проведении указанных приемов позволяет «противнику» поворачивать захваченную руку внутри рукава, мешая проведению этих приемов. Из болевых приемов стоя, включенных в НФП — 2012, в зимней одежде можно использовать только загиб руки за спину замком (основные моменты проведения приема представлены на рис. 1) и рычаг руки наружу (рис. 2), о чем свидетельствует эксперимент, проведенный с курсантами Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

1 а

1 б

1 в

1 г 1 д 1 е

Рис. 1. Загиб руки за спину замком

2 а 2 б

Рис. 2. Рычаг руки наружу

Прием загиб руки за спину замком осуществляется в следующей последовательности. С шагом вперед вставить руку между разноименным предплечьем и туловищем противника (рис. 1а). Другую руку расположить снаружи над локтевым суставом и соединить пальцы рук в замок (рис. 1б), прижимая захваченную руку к своей груди (рис. 1в), одновременно обозначить расслабляющий удар стопой в голень одноименной ноги (коленом в нижнюю часть туловища). Возвращая ее назад и разворачиваясь на 180 градусов, провести сильный рывок на себя, выводя противника (ассистента) из равновесия и сгибая его руку (рис. 1г). Разноименной рукой завести предплечье захваченной руки ассистента за его спину, захватив пальцами локоть (рис. 1д). Прижав предплечье своей руки к его спине и надавив на локоть вниз, потянуть вверх и на себя. Другой рукой захватить за плечо (одежду на его плече) либо за подбородок снизу, встать к нему боком, воздействуя на захваченную руку, сместить вес его тела на ближнюю к себе ногу (рис. 1е).

Подбирание оружия после завершения загиба руки за спину и подход с задерживаемым к оружию так, чтобы оно находилось сбоку от проводящего прием, осуществляется следующим образом. Нажимая кистью на локоть ассистента вниз, заставить его встать на колени, одновременно подавая команду опуститься на колени, самому встать на колено и подобрать оружие свободной от выполнения приема рукой.

Прием рычаг руки наружу осуществляется в следующей последовательности. Захватить

кисть ассистента двумя руками, уперев большие пальцы в тыльную сторону ладони (рис. 2а) выполнить расслабляющий удар ногой, выкручивая руку вниз-наружу (рис. 2б). После этого перевести его в положение лежа на спине, потянуть захваченную руку на себя, нанести завершающий удар пяткой стопы сверху по ребрам (голове).

Проведенный эксперимент показал, что загиб руки за спину замком можно применять в качестве ответного приема после защиты от прямого и бокового ударов рукой в нижнюю часть туловища, ударов ножом или предметом снизу, а также после освобождения от большинства захватов.

Проведение эксперимента позволило определить, что содержание НФП — 2012 не дает возможность в полной мере формировать у курсантов и сотрудников органов внутренних дел профессионально-прикладные умения и навыки осуществлять силовое задержание и обезоруживание правонарушителей в зимних условиях, которые, на наш взгляд, представляются очень значимыми в их профессиональной деятельности.

При знакомстве с содержанием раздела «рукопашный бой» в Наставлении по физической подготовке Вооруженных сил РФ (2009 г.) обнаружилось, что некоторые болевые приемы стоя, которые не фигурируют в НФП — 2012, можно использовать в зимней одежде в качестве приемов обезоруживания. К данным приемам относятся узел руки наверху (рис. 3) и ломок руки с захватом локтя и упором

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

3 а

3 б

Рис. 3. Узел руки наверху

предплечья разноименной руки в предплечье снизу (рис. 4).

Прием узел руки наверху осуществляется в следующей последовательности.

Узел руки (рис. 3а) проводится спереди или сбоку. Выполнить упор предплечьем правой руки в предплечье правой руки противника, нанести удар

предплечьем левой руки в локтевой сгиб правой руки ассистента. Поднимая правую руку противника вверх, захватить левой рукой свое правое предплечье из-под руки противника (завязать узел) (рис. 3б) и, нанеся удар ногой или локтем в болевую точку, свалить его на землю. При необходимости повторить удар ногой и, проводя правой рукой дожим кисти, за-

4 а

4 б

4 в

4 г 4 д

Рис. 4. Ломок руки с захватом локтя и упором предплечья разноименной руки в предплечье снизу

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 а 5 б

Рис. 5. Комбинация узла руки наверху с задней подножкой

хватить левой рукой одежду у локтя. Провести загиб руки за спину, сесть на противника верхом и провести связывание или надеть наручники.

Прием ломок руки с захватом локтя и упором предплечья осуществляется в следующей последовательности.

Прием можно проводить без расслабляющего удара, так как сам ломок локтевого сустава связан с травмированием противника. Обезоруживание при ударе ножом сверху — с шагом вперед защититься подставкой предплечья руки вверх под удар вооруженной руки противника на замахе (рис. 4а), другой рукой захватить его руку чуть выше, нажимая предплечьем руки на руку противника наружу (рис. 4в) с одновременной тягой локтя руки ассистента правой рукой (рис. 4г) произвести сваливание (рис. 4г), после чего перехватиться правой рукой за запястье противника вооруженной руки и осуществить захват левой рукой за запястье вооруженной руки, нанести расслабляющий удар ногой в область ребер, зафиксировать руку ассистента своими ногами в положении стоя и дожимом правой руки забрать нож, после чего перевести противника на живот и произвести загиб руки за спину.

К очевидным достоинствам указанных приемов относится то, что их можно выполнять без захвата запястья противника, перекрывая его предплечье своим предплечьем снизу-сбоку. Кроме этого, данные приемы можно проводить с задней подножкой (рис. 5 а, б), а выполнение узла руки наверху комбинируется с загибом руки за спину замком. При этом необходимо отметить, что активное сопротивление проведению узла руки наверху создает благоприят-

ные условия для загиба руки за спину замком и, наоборот, сопротивление загибу руки за спину замком создает благоприятные условия для выполнения загиба руки наверху.

Самое же важное, на наш взгляд, заключается в том, что эти приемы эффективно выполняются на противнике как в зимней, так и в летней одежде.

В нашей стране большее время года подавляющее большинство населения, в том числе и полиция, носит теплую плотную одежду с длинными рукавами. Именно длинные плотные рукава не позволяют или значительно затрудняют захватывать запястья рук, что необходимо для проведения большинства болевых приемов стоя, включенных в НФП — 2012. Однако, учить курсантов, будущих сотрудников органов внутренних дел, болевым приемам, используемым при силовом задержании и обезоруживании правонарушителя в теплой плотной (особенно зимней) одежде, необходимо. Для этого в программу их обучения целесообразно включить узел руки наверху, ломок руки с захватом локтя и упором предплечья разноименной руки в предплечье снизу, а также большее внимание уделять обучению и тренировкам загиба руки за спину замком. Это позволит усовершенствовать содержание обучения по профессионально-прикладной физической подготовке курсантов образовательных организаций МВД России и обеспечит необходимую модернизацию состава их профессионально-прикладных умений и навыков для последующей профессиональной деятельности в органах внутренних дел.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 34 ББК 67

ПРАВОЗАЩИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ СОВЕТОВ ПРИ ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ЗЫРЯНОВ,

профессор Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

доктор юридических наук, профессор ИННА ВИКТОРОВНА ФЕДОРОВА, преподаватель Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Раскрываются правовые основы, и анализируется порядок деятельности общественных советов при органах внутренних дел.

Ключевые слова: общественные советы, органы внутренних дел, правозащитная деятельность.

Annotation. Defined legal basis and analyzed the way of activity of public councils under the bodies of internal affairs.

Keywords: public councils, bodies of internal affairs, human rights activities.

На основании ст. 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации»1 и в соответствии с требованиями Указов Президента Российской Федерации от 4 августа 2006 г. № 842 «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам» (далее — Указ № 842)2 и от 23 мая 2011 г. № 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах» (далее — Указ № 668)3 при МВД России и территориальных органах МВД России образованы общественные советы.

Названными нормативными правовыми актами установлено, что общественные советы образуются в целях обеспечения согласования общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной

власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, и решения наиболее важных вопросов деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, в том числе полиции.

Однако, согласование общественно значимых интересов не является единственной задачей общественных советов. Общественные советы при органах внутренних дел должны привлекать граждан, общественные объединения и организации к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, содействовать реализации государственной политики в сфере противодействия преступности; участвовать в разработке концепций, программ по наиболее актуальным вопросам деятельности органов внутренних дел; участвовать в рассмотрении инициатив граждан и общественных объединений по вопросам деятельности органов внутренних дел; участвовать в информировании граждан о деятельности органов внутренних дел,

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

в публичном обсуждении вопросов, касающихся деятельности органов внутренних дел; анализировать мнения граждан о деятельности органов внутренних дел, доводить соответствующую информацию до руководителей органов внутренних дел; проводить общественную экспертизу проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности органов внутренних дел; осуществлять общественный контроль за деятельностью органов внутренних дел.

В представленном в п. 5 Указа № 668 перечне задач общественных советов при органах внутренних дел задача осуществления правозащитной деятельности прямо не названа, однако, представляется, защита прав граждан и организаций должна быть главной целью участия общественных советов в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив граждан и организаций, изучения общественного мнения о деятельности органов внутренних дел, проведения общественной экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел.

Действительно, п. 6 Указа № 668 наделяет общественные советы при органах внутренних дел и их членов соответствующими правами, в частности, запрашивать и получать от органов внутренних дел информацию об их деятельности; посещать помещения, занимаемые органами внутренних дел, места принудительного содержания; знакомиться с обращениями граждан о нарушении их прав, свобод и законных интересов, с результатами рассмотрения таких обращений; присутствовать при проведении должностными лицами органов внутренних дел личного приема граждан.

Материалы о работе Общественного совета при МВД России, имеющиеся в открытом доступе, свидетельствуют о том, что Общественный совет функционирует, хотя и не так активно, как, возможно, хотелось бы. В отчете о работе Общественного совета за 2013 г. отмечено, что в течение года было впервые проведено одно заседание в формате видеоконференции; группой по общественному контролю и мониторингу безопасности дорожного движения были предложены поправки в законодательство

по безопасности дорожного движения; велась работа с обращениями граждан; были внесены изменения в Регламент Общественного совета при МВД России4.

Как следует из отчета о работе Общественного совета в 2014 г., в Общественный совет поступило почти полторы тысячи обращений граждан. Наибольшее число обращений поступило из Москвы, Московской области, Краснодарского и Красноярского краев, Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Основные проблемы, с которыми граждане обращаются в Общественный совет — отказы в возбуждении уголовных дел, волокита, отказы от предоставления социальных гарантий сотрудникам, сообщения о преступлениях, жалобы на несправедливые решения судов.

Члены Общественного совета совершили десять выездов в субъекты Российской Федерации для проведения мероприятий по общественному контролю за деятельностью органов внутренних дел, присутствовали при шестнадцати приемах граждан должностными лицами МВД России5.

Документы о деятельности Общественного совета размещаются на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: https://os.mvd.ru/.

В составе Общественного совета образованы комиссии по:

защите прав и законных интересов сотрудников органов внутренних дел, членов их семей и ветеранов МВД России;

общественному контролю за деятельностью органов внутренних дел;

организации общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов; укреплению духовно-нравственных основ, совершенствованию работы по патриотическому и правовому воспитанию сотрудников органов внутренних дел;

оказанию содействия привлечению квалифицированных кадров для службы в органах внутренних дел и информированию об особенностях службы;

повышению информационной открытости МВД России, взаимодействию со средствами массо-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

вой информации и институтами гражданского общества;

$ регламенту, организации деятельности Общественного совета и взаимодействию с общественными советами при территориальных органах внутренних дел.

В то же время, на заседаниях Общественного совета зачастую поднимаются вопросы, обсуждение которых напоминает оперативные совещания. Так, в соответствии с протоколом заседания, прошедшего 7 апреля 2015 г., перед членами Общественного совета отчитывались руководители территориальных органов МВД России — начальник ГУ МВД России по Ростовской области, заместитель начальника УМВД России по Ярославской области, заместитель начальника УМВД России по Калужской области, исполняющий обязанности начальника управления ГИБДД по Московской области, которые доложили информацию об аварийности на дорогах соответствующих субъектов Российской Федерации. Кроме того, на заседании присутствовали и выступали представители региональных властей, прокуратуры.

На том же заседании рассматривался вопрос о рассмотрении обращений граждан, связанных с противоправной деятельностью казино. Как следует из протокола заседания, Общественный совет организовал интерактивную карту в сети Интернет по адресу: картказино.рф, на которую поступило 1 042 обращения граждан. Председатель Общественного совета А.Г. Кучерена обратил внимание на то, что реакция на эти обращения последовала только со стороны органов внутренних дел г. Севастополя. Однако, присутствовавший на заседании представитель общественного совета при МВД по Республике Башкортостан сообщил, что в данной Республике в результате изучения 170 поступивших сообщений от населения было изъято почти 9 000 игровых автоматов. В 2015 г. поступило 38 сообщений, что позволило изъять 616 единиц игрового оборудования.

Далее на совещании была озвучена информация о том, что в Краснодарском крае запущена новая интерактивная карта «Стопигра.рф», с помощью которой граждане могут сообщать о расположении подпольных игорных заведений.

Безусловно, это крайне важная задача — выявление и пресечение незаконных игровых заведений с использованием гражданской активности. Вместе с тем, представляется, что это деятельность органов внутренних дел. По нашему мнению, общественные советы не должны подменять правоохранительные органы, обеспечивать их деятельность. Тем не менее, создание таких интернет-ресурсов, как картказино.рф, dorogibezproblem. гц и др. позволяет обеспечить реальное участие граждан в защите своих прав и обеспечении общественной безопасности, безопасности дорожного движения.

К сожалению, подобные проекты не получили пока широкого освещения. Так, сайт дороги-безпроблем.рф в месяц посещает немногим более 7 тыс. человек, а информации о посещаемости ресурса картказино.рф обнаружить не удалось, что может свидетельствовать об очень низкой посещаемости6.

К сожалению, информация о непосредственно правозащитной деятельности, о том, сколько обращений о нарушениях прав граждан, в том числе сотрудников полиции, было рассмотрено членами Общественной палаты, какие были приняты меры по результатам рассмотрения обращений, права какого количества обратившихся были защищены или восстановлены, отсутствует. Предложение о создании рабочей группы для оценки правомерности действий сотрудников органов внутренних дел в случае чрезвычайных происшествий с их участием, озвученное на заседании 12 марта 2014 г., принято не было.

Необходимо учитывать, что активность работы Общественного совета возрастает. Если в 2014 г. было проведено пять заседаний, то в первом полугодии 2015 г. уже прошло четыре заседания.

1 СЗ РФ. 2005. № 15. Ст. 1277.

2 СЗ РФ. 2006. № 32. Ст. 3539.

3 СЗ РФ. 2011. № 22. Ст. 3154.

4 https://os.mvd.ru/document/3075701. Вхождение 15 февраля 2015 г.

5 https://os.mvd.ru/upload/site107/document_text/003/075/706/_-_2014.pdf. Вхождение 2 мая 2015 г.

6 http://pr-cy.ru/site-statistics/. Вхождение 2 июля 2015 г.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 33 ББК 65

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ИНСАЙТА ПУТЕМ КОРРЕЛЯЦИИ ГЛУБОКИХ МЕТАФОР

ИЛЬЯ СЕРГЕЕВИЧ АПАЛИКОВ,

аспирант кафедры экономики и финансов Московского института экономики, политики и права, младший научный сотрудник Научно-исследовательского института образования и науки Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

E-mail: i.s.apalikov@gmail.com Научный руководитель: Н.Д. Эриашвили, доктор экономических наук,

кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, профессор

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Предложен возможный механизм фильтрации неактуальных потребностей путем анализа глубоких метафор, создаваемых потребителем при контакте с группой исследуемых товаров. Сделан вывод о том, что именно коррелируя глубокие метафоры, возникающие у потребителя в подсознании, представляется возможным с большой вероятностью правильно определить подлинный потребительский инсайт.

Ключевые слова: инсайт, потребность, бренд, стратегии брендинга.

Annotation. The author suggested a possible mechanism for filtering of irrelevant needs by analyzing the deep metaphors created by the consumer in contact with a group of investigated products. On this basis, concluded that it was correlated deep metaphors arising from the consumer in the subconscious, it is possible with a high probability to correctly identify the true consumer insight.

Keywords: insight, requirement, brand, branding strategy.

Инсайт — (от англ. insight — проницательность, проникновение в суть, понимание, озарение, внезапная догадка, прозрение) — многозначный термин из области зоопсихологии, психологии, психоанализа и психиатрии, описывающий сложное интеллектуальное явление, суть которого состоит в неожиданном, отчасти интуитивном прорыве к пониманию поставленной проблемы и «внезапном» нахождении ее решения.

Понятие инсайта является неотъемлемой частью гештальтпсихологии. Впервые этот термин был применен в 1925 г. Вольфгангом Келером. В опытах Келера с человекообразными обезьянами, когда им предлагались задачи, которые могли быть решены лишь опосредствованно.

В дальнейшем это понятие использовалось Карлом Дункером и Максом Вертгеймером в качестве

характеристики человеческого мышления, при котором решение достигается путем умозрительного постижения целого, а не в результате детального анализа.

В результате тесного переплетения наук «психологии» и «маркетинга» понятие «инсайт» начало активно использоваться в маркетинге и бренд-менеджменте при разработке продукта или при создании рекламных кампаний. Так появился термин «потребительский инс айт».

Потребительский инсайт — это неосознанный мотив к покупке, родившийся на подсознательном уровне. Некая неосознанная реакция, которая может возникнуть в результате связанного с брендом эмоционального всплеска. Это реальные причины выбора продукта в конкретных условиях конкретным покупателем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.