Научная статья на тему 'Ковровое искусство горских евреев Кавказа'

Ковровое искусство горских евреев Кавказа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
372
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРСКИЕ ЕВРЕИ / MOUNTAIN JEWS / ЭТНИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / ETHNIC TRADITIONS / КОВРОТКАЧЕСТВО / CARPET WEAVING / ТРАДИЦИОННЫЕ РЕМЕСЛА / TRADITIONAL CRAFTS / ТЕХНИКА ПРОИЗВОДСТВА / CУМАХ / ОРНАМЕНТ / ORNAMENT / ПРИРОДНЫЕ КРАСИТЕЛИ / NATURAL DYES / TECHNIQUES OF MANUFACTURING / "SUMAH"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мурзаханов Ю.И., Ифраимова Л.А.

Статья посвящена описанию одного из важнейших компонентов декоративно-прикладного искусства горских евреев Кавказа ковроткачества. Изделия декоративно-прикладного искусства давали народу возможность через форму и орнаментацию выразить свои эстетические взгляды, духовный мир, сложившиеся этнические традиции. Рисунки на коврах заимствовались из окружающей среды, в орнаментах был зашифрован определенный смысл. Особое внимание авторов уделено процессу изготовления ковров. Сделан вывод о том, что с появлением и развитием фабрично-заводской промышленности резко упал спрос на изделия означенного традиционного вида ремесла, а также был утерян секрет композиции орнамента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The carpet art of Mountain Jews of the Caucasus

The article deals with one of the most important components of the arts and crafts of Mountain Jews of the Caucasus the carpet weaving. The products of the arts and crafts gave people the opportunity to express their aesthetic views, spiritual world, ethnic traditions through the shape and decoration. The carpet pictures were borrowed from the world around; a specific meaning was encoded in ornaments. It is concluded that with the advent and development of factory industry, the demand for this kind of crafts products declined, and the secret of ornament composition was lost.

Текст научной работы на тему «Ковровое искусство горских евреев Кавказа»

УДК 391.9:745.522(=411.16)(479)

Мурзаханов Юрий Исаевич

кандидат исторических наук, доцент, преподаватель кафедры истории Кабардино-Балкарского государственного университета

Ифраимова Людмила Анатольевна

учитель технологии средней общеобразовательной школы поселка Звездный (Кабардино-Балкарская Республика)

КОВРОВОЕ ИСКУССТВО ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ КАВКАЗА

Аннотация:

Статья посвящена описанию одного из важнейших компонентов декоративно-прикладного искусства горских евреев Кавказа - ковроткачества. Изделия декоративно-прикладного искусства давали народу возможность через форму и орнаментацию выразить свои эстетические взгляды, духовный мир, сложившиеся этнические традиции. Рисунки на коврах заимствовались из окружающей среды, в орнаментах был зашифрован определенный смысл. Особое внимание авторов уделено процессу изготовления ковров. Сделан вывод о том, что с появлением и развитием фабрично-заводской промышленности резко упал спрос на изделия означенного традиционного вида ремесла, а также был утерян секрет композиции орнамента.

Ключевые слова:

горские евреи, этнические традиции, ковроткачество, традиционные ремесла, техника производства, cумах, орнамент, природные красители.

Murzakhanov Yuriy Isaevich

PhD in History, Assistant Professor, Lecturer, History Department, Kabardino-Balkaria State University

Ifraimova Lyudmila Anatolyevna

Technology Teacher, Secondary School, Zvezdny Village (Kabardino-Balkar Republic)

THE CARPET ART OF MOUNTAIN JEWS OF THE CAUCASUS

Summary:

The article deals with one of the most important components of the arts and crafts of Mountain Jews of the Caucasus - the carpet weaving. The products of the arts and crafts gave people the opportunity to express their aesthetic views, spiritual world, ethnic traditions through the shape and decoration. The carpet pictures were borrowed from the world around; a specific meaning was encoded in ornaments. It is concluded that with the advent and development of factory industry, the demand for this kind of crafts products declined, and the secret of ornament composition was lost.

Keywords:

Mountain Jews, ethnic traditions, carpet weaving, traditional crafts, techniques of manufacturing, "sumah", ornament, natural dyes.

Горские евреи - самобытная этнолингвистическая группа еврейского этноса - проживают на территории Дагестана, Азербайджана и Северного Кавказа. Путешественники, миссионеры, разного рода чиновники и т. д., посещавшие места их компактного расселения, отмечали, что горские евреи были искусными ремесленниками. В частности, особой популярностью среди местного населения пользовались ковровые изделия горско-еврейских мастеров. Так, известный этнограф М. Ихилов, длительное время занимавшийся изучением традиционной культуры горских евреев, утверждал, что они не только занимались обработкой шерсти, но и ткали ковры, паласы, джурабы [1]. О широком распространении ковроткачества у горских евреев писали И.Ш. Аниси-мов [2], И. Давид [3], А. Олеарий [4] и другие авторы.

Наиболее распространено было искусство ковроделия у горских евреев Кубы (Азербайджан) [5]. Горско-еврейские мастера за долгие столетия выработали рецептуру красителей, получаемых из окружающей флоры, которые не разрушали структуру шерстяных волокон и придавали им блеск и сочность красок.

В течение длительного времени (1995-2012) авторами собирался полевой этнографический материал в местах компактного проживания горских евреев. Полученные сведения легли в основу данной статьи.

Ковры являлись непременным атрибутом традиционного горско-еврейского жилища. Для бедных они служили постелью, для богатых были признаком достатка и мебелью, особенно много ковров было в кунацкой (комната для гостей). В отличие от фабричных ковров, ковры домашних мастеров ткались на шерстяной основе. Секрет хороших ковров ручной работы, по словам информаторов, - в выборе дизайна, сочетании цветов, качестве пряжи и красителей, способе крашения и, конечно, в умении. Рисунки получали из эскиза (как правило в 1/4 ковра) путем симметричного наложения.

Прекрасными образцами безворсовых ковров мастеров - горских евреев являются гладкие односторонние ковры - сумахи. Контурность и графичность геометризированного орнамента придают композиции сумахов строгий, сдержанный вид. Узорообразующие элементы сумахов имеют почти ту же основу, что и ворсовые ковры. Это геометрические формы (треугольники, ромбы, прямоугольники, квадраты, зигзагообразные фигуры, многоугольники и т. д.), стилизованные растительные мотивы (стебли, цветы, листья и т. д.). Кроме того, встречались схематичные изобразительные мотивы (кони, горные туры, всадники, фигуры людей, птицы). В узорах сумахов встречаются также мотивы, характерные для других видов народного искусства: Б-образные узоры, кресты, меандр, звездочки и др.

Колорит сумаха строился на сочетании серо-голубого и терракотово-красных цветов, особенностью которых является наличие мелких деталей. Часто декоративное воздействие усиливалось сочетанием черных контуров с яркими цветовыми. Зеленые и желтые цвета в орнаменте еврейских ковров не использовались или использовались редко, наиболее распространенным цветом был индиго.

Имеющийся в нашем распоряжении полевой материал не позволяет однозначно определить, какие формы легли в основу сложения орнамента и составили его композицию. Рисунки, как утверждают информаторы, никогда не были случайными, и мотивы орнаментов заимствовались из окружающей среды. Можно говорить о существовании двух-трех исходных мотивов: растительного, геометрического и зооморфного.

Центр узора часто представлял ромб, сохранялись просветы, осевая симметрия, бордюры ковров обрамляли и украшали поле, медальоны были на цветном поле. Рисунок ковров ручной работы не был случайным, в каждом орнаменте был зашифрован определенный смысл. В угловатых ромбовидных цветах и листьях с зазубренными краями, в тонкой ювелирной вязи, в мозаичном узоре можно прочесть пословицы, легенды, пожелания будущему владельцу.

Вообще, при внимательном анализе композиции орнамента видны своеобразие художественного творчества, утилитарность, которая находила прямое выражение в конструктивности, сочетавшейся со строгостью и четкостью орнамента.

Ковры горских евреев привлекали своей простотой, ясностью и гармонией цвета. В конце XIX - начале XX в. широкое распространение получают ворсовые ковры. Изготовлением таких ковров занимались горские евреи и раньше, используя для этого старинные методы обработки пряжи. Для производства ворсовых ковров изготавливались специальные станки, основу которых составляло два квадратных соединения.

Техника ковроделия включала в себя такие операции, как стрижка, расческа, скручивание, окраска, ковроплетение. Для производства высококачественных ворсовых ковров применяли полугрубую, грубую и овечью шерсть весенней стрижки, так как она имеет, по словам информаторов, большую прочность, упругость и лучше подходит для стоячего ворса. Несмотря на большую засоренность, эта шерсть бывает более длинной и содержит хорошо развившийся пух, поэтому ее издавна использовали для ковровых изделий. Для изготовления ковра шерсть мыли, затем просушивали и расчесывали на особом гребне. Расческа повторялась несколько раз, и в результате здоровая ковровая шерсть отделялась от очесов и отходов. Предпоследний процесс подготовки сырья - прядение производилось большей частью без самопрялки при помощи веретена.

Крашение пряжи в ковроделии имело большое значение прежде всего для художественного оформления изделия. Красители, их прочность, сочность и подбор цветов влияли на качество ковровых изделий.

По свидетельствам информаторов, горские евреи сами окрашивали пряжу домашним примитивным способом, только в отдельных случаях обращались к услугам мастеров-красильщиков. При выработке ковров красили только ворсовую пряжу, пряжа для основы и утка поступали в производство в своей естественной окраске. Окраской шерсти в домашних условиях обычно занимались женщины, а в красильных мастерских работали мужчины.

При окрашивании шерсти растительными красками обязательно применяли протравливание, так как оно помогает закреплению красителей на пряже, усиливает тон краски, а иногда придает ей более темный оттенок. Основным материалом для протравливания ковровой пряжи были алюминиевые квасцы («рухул»), фруктовые кислоты или кислое молоко. Для закрепления краси-тельных пигментов на шерсти применяли, в частности, сыворотку, полученную из молока.

При окрашивании шерстяной пряжи использовались различные природные красители, добываемые из коры древесины, корней, листьев и плодов растений. Для получения красивых оттенков некоторых цветов учитывались календарные сроки сбора растений и способы их сушки.

В ковроткачестве использовались в основном семь цветов красителей пряжи с различными оттенками. Для получения желтого цвета и его разновидностей использовали, например, седой клевер, ромашку, желтые цветы, яблоневую кору и др., коричневого - листья, кору и корни ореха,

дубовую кору, кору алычи, тутовника, клевера. Сочетание ореховой и дубовой коры с железным купоросом давало черный цвет, марена - красный цвет. Белые и серые тона были характерны для шерсти соответствующего натурального цвета.

Весьма распространенным в коврах являлся синий цвет, который получали при помощи индиго. Для получения зеленого цвета пряжа, предварительно окрашенная в желтый тон, погружалась в раствор индиго.

Богатство ковровой гаммы красок увеличивалось различными сочетаниями красителей. Особенностью старинных ковров являлись прочность и разнообразие мягких оттенков, они не теряли окраску под действием влаги, времени и света. Растительные красители более стойки ко времени, температурным, световым воздействиям и химическим растворителям. Естественные природные красители были вытеснены с изобретением анилина в 60-х гг. XIX в.

Постепенно из предметов быта ковры превратились в произведения искусства. Большой популярностью среди местного населения пользовались и связанные горско-еврейскими мастерами паласы, отличительной чертой которых было то, что они имели разноцветные полосы.

К сожалению, горские евреи уже не занимаются ковроделием, так как ковровый рынок насыщен фабричными изделиями, а процесс изготовления ковров довольно трудоемкий и длительный. Утерян и секрет композиции орнамента.

Ссылки:

1. Ихилов М.М. Горские евреи // Народы Дагестана. М., 1955. С. 226-240.

2. Анисимов И.Ш. Кавказские евреи-горцы. М., 1888.

3. Давид И. История евреев на Кавказе. Тель-Авив, 1990. Т. 1.

4. Горские евреи: История, этнография, культура. М., 1999.

5. Шапиро Ф. Сборник статей и материалов. Иерусалим, 1983.

References:

1. Ikhilov, MM 1955, 'Mountain Jews', The peoples of Dagestan, Moscow, p. 226-240.

2. Anisimov, IS 1888, Caucasian Jews Mountaineers, Moscow.

3. David, I 1990, History of the Jews in the Caucasus, Tel Aviv, vol. 1.

4. Mountain Jews: A History, ethnography, culture 1999, Moscow.

5. Shapiro, F 1983, Collection of articles and materials, Jerusalem.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.