Научная статья на тему 'Коучинг как метод повышения эффективности деятельности предприятия'

Коучинг как метод повышения эффективности деятельности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1031
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КОУЧИНГ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горностаева Ж. В.

Современный мир довольно изменчив: появляются новые технологии, новые продукты, изделия. В непрерывном движении находится рынок, постоянно растет объем информации. В таких непростых условиях российские предприниматели организуют и развивают свой бизнес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Горностаева Ж. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коучинг как метод повышения эффективности деятельности предприятия»

ваться на погашение дефицита бюджета страны в случае падения цен на углеводороды и на погашение внешнего долга России. Средства, полученные сверх объема резерва, пойдут в Фонд будущих поколений (ФБП) на улучшение жизненного уровня граждан. ФБП начнет формироваться с 2007 г., а расходоваться — с 2009 г.

На сентябрь 2006 г. в Стабилизационном фонде было накоплено около 2 трлн. рублей. Согласно перспективному финансовому плану страны на 2006-2008 гг., Стабфонд на начало 2007 г. должен составлять уже 2 трлн. 99 млрд. 21 млн. рублей, а на начало 2008 г. — 3 трлн. 67 млрд. 04 млн. рублей.

Средства Стабилизационного фонда размещены в иностранные активы. За пользование денежными средствами Центробанк будет ежегодно уплачивать проценты, эквивалентные доходности портфелей высоколиквидных долговых обязательств иностранных государств.

Успешная реализация идеи направления накопленных от высоких нефтяных доходов средств на увеличение потенциала роста экономики может оказаться большим подспорьем для дальнейшего развития страны и обеспечения ее экономической безопасности и национальных интересов как внутри страны, так и на мировой арене.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Байков Н., Безмелицина Г. Мировое потребление и производство первичных энергоресурсов // ИМЭиМО. 2003. № 5.

2. Государственный доклад «О состоянии минерально-сырьевой базы Российской Федерации» // www.mineral.ru

3. Ершов Ю.А. Место и роль Росси в мировой энергетике будущего // Внешнеэкономический бюллетень. 2002. №№ 10, 11.

4. Короп Е. Окно опять открыто («Экономическое обозрение») // BusinessWeek Россия. 2006. № 47.

5. Минерально-сырьевая база России в условиях глобализации мирового экономики // Внешнеэкономический бюллетень. 2002. № 5.

6. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие (книга четвертая) / Институт экономии РАН. М.: Финстатинформ, 2002.

7. World Economy Outlook (2002 Edition). JEA, Paris, 2002.

ГОРНОСТАЕВА Ж.В.

К0УЧИНГ КАК МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Современный мир довольно изменчив: появляются новые технологии, новые продукты, изделия. В непрерывном движении находится рынок, постоянно растет объем информации. В таких непростых условиях российские предприниматели организуют и развивают свой бизнес.

Если обратиться к определению «предпринимательская деятельность», то это «деятельность, ведущаяся на свой страх и риск с целью извлечения прибыли». Именно «свой страх и риск» побуждают руководителей искать эффективные решения, осваивать иные технологии, методы и подходы, вносить изменения в структуру и деятельности.

Необходимость учета человеческого фактора в работе, возникла, в связи с усложнением производства, с одной стороны, когда стоимость человеческой ошибки существенно увеличилась, а также в связи с усилением конкурентной борьбы.

Именно поэтому в области управления персоналом появилось много различных технологий, позволяющих более успешно руководить людьми. Всевозможные аттестации, управление по целям, мероприятия, направленные на развитие корпоративной культуры и поддержание корпоративного духа, тренинги, коучинг, действия, призванные ускорить адаптацию вновь поступающих сотрудников, работа с резервом — это далеко не полный перечень того, что осуществляется в современной организации.

В мире существенно обострилась конкуренция, и этому в немалой степени способствует быстрое развитие информационных технологий. В настоящее время конкурентное преимущество, основанное на введении новых технологий, невозможно удержать лишь очень короткое время. Новая область конкурентной борьбы — это не качество двигателя или кондиционера, а дизайн, гарантия, обслуживание, имидж. Интеллект и неосязаемые активы. И, конечно же, люди. Люди делают организацию, продукты или услуги уникальными. Оттого, как осуществляется руководство людьми, оттого, как организованы операции, зависит конечный успех всего предприятия.

Одним из основных инструментов «выживания» организации является инвестирование в людей, т.е. привлечение специалистов со стороны либо обучение и ротация собственного персонала. В связи с большой неопределенностью человеческого фактора риск таких вложений весьма велик (обучатся и уйдут). Однако привлекательность такого подхода очень высока: без трат на переоборудование, приобретения технических средств, расширения офисных, производственных или торговых площадей можно значительно поднять производительность предприятия. При анализе инвестиций выявлено, что вложения в обучение и развитие персонала позволяют получать прибыль в 2 — 3 раза больше, чем те же вложения в технику и технологию.

Все мероприятия, проводимые с людьми, условно можно разделить на две категории: направленные в основном на стимулирование собственной активности сотрудника и пассивное овладение сотрудником навыками, необходимыми для успешной работы в организации. Второй путь более легок, поскольку предполагает работу «по образцу», при этом за скобками остаются индивидуальные особенности обучаемого, его мотивация. Работа с собственной активностью обучаемого, формированием условий, побуждающих его к осознанному успешному выполнению намеченных планов, более сложна, но интересна.

В настоящее время в сфере управления используются различные способы и подходы. И одним из самых новых, объединяющих в себе различные методики и техники, дающим новые возможности, признан коучинг, как важный инструмент влияния на результаты деятельности отдельных людей и организации в целом. Современное управление в стиле коучинга — это взгляд на сотрудников как на огромный дополнительный ресурс предприятия. Где каждый сотрудник является уникальной творческой личностью, способной самостоятельно решать многие задачи, проявлять инициативу, делать выбор, брать на себя ответственность и принимать решения.

Термин «коучинг» был введен в сферу экономики английским бизмесменом и консультантом Джоном Уитмором. В дословном переводе на русский язык этот термин можно озвучить как «наставлять, подготавливать, тренировать». Однако на самом деле понятие «коучинг» включает в себя намного большее. В связи с тем, что это учение возникло на стыке таких наук, как психология, менеджмент, философия и логика, можно сказать, что это процесс, направленный на достижение целей в различных областях жизни.

Коучинг как новая форма консультационной поддержки появился в середине 1980-х годов и начал играть важную роль в бизнесе, но долгое время был привилегией лишь руководителей высшего уровня. Вскоре об эффективности коучинга стало известно во всем мире. Но серьезное отношение к роли коучинга в области организационного развития было подготовлено работами по ситуационному лидерству, где коучинг рассматривается как стиль руководства, направленный на развитие инициативы и самостоятельности подчиненных.

Коучинг — это вид консультирования, который включает в себя технологии различных видов деятельности, призванных оказывать помощь в достижении значимых для человека целей, повышения эффективности планирования, мобилизации внутреннего потенциала, развития необходимых способностей и навыков, освоения передовых стратегий получения результата.

Эта методика предназначена для расширения возможностей людей, осознавших потребность в изменениях и ставящих перед собой задачи профессионального и личностного роста. Суть этого подхода заключается в необходимости раскрытия внутреннего потенциала и приведении в действие системы мотивации каждого отдельно взятого человека.

Коучинг существует и как вид менеджмента. В этом случае можно говорить о коучинге, как целенаправленном процессе развития потенциала сотрудников, способствующем максимизации их личной производительности и успешной деятельности всей компании в целом. Многие организации стали применять принципы коучинга, повышая эффективность каждого сотрудника на организационном уровне.

Руководителю, который стремится создать высокоэффективное и динамично развивающееся предприятие применение коучинга позволяет успешно решить следующие задачи:

1) создание мотивирующей и объединяющей линии поведения, которая будет стимулировать высокую инициативность сотрудников;

2) эффективное использование потенциала работников предприятия;

3) повышение производительности труда и рост конкурентоспособности;

4) осознание сотрудниками целей Компании как своих личных.

Для достижения поставленных целей в коучинге используются научно -обоснованные методы, техники персонального роста и практический опыт. Это процесс самостоятельного развития, который дает клиентам ясное представление о том, кто они, что они делают, к чему стремятся и почему стремятся именно к этому.

Как самостоятельная профессия коучинг начал развиваться в начале 90-х годов. Профессиональным коучингом можно назвать эффективное сотрудничество между коучем и клиентом (человеком или организацией). На сегодняшний день это наиболее эффективный метод работы с клиентами, который внедряется в менеджмент для повышения результативности бизнеса, мотивации персонала, а также развития лидерских качеств.

Роль коуча (специалиста, проводящего коучинг) заключается в том, чтобы помочь клиенту определиться с приоритетами и поддерживать в нем решимость добиться цели и ответственность за ее достижение.

Коуч фокусируется на созидании, на достижении целей, на создании результатов. Его клиент — человек, который хочет идти к своим целям. Коучинг направлен из настоящего в будущее, прошлое при этом не рассматривается. Цели и направление работы определяет клиент, а коуч сопровождает его на этом пути.

Если вести речь о корпоративном коучинге, то первостепенной задачей коуча является прояснение индивидуальных целей клиента, выяснение возможностей «встраивания» их в цели организации и возможности достижения собственных целей при условии работы в данной организации.

С помощью коучинга можно придать новую окраску личным целям работников, связать достижение персональных целей и целей организации. Когда работники начинают понимать, что они достигают своих целей здесь, на предприятии, они начинают жить в организации, работать ради организации. Работая ради организации, сотрудники работают ради себя, перестают быть временщиками и начинают работать на перспективу. Возможность работать в данной организации может стать для каждого сотрудника честью и привилегией.

Коучинг лучше всего приспособлен к бешеному ритму современной жизни. Каждая коуч-кон-сультация нацелена на то, чтобы удовлетворить личные и профессиональные потребности клиента и способствовать достижению его целее.

Клиентами коучинга могут быть все без исключения люди. Существует единственное требование — активное включение самого человека в процесс исследования его жизни, желание как можно более открыто и честно, всесторонне посмотреть на свою жизнь.

При исследовании реальности, в которой находится клиент перед выбором, коуч должен рас-сматреть следующие сферы:

- материальная составляющая;

- идеальное представление клиента об исследуемой сфере;

- эмоциональная насыщенность проблемы;

- представления и знания клиента по теме исследования;

- последовательность и организованность действий клиента в реальной жизни.

Коучинг не имеет одного единственно верного варианта реализации. Его рамки определяют стремление к осознанию действительности за счет получения достоверной информации о ней и основанное на самоуважении, самомотивации, опоре на свои силы, принятие ответственности за свои действия и жизнь в целом.

Его основным инструментом служат: активное слушание, вопросные технологии, эффективные вопросы (подобные тем, которые в своих диалогах использовал Сократ), элементы тренинга.

Ключевыми задачами коучинга можно назвать следующие:

1. Определение задач и целей (расстановка целевых ориентиров, приоритетов).

2. Исследование текущей ситуации (определение имеющихся ресурсов и ограничений).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.