Научная статья на тему 'Косвенные налоги в России и зарубежный опыт в области взимания косвенных налогов'

Косвенные налоги в России и зарубежный опыт в области взимания косвенных налогов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4396
862
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСВЕННЫЙ НАЛОГ / ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Замалетдинова Э.Н.

В статье на основе изучения зарубежного опыта в области взимания косвенных налогов и выявления проблем косвенного налогообложения в РФ разработаны некоторые направления совершенствования косвенного налогообложения в целях оптимизации фискальной политики России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Косвенные налоги в России и зарубежный опыт в области взимания косвенных налогов»

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

УДК 336.226

КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ В ОБЛАСТИ ВЗИМАНИЯ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ

Э. Н. ЗАМАЛЕТДИНОВА,

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономической теории E-mail:zamalelm@mail. ru Институт экономики, управления и права, г. Казань

В статье на основе изучения зарубежного опыта в области взимания косвенных налогов и выявления проблем косвенного налогообложения в РФ разработаны некоторые направления совершенствования косвенного налогообложения в целях оптимизации фискальной политики России.

Ключевые слова: косвенный налог, фискальная политика, налогообложение.

В последнее время как в России, так и во всем мире происходят масштабные экономические, политические и социальные процессы, которые оказывают свое воздействие на хозяйственные отношения и их качественные характеристики. Однако необходимо отметить, что состояние экономики российского государства еще далеко не на высшем уровне. Бурное развитие рыночных отношений в российском обществе, свободное развитие всех форм собственности, совершенствование механизма государственного регулирования, предпринимательской (хозяйственной) деятельности остро поставили перед учеными и практиками проблему разработки современной концепции экономического развития, финансового и налогового права.

Государственная власть всегда стремилась создать такую систему налогообложения, которая позволяла бы процесс уплаты налогов сделать как можно менее заметным для плательщиков, а взимание налогов производить «автоматически-принудительно». Хотя более простой и исторически более ранней формой налогообложения были прямые налоги, взимаемые непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика, более широкое применение получили менее заметные косвенные налоги. Пошлины — разновидность косвенных налогов — стали первыми видами денежных платежей в казну государства. Под косвенными налогами понимаются налоги, которые включаются в цену того или иного товара (услуги), и, таким образом, их уплата перекладывается на конечного потребителя.

Косвенные налоги представляют определенные удобства и в отношении фискальной техники, так как число плательщиков сравнительно ограничено и контролируемо. С фискальных позиций только через акцизы и пошлины можно получить налог с бедного населения, причем в очень больших размерах, так как другими методами их никогда не добыть. Что касается богатых, то с увеличением их

дохода податная способность возрастает не пропорционально росту, а прогрессивно. Косвенные налоги платят даже иностранцы, которые проездом посещают страну и живут в ней недостаточно долго, чтобы попасть под прямое обложение их доходов. Посредством косвенных налогов государство может воздействовать на структуру народного потребления, удорожая (удешевляя) тот или иной продукт. Данный вид обложения имеет большое удобство для власти и в политическом отношении, так как при этом присутствует скрытность величины налога и отсутствие сознания уплаты, а также невозможность проверки соразмерности обложения.

Косвенные налоги во всех странах имеют в первую очередь фискальное значение. Но при этом не все государства ровно относятся к взиманию на своей территории косвенных налогов. В США и Канаде не взимается НДС, распространенный в Европе. Акцизы являются доходными источниками бюджетов всех развитых и развивающихся государств. Косвенными налогами в зарубежных странах также считаются таможенные пошлины, налоги с продаж, налоги с оборота. Все эти налоги объединяет одно — они влияют на расходы потребителей товаров, так как увеличивают цену последних.

В России взимаются два вида косвенных налогов — налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы. Они стали взиматься в нашей стране с 01.01.1992, хотя акцизы существовали в России с древних времен, а НДС пришел на смену «советского» налога с оборота.

Косвенные налоги приносят государству 1/3 всех доходов, являясь стабильным источником поступлений в бюджетную систему России. Они являются основными инструментами фискальной системы России, которая формируется на политической арене, что во многом затрудняет их применение для стабилизации экономики. Известно, что экономическая стабильность — это не единственная цель государственной политики в области налогообложения. Косвенными налогами достаточно трудно регулировать процессы в экономике страны, но их механизм взимания намного проще, чем механизм исчисления и уплаты прямых налогов.

Вся тяжесть косвенных налогов ложится на плечи населения, поэтому они затрагивают каждого из нас. За шестнадцать лет существования современной налоговой системы России в

механизм исчисления и уплаты косвенных налогов вносилось огромное количество изменений и дополнений. Но по-прежнему нерешенных вопросов в области косвенного налогообложения в нашей стране еще достаточно много. Построение косвенного налогообложения в России осуществлялось на основе зарубежного опыта. Для того чтобы продолжить реформы в данном направлении, в России необходимо изучить все позитивные и негативные стороны проводимых реформ в развитых странах, касающихся применения косвенного налогообложения в целях реализации фискальной политики государства.

В разных экономически развитых странах косвенные налоги имеют различное место в доходах бюджета.

Франция является одним их крупнейших унитарных государств современной Европы. Основным источником доходов ее бюджета в настоящее время служат косвенные налоги, а среди них наиболее важным является НДС, действующий во Франции с 1954 г. При этом применяются стандартная (18,6 %) и пониженная (5,5 %) ставки налога. Пониженная ставка применяется к ряду сельскохозяйственных продуктов, продовольствию, медикаментам, медицинскому оборудованию, грузовым и пассажирским перевозкам, культурным и культурно-зрелищным мероприятиям, туристическим и гостиничным услугам.

Французское законодательство предусматривает ряд существенных льгот по НДС, в соответствии с которыми от налогообложения освобождаются:

— малые предприятия, если их оборот за финансовый год не превысил определенного законодательством порога. В этом случае они имеют право применить льготу начиная с года, следующего за отчетным. Суммовой критерий периодически пересматривается в зависимости от экономической политики и уровня инфляции;

— все операции, связанные с экспортом. Субъекты предпринимательства, осуществляющие экспортные сделки, пользуются правом на возмещение уплаченного ими НДС по ценностям, приобретенным у поставщиков и использованным при производстве экспортной продукции (работ, услуг);

— банковская и финансовая деятельность;

— услуги частных врачей и преподавателей;

— сельское хозяйство и рыболовство;

— государственные учреждения, выполняющие административные, социальные, культурные и спортивные функции.

Важным источником доходов бюджета Франции также служат акцизы. Перечень подакцизных товаров там достаточно широк. Акцизы взимаются с нефтепродуктов, электроэнергии, крепких спиртных напитков, пива, минеральной воды, табачных изделий, масличных, зерновых, сахара, спичек и зажигалок, кондитерских изделий, драгоценных металлов и ювелирных изделий, произведений искусства и антиквариата, страховых и биржевых операций, игорного бизнеса, зрелищных мероприятий, телевизионной рекламы.

К числу налогов на потребление во Франции относятся таможенные пошлины, которые могут взиматься по специфическим и адвалорным ставкам и выступают помимо источника дохода бюджета важным инструментом экономической политики государства, направленной на защиту национальной промышленности и сельского хозяйства.

Для Бельгии также характерна высокая роль косвенного налогообложения/ Стандартная ставка НДС составляет 21 %, существуют и пониженные ставки:

— 12 % — при строительстве жилых домов;

— 7 % — на сельскохозяйственное сырье, медикаменты, книги, газеты, коммунальные услуги, услуги пассажирского транспорта, гостиничный бизнес.

От обложения НДС в Бельгии освобождаются банки, страховые компании, услуги юристов, учителей, врачей и больниц, а также международные перевозки, поставки самолетов и судов.

Акцизы в Бельгии взимаются с нефтепродуктов, электроэнергии, табачных изделий, крепких спиртных напитков, вина, пива, безалкогольных напитков, кофе, а также с наружной рекламы и игорного бизнеса.

г г г Гербовые

В Швейцарии косвенные налоги также (4,5% имеют преобладающее значение в формировании доходов бюджета (см. рисунок).

Данные, представленные на рисунке, показывают существенную роль НДС в формировании доходов бюджета Швейца- Рсчетный рии, на долю которого приходится 29,1 % (10,1% всех доходов. Данный налог в Швейцарии введен только 01.01.1995 (вместо налога с оборота) для унификации с налоговыми

системами ЕС. В этой стране НДС — это налог на всеобщее пользование и потребление. Он взимается на всех стадиях производства и распределения, с импорта товаров, отечественной сферы услуг и приобретения услуг за границей. При этом существуют три вида ставок НДС:

— стандартная — 6,5 %;

— специальная — 3 % (на услуги в гостиничном секторе);

— пониженная — 2 % (для продуктов и безалкогольных напитков, птицы, рыбы, зерна, медицинских товаров, полиграфической продукции).

К косвенным налогам в Швейцарии также относятся и таможенные пошлины, которые взимаются как по импортным, так и по экспортным операциям по твердым ставкам.

В США налог на добавленную стоимость не применяется. Он невозможен в этой стране потому, что там налоговая база зафиксирована на уровне штатов, поэтому для введения НДС придется менять конституцию. В США косвенным налогам принадлежит незначительная роль при формировании доходов государства, там взимаются акцизы и налог с продаж.

Объектом обложения налогом с продаж является стоимость товаров и услуг. Ставки налога устанавливаются штатами и варьируются в диапазоне 4—8 %.

В США уплачиваются три акциза (федеральный, штатный, местный). В доходах государственного бюджета США федеральные акцизные сборы имеют ограниченное значение и скромное место. Например, в 2006 г. доля акцизов в федеральном бюджете составляла около 3 %. В США установлены следующие федеральные акцизы: из товаров — на алкогольные и табачные изделия; из услуг — на дороги и воздушные перевозки.

Налоговые сборы Прочие налоги (12 3%)

(5,5%) сборы

НДС (29,1%)

Структура доходов бюджета Швейцарии

Особо необходимо выделить новую группу акцизных сборов, направленных на защиту окружающей среды от вредных промышленных отходов, вводимых в налоговую практику с конца 1980-х гг., — это экологические налоги. Так, в США в целях мобилизации средств для финансирования пятилетней программы специального фонда по очистке вредных отходов были введены дополнительные акцизные налоги на нефть в 8,2 цента с баррели отечественной нефти сырца и 11,7 цента с баррели импортных нефтепродуктов.

Таким образом, в развитых странах Запада из косвенных налогов наиболее популярными являются НДС и акцизы.

Интересен налоговый опыт стран СНГ. Для гармонизации налоговых законодательств необходимо изучать особенности каждого налога в отдельных странах и аккумулировать положительный опыт. Косвенные налоги оказывают большое влияние на политику ценообразования, им принадлежит наибольшая доля в доходах бюджетов многих стран СНГ. Поэтому особую актуальность имеет гармонизация налоговых законодательств в отношении взимания косвенных налогов.

В налоговой системе Республики Беларусь одним из основных налогов является НДС. Общий порядок его исчисления в Беларуси такой же, как и в России. Основная ставка составляет 18 %, кроме того, применяются ставки в размере 10 и 0 %. По ставке 10 % облагается реализация на территории республики продуктов животноводства, растениеводства, рыболовства, продовольственных товаров, товаров для детей; товаров (работ, услуг), производимых с применением новых и высоких технологий. Ставка в размере 0 % применяется при экспорте товаров.

Плательщики, объекты обложения, налоговая база по акцизам, перечень подакцизных товаров в Беларуси и России почти совпадают. Особенностью исчисления акцизов в Беларуси является то, что на все подакцизные товары, кроме ювелирных изделий, установлены специфические (твердые) ставки в евро на единицу измерения товара.

В Украине НДС был введен в 1992 г. и его доля составляет около 60 % от всех налоговых поступлений. При этом в отличие от многих стран в Украине НДС взимается по унифицированной ставке, поэтому по данному налогу предусмотрено множество льгот. Основная ставка составляет 20 %, по ставке 0 % облагаются экспортные операции.

Акцизный сбор — косвенный налог на отдельные группы и виды товаров, в основном, на который установлены специфические (твердые) ставки в евро или в национальной валюте (гривнах) на единицу измерения товара, адвалорные (процентные) ставки предусмотрены только по ювелирным изделиям. При ввозе товаров на таможенную границу Украины взимается акцизный сбор (экспорт товаров освобожден от акцизов).

В Республике Казахстан также основной составляющей налоговой системы является НДС. Общий порядок исчисления НДС позаимствован из опыта ведущих западноевропейских стран. Плательщиками НДС являются все юридические лица, в том числе нерезиденты Казахстана, осуществляющие деятельность через постоянное учреждение, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Имеется широкий перечень налоговых вычетов. В Казахстане налогоплательщики сдают реестры счетов-фактур в центральную базу. Эта мера предусмотрена в целях повышения эффективности контроля за уплатой налога в бюджет. Предусмотрено только два вида ставок НДС: 15 и 0 %. По нулевой ставке облагаются экспортируемые товары, международные перевозки пассажиров, товаров, животных, багажа и почты.

Акцизами в Казахстане облагаются не только товары, произведенные на территории республики, но и импортируемые товары, а также игорный бизнес. Перечень подакцизных товаров является единым как для внутренних производителей, так и для импортируемых товаров и включает—в отличие от России — более широкий круг товаров. Конкретные ставки утверждаются правительством республики. При этом различаются специфические (твердые) и адвалорные (процентные) ставки. Кроме того, установлены разные ставки на товары, производимые внутри страны, и на ввозимые в страну (например на ликероводочные изделия — 70 тенге и 1,7 евро за 1 л соответственно). Также дифференцируются ставки акцизов на все виды спирта в зависимости от цели дальнейшего его использования.

По данному налогу в Казахстане предусмотрен ряд льгот:

— не облагаются акцизами такие импортируемые подакцизные товары, как конфискованные, бесхозные ценности, перешедшие по праву наследования государству;

— товары, ввозимые в качестве гуманитарной помощи, благотворительных целях;

— товары, ввезенные для дипломатических служб и представительств.

Экспортируемые подакцизные товары освобождаются от акцизов при условии подтверждения факта экспорта. Однако в соответствии с международными договорами могут быть предусмотрены взаимные расчеты за поставки товаров по ценам, включающим акцизы.

Обобщая зарубежный опыт развитых стран и СНГ в области косвенного налогообложения, можно заметить, что почти во всех странах наибольшее фискальное значение имеют именно косвенные налоги (кроме США). Основным из косвенных налогов зарубежных стран является НДС. Механизмы взимания косвенных налогов в России построены с учетом зарубежной практики и имеют много общего. Положительные результаты налоговых реформ зарубежных стран в области косвенного налогообложения могут быть позаимствованы и Россией в плане совершенствования механизма взимания косвенных налогов

Косвенные налоги в России действуют с 1992 г. За это время произошло огромное количество изменений в механизме исчисления и уплаты как НДС, так и акцизов. Но все проблемные вопросы косвенного налогообложения пока еще не разрешены. Требуется проведение дальнейшего реформирования взимания косвенных налогов.

Налоговая реформа является одним из важнейших факторов обеспечения экономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, привлечения в Россию полномасштабных иностранных инвестиций. Пройдя довольно длительный и противоречивый путь развития, вся налоговая система России в настоящее время находится на завершающем этапе своего реформирования. Важнейшим результатом налоговой реформы стало заметное снижение налоговой нагрузки на экономику, что является одним из важнейших факторов обеспечения экономического роста. Вместе с тем современная налоговая система России не приспособлена к реализации принципа налоговой автономии: велика роль косвенных налогов, которые трудно преобразовать в региональные или местные, наиболее фискальные налоги (к которым относятся именно косвен-

ные налоги) сконцентрированы в федеральном бюджете.

Исторический опыт развития и трансформации налоговых систем в рамках региональной интеграции дает возможность рассматривать НДС в качестве одного из основных инструментов налоговой гармонизации на международном уровне. Следует обратить внимание на совершенно не пригодную для копирования практику многих стран Европейского Союза, применяемых до пяти различных ставок НДС. Множественность ставок уменьшает возможности пополнения бюджета за счет НДС и делает налог мощным регулятором экономики.

В современных условиях выделяются положительные и отрицательные стороны отечественной практики применения одного из самых современных налогов — НДС. Все проблемы с НДС можно условно разделить на два блока:

— трудности для бизнеса, связанные с уплатой этого налога;

— рост расходов государства, связанных с возвратом НДС.

При уплате НДС компания должна отвечать не только за себя, но и за своих контрагентов. Для крупной компании с большим количеством поставщиков это невозможно. Ситуация с уплатой НДС серьезно ухудшилась, когда налогоплательщика лишили возможности выбирать, платить НДС по отгрузке товара или по оплате. При возврате НДС, особенно по экспортным операциям, компании тратят огромное количество времени, сил, денег на адвокатов. Сейчас вокруг возмещения НДС выстроилась целая преступная индустрия. Фирмы-однодневки, ничего не производящие, и тем более не экспортирующие, получают из бюджета огромные деньги в счет возврата НДС. Некоторые даже считают НДС самым коррупционным налогом России.

Налог на добавленную стоимость — один из сложных налогов по администрированию. На его обслуживание уходит около 60 % рабочего времени. Налоговые инспекции продолжают наращивать инструменты контроля. Бизнес в свою очередь увеличивает необходимые для работы с НДС инструменты. Это ведет только к росту затрат для обеих сторон. Кроме того, НДС содержит значительную криминогенную и коррупционную составляющие, связанные с принципом возвратности НДС. Для борьбы с та-

кими явлениями многие экономисты предлагают изменить администрирование НДС, связанное с тем, что начислять НДС надо на другую налогооблагаемую базу без переходного начисления входящего и исходящего НДС.

Даже в действующем механизме исчисления и уплаты НДС имеется множество спорных моментов. Очень заботит обязанность уплачивать НДС сельскохозяйственных производителей, не перешедших на уплату ЕСХН. Многие (если не большинство) сельскохозяйственных организаций сумму НДС постоянно возмещают из бюджета, так как их выручка от реализации намного меньше потраченных средств на ведение хозяйства. Было бы целесообразнее вообще предоставить 100-процентную льготу для таких налогоплательщиков по опыту зарубежных стран.

Другим немаловажным моментом является сама ставка НДС, так как 18 % — это очень большой размер налоговой нагрузки. Если учесть, что НДС увеличивает цену товара (работы, услуги), то можно было бы ее снизить одним лишь изменением ставки налога. Но применение и снижение ставки НДС в Российской Федерации порождает много трудностей, следовательно, назрела необходимость законодательного реформирования налога.

Альтернативой предложению о снижении ставки НДС может быть принятие решений, касающихся устранения барьеров, приводящих к временному необоснованному изъятию средств из оборота организации. Речь идет о сокращении срока принятия к вычету сумм НДС при осуществлении капитальных вложений. В целях стимулирования инвестиционных процессов, а также совершенствования (упрощения) системы применения НДС целесообразно применять при осуществлении капитальных вложений общий порядок вычета НДС как по материальным ресурсам, приобретаемым для работ капитального характера, так и по суммам НДС, уплачиваемым строительным организациям, производящим все виды подрядных работ. Данная мера станет действенным средством, стимулирующим увеличение объемов капитальных вложений в экономику страны и поддержание темпов экономического роста.

Среди других мер, направленных на совершенствование механизма взимания НДС, предлагается осуществить:

— совершенствование механизма применения нулевой ставки для экспортеров;

— сокращение количества льгот по НДС;

— уточнение особенностей применения НДС при реорганизации организации.

Остается актуальной проблема администрирования НДС, связанная с многочисленными неправомерными случаями возмещения налога с использованием фирм-однодневок. Для решения этой проблемы предлагалось даже ввести специальные НДС-счета. Однако минусов у системы НДС-счетов больше, чем плюсов, так как в случае ее применения из хозяйственного оборота организации необоснованно изымаются денежные средства. Необходимо разрабатывать новые информационные технологии, которые бы позволили налоговым органам своевременно получать информацию о движении сумм налога по обычным банковским счетам, анализировать ее и оперативно принимать решение о проведении проверок

На основе проведенного анализа проблем косвенного налогообложения в России и изучения зарубежного опыта можно выделить некоторые направления совершенствования механизма взимания косвенных налогов в ближайшее время в целях оптимизации фискальной политики России:

— внести изменения в гл. 21 Налогового кодекса РФ, касающиеся ужесточения механизмов применения налоговых вычетов по НДС;

— изменить механизм расчета налогооблагаемой базы НДС, основанной на отрицании переходного начисления входящего и исходящего НДС;

— сократить перечень подакцизных товаров (исключить из числа подакцизных товаров слабоалкогольные напитки (до 25 % содержания спирта);

— усовершенствовать механизм применения вычетов по акцизам;

— усилить контроль за оборотом табачных изделий;

— совершенствовать налоговое администрирование косвенных налогов.

Список литературы

1. Князев В. Г., Черник Д. Г. Налоговые системы зарубежных стран. М.: ЮНИТИ, 2001. 124 с.

2. Лыкова Л. Н. Налоги и налогообложение. М.: ИНФРА-М, 2001. 432 с.

3. Мещерикова О. Ф. Налоговые системы развитых стран мира. М.: ЮНИТИ, 2006. 205 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.