Научная статья на тему 'Космический туризм - правил нет!'

Космический туризм - правил нет! Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
708
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Румянцева Е.В.

Космический туризм это новый вид космической деятельности, в котором задействованы субъекты, чей правовой статус пока не урегулирован ни международным, ни национальным космическим правом. Это сегодня, в сущности, «игра без правил». Появление и быстрое развитие соответствующей сферы деятельности нуждается в проработке широкого диапазона правовых вопросов, нерешенность которых может стать преградой для становления этой отрасли, а также поставит космических туристов и самих туроператоров в неопределенное правовое положение с непредсказуемыми правовыми последствиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Космический туризм - правил нет!»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

тельности упоминаются вывод на орбиту вокруг Луны или на другую траекторию полета к Луне или вокруг нее объектов с оружием массового уничтожения, использование такого оружия на поверхности Луны или в ее недрах.

Вместе с тем в части, касающейся космического пространства в целом, в том числе ближайшего окружения Земли, в международном космическом праве до сих пор сохраняются «ниши», и надо сказать, достаточно обширные, позволяющие не только выводить и размещать в космосе другие (неядерные) виды вооружений, но и применять, используя их, силу «в космосе» и «из космоса».

Таким образом, следует отметить, что космическое пространство необходимо рассматривать как сферу для развития и углубления международного сотрудничества по его изучению и освоению. Вместе с тем крен в сторону вепонизации космоса должен быть устранен или, по крайней мере, существенно ограни-

чен. Это сбережет так необходимые сегодня ресурсы для развития мирных космических программ, в том числе на основе международной кооперации.

Библиографические ссылки

1. Головко А. В. Международное космическое право. М. : Прогресс, 2010.

2. Макаров Ю. Н. Перспективы сохранения мира в космосе. М. : МиР, 2009.

3. Попов М. Н. Международное космическое право и развитие космической деятельности. - М. : Деловой мир, 2009.

4. Семененко Э. Г. Право и космос. М. : Дело, 2008.

5. Яковлев М. В. Международное право и космос. М. : Прогресс, 2010.

© Рудаков С. А., Фарафонтова Е. Л., 2011

УДК 669.713.7

Е. В. Румянцева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

КОСМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ - ПРАВИЛ НЕТ!

Космический туризм - это новый вид космической деятельности, в котором задействованы субъекты, чей правовой статус пока не урегулирован ни международным, ни национальным космическим правом. Это сегодня, в сущности, «игра без правил». Появление и быстрое развитие соответствующей сферы деятельности нуждается в проработке широкого диапазона правовых вопросов, нерешенность которых может стать преградой для становления этой отрасли, а также поставит космических туристов и самих туроператоров в неопределенное правовое положение с непредсказуемыми правовыми последствиями.

«Звездный час» развития международного космического права пришелся на 60-ые - 70-ые годы ХХ столетия, когда были приняты 5 основных договоров ООН по космосу. Эти договоры и сегодня составляют основу международного космического права. Ими, среди прочего, был регламентирован правовой статус астронавтов (космонавтов). При этом, как это ни странно, единого четкого определения терминов «космонавт» и «астронавт» международное космическое право до настоящего времени не наработало. Следует отметить, что в англоязычных, франкоязычных и испаноязычных версиях международных космических договоров применяется термин «астронавт», тогда как в русскоязычных текстах - «космонавт», что с первого взгляда свидетельствует об идентичности, взаимозаменяемости указанных понятий. Идентичность этих терминов, однако, не является полной. В национальных правовых системах все же есть определенные нюансы в их применении. Так, статус «космонавта» сначала в СССР, а впоследствии и в постсоветских государствах предоставляется лицу после осуществления им космического полета. В то же время в США, лицо, только начинающее тренировку по государственной космической программе, уже причисляется к астронавтам. Вопрос этот выходит за пределы теоретических конструкций [1].

Термин «космический туризм» стал использоваться лишь в связи с Международной космической станцией

(МКС) в значении полетов в космос или на околоземную космическую орбиту в развлекательных или познавательных целях, финансируемые из собственных средств или из других частных источников. Первые восемь туристических полетов были осуществлены на Российский сегмент МКС уже в ХХ1 веке с помощью российских космических кораблей «Союз» в сотрудничестве с американской компанией «Спейс Адвенчер» (туристов было 7, поскольку один из них, американский миллиардер венгерского происхождения Чарльз Симоне слетал дважды). И хотя количество тех, кто уже посетил космос в развлекательных целях и на собственные средства, пока измеряется единицами, желающих осуществить космическое путешествие уже сейчас насчитывается несколько сотен (более 300 человек уже внесли задаток на т.н. «суборбитальные» полеты).

На сегодня «белыми пятнами» в праве остаются вопросы, связанные с разделением ответственности между туристом, туроператором и исполнителем соответствующей услуги, гарантированием безопасности космических туристов, критериями отбора, особенностями предполетной подготовки и тому подобное. Эти вопросы выходят и на более широкий контекст, связанный с местом и ролью государства в обеспечении такой деятельности и контроле за ее осуществлением.

На каком уровне должны быть установлены соответствующие регулирующие положение? Представля-

Секция ««Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

ется целесообразным выделить 3 уровня: 1) международно-правовой, 2) национально-правовой; 3) сфера договорных отношений [3].

Считаем, что нормами международного права должны быть предусмотрены лишь некоторые положения общего характера, которыми бы, в частности, было легализовано наличие соответствующей категории лиц, дано определение космических туристов и общие признаки правового режима их деятельности. Считаю необходимым, в частности, определить, в какой мере на космических туристов распространяются нормы международного космического права относительно правового статус астронавтов (космонавтов). Нуждается в уточнении и степень распространения норм международного транспортного (авиационного) права на лиц, которые осуществляют суборбитальные путешествия в космическое пространство [2].

Основная же регулирующая эту сферу нагрузка должна приходиться на национальное законодательство и на договорные отношения между операторами соответствующих услуг и их потребителями.

Так, в национальном законодательстве следует установить требования относительно лицензирования операторов услуг по космическому туризму. При этом необходимо определить условия и основания предоставления таких разрешений. В частности, во внимание должны приниматься финансовые, юридические, профессиональные критерии, наличие в распоряжении операторов соответствующей инфраструктуры, опыт предшествующей работы в родственных сферах, деловая репутация и тому подобное. Следует также в правовом порядке предусмотреть последующий государственный надзор за соблюдением операторами условий предоставленных лицензий [4].

В литературе неоднократно затрагивался вопрос заинтересованности многих государств, а также межгосударственных региональных организаций в их участии в создании инфраструктуры космического туризма. В таких условиях следует особенно тщательно в национальном законодательстве проработать процедуры выбора участков для строительства соответствующей инфраструктуры, а также обеспечения использования лучших из доступных технологий в процессе проектирования и строительства таких объектов, предусмотрев гарантии безопасности населения окружающих районов и сохранения биотических ресурсов. Ввиду того, что космический туризм безусловно является деятельностью, связанной с повышенным риском, в национальном законодательстве следует предусмотреть обязательное личное и имущественное страхование космических туристов. В национальном законодательстве должны быть также установленные общие принципы имущественной ответственности за вред, причиненный в процессе осуществления космического туризма.

Кроме законодательного регулирования, значительное количество положений, связанных с обеспечением космического туризма, должно найти свое отражение в контрактах, заключаемых между оператором соответствующей услуги и ее потребителем. Ввиду новаторской сущности этого вида деятельно-

сти, считаю необходимым разработать Модельный контракт (возможно, под эгидой международной организации, например, Юридического подкомитета Комитета ООН по вопросам мирного использования космического пространства). Такой контракт должен учесть существующие наработки в сферах авиационных перевозок, космической, а также туристической деятельности (особенно относительно предоставления услуг по экстремальному туризму), одновременно закрепив и положения, являющиеся специфическими именно для космического туризма.

Среди положений, которые в обязательном порядке должны найти отражение в соответствующем контракте, - вопрос разделения ответственности за вред между оператором и космическим туристом [5]. В первых контрактах относительно космического туризма в основном применялись разного рода формулы о взаимном отказе (полном или частичном) от претензий за причинение вреда во время полетов. Единственная конкретная правовая норма относительно этого содержится в Законе США о коммерческих запусках: пассажир осуществляет соответствующую деятельность по космическому туризму на собственный риск, будучи информирован оператором относительно уровня безопасности летательного аппарата. Такая формула безусловно является удобной для возможных последующих судебных процедур, а также по большей части выгодной операторам. В то же время, вряд ли она защищает права космических туристов, поскольку, не будучи специалистами в соответствующей сфере, они не в состоянии в полной мере осознавать масштабы и виды возможного вреда. Кроме того, соответствующая правовая конструкция, возможно, была бы приемлемой при условии отсутствия других участников полета (третьих лиц), которые также могут оказаться пострадавшими от причиненного вреда. С другой стороны, можно представить ситуацию, когда космический турист своими действиями сам причиняет вред, например, очень ценному оборудованию транспортного средства. Ведь в этом случае оператор также должен отказаться от претензий относительно ее возмещения, что вряд ли является разумным и отвечающим общим принципам гражданской ответственности за вред [6].

Библиографические ссылки

1. Бернюкевич Т. В. Проблема человека в социально-философских построениях русского космизма (Н. Ф. Федорова, К. Э.Циолковского, В. И. Вернадского) : дис. ... канд. филос. наук. Чита, 2009.

2. Бундина А. Коммерциализация гражданского космоса России. М. : Центр политической информации, 2010.

3. Васильева В. С. Космический туризм: состояние и перспективы // Туризм: право и экономика. 2009. № 3.

4. Черток Б. Е. Батурин Ю. М. Космонавтика ХХ1 века. М. : РТСофт, 2010.

5. URL: http://cfsp.org.ua/en/publications/publica-tions/67-2010-02-22-06-50-38

6. URL: http://tourlib.net/statti_ukr/cosmic_tourism.htm.

© Румянцева Е. В., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.