Научная статья на тему 'Коррупция в системе государственной службы Российской Федерации: причины возникновения и методы борьбы'

Коррупция в системе государственной службы Российской Федерации: причины возникновения и методы борьбы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6032
630
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Власюк Е. И.

В предлагаемой статье анализируется проблема коррупции в системе государственной службы Российской Федерации. Исследуются различные проявления коррупции, причины ее возникновения и способы борьбы с ней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коррупция в системе государственной службы Российской Федерации: причины возникновения и методы борьбы»

6.3. КОРРУПЦИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И МЕТОДЫ БОРЬБЫ

Власюк Е.И.

Аспирант Сургутского государственного университета, преподаватель кафедры Государственного и муниципального права Сургутского государственного университета Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

В предлагаемой статье анализируется проблема коррупции в системе государственной службы Российской Федерации. Исследуются различные проявления коррупции, причины ее возникновения и способы борьбы с ней.

В процессе реформирования российской государственности в последние годы просматривается тенденция сращивания служащих государственного аппарата с предпринимательскими структурами, а также возрастает уровень коррумпированности и взяточничества.

Экс - президент Российской Федерации, а нынешний премьер - министр В. В. Путин в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 года отметил, что с переменами начала 90 - х были связаны большие надежды миллионов людей, однако ни власть, ни бизнес не смогли оправдать этих надежд. Некоторые представители этих сообществ, пренебрегая нормами закона и нравственности, перешли к беспрецедентному в истории России личному обогащению за счет большинства граждан. «Разумеется, мы и впредь будем стремиться к тому, чтобы поднять престиж государственной службы, поддерживать российский бизнес. Но и бизнесмен с миллиардным состоянием и чиновник любого ранга должны знать, что государство не будет беспечно взирать на их деятельность, если они извлекают незаконную выгоду из особых отношений друг с другом. Говорю сейчас об этом, потому, что несмотря на предпринимаемые усилия, нам до сих пор не удалось устранить одно из самых серьезных препятствий на пути нашего развития - коррупцию.»1.

Коррупция в России на сегодняшний день пока не имеет четкого законодательного определения. Наиболее удачным автор считает определение, данное в проекте Федерального Закона «Основы антикоррупционной политики», согласно которому в понятие «коррупции» входит «подкуп (получение или дача взятки), любое незаконное использование лицом своего публичного статуса, сопряженное с получением выгоды (имущества, услуг или льгот, в том числе неимущественного характера) как для себя, так и для своих близких вопреки законным интересам общества и государства либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу: коррупционное правонарушение может иметь разную степень отклонения от норм и вле-

1 - Послание В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 г. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://president.kremlin.ru

чет за собой соответствующие санкции, это общественно вредное либо общественно опасное деяние, обладающее признаками коррупции, за которое нормативным правовым актом установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность»2.

К наиболее типичным проявлениям коррупции можно отнести подкуп чиновников, взяточничество, протекционизм. При этом ключевой категорией здесь выступают властные отношения. Изначально предполагается, что представители власти находятся на службе у общества и за выполнение своих служебных обязанностей они получают от него вознаграждение. Однако они олицетворяют общественно признанный институт власти и имеют доступ к распределению материальных благ, либо обладают правом принимать решения по различным конфликтным ситуациям между людьми. Все это является мощными рычагами воздействия на людей и может быть использовано для достижения личных целей.

Сегодня взгляды государства и общества на коррупцию весьма разнообразны. В зависимости от того, кем исследуются проблемы коррупции - политологами, правоведами, социологами, экономистами - формируются разные мнения о причинах возникновения и влиянии данного явления на общество и государство.

Анализируя исследования специалистов в области государственного управления, следует сделать вывод о том, что основными причинами коррупции в системе государственной службы являются:

1. Низкий уровень престижа государственной службы.

2. Низкий уровень оплаты труда государственных служащих, необеспечение большей их части необходимыми условиями для достойной жизни.

3. Слабая и неэффективная система контроля за действиями чиновников, а также чрезвычайно широкая и иногда необоснованная свобода их действий.

4. Избыток бюрократических формализованных процедур, которые часто создаются самими государственными служащими.

5. Отсутствие стабильной внутренней культуры, должного правового сознания, этических норм и правил у самих государственных служащих.

6. Деструктивные процессы в социально - экономической сфере.

Разработка мер, которые бы способствовали борьбе с коррупцией прежде всего должна быть основана на принципах международного сотрудничества борьбы с коррупцией, что предполагает выработку международной правовой основы и унификацию антикоррупционного законодательства. Важнейшим событием в рамках международного сотрудничества можно считать принятие 31 октября 2003 года Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции. Она была подписана Россией в декабре 2003 года и ратифицирована Федеральным Собранием 8 марта 2006 года3.

Многочисленными исследователями проблемы коррупционной преступности в государственном аппарате

2 - ст. 2 проекта Федерального закона "Основы антикоррупционной политики". Антикоррупционная политика. Материалы для парламентских слушаний (21 декабря 2001 г.). М.: ГИАЦ АРПО РФ, 2001. С. 19.

3 - О ратификации конвенции ООН против коррупции: Федеральный закон от 8 марта 2006 года № 40 - ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 12. Ст. 1231.

Власюк Е.И.

КОРРУПЦИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

предлагаются различные меры и способы по борьбе с коррупцией, среди которых основными являются следующие:

- приведение национального законодательства в соответствие с международными конвенциями, ратифицированными Российской Федерацией;

- введение обязательной антикоррупционной экспертизы для всех законопроектов;

- существенное ужесточение уголовной ответственности за коррупцию;

- создание механизма, который позволил бы обеспечить информационную прозрачность процесса принятия решений, затрагивающих интересы всего общества и государства4;

- необходимость предусмотрения в законодательстве о государственной службе порядка проведения системы ротации государственных служащих;

- необходимость всестороннего общественного контроля за деятельностью должностных лиц в системе государственной службы;

- и, наконец, наиважнейшим, следует признать закрепление на законодательном уровне плана борьбы с коррупцией в государственных органах. Актуальность закрепления и внедрения такого плана на сегодняшний день не вызывает сомнений. В мае 2008 года Президентом Российской Федерации Д. Медведевым был подписан Указ о подготовке национального плана по борьбе с коррупцией. Антикоррупционный план Президента Д. Медведева состоит из трех пунктов:

Первый раздел - «это сугубо юридическая часть. Мы должны будем вплотную заняться модернизацией законодательства. Есть проект закона о противодействии коррупции, но пока еще существует набор вопросов по нему»5.

Второй раздел посвящен профилактике коррупции: «по сути, нужно вести разговор о ликвидации условий для коррупции. Это самое сложное, что на самом деле нам предстоит: прозрачность государственных процедур, связанных с государственными подрядами, тендерами, административными регламентами, создание в целом наиболее благоприятной деловой среды»6.

Третий раздел касается вопроса правового просвещения граждан. По мнению Д. Медведева: «по сути, речь идет об атмосфере в обществе. Мы должны создать антикоррупционный стандарт поведения. Без этого ничего не будет. Ведь в развитых странах, как мы обычно говорим, в странах с высокой правовой культурой взяток не берут не только потому, что боятся, но и в том числе потому, что это невыгодно, это разрушает карьеру до конца. И это может быть, самый сильный стимул»7.

Как видно из вышеизложенного, в настоящее время проблема профилактики и противодействия коррупции является одной из самых актуальных и дискуссионных. Перед Россией назрела необходимость разрешения проблемы коррупции в сфере государственной службы, угрожающей безопасности общества и государства, в связи с чем принятие мер по предупреждению и пресечению коррупции в ближайшее время будет яв-

ляться одной из приоритетных задач реформирования Российской Федерации.

4 - Куракин А. В. К вопросу о совершенствовании административно - правовых мер предупреждения и пресечения коррупции в сфере государственного управления // Государственная власть и местное самоуправление. 2002. № 1.

5 - Фаризова Сюзанна, Беспалова Наталья. Президент возьмется за взятки // Коммерсантъ. 2008. № 84 (3901).

6 - там же.

7 - там же.

Список литературы:

1. О ратификации конвенции ООН против коррупции: Федеральный закон от 8 марта 2006 года № 40 -ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 12. Ст. 1231.

2. Проект Федерального закона "Основы антикоррупционной политики". Антикоррупционная политика. Материалы для парламентских слушаний (21 декабря 2001 г.). М.: ГИАЦ АРПО РФ, 2001. С. 19.

3. Куракин А. В. К вопросу о совершенствовании административно - правовых мер предупреждения и пресечения коррупции в сфере государственного управления // Государственная власть и местное самоуправление. 2002. № 1.

4. Послание В. В. Путина Федеральному Собранию

Российской Федерации 10 мая 2006 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://president.kremlin.ru

5. Фаризова Сюзанна, Беспалова Наталья. Президент возьмется за взятки // Коммерсантъ. 2008. № 84 (3901).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.