Научная статья на тему 'Коррупция в госслужбе'

Коррупция в госслужбе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5720
700
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ПРИЧИНЫ КОРРУПЦИИ / АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тритенко Е. А.

Внимание к проблеме коррупции в системе государственной службы со стороны государственной власти и институтов гражданского общества обусловлено тем, что коррумпированность государственных служащих приобрела в современный период глобальный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коррупция в госслужбе»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Тритенко, Е. А.,

«Молодежная партия Российской Федерации»,

е-mаil:Lenа-tгitenko@yаndex.гu ТгИвпко, Е. А.,

КОРРУПЦИЯ В ГОССЛУЖБЕ

Аннотация. Внимание к проблеме коррупции в системе государственной службы со стороны государственной власти и институтов гражданского общества обусловлено тем, что коррумпированность государственных служащих приобрела в современный период глобальный характер.

CORRUPTION IN THE CIVIL SERVICE

Summary.The attention of the government and institutes of a civil society to a corruption issue in system of public service is caused by that recently the corruption of civil officers has got global character.

Ключевыеслова: коррупция, государственная служба,причины коррупции, антикоррупционные мероприятия, предотвращение и противодействие коррупции.

Keywords:corruption, civil service, the causes of corruption, anti-corruption measures, prevention and control of corruption.

Постановка проблемы. Вопрос эффективного предотвращения и противодействия коррупции является одной из важнейших проблем, которые пытается решить современное российское государство. Стандарты профессионализма, ответственности и компетентности служащих возникли и оформились в системе органов государственной власти. Характеризуя состояние реформирования системы государственной службы, среди направлений следует выделить следующие ее принципиальные позиции: усиление влияния гражданского общества на выработку управленческих решений, антикоррупционное законодательство, кадровая политика. Актуальность данного вопроса обусловлена тем, что коррупция провоцирует и углубляет общественные кризисные явления, подрывает имидж Российской Федерации (далее по тексту - РФ) на мировой арене, негативно влияет на микро- и макроэкономические процессы, препятствует налаживанию конструктивного диалога между властью и общественностью, разрушает основы развития правового государства и гражданского общества.

Социально деструктивные последствия коррупции проявляются во всех без исключения сферах общественной жизни. Поэтому государство, где власть в высокой степени коррумпирована, не может считаться ни демократическим, ни правовым, ни социальным. Поэтому разработка и внедрение мероприятий антикоррупционного направления является одной из первоочередных задач государственной власти.

На пути к реализации этой задачи сделано немало шагов: принят ряд нормативно-правовых актов, направленных на предотвращение и противодействие коррупции; ведётся постоянный диалог российского государства с мировым сообществом по выработке эффективных механизмов противодействия и преодоления коррупции; осуществляются научные исследования по вопросам предотвращения коррупции и борьбы с ней; формируется публицистика антикоррупционного характера. Несмотря на это, коррупция продолжает оставаться одной из актуальных для решения проблем российского общества.

Анализ исследований и публикаций. Многогранность коррупционных проявлений определяет множественность направлений исследования с различных позиций социально-управленческих, социально-философских, социально-экономических, социально-правовых и т.п. В методологическом аспекте эти направления опираются на многие теоретические положения и практические выводы таких исследователей проблем государства и власти, бюрократии и ее влияния на процессы управления обществом, как П. Блау, М. Вебер, Р. Мертон, Т. Парсонс и др.

Специальному исследованию проблемы борьбы с коррупцией посвятили свои работы А.И. Алексеев, A.A. Аслаханов, С.А. Алтухов, В.В. Астанин, С. Е. Борисова, О.Н. Ведерникова, Л.Г. Дашкова, В.В. Лунеев, Л.В. Петелина, М.А. Семко, А.Д. Сафронов, Р.В. Скоморохов, A.A. Тирских, Т.А. Хабибулин, В.А. Шабалин, П.А. Шурыгин, П.С. Яни и другие авторы.

Проблемы коррупции были подвергнуты анализу также в трудах В.В. Бакушева, И.Я. Богданова, А.И. Кирпичникова, И.М. Клямкина, В.О. Рукавишникова, Г.А. Сатарова, Л.М. Тимофеева, А.В. Цаплина и др.

Формулировка цели статьи. Целью статьи является анализ факторов возникновения кризисных коррупционных явлений в системе органов государственной власти и изложение собственного видения определения

коррупции в органах государственной власти, а также исследование основных направлений предотвращения и противодействия коррупции на государственной службе с целью дальнейшей наработки конструктивных предложений по решению проблемы коррупции в РФ.

Изложение основного материала. Коррупция - это негативное социальное явление, источник экономических, политических и социальных рисков для российского социума. Прежде всегоразрушительное действие коррупции проявляется в падении престижа и авторитета власти на всех уровнях, разрушении моральных основ общества, сращивании коррумпированной части публичных служащих с теневыми криминальными кругами, опасности развития псевдогражданских социальных отношений. Влияние коррупции на административную и социальную среду государственных служащих, трансформацию их нравственных норм и ценностей, корпоративную культуру государственной службы сегодня очень значительное.

Государственная служба характеризуется как одна из наиболее благоприятных сфер для возникновения коррупционных рисков. С целью их нейтрализации, что в конечном итоге должно привести к усилению добропорядочности власти в РФ, разрабатываются и предлагаются к внедрению разнонаправленные мероприятия.

Можно сформулировать определение сущности понятия «коррупция в системе органов государственной власти» как «злоупотребление государственной властью должностным лицом, а также руководителем или служащим органа государственной власти для получения любых незаконных выгод для себя или других лиц, связанных с прохождением государственной службы и материальной выгоды за счет других сотрудников»

По моему мнению, возникновению и процветанию коррупции способствуют недостатки законодательных и других нормативно-правовых актов, которые и создают «скрытые возможности» должностей, недостатки существующего состояния контроля за выполнением этих самых нормативно-правовых актов, когда акценты в контрольной деятельности смещены в сторону соблюдения сроков обработки задач, а не в сторону качества этой обработки; отсутствие гибкой эффективной системы контроля в сфере государственной службы, которая охватывала бы не только вопрос сроков перемещения отчётности по разработанной документации между исполнителями и между различными государственными учреждениями, но и вопрос трудовой дисциплины, вопросы анализа коррупционных «скрытых возможностей» должностей и разработки действенных методов борьбы с этим явлением.

Анализируя последствия коррупции и причины ее возникновения, специалисты развитых стран иногда утверждают, что коррупция является частью культуры многих стран, развивается. Взяточничество оправдывается тем, что люди в отдельно взятой стране могут терпеливо относиться к уплате небольших сумм за предоставление официальных услуг (за выдачу разрешений, лицензий и др.). Но это не означает, что они одобряют такие действия, просто иногда это воспринимается как подарки. Но если подарок выходит за пределы традиционного гостеприимства, это вызывает беспокойство, поскольку искажается шкала человеческих ценностей и социальных традиций.

Можем определить такие причины коррупции в системе органов государственной власти:

- сращивание государственного аппарата с предпринимательскими и коммерческими структурами, формирование их деловых отношений вне правового поля;

- отношение общественности к существованию коррупции и содействие ее развитию;

- сложность правительственной структуры бюрократических процедур;

- лоббирование принятия и изменения нормативно-правовых актов;

- отсутствие надлежащего механизма осуществления ротации кадров;

- низкий уровень оплаты труда и предоставления социальных услуг.

Неотъемлемой составляющей реформирования системы

государственной службы является становление профессиональной, политически нейтральной и авторитетной государственной службы, которая должна базироваться на личных профессиональных заслугам государственных служащих. Именно их должны оценивать специальные комиссии, уполномоченные на составление списков резерва на должности руководителей государственных органов.

В комплексе с антикоррупционными мерами социально-экономического, правового, превентивного, карательного, организационно-управленческого характера, должны применяться меры морально-идеологического направления борьбы с коррупцией на государственной службе. Только при таком тандеме предотвращение и противодействие коррупции будут действительно эффективными и результативными.

В плане противодействия коррупции в системе государственной службы важно обеспечить реальную реализацию такого принципа - цели концепции правового государства как равенство всех перед законом. Необходимо свести к минимуму систему привилегий чиновников всех уровней, юридических и фактических иммунитетов. В современных условиях это тем более важно, что Россия взяла международное обязательство значительно сократить количество категорий лиц, обладающих иммунитетом от преследования, до минимума, а также упростить процедуры снятия иммунитетов. Принятие таких мер должно оказать положительное влияние на снижение коррупции в стране.

Ожидаемый результат реализации - повышение эффективности борьбы с коррупцией путем нравственного возрождения и идеологического становления российского народа.

Вывод. Подытоживая изложенное, необходимо отметить, что коррупцию в системе органов государственной власти можно определить как злоупотребление государственной властью должностным лицом, а также руководителем или служащим органа государственной власти для получения любых незаконных выгод для себя или других лиц, связанных с прохождения государственной службы или получение материальной выгоды за счет своих сотрудников.

Перспективы дальнейших исследований. Российская общественность и наука уделяют проблеме преодоления коррупции все больше внимания. Коррупция стала фактором, который реально угрожает национальной безопасности, демократическому развитию государства и общества. Коррупционные проявления подрывают авторитет страны, наносят вред

функционированию государственного аппарата, ограничивающих конституционные права и свободы человека и гражданина, нарушают принципы верховенства права, установленный порядок осуществления полномочий должностными и служебными лицами органов государственной власти, разрушают моральные и общественные ценности, дискредитируют государство на международном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.