Научная статья на тему 'Коррупция и торговля людьми'

Коррупция и торговля людьми Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
541
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / ЗАКОН / ЖЕРТВА / ПРАВОСУДИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куликов А. С.

Статья посвящена рассмотрению и подробному анализу таких явлений, как коррупция и торговля людьми. Рассматриваются вопросы правового регулирования и к формирования полноценной правовой базы противодействия коррупции в России и за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коррупция и торговля людьми»

Куликов А.С.

Коррупция и торговля людьми

Коррупция - это явление, которое впору сравнить с приобретенным иммунодефицитом, когда организм лишается способности сопротивляться чужеродным воздействиям. Сегодня «заболевание» общества коррупцией приобретает характер пандемии как в нашей стране, так и в мире. Периодические коррупционные скандалы расшатывают устои правящих верхов многих государств.

По данным организации «Трансперенси Интернешнл», в 2007 году исследованиями индекса восприятия коррупции (ИВК) было охвачено 179 стран. Методика, положенная в основу формирования индекса восприятия коррупции, позволяет ранжировать страны по степени распространенности коррупции среди государственных служащих и политиков. При этом исследователи упомянутой организации исходят из понимания коррупции в государственном секторе как злоупотребления служебным положением в целях личной выгоды (например, подкуп государственных должностных лиц, выплаты «откатов» при осуществлении государственных заказов, хищения государственных средств и т.п.). Кроме того, результаты исследований сопоставляются с принятой в конкретной стране системой антикоррупционных мер.

Искушение «брать - давать» существует в любой социальной среде и реализуется в зависимости от складывающихся условий. Даже в государствах с хорошо отлаженной системой хозяйственных связей, с почти врожденным, осознанным и соблюдаемым приоритетом закона, свобод и прав человека, находятся люди, способные использовать лакуны в правовом регулировании для принятия решений с личной выгодой для себя. Что говорить о России, которая на путь рыночных и социальных преобразований вступила менее двух десятилетий назад, начав одновременно реформирование всех сфер общественных отношений, всех опорных систем и ветвей власти, со всеми возможными и невозможными ошибками.

Процесс разгосударствления собственности генерировал мощнейший выброс хватательных инстинктов в психологии тех, кто имел на него влияние. Получив за бесценок национальное достояние, нарождающийся класс попытался также приватизировать и власть - законодательную, исполнительную и судебную. К сожалению, не всегда безуспешно. Во главе ряда сфер государственной жизни, определяющих уровень национальной безопасности, оказались люди с сомнительной репутацией (Борис Березовский, Владимир Гусинский, Валентин Ковалев, Евгений Адамов и др.). Так сформировался коррупционный слой, который, кроме собственности, получил возможность влияния на политику, формирование комфортной для себя среды обитания, распределение всех национальных ресурсов путем «откатов» и безнаказанных хищений.

Стоит привести хотя бы такой пример. Девяностые годы, на восстановление Чечни направляются сотни миллионов долларов, из которых только малая доля поступает по назначению. Политическая воля руководства страны бороться с коррупцией и расхитителями была публично обнажена беспомощной фразой российского Президента: «Черт его знает, куда эти деньги делись». Именно в тот период законодательной властью дважды был принят закон о борьбе с коррупцией и дважды отклонялся Президентом.

Именно потому, что в исследованиях «Трансперенси Интернешнл» не участвуют официальные структуры, на наш взгляд, оценки ИВК отличаются большей объективностью, т.к. диагностируют общество не по статистике возбужденных уголовных дел о взятках или вынесенных судебных приговорах, а по ответам на вопросы экспертов тех лиц (резидентов и нерезидентов), кто в повседневной жизни сталкивается с поборами и вымогательством в стране и как-то реагирует на эти явления. Особую качественную ценность таким исследованиям придает то обстоятельство, что ко всем государствам, охваченным исследованиями, применяется единый инструментарий, а негосударственный характер проводимых измерений* исключает манипуляции при формулировании выводов, следовательно, повышает их достоверность. Чем ниже находится в списке то или иное исследуемое государство, тем хуже его имидж как государства с высокой коррумпированностью чиновников.

В 2007 году, по оценкам «Трансперенси Интернешнл», Россия занимала 143 место из 179 по уровню восприятия коррупции. К государствам с самой высокой коррупционной опасностью, согласно тому же рейтингу, из бывших республик СССР отнесены Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Киргизстан и Таджикистан, которые делят 150-е место. В целом же мировой рейтинг замыкают Гаити (177-е место), Ирак (178-е), Мьянма и Сомали (179-е место) [1]. Нетрудно заметить, что «лидеры» рейтинга коррупционного неблагополучия - государства с низким уровнем жизни, нестабильностью в социально-экономической сфере и внутренней борьбой элит за влияние на политические процессы.

На самом деле более точно отражает уровень противодействия коррупции не место в списке (оно зависит в том числе от количества участвующих государств), а собственно индекс (ИВК), то есть количество баллов, набранных государством. За основу принята 10-балльная шкала, в которой приближение к десятке означает почти полную законность в государстве, почти полное благополучие в смысле противодействия коррупции. А понижение говорит о том, что респонденты коррупционную ситуацию оценили в худшую сторону. Наиболее благополучная ситуация в Дании и Финляндии, их индекс равен 9,4 балла.

Замеры в России производятся с 1996 г., и за этот период ее индекс в рейтинге исследуемых государств колебался от 2,1 до 2,8 балла. Если построить диаграмму, то полученную кривую можно сравнить с легким бризом, поскольку уровень коррупции остается стабильно неуязвимым с точки зрения усилий, которые предпринимает наше общество для снижения этой угрозы.

В 2007 году индекс восприятия коррупции в государствах СНГ выглядел так: в Грузии составил 3,4 балла, Армении - 3,0, Молдове - 2,8, Украине - 2,7, России - 2,3, Казахстане - 2,1, Беларуси - 2,1, Таджикистане - 2,1, Азербайджане - 2,1, Киргизстане - 2,1, Туркменистане - 2,0, Узбекистане - 1,7 балла.

Всего же в 2007 году 40 % государств, получивших низкий индекс по шкале ИВК, Мировым Банком отнесены к группе стран с низкими доходами. Если посмотрим на государства СНГ, которые входят в последнюю треть списка, то именно они и являются странами-донорами в области миграции на территорию России и через ее территорию.

По мнению участников опроса (и это отмечено в докладе «Трансперенси Интернешнл»), в большинстве стран политические партии, суды и полиция (именно в такой последовательности) заняли первые три места как институты общества, наиболее нуждающиеся в реформах с точки зрения их коррупционной восприимчивости. Это серьезный недостаток доверия к этим властям во всем мире. К сожалению, в этом списке находится и Россия.

Следует отметить, что многие попытки противодействия коррупции нейтрализуются самим обществом. Любая публичная дискуссия на эту тему начинается с обсуждения «побирушки» -дорожного инспектора и никак не затрагивает высшие эшелоны власти. Между тем блюститель дорожного порядка, как и взяточник-врач, вымогатель-учитель или иной «бюджетник», является лишь низовым звеном в этой пирамиде. Настоящая коррупция там, где пересекаются финансовые потоки, «распиливается» федеральный бюджет, где арбитражными решениями узаконивается недружественный захват хозяйствующих субъектов и т.д. Эти процессы происходят вне поля зрения общества, т.к. многие властные процедуры остаются непрозрачными, следовательно, неконтролируемыми гражданским обществом. Коррупционное поведение государственных служащих дискредитирует власть, а сам государственный аппарат теряет управляемость. Торговля властью отрезает путь честным людям от предпринимательской деятельности и приводит к преобладанию авантюрного, спекулятивного капитала в ущерб производительному. Отсутствие социально-правового контроля за состоянием противодействия коррупции и ее социальной базы - организованной преступности - обусловливает их безнаказанность и укрепление позиций, обеспечивает их дальнейшую детерминированность. Большинство здравомыслящих людей, экспертное сообщество и сотрудники правоохранительных органов отрицательно восприняли либерализацию российского уголовного законодательства, в результате которой в 2003 году упразднен институт конфискации. Немотивированный акт амнистии всем, кто имел основания для неуверенности в завтрашнем дне!

Те немногочисленные примеры, когда в руки правосудия попадают чиновники высокого уровня, находят в обществе пристрастных добровольных защитников, которые создают вокруг этих фактов такой общественный резонанс, который иначе как давлением на следствие и правосудие назвать нельзя. Причем в ряде случаев невольно напрашивается вопрос: что за связь между подозреваемым и радеющим могла обеспечить такую активность в защите репутации человека, обвиняемого в финансовом ущербе государству (например, заместитель минфина Сторчак и банкир Лебедев)? Бывший глава Минатома Адамов, несмотря на доказанность судом его виновности, по-прежнему имеет поддержку в лице влиятельных покровителей.

Неоднозначная позиция общества, несовершенство законодательства делают национальную правовую систему неадекватной, малоэффективной для противодействия организованной преступности и коррупции. В непростой ситуации оказались и правоохранительные органы, профессиональное ядро которых было «вымыто» в начале реформ из оперативных и следственных аппаратов, а потенциал оставшихся просто несопоставим с силами и возможностями криминального мира. К тому же в оперативно-следственных аппаратах появилось немало лиц, готовых встать на «кормление» преступной среде и торговать властными возможностями.

И тем не менее работа по выявлению взяточников ведется. По данным МВД России, количество преступлений коррупционной направленности, выявленных подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями с 2000 по 2007 годы составило более 71 тысячи, причем последние

пять лет раскрываемость подобных преступлений стабильно возрастает. Так, в 2007 году число лиц, привлеченных к уголовной ответственности за совершение данных преступлений, возросло на 9,1 %. Непосредственно фактов взяточничества выявлено более 11,6 тысячи, или на 5,0 % больше, чем в предыдущем году. Этому способствовали организационно-структурные меры МВД, принятые в рамках Комплексной программы по усилению борьбы с коррупцией на 2007-2008 гг. За причастность к коррупционным (и другим тяжким!) преступлениям в крупных размерах привлечены к ответственности представители высшей законодательной власти (сенаторы Изместьев и Чахмахчян), представители региональной исполнительной власти Архангельской, Нижегородской, Московской, Орловской областей, Приморского края, Республики Якутия и др.

29 мая 2008 г. вступил в законную силу приговор Тверского областного суда в отношении 12 депутатов Тверской городской думы, которые признаны виновными в получении взятки в особо крупном размере за незаконные действия и лоббирование интересов ряда предпринимателей с ноября

2005 по январь 2006 г., а на днях, 7 июня 2008 г., направлено в суд очередное уголовное дело о коррупции в Тверской городской думе в отношении бывшего председателя Тверской областной думы и бывшего советника главы города Твери [2]. Большие проблемы в связи с привлечением к уголовной ответственности уличенных в коррупции подчиненных возникают у главы Приморского края.

В прошлом году выявлены злоупотребления с бюджетными средствами в Фонде обязательного медицинского страхования и других целевых внебюджетных фондах. Ежедневно СМИ сообщают о задержании, аресте того или иного чиновника разного уровня. Всего за взяточничество осуждены в

2006 го-ду 4,3 тысячи человек*, а с 2000 года - более 18,7 ты-сячи человек. Следовательно, работа по пресечению коррупции ведется. Правда, ее результаты наводят на размышление. Так, всего 40,8 % осуждено за получение взятки, а за дачу - 57,7 %, при этом из 7610 получателей взятки к лишению свободы приговорены всего 1434 (18,8 %).

Ни публичный резонанс, ни угроза приговоров не останавливают корыстолюбивых чиновников. В докладе на коллегии Генеральной прокуратуры РФ 6 июня 2008 г. начальник Следственного комитета Александр Бастрыкин сообщил, что только за I квартал этого года к ответственности за коррупцию привлечено более тысячи должностных лиц, а общий объем средств, ежегодно идущих на подкуп чиновников, равняется трети федерального бюджета [3]. Ущерб государству только по направленным в

2007 го-ду в суд уголовным делам превысил один миллиард рублей, а возмещена была лишь пятая часть [4].

В правовом регулировании противодействия коррупции существует ряд проблем и препятствий. Много говорилось о необходимости экспертизы законодательства на коррупциогенность. Это важный элемент противодействия коррупции, предотвращения влияния теневого бизнеса на формирование законодательства. Однако экспертиза не является панацеей, поскольку не может полностью устранить возможные способы корыстного использования законодательных процедур непосредственными исполнителями, а в иных случаях изъятие каких-то элементов может нанести несопоставимо больший вред охраняемым интересам человека и его безопасности. К примеру, благой целью мотивировалось изъятие лицензирования и сертификации из регламентов отдельных ведомств. К чему привело? К тому, что страна завалена фальсифицированными лекарствами, контрафактной продукцией и т.д.

Ключевыми инструментами влияния на системную коррупцию в сфере уголовного судопроизводства должны быть независимое правосудие и институт независимого прокурора. В целях повышения качественного состава кадров в органах государственной власти должны быть предусмотрены транспарентные процедуры замещения должностей государственной службы и кандидатов на должности судей, обязательное декларирование доходов и расходов самих чиновников и членов их семей; обязательное декларирование источников получения средств на приобретаемое дорогостоящее имущество (движимое и недвижимое) и предметы роскоши.

Самым действенным, на наш взгляд, был и остается институт конфискации как вид наказания. Помимо этого, целесообразно было бы ввести пожизненный запрет на занятие должностей в системе государственной или муниципальной службы, невозможность снятия или погашения судимости для лиц, отбывших наказания за коррупционные преступления. Только перспектива потерять все, включая названное поражение в правах, может повлиять на мировоззрение чиновников, склонных торговать своей властью.

Неадекватность законодательного противодействия коррупции осознается всеми - и борцами, и критиками. Но любые попытки что-либо изменить сталкиваются с протестными лозунгами: это возврат к тоталитарному прошлому. Эти заявления исходят в том числе из уст отдельных представителей политических элит. До той поры, пока мы не преодолеем в себе страх, затмевающий здравомыслие, мы не сможем установить эффективный социально-правовой контроль, препятствующий криминализации общества, тормозящей ее созидательное развитие. Не сможем подняться до желаемых вершин демократии, построить цивилизованный рыночный механизм развития и функционирования экономики, реально обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина.

Именно поэтому общество настроилось на позитивные ожидания, связанные с последними решениями Президента Д.А. Медведева о преодолении системной коррупции. Полагаем, что в числе первых решений будет принятие базового Федерального закона «О противодействии коррупции», о необходимости которого сказано многое. Он поможет устранить те законодательные прорехи, которые позволяют манипулировать формулировками. К примеру, отсутствие нормативного закрепления преступлений, относимых к коррупционным, создает существенные препятствия в реализации уголовной политики, проведению мониторинга коррупционных преступлений, вносит неразбериху в определение компетенции и сферы ответственности субъектов антикоррупционной деятельности.

Предстоит более принципиально посмотреть на соответствие статье 19 Конституции РФ главы 52 УПК РФ (об особенностях судопроизводства в отношении отдельных категорий лиц). Благодаря названным положениям УПК значительная часть должностных лиц и представителей некоторых профессий пользуется привилегиями в уголовном процессе, особыми условиями, при которых только и возможно возбуждение уголовного дела, задержание и т.п., что несовместимо с принципом всеобщего равенства перед законом и судом.

Считаем, что необходим закон «О лоббировании», который бы легитимизировал защиту интересов отраслей экономики и социальной сферы в ходе законопроектной работы, блокировал законопроекты, противоречащие интересам общества и государства. Для совершенствования правового регулирования нужно как можно скорее принять закон «О противодействии торговле людьми», который даст юридически более выверенные понятия торговли людьми, жертвы и т.д. Нужны глубокие изменения уголовного, уголовно-процессуального законодательства и законодательства, регулирующего оперативно-разыскную деятельность, государственную службу, статус судей, службу в правоохранительной сфере. Причем все изменения должны рассматриваться одним пакетом.

За последние годы частично была проведена подготовка к формированию полноценной правовой базы противодействия коррупции. Приняты федеральные законы о государственной гражданской и муниципальной гражданской службе, о закупках для государственных нужд и т.д. Для обеспечения транспарентности в деятельности органов исполнительной власти разработаны и введены в действие административные регламенты реализации государственной функции в органах исполнительной власти федерального центра (в том числе в деятельности МВД, ФМС, ФНС и др.) и в ряде субъектов Федерации. Ратифицированы основополагающие конвенции в сфере противодействия организованной преступности, коррупции и торговле людьми. Это существенные ограничения для склонных к коррупции.

В частности, в связи с ратификацией в 2006 году Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию Россия стала участницей Группы государств против коррупции (ГРЕКО). Тем самым мы получили необходимые инструменты и международные стандарты работы на этом направлении. Войдя в состав ГРЕКО, Россия включилась в режим международного мониторинга и контроля за тем, как государство-член ГРЕКО выполняет взятые обязательства в области борьбы с коррупцией. Это обеспечит более жесткий контроль за реализацией антикоррупционных стандартов в российском законодательстве и позволит добиться большей прозрачности системы госуправления. Таким образом, если до сих пор были сильны позиции тех, кто противился принятию антикоррупционных законов и иных решений, то сейчас у нас нет другого выбора, и это, пожалуй, один из немногих случаев, когда отсутствие альтернативы является благом. Мы должны осуществить все обязательства, заложенные в конвенциях.

Человек - товар в фокусе коррупции. Либерализация законодательства о миграционном учете, которая вступила в силу в январе 2007 года, отчасти устранила коррупциогенные процедуры в процессе миграционного контроля. Между тем снятие административных барьеров, вопреки ожиданиям, не существенно повлияло на положение иммигранта в экономической сфере. Поскольку сохраняется заинтересованность работодателей в дешевом труде, в экономии налоговых отчислений и создании неучтенной продукции, существуют побуждения в сокрытии трудовых ресурсов от контролирующих органов, в том числе путем подкупа должностных лиц, «не обнаруживших» те или иные нарушения, связанные с использованием иммигрантов.

Проблема коррупционного присутствия в сфере миграции сохраняет актуальность, особенно в связи с большим объемом транзитной миграции, которую малочисленные иммиграционные подразделения ФМС России не в состоянии зафиксировать и отследить в полном объеме. По данным ФМС России, примерно 1/3 задерживаемых при попытке нелегального транзита через Россию - китайцы, остальные - выходцы из Южной и Юго-Восточной Азии. Большинство из них движимы стремлением через Россию перебраться в европейские страны и США. Ради достижения этой цели они прибегают к услугам преступных групп, поставивших бизнес по перевозке мигрантов на регулярную основу.

В начале этого года была изобличена интернациональная организованная преступная группа из 20 человек во главе с подполковником ГРУ Д. Стрыкановым, в которую входили граждане России и Израиля. Этой преступной группой создавались подставные фирмы в ряде областных и

республиканских центров РФ, которые якобы занимались рекрутингом за рубеж. Преступники располагали подлинными бланками шенгенских виз, в подпольных лабораториях «выправляли» паспортные данные мигрантов [5, с. 10]. Следствие установит истинные масштабы деятельности преступной группы, которая обеспечивала нелегальный транзит через Россию из Юго-Восточной Азии. Но и без расследования понятно, что это занятие было бы невозможно без соучастия в нем должностных лиц.

Иностранные граждане, не располагающие необходимыми суммами для оплаты их услуг, пополняют собой ряды наркокурьеров. Незаконный трафик формируется как за пределами России, так и на ее территории. Получает распространение этнокоррупция - система подкупа иностранными бизнесменами российских чиновников в целях получения определенных льгот, увеличения квот и т.п.

Экспертами Европола из пяти основных маршрутов, по которым в Евросоюз прибывают нелегальные мигранты, выделены минимум два, проходящие через Россию. Стоимость переправки одного мигранта из Москвы в одно из государств Европы колеблется в границах от 10 до 15 тысяч американских долларов. Сегодня полицейскими экспертами доходы от незаконного перемещения людей оцениваются в объемах, равных трети доходов от торговли наркотиками.

Преступные группировки, обеспечивающие транзит, сочетают его с другими видами организованной преступной деятельности. Человек - не ворсинка на скошенной траве. Чтобы его благополучно переместить через несколько пограничных кордонов, нужно купить не вызывающие подозрений документы, купить чиновников, купить визовую поддержку, подготовить подтверждающие основания для выезда, обеспечить проводниками по всему маршруту и т.д. На всех этих этапах присутствуют должностные лица, от имени государства обеспечивающие соответствующую функцию. Многие проблемы, лежащие в сфере торговли людьми, могли бы решаться более активно и без дополнительных затрат. Скажем, печатные СМИ, Интернет переполнены приглашениями женщин на работу за рубеж. Требование к претенденткам только одно - молодость. И никаких других! Истинная цель такого оргнабора понятна, но почему-то не встречает адекватной реакции, хотя «явки и адреса» известны.

Публикуются предложения отчаявшихся потенциальных потерпевших: продам себя целиком и по частям на ваших условиях (это о продаже органов). Преступные группы работают и на этом направлении. Подпольное органное донорство - вообще целина, на которую не ступала нога сотрудников правоохранительных органов. Торговля детьми - тоже отдельная тема. Оба эти явления окутаны туманом.

Когда речь идет о передаче детей из детских домов в иностранные семьи нельзя не согласиться с разбазариванием генофонда нашей страны, находящейся на грани депопуляции населения. К сожалению, эти дети только таким образом приобретают шанс получить прививку добра, тепло и навыки семейного образа жизни, взаимной заботы и ответственности, получают шанс на более благополучное будущее. Вокруг детского сиротства также вьются преступные интересы и коррумпированные связи. Генеральная прокуратура возбудила в уголовное преследование по факту деятельности международной преступной организации (входили граждане России и США), которая в Калифорнии зарегистрировала фирму «Юнона». В разных странах «Юнону» обеспечивали десятки посредников, которые за взятки добывали конфиденциальную информацию о детях, она же перепродавала ее агентствам по усыновлению. Сотни детей и подростков, прошедших процедуру так называемого усыновления, находятся в розыске. Судьба их неизвестна, но каждый из них принес в карман работорговца не один десяток тысяч долларов, а в сумме прибыль от торговли людьми, по данным ОБСЕ, составляет ежегодно 17-19 миллиардов долларов.

С точки зрения закона торговля людьми есть такое же преступление, как и всякое другое общественно опасное деяние. Особенный характер ему придает живой человек как необычный объект преступления и связь с чиновниками, за вознаграждение соучаствующих в позорном процессе работорговли. Поэтому, на наш взгляд, одновременно с ожиданиями антикоррупционных мер, которые планирует осуществить власть, необходимо продолжение настойчивой работы с населением, необходимо постоянное просвещение реальной и потенциальной миграционной среды о том, что успешное преодоление проблемы зависит от самих людей, либо готовых стать жертвой или полагающих, что опасность пройдет мимо. От того, насколько сами жертвы готовы сотрудничать с властью и правосудием, зависит успех не только в их частном случае, но и в деле нейтрализации коррупции и даже устранения такого феномена, как торговля людьми.

Литература

1. http://www.transparency.org.ru/CENTER/cpi_07.asp

2. http://genproc.gov.ru/news/news-7967/

3. http://news.ntv.ru/133692/

4. http://businesspress.ru/newspaper article_mld_ 33_ald_449915.html 5. Аргументы недели. 2008. 20 марта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.