Научная статья на тему 'Коррупция и статусная рента в системе теневых экономических отношений'

Коррупция и статусная рента в системе теневых экономических отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
307
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / КОРРУПЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стулов Сергей Аркадьевич, Александрова Елена Александровна

В статье представлены подходы к определению «теневой» экономики и измерению ее уровня. Даются объяснения взаимозависимости между «теневой» экономикой, статусной рентой и коррупцией. Обоснованы основные направления борьбы с коррупцией как составляющей теневой экономики. Предлагается постановка наиболее важных задач по борьбе с коррупцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коррупция и статусная рента в системе теневых экономических отношений»

УДК 658

Стулов Сергей Аркадьевич

Владимирский юридический институт ФСИН России

Stulov_SA@mail.ru,

Александрова Елена Александровна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

ksu@ksu.edu.ru

КОРРУПЦИЯ И СТАТУСНАЯ РЕНТА В СИСТЕМЕ ТЕНЕВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

В статье представлены подходы к определению «теневой» экономики и измерению ее уровня. Даются объяснения взаимозависимости между «теневой» экономикой, статусной рентой и коррупцией. Обоснованы основные направления борьбы с коррупцией как составляющей теневой экономики. Предлагается постановка наиболее важных задач по борьбе с коррупцией.

Ключевые слова: экономические отношения, теневая экономика, коррупция.

Коррупция выступает неотъемлемой частью более общего явления, именуемого теневой экономикой. С институциональных позиций бурный и масштабный рост теневой экономики есть результат неэффективности государства. Неэффективные модели управления хозяйственными процессами обеспечивает максимизацию личных выгод для коррупционе-ров-чиновников и для субъектов бизнеса - агентов теневой экономики. Коррупция проникает в законодательство и находит свое проявление в социально-индифферентной деятельности его институтов в экономике, социальной и иных сферах.

В целом, вся теневая экономика в мире (включая криминальный сектор) оценивается примерно в 9 трлн. долл. США (см.: The Economist. -2002. - April. - P. 13; OECD Revenue Statistics. 1998. - Paris, 2000. - P. 21). Поэтому одной из важнейших функций любого государства является борьба с «теневой» экономикой и коррупцией. До настоящего времени в теории нет однозначного и общепринятого определения понятия «теневой» экономики, хотя она занимает значительный удельный вес в валовом внутреннем продукте развитых, развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

Одно из широко используемых определений «теневой» экономики включает все виды экономической деятельности, данные по которым используются при расчете валового национального продукта1. В то же самое время используются и другие определения «теневой» экономики, как законного, так и незаконного производства товаров и услуг рыночным сектором экономики, но не учитываемого при расчете валового внутреннего продукта2.

Наиболее распространенное определение «теневой» экономики - это рыночное производство товаров и услуг, как запрещенных, так и не запрещенных законодательством, которое не учитывается официальной статистикой и не связано с какими-либо обязательствами по уплате налогов государству Таким образом, «теневая» экономика оказывается полностью (или частично) свободной от обязанности уплаты налогов, что является одним из мощных стимулов для ухода в «тень» отдельных частей экономики, включая рынок труда3.

Данное определение теневой экономики носит широкий характер и поэтому может использоваться лишь для общих выводов и оценок4.

Деятельность, подпадающая под широкое определение теневой экономики, делится на две основные группы: а) теневой сектор легальных видов экономической деятельности, разрешенной законом; б) секторы нелегальной деятельности, которые запрещены законодательно. К ним относятся: сбыт краденого имущества, контрабанда, производство и распространение наркотических средств и их прекурсоров ((лат. praecursor - предшественник) - химическое вещество, исходный компонент или участник промежуточных реакций при синтезе какого-либо вещества. - http:// ru.wikipedia.org/wiki), торговля нелегальным оружием, сутенерство и занятие проституцией, мошеннические действия в отношении физических и юридических лиц, торговля людьми, организация и проведение азартных игр и т.п.

К первой группе относится любая деятельность, не запрещенная законом, но не находящая отражения в налоговой и бухгалтерской отчетности (включая и деятельность хозяйствующих

© Стулов С.А., Александрова Е.А., 2010

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2010

357

субъектов, не зарегистрированных в установленном законодательством порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и юридических лиц). Именно эта группа и рассматривается собственно как теневая экономика, именно она находится в тесной взаимной связи с государственной системой налогообложения.

Группирование видов теневой экономики осложняется существованием различных методов ее измерения, которые зачастую дают дифференцированные результаты. Эти методы, из-за отсутствия какой-либо официальной статистики, весьма условны. Основными являются: метод физических затрат и метод наличных денег.

Метод физических затрат основан на сравнении производства продукции и уровнем ее потребления в национальной экономике. Чаще всего берется превышение потребления электроэнергии над ее официальным производством. Полученная разность и рассматривается как основа для оценки теневого сектора экономики. В основном данный метод используется применительно к индустриально развитым странам (хотя внедрение энергосберегающих технологий в производственные процессы уменьшает его точность).

Второй метод измерения исходит из предположения, что теневая экономика функционирует преимущественно за счет оборота наличных денег. Выявляющееся превышение денежных сумм, реально функционирующих в экономике, над суммами, которые должны были бы обслуживать официально зарегистрированную экономическую деятельность, и служит базой оценки теневой экономики. Данный метод, параллельно с методом вычисления разности показателей производства и потребления электроэнергии, используется в основном в развивающихся странах, в которых широко распространено хождение наличных денег.

Кроме того существуют и другие методы -экспертные оценки, основанные на выборочном числе хозяйств, на определении расхождения между официальной и фактической занятостью. Иногда применяются многофакторные динамические модели. Все эти методы, несмотря на свою сложность, не обеспечивают достаточной степени точности.

Западные аналитики выдвигают ряд рекомендаций, которые направлены на ограничение незаконной трудовой деятельности в связи с ее отрицательными последствиями для налоговой и со-

циальной систем. Так, они предложили снизить налог на добавленную стоимость на трудоемкие виды услуг, в то же время ограничив число необлагаемых данным налогом услуг в домашнем хозяйстве. Как известно, именно в этой сфере оказывается большинство «теневых» услуг без уплаты налогов. Ф. Шнайдер сомневается, что увеличение размера штрафов в отношении лиц, занимающихся незаконной трудовой деятельностью, может дать положительные результаты, так как до 2/3 добавленной стоимости «теневой» экономики создается совместно лицами, работающими по найму, и их работодателями, которые не хотят «выходить из тени» и платить налоги. Ф. Шнайдер указывает также на то, что в соответствии с проведенными им в Германии, Австрии и Швейцарии опросами большинство респондентов рассматривают незаконную трудовую деятельность как «незначительный проступок».

Те же тенденции прослеживаются при анализе коррупции, но если в случае разбухания «теневой» экономики прямое участие государства является проблематичным, то развитие масштабов коррупции связано со сращиванием аппарата государственных коррумпированных чиновников с субъектами предпринимательской деятельности.

Ученые считают, что есть два различных объяснения высокой взаимозависимости между «теневой» экономикой и коррупцией:

1) «теневая» экономика является попыткой устраниться от коррупции - предприниматель уходит в подполье, чтобы не платить чиновникам взяток;

2) коррупция порождает дополнительный рост «теневой» экономики. По некоторым подсчетам, увеличение индекса коррупции на один пункт приводит к росту «теневой» экономики на 7,6%. Это не согласуется с взглядами на «теневую» экономику как способа обойти коррупцию, но подтверждает определение «теневой» экономики как порождение коррупции. Некоторая доля «теневого» сектора действительно образуется как реакция на взяточничество, она значительно меньше всей той части «теневого» сектора, которая порождается коррупцией.

Кроме того, многие российские ученые (С. Никитин, М. Степанова, Е. Глазова) и западные аналитики (например, С. Кондо, заместитель Генерального секретаря ОЭСР) признают, что распространение коррупции ускорила глобализация мировой экономики.

358

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2010

Глобализация, отмена валютного контроля и других барьеров для свободного перемещения капиталов, а также рост использования современных электронных технологий увеличили объем международных экономических сделок, но вместе с этим вырос и объем законного и незаконного уклонения от уплаты налогов. Хотя коррупция тесно переплетается с налоговыми правонарушениями и легализацией криминальных доходов, она выделяется в самостоятельную проблему, а собственно, налоговыми правонарушениями в свете глобализации считаются пагубные формы международной налоговой конкуренции - «налоговый рай» и преференциальные налоговые режимы, которые обеспечиваются в таких странах, как Доминиканская Республика, Сейшельские острова, Кипр и другие оффшорные зоны.

Борьба с коррупцией затруднена тем, что в условиях глобализации мировой экономики коррупция приняла поистине международный характер.

В последние годы возросла прямая связь между ростом иностранных инвестиций и взяточничеством (взятки компаний иностранным государственным чиновникам). Рост международной коррупции шел рука об руку с ростом транснациональных компаний, нелегальной иммиграцией, с реализацией инвестиционных проектов международных организаций в странах с развивающейся и переходной экономиках.

Российские ученые отмечают, что в течение длительного времени законодательства многих стран относили к коррупции только внутренние взятки, а международные, прикрытые «приличными» словами (комиссионные, гонорары за консультации, представительские расходы, подарки и т.п.), считались деловыми издержками, которые иногда позволялось вычитать из налогооблагаемой базы. В законодательствах многих развитых стран стандартной была фраза о том, что подобные расходы можно считать издержками при условии, что такова общепринятая практика ведения дел в условиях конкуренции в данной стране или в данной сфере, причем доказательство об-щепринятости этой практики должна была представить компания-налогоплательщик, а просто факт принятия взятки иностранным гражданином таким доказательством не являлся. В качестве примера можно привести исследование международного валютного фонда (МВФ) о связи между ростом международной коррупции и военными расходами. Производители оружия дают взят-

ки и завышают комиссионные не только, чтобы получить государственные заказы в своих странах, но и чтобы выиграть контракты с иностранными покупателями своей продукции. По экспертным оценкам, доля взяток в общей сумме военных расходов доходит до 15%.

Только с середины 90-х годов международные организации включили борьбу с коррупцией в число первоочередных задач. В частности, первой вехой в ОЭСР были (1994 г.) рекомендации странам-участницам принять необходимые меры для выявления, пресечения и борьбы с подкупом иностранных государственных служащих ради получения зарубежных контрактов и госзаказов. В результате разработанных позднее в Организации рекомендаций о принятии налоговых законов, запрещающих вычитать взятки иностранным госслужащим как деловые расходы из налогооблагаемой базы, к середине 2001 г. в большинстве стран-участниц ОЭСР вступили в силу поправки к налоговым законодательствам. Они приравнивают взятки к уголовным преступлениям, независимо от того, даются они иностранным или своим государственным служащим и судьям.

Коррупция является одним из механизмов выживания и развития теневой экономики. Коррупцию можно рассматривать как метод, с помощью которого экономические преступники проникают в государственные и общественные органы в целях их нейтрализации и перерождения. Государственные организации и организованная экономическая преступность как сложные социальные системы имеют различные ценности, цели и интересы. При этом, взаимодействуя между собой, данные системы порождают из-за этих различий конфликт, который приводит к тому, что каждая система пытается противоположной стороне навязать свои устои (цели, ценности, интересы). Если преступности на том или ином участке это удается, то налицо коррупция государственных представителей экономической, идеологической и политической сфер. Если это удается правоохранительной системе, то они создают позиции влияния во внутренней среде экономической преступности, нейтрализуя тем самым ее противоправную деятельность.

Таким образом, для теневой экономики коррупция - это один из способов разрешения конфликта с государством, способ выживания. В этой связи коррупция - это не разовые преступные посягательства со стороны криминалитета, вы-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2010

359

ражающиеся в даче взяток, а фактически «закон функционирования», «линия поведения», с помощью которого он пытается расширять свою сферу влияния.

Подводя итоги, можно отметить, что при формировании современной парадигмы противодействия нарастающей коррупционной угрозе необходимо сосредоточить усилия общества на решении следующих, наиболее важных задач:

1. Разработать предложения по совершенствованию положений Закона РФ Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции».

2. Разработать предложения по формированию государственного федерального органа, прямо подчиняющегося Президенту РФ, который определял и координировал все государственные и общественные меры борьбы с коррупцией.

3. Разработать долгосрочную национальную программу и систему мер по повышению социальной ответственности населения, всех слоев общества в целом, в отношении преодоления административных барьеров и коррупции.

4. Осуществить комплекс мероприятий по формированию эффективной системы и атмосферы гражданской нетерпимости в отношении коррупции и корупционеров.

Примечания

1 Schneider F. Measuring the Size and Development of the Shadow Economy. Can the Causes be Found and the Obstacles be Overcome? Essays on Economic Psychology. - Berlin; Heidelberg, 1994.

2 Smith P. Assessing the Size of the Underground Есоnоmy: The Canadian Statistical Persvectives, Canadian Economic Observer.

3 Никитин С., Степанова М., Глазова Е. Теневая экономика и налогообложение // МЭМО. -2005. - №>2. - С. 24.

4 Наиболее полное исследование теневой экономики принадлежит австрийскому экономисту Ф. Шнайдеру, который в сотрудничестве с Д. Эн-сте опубликовал результаты анализа по почти 80 странам на конец ХХ века (см.: Schneider F., Enste D. Shadow Economies Around the World: Size, Causes, and Consequences. - Wash., 2000).

УДК 658

Хартанович К.В.

доктор экономических наук Владимирский филиал РАГС,

Маньковский В.А., Шатрова Я.О., Шкабарня И.С.

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

ksu@ksu.edu.ru

МОДЕРНИЗАЦИЯ И АНТИКРИЗИСНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ

В статье изложены результаты исследования процесса модернизации и осуществления антикризисных региональных стратегий.

Ключевые слова: модернизация, стратегия, кризис, регион.

Ггобальный кризис бросил вызов экономической науке. Его преодоление может быть достигнуто только на пути смены экономических парадигм. Новая экономическая парадигма рождается не на пустом месте, а диалектически вырастает из предшествующего экономического опыта. Она диалектически отрицает (закон отрицания отрицания) предшествующую модель экономического мировоззрения.

Российская экономическая мысль при политической поддержке властей разных уровней видит новую отечественную экономическую парадигму.

Модернизировать экономику означает сделать ее современной, изменять ключевые ее параметры в соответствии с требованиями динамично меняющейся внешней среды, вводить необходимые усовершенствования в качественный и количественный состав ее внутренних системных переменных.

Особенно важно то, что модернизация не должна быть самоцелью экономического развития страны. Это средство для достижения основной социально-политической и экономической стратегической цели - устойчивого повышения уров-

360

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2010

© Хартанович К.В., Маньковский В.А., Шатрова Я.О., Шкабарня И.С., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.