КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ НА УРОКАХ ПРОИЗНОШЕНИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПЕРВОМ КЛАССЕ ШКОЛЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Медведева О. А.
Хорошая речь - важное условие всестороннего полноценного развития детей.
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Любое же расстройство речи в той или иной степени отражается на деятельности и поведении ребенка. Тяжелые нарушения речи могут отразиться на его умственном развитии, если ему не будет оказана своевременная помощь.
В законе Российской Федерации «Об образовании», где оно определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства», в самом общем представлении образование надо понимать как целенаправ-
Екатеринбург
ленный процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, умений и навыков, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов.
Школа - это такая общественногосударственная система, которая призвана удовлетворять образовательные запросы общества, государства. Социальный заказ, который дан народному образованию, однозначен: воспитывать творческую, инициативную, самостоятельную личность, участвующую в общественных и государственных делах.
В качестве главного фактора, который влияет на формирование содержания школьного образования, выступают потребности общества в образованных людях, цели, которые общество ставит перед школой, на тех или иных этапах своего исторического разви-
тия, реальные возможности процесса обучения, средние и оптимальные возможности учащихся.
В педагогике имеются такие понятия, как образовательные потребности населения, образовательные услуги, дополнительное образование, дифференцированное обучение. В рамках федерального, регионального уровней стандартов отражены функции государства, которые состоят в том, чтобы обеспечить образование, соответствующее государственным стандартам в образовании - обязательному минимальному объему знаний по той или иной образовательной программе и необходимый уровень ее усвоения (Закон РФ «Об образовании», ст. 9, п. 6).
Лица с отклонениями в развитии имеют право на получение образования. В ст. 5, п. 6 Закона «Об образовании» сказано: «Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов, интеграцию в общество». Сделан акцент на личностно ориентированную модель вариативного образования в школе путем внедрения программы «Обучение и воспитание детей с аномалиями в развитии». По своей направленности эта программа нацелена на диагностическую, коррекционную, развивающую и реабилитационную работу с личностью.
Современные социально-экономические условия в России определяют необходимость усовершенствования содержания специального образования с учетом требований общества, направленного не только на всестороннее развитие личности лиц с особыми нуждами, но и более широкую их адаптацию и интеграцию в общество.
В системе образования для лиц с аномалиями в развитии создана школа V вида - школа для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи - тип специального школьного учреждения для детей, достигших школьного возраста, страдающих алалией, дизартрией, заиканием при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. В школу V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи поступают дети с общим недоразвитием речи (выраженным в разной степени) и имеющие диагноз алалия, дизартрия, осложненная заиканием. Таким образом, в I отделение школы V вида зачисляются дети, которые испытывают значительные трудности при обучении в общеобразовательной школе.
Успешное формирование речи и усвоение программы обучения у таких детей эффективно лишь в речевой школе, где используется специально подобранная система коррекционного воздействия. Специфические задачи речевой школы, которые выдвигаются наряду с задачами общеобразовательной школы, направлены на преодоление различных видов нарушений устной и письменной речи; устранение связанных с ними особенностей психического развития в процессе коррекционно-воспитательной работы в учебное и внеучебное время.
В своей работе я опираюсь на «Программу специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи», которая четко определяет задачи развития детей, поступающих в школу, предусматривает предупреждение и исправление нарушений.
Программа для I отделения школы для детей с тяжелыми нарушениями речи разработана в соответствии с новым учебным планом и с учетом изменений в программах массовой общеобразовательной школы. Вместе с тем программа школы для детей с тяжелыми нарушениями речи имеет свои особенности, которые наряду с общеобразовательной подготовкой обеспечивают решение задач коррекционной направленности. Каждый из разделов программы включает систематическую работу по формированию различных сторон речевой деятельности учащихся и преследует единую цель - наряду с выполнением общих учебных задач ликвидировать проявления речевой патологии у ученика и создать у него готовность к овладению школьными навыками и умениями.
Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. В процессе логопедической работы предусматривается развитие сенсорных функций; развитие моторики, особенно речевой; развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания.
Логопедическое воздействие должно быть направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обусловливающие нарушения речи. Оно представляет собой сложный педагогический процесс, направленный прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности.
Для того чтобы успешно заниматься коррекцией и профилактикой различных речевых нарушений, всесторонне воздействовать на личность, необходимо знать симптоматику речевых нарушений, их этиологию, механизмы, соотношение речевых и неречевых симптомов в структуре нарушений речевой деятельности.
При поступлении ребенка в школу проводится анализ уровня сформированности зву-копроизношения детей, артикуляционной моторики, голоса, дыхания, мелодико-
интонационной стороны речи. То есть выявляется «проблема», объект изучения.
Во всех случаях имеется значительное нарушение артикуляционной моторики, вследствие чего возникало искажение артикуляционных укладов, мелодико-интонационной стороны речи. Нарушения возникали из-за поражения черепно-мозговых нервов. Поражение лицевого нерва привело к малой подвижности губ, отсюда нарушение качества произносимых гласных и согласных звуков. Поражение тройничного нерва вело к обильной саливации, отвисшей нижней челюсти, что давало дефектную основу всех звуков.
Иннервацию языка осуществляет подъязычный нерв. В зависимости от мышечного тонуса язык у некоторых детей напряжен, оттянут кзади, спинка его закруглена и закрывает вход в глотку, кончик языка не выражен. Произвольные движения языка ограничены, ребенок может высунуть его из полости рта, однако амплитуда этого движения ограничена, язык отклоняется в сторону или опускается на нижнюю губу, загибаясь к подбородку. При гипотонусе язык малоподвижен, лежит на дне ротовой полости, кончик языка не сформирован, движения его происходят всей массой.
Поражение языкоглоточного нерва ведет к нарушению заднеязычных звуков. Из-за невыполнения функций задней стенки глотки появляется назальность, искажается тембр речи.
Нарушение голоса связано с парезами мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых складок, мышц гортани. Нарушения голоса могут быть самыми разнообразными. Часто они характеризуются недостаточной силой голоса (глухой, назализованный, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый), слабой выраженностью голосовых модуляций (невозможность произвольно менять высоту тона).
Правильная диагностика причин дефекта создает оптимальные условия для коррекции нарушений речи, для выбора более точных способов логопедического воздействия.
Работа начинается с составления речевого профиля, заполняется таблица (речевая карта) с результатами обследования. В календарно -тематическом плане по развитию произношения определяется последовательность усвоения правильного произношения звуков речи в зависимости от артикуляционной сложности.
Практическая работа в 1 классе была начата с разработки системы артикуляционной
гимнастики. Цель - подготовить мышцы лица, органы артикуляции, голосовые связки и правильное дыхание к произнесению звуков.
Одной из важных задач программы для детей с тяжелыми нарушениями речи является овладение правильным произношением звуков речи. Последовательность их усвоения определена в программе в зависимости от артикуляционной сложности. Поэтому большое внимание уделяется различным упражнениям, направленным на развитие подвижности и четкости движений.
На уроках произношения и на индивидуальных занятиях на основе коррекционных упражнений формируется правильное произношение и восприятие звуков. На уроках произношения и на индивидуальных занятиях начинается работа над развитием подвижности речевого аппарата, уточнением произношения имеющихся у детей звуков, постановкой отсутствующих звуков (по программе специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи).
Отчетливое звукопроизношение зависит от строения артикуляционного аппарата, от подвижности, координированности движений губ, языка, нижней челюсти. Так, определенное положение органов артикуляционного аппарата, его подвижность, координированность и переклю-чаемость движений вырабатывается при помощи артикуляционной зарядки. Артикуляционная зарядка должна проводиться в комплексе, начиная от общей гимнастики с постепенным переходом к специальной. Направления работы должны быть следующими: развитие общей и мелкой моторики, массаж лицевой мускулатуры, развитие мимических мышц лица, развитие артикуляционной моторики, развитие голоса, дыхания, интонации.
Только комплексная гимнастика позволяет подготовить мышцы лица, артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов на первом этапе, а также к формированию первичных коммуникативных произносительных навыков на следующем этапе работы.
Необходимо обратить внимание на то, что все артикуляционные упражнения проводились и на других уроках в более сжатом виде.
Логопедическая работа проводится на фоне медикаментозного воздействия, физиолечения, лечебной физкультуры и массажа.
Планирование работы отражено в календарных планах по четвертям. Работа осуществляется на уроках произношения и на индивидуальных занятиях, где большое внимание уделяется упражнениям, направленным на развитие подвижности, четкости органов артику-
ляционного аппарата, общей и мелкой моторики, голоса и дыхания, мимических мышц лица, устранению саливации.
При планировании работы учитель-логопед прогнозирует ожидаемые результаты, отмечает позитивные изменения в процессе обучения, затем осуществляет контроль над результатами работы по срокам календарнотематического планирования. Вся собранная информация ведется методом фиксирования состояния звукопроизношения в диаграммах, в таблицах, где характеризуются разные группы звуков (свистящие, шипящие, соноры) по четвертям. Конечный этап должен показать эффективность проделанной работы за год.
Так, в конце 1 класса учащиеся в большинстве своем должны быть со сформированным произношением и готовы продолжить учебу дальше в речевой школе.
Процесс изучения речевого дефекта длится столько, сколько ученик учится в речевой школе. Ежегодно комплексно обследуется речь ребенка, затем составляется план коррекционной
работы, в конце учебного года проводится анализ работы по коррекции речи, намечаются новые цели и задачи. В конце года составляется небольшой аналитический отчет, в речевой карте отмечаются результаты работы за год.
После анализа результатов работы, учитель-логопед составляет план коррекционной работы на следующий год от достигнутого результата. Путем педагогического мониторинга идет наблюдение за состоянием и развитием педагогического процесса с целью выбора эффективных методов коррекционной работы.
Эффективность применяемых методов в процессе коррекционной работы во многом зависит от умения учителя-логопеда анализировать свои успехи и ошибки. Так, важным элементом коррекционной работы является анализ применения методов коррекционного воздействия. Анализ полезно проводить в форме текущего контроля, то есть систематически. Анализ итогов работы - это движение вперед, начало подготовки к новому этапу.
© О. А. Медведева, 2008