Научная статья на тему 'Коррекция возрастного кризиса подростков средствами народной педагогики: ретроспективный анализ'

Коррекция возрастного кризиса подростков средствами народной педагогики: ретроспективный анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗРАСТНОЙ КРИЗИС ПОДРОСТКОВ / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / ВОЗРАСТНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ИНИЦИАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / TEENAGERS' AGE CRISIS / FOLK PEDAGOGY / AGE COMMUNITIES / INITIAL RITUALS / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Головко Т. И.

Статья посвящена анализу опыта народной педагогики в процессе коррекции кризиса взросления подростков. Рассматривается позитивный опыт интеграции этнопедагогического и социокультурного подходов к гармонизации процесса взросления подростков. Особое внимание обращается на феномен инициального взросления, который в традиционных культурах маркировался сложной системой ритуалов, гендерных игр и традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTION THE TEENAGERS' AGE CRISIS BY THE MEANS OF FOLK PEDAGOGY: THE RETROSPECTIVE ANALYSIS

The article is devoted to the analysis of the experience of folk pedagogy in the process of correction the teenagers' forwardness crisis. The positive experience of integration of the ethnopedagogical and the sociocultural approaches to the harmonizing of the teenagers' forwardness process is discussed. The special attention is paid to the phenomenon of initial forwardness, which is marked in traditional cultures as a complicated system of rituals, gender games and traditions.

Текст научной работы на тему «Коррекция возрастного кризиса подростков средствами народной педагогики: ретроспективный анализ»

Как показал проведенный эксперимент, в ходе реализации технологии модульного обучения учащиеся общеобразовательной школы приобретают более прочные знания. Несмотря на то, что качество знаний и успеваемость учащихся с течением времени снижаются, но происходит это значительно медленнее, чем при обучении по традиционной методике. В качестве одного из показателей результативности модели реализации модульного обучения нами выделены уровни удовлетворенности школьников учебной деятельностью. Как основу удовлетворенности учащихся учебной деятельностью мы представляем внутреннее состояние личности, определяющееся следующими позициями: наличием знаний, умений и навыков, потребностью и готовностью к учебной деятельности и общению, а также наличием интереса к процессу обучения.

Библиографический список

Результаты проведенного эксперимента показали, что в экспериментальной и контрольной группах обнаруживается общая положительная динамика повышения уровней сформи-рованности компонентов компетентности обучающихся, предложенных в соответствии с моделью. Вместе с тем, характер динамики отдельных структурных компонентов реализации технологии модульного обучения и уровней сформированно-сти ее компетентности оказались различными для экспериментальной и контрольной групп.

Анализ результатов исследования, т.е. сопоставление уровней сформированности компетентности обучающихся по предмету экспериментальной группы до формирующего этапа и по его окончании, позволяет говорить об эффективности сконструированной модели реализации технологии модульного обучения в общеобразовательной школе.

1. Лаврентьев, Г.В. Лаврентьева Н. Б. Слагаемые технологии модульного обучения [Текст] : учебное пособие / Г.В. Лаврентьев, Н. Б. Лаврентьева. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 1994.

2. Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения [Текст] : методическое пособие / М.А. Чошанов. - М., Народное образование, 1996.

3. Шамова, Т.И. Модульное обучение. Теоретические основы, опыт, перспективы [Текст] / Т.И. Шамова. - Новосибирск, 1994.

Статья поступила в редакцию 15.05.09

УДК 371.382.044.3+374.2

Т.И. Головко, канд. пед. наук, доц. АлтГАКИ, г. Барнаул

КОРРЕКЦИЯ ВОЗРАСТНОГО КРИЗИСА ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНВЙ ПЕДАГОГИКИ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АВАЛИЗ

Статья посвящена анализу опыта народной педагогики в процессе коррекции кризиса взросления подростков. Рассматривается позитивный опыт интеграции этнопедагогического и социокультурного подходов к гармонизации процесса взросления подростков. Особое внимание обращается на феномен инициального взросления, который в традиционных культурах маркировался сложной системой ритуалов, гендерных игр и традиций.

Ключевые слова: возрастной кризис подростков, народная педагогика, возрастные объединения, инициальные обряды, социализация.

Идея о продуктивности использования многовековых традиций народной культуры в преодолении подростками одного из наиболее сложных этапов их жизненного пути является одной их классических идей отечественной педагогики.

В соотнесении с данной идеей методологически значимыми являются работы фольклористов и педагогов художественного образования Т.И. Баклановой [1], Г.Н. Волкова [2], А.Ф. Некрыловой [3] и др. о роли этнической культуры в развитии личности; о развитии нравственного сознания и поведения подростков в традиционной культуре; обоснование возможности использования этнопедагогических факторов, средств, приемов, методов в условиях современной социокультурной деятельности. Без традиции, по словам Н.А. Бердяева, невозможна никакая национальная культура, в которой органично сочетается «...момент консервативный и момент творческий... Под консервативным моментом понимается связь с духовным прошлым, внутреннее принятие из этого прошлого того, что в нем есть наиболее священного» [4, с. 31].

Кроме того, для нас представляют интерес методологические подходы, ставящие в центр научной проблематики тенденции развития отечественной сферы социокультурной деятельности и, в частности, досуга. В логике этих рассуждений нам представляется важным наблюдение В.В. Туева, который

в развитии современных социокультурных процессов выделил дихотомические пары актуальных тенденций, куда входит тенденция фольклоризации и вестернизации содержания и форм социально-культурной творческой деятельности. Остановимся подробнее на характеристике данных тенденций.

По мнению В.В. Туева, демократические процессы, нашедшие отражение в сфере досуга и творчества, но не базирующиеся «на глубокой культурно-образовательной традиции», сопровождаются управленческой, технической, досуговой малограмотностью населения, общей его малокультурностью, «тем, что мы называем синдромом досугового примитивизма». Вместе с тем, наблюдается и «гипертрофия профессионализации сценического самодеятельного искусства в ущерб подлинно народному» [5, с. 74].

Вместе с тем тенденция фольклоризации творческой деятельности населения, детских и подростковых досуговых занятий является динамично прогрессирующей. Широкое этно-национальное движение вызвано к жизни как альтернатива процессу всеобщей американизации, но приобретает сегодня как позитивные, культуроразвивающие формы, так и эпигонские национальные черты. Мы разделяем идею В.В. Туева о том, что тенденция фольклоризации социально-культурной и творческой деятельности в России набирает силу как на науч-

ном, так и на практическом уровнях. Однако параллельно с фоль-клоризацией столь же активно развивается в современном российском обществе и тенденция вестернизации досуга и творчества. Следует уточнить, что под термином «фольклор» В.В. Туев понимает не только устное народное поэтическое творчество, но формы народной традиционной культуры в целом (как и Т.И. Бакланова, Л.И. Михайлова, А.В. Юдин, и др.).

Система народной традиционной культуры в силу своей многосоставности и полифункциональности имеет универсальный характер и вневременное значение, обладает высокими адаптивными способностями. Традиции народной культуры сохраняются порой «в свернутом» состоянии и способны к самовосстановлению в благоприятных условиях. Народная педагогика - та часть традиционной культуры, которая привлекает сегодня внимание этнографов, социологов, психологов и педагогов. Тысячелетний опыт народной педагогики выкристаллизовал наиболее эффективные средства воздействия на личность. На основе данных размышлений целесообразно подтвердить факт фольклоризации социокультурной деятельности новым материалом, осуществив ретроспективный анализ специфики народной педагогики в России, и в качестве сравнительного материала привлечь информацию о традициях нейтрализации кризиса взросления в архаических цивилизациях.

Исследованная нами литература по русской народной педагогике свидетельствует о наличии нескольких подходов к фиксации и педагогической спецификации кризиса взросления. Русский советский писатель В.И. Белов в книге «Лад. Очерки народной эстетики», представив множество верных и глубоких наблюдений о различных сторонах сельской традиционной жизни, отметил, что народная мудрость щадила неокрепшее самолюбие подростка; даже в тяжелых условиях жизни народ старался держать отроков подальше от социального зла и бедствий, непонятных и недоступных детскому сознанию. Вместе с тем становление мальчишеского характера во многом зависело от подростковых игр. В.И. Белов отмечал, что в отрочестве мальчики и девочки играют отдельно и задирают друг друга. В играх мальчиков отношения были предельно регламентированы, и взрослым они часто казались жестокими, но вмешиваться в ход игр было непозволительно, поскольку победить необходимо было самому подростку. Одна такая победа еще в отрочестве превращала мальчика в мужчину. Игры девочек, по замечанию В.И. Белова, не имели подобной направленности, отличались спокойными, лирическими взаимоотношениями играющих. Не в чести были «бой-девочки», стремившиеся играть в мальчишеские игры.

Период отрочества - яркий по активности, по освоению и познанию окружающего мира. Участвуя в праздниках, обрядах, требующих удали, озорства (святочные, масленичные обряды), подростки и юноши пробуют свои силы, учатся цепкости, хватке. Специфику подросткового возраста понимали в традиционной культуре и умели управлять этими устойчивыми интересами. «Самая безобидная игра в любой момент может перейти в шалость, шалость - в баловство, а баловство

- в хулиганство. Поэтому старшие всегда в зародыше пресекали шалость, поощряя и сохраняя четкие границы в забавах, а в играх - традицию и незыблемость правил» [6,с.120].

Таким образом, по мнению В.И. Белова, в народной воспитательной практике кризис взросления выделялся старшими поколениями, и к подросткам, находящимся в состоянии кризиса, относились особенно внимательно.

Вместе с тем для нас представляют интерес идеи авторов, утверждающих, что воспитание мальчика-подростка в традиционной культуре русских было столь органично вплетено в жизнедеятельность всех поколений, что говорить о кризисе

взросления отроков не приходилось. На XII чтениях, посвященных памяти Г.С. Виноградова, выдающегося исследователя этнографии детства начала ХХ века, прозвучали идеи авторского коллектива в составе В.В. Николина, Г.Н. Базлова, А.Р. Каримова об идеальной модели системы возрастного воспитания мужчины в традиционной русской культуре [7]. По мнению А.Р. Каримова, подрастающий человек определенного возраста имел свое жизненное пространство, в котором он большее время находился и на которое был ориентирован. Если для ребенка (до 7 лет) таким пространством были дом и двор, а первым институтом воспитания выступала семья, то для парня (от 9 лет) наступал самый активный возраст для познания окружающего мира. Его пространство включает дом, усадьбу, поле, лес. В этот период он несколько раз переходит из одного возрастного объединения (Беседы) в другое, проходя через испытания (инициации). Возрастные объединения и взрослые наставники (Дядьки) воспитывали, развивали необходимые качества, отслеживали уровень готовности для перехода в следующую возрастную группу или в мужскую корпорацию (Партию) [7, с. 82].

Для нас представляет интерес авторский анализ этнографического материала о делении Бесед и их функциях на Севере России. А.Р. Каримов указывает, что возрастные объединения этого периода имели три Беседы: младшая, средняя и старшая. Ребята младшей Беседы учились борьбе, играм в прятки, участвовали в мужской игре всех возрастов - кулачном бое «стенка на стенку». Кулачный бой в русской традиционной культуре - школа воспитания юноши. Через традиционные праздничные рукопашные состязания отрок, а затем и парень развивали не только физические качества, но и приучались к высокой самодисциплине и ответственности, учились подчиняться, узнавали значение иерархии и силу коллектива. Подростки средней Беседы (12-14 лет) имели своего вожака - атамана. В кулачном бою они бились уже строем - линией. Эта русская народная забава получила название «любока»; бои называли «полюбовными», участвовать в них можно было только по желанию, по вольной воле. Нельзя было выходить на бой ожесточенным или из-за личной мести; запрещались такие способы ведения боя, которые приводили к умышленному травмированию соперника [7, с. 85]. Таким образом, делает вывод А.Р. Каримов, воспитание происходило явно, открыто, на глазах у всех, что сопутствовало его успеху.

Материал, предлагаемый вышеназванными авторами, представляет характеристику такой фазы развития подростка, которая в работах В. Тэрнера определяется как «лиминальная» (limen - порог). «Лиминальные существа ни здесь ни там, ни то ни се; они в промежутке между положениями, предписанными и распределенными законом, обычаем, условностями и церемониалом» [8, с. 169]. В. Тэрнер называет следующие свойства лиминариев: бесполость, анонимность, покорность и молчание. Так, неофит в лиминальности должен быть чистой доской (tabula rasa), на которой записывают знания и мудрость группы, касающиеся нового статуса [8, с. 177]. Все обряды перехода из одного статуса в другой имеют три фазы. Первая фаза - разделение - включает в себя символическое поведение, означающее открепление личности или группы от занимаемого ранее места в социальной структуре. Во время промежуточного собственно лиминального периода особенности «переходящего» двойственны («уже не ребенок, но еще не взрослый»). В третьей фазе (восстановления, воссоединения) переход завершается. «Ритульный субъект» (термин В. Тэрне-ра) опять обретает сравнительно стабильное состояние и получает новые права и обязанности, определяемые его новым социальным положением.

В условиях общинно-родового строя среди обрядов перехода, которыми отмечались моменты изменения социальной

идентичности человека от рождения до смерти, особую роль играли обряды инициации, сопровождавшие переход подростка в иное социальное состояние. Инициации являлись важнейшим элементом воспитания. В раннепервобытных общинах, характеризовавшихся ранним социальным созреванием, они осуществлялись по достижению детьми девяти-одиннад-цатилетнего возраста и предваряли принятие их в полноправные члены первобытного коллектива. Заключительному ритуальному обряду предшествовала более или менее длительная подготовка к переходу от невежества к знанию, от безответственности к долгу, от безмятежного детства к дисциплинированной зрелости. Так, австралийские инициации, описанные М. Элиаде, постепенно вводят новичка в священный мир. Во-первых, посвящаемый отделяется от «профанного» мира детства, где он находился под опекой и руководством матери. Затем ему открывают священную историю, которая в конце концов приводит его к пониманию собственной духовной сущности. И, наконец, на «священной земле» проводятся тайные ритуалы [9, с. 149].

Подобное описание посвятительных обрядов мы встречаем в древнеиндийской и древнекитайской цивилизациях (Р.Б. Пандей, В.В. Малявин) [10]. Авторы отмечают, что более сложными и продолжительными были инициации мальчиков. Они включали несколько важных моментов: мальчиков изолировали от прежнего социального окружения, помещая исключительно в мужское общество, где они приучались к беспрекословной дисциплине, к безусловному выполнению всех правил поведения взрослого члена общины; знакомили с религиозными представлениями и сакральными таинствами; рассказывали им мифы и предания, обучали ритуальным действиям; учили изготовлять орудия охоты и рыбной ловли, знакомили с особенностями поведения животных, формировали охотничьи и воинские навыки и умения; приучали переносить трудности и лишения, развивали у мальчиков выносливость, волю, смелость.

Только после прохождения цикла специальной подготовки дети допускались к участию в церемониях посвящения, во время которых испытывалась (порой довольно жестоко и болезненно) их воля, смелость, стойкость, выносливость, проверялось качество усвоенного опыта. Ритуальные церемонии проходили в присутствии всех членов племени, при свете костров, сопровождались песнями, танцами. Все это придавало особую торжественность событию, призванному максимально эффективно воздействовать на психику и поведение посвящаемых, укрепить в их сознании представление о качественном изменении их общественного статуса, подчеркнуть особое значение перехода из одной возрастной группы общины в другую, вдохновить на овладение новой социальной ролью.

Инициации девочек, по замечанию М. Элиаде, проще, чем инициации мальчиков [9, с. 178]. Более того, многие исследователи сомневаются, что обряды, которым подвергается девочка, вообще можно рассматривать как инициации, подчеркивая, что правильнее их называть пубертатными обрядами. Разрыв с миром детства провоцируется физиологическими симптомами и по этой причине инициация девочек - индивидуальна. Во время периода изоляции девочек учат старшие женщины; от них посвящаемые узнают определенные мифы, песни и, в особенности, поведение и обязанности замужних женщин. Заключительная церемония проста, но так же, как в церемониях мальчиков, существенна. «После ритуального купания девочку с процессией ведут в основное поселение под шумные возгласы одобрения, и ее социально принимают как женщину» [9, с. 178].

В последующие исторические эпохи по мере постепенного продления возраста детства период превращения ребен-

ка во взрослого включал все большее количество циклов инициации. Последние менялись также по формам в соответствии с расширением их социально-психологического смысла (конфирмация, первое причастие, присяга и т.д.), распространяясь практически на всю жизнь человека. Так, по мнению Р.Б. Пандея, созданная древними индийцами схема обучения, предназначенная для посвящения и подготовки молодых людей к полноправному участию в обществе, была большим шагом вперед по сравнению с простой идеей инициации [10, с. 112]. Представления индийцев основывались на том, что человеку необходима определенная культура, чтобы войти в общину и пользоваться всеми ее правами и привилегиями. Без «упанаяны» (посвящения) никто не мог называться «дваждырожденным». Тот, кто не проходил посвящения, считался исключенным из общества «дваждырожденных» и лишенным всех привилегий.

Инициальные обряды не исчезают при переходе архаических сообществ в стадию цивилизации, но их специфика соотносится уже не столько с преодолением возрастных «порогов», сколько с включением в особую социальную структуру. Таковы, например, инициации юных спартанцев [11], переходящих из категории подросткового клана в клан фратрий

- мужских сообществ, где социальные роли зависели от успешности инициальных действий. В цивилизации Древнего Китая особо значимы в контексте нашего исследования законы «сяо» - сыновнего послушания, которые в рамках учения Конфуция могут и должны сформировать в лиминальной индивидуальности ощущение, а не только знание «ли» - специфического соединения этикета, нормы и традиции [12, с. 550].

Большое значение для народов Земли инициальных обрядов подчеркивает В.Я. Пропп, анализируя тексты волшебных сказок народов мира с акцентом на русскую составляющую жанра. Очевидность принципиальной значимости ритуального оформления перехода из одной возрастной категории в другую для В.Я. Проппа доказывается фактом инвариантности в сказочном сюжете испытаний, специфичных для юношей и девушек. Так, инциальными действиями для героя оказываются вспашка и засевание поля, строительство дома, победа над врагом; для героини - выпечка хлеба, ткание полотенца (ковра), «налаживание отношений» с домашними животными и пр. [13]. Трансформация интересующих нас ритуальных действий, оформляющих ситуацию перехода из одной возрастной и социальной группы в другую, может быть рассмотрена в контексте концепций культурогенеза и морфогенеза, в сущности составляющих две стороны единого процесса генезиса человеческой цивилизации. Однако подробное рассмотрение этого аспекта не входит в нашу задачу, поэтому размышления о характере возрастных инициаций, представленные в работах В.И. Белова, А.Г. Каримова и др., мы продолжим, максимально приближая хронологический пласт исследования к современному периоду.

В послереволюционной России обряды инициации существовали в институциях «октябрят», «пионеров», «комсомольцев», военно-спортивных организаций, студенческих строительных отрядов. Позже, в 80-е-90-е годы XX в., они частично видоизменялись, частично были насильственно отменены и не заменены никакими общественно организованными формами посвящения ребенка в соответствующий каждому этапу его психофизического взросления новый социально-психологический статус.

Вместе с упразднением различных социализирующих формирований подрастающее поколение потеряло эффективный инструмент социально-психологического созревания личности. По мнению Ю.С. Шевченко, такое «блокирование фило-и онтогенетически обусловленной потребности в инициации

проявляется в агрессивно-асоциальном поведении стихийно менные «западные» нормы воспитания и институты социали-

формирующихся подростковых групп или психических рас- зации отличаются от социализации в традиционных культу-

стройствах, типологически сходных с переживаниями во вре- рах тем, что не только не облегчают переход к взрослому

мя инициации» [14, с. 247]. Это утверждение специалиста состоянию, но даже затрудняют его. Это во многом связано

в области детско-подростковой психиатрии легло в основу ме- с присущим западным культурам подчеркиванием контраста

тодики семейно-групповой интенсивно-экспрессивной психо- между нормами поведения взрослых и детей. По мнению

терапии (ИНТЭКС)), разработанной в соответствии с тради- Р. Бенедикт, подобное воспитание приводит к подростковому

ционными этолого-культуральными обрядами инициации [15]. кризису, к тому, что «западному» подростку трудно «попасть

В силу узкой специфики названной работы, ее прямой ориен- в мир взрослых» [16, с. 11-12].

тации на терапию, а не на профилактику возрастных девиа- Таким образом, в ситуации перехода в новое тысячеле-

ций, мы не станем приводить ее в качестве иллюстрации или тие, когда кризисные моменты общего социокультурного по-

методических ориентиров, тем не менее, признавая как ее ори-

ложения России с очевидностью осложняются недостатками

гинальность, так и несомненную продуктивность в области

и просчетами в системе воспитания детей и подростков, обра-

детской психиатрии.

щение к классическому педагогическом наследию, основан-

Ситуация, сложившаяся в России 90-х годов, вольно или

ному на принципах народной педагогики, оказывается не толь-

невольно была ориентирована на западноевропейскую систе-

ко оправданным, но едва ли не единственно продуктивным.

му воспитания, недостатки и уязвимые места которой отмечала еще в 30-е - 40-е годы прошлого века Р. Бенедикт - ученица Это касается как отечественной народной педагогики, так

основателя этнопсихологии Ф. Боаса. По ее мнению, совре- и наследия западноевропейских педагогов-классиков.

Библиографический список

1. Бакланова, Т.И. Народная художественная культура / Т.И. Бакланова. - М.: МГУК, 1999.

2. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: учебное пособие / Г.Н. Волков. - М.: Академия, 2000.

3. Некрылова, А.Ф. Уроки воспитания сквозь призму истории (традиционные формы воспитания у русских крестьян в XIX - начало XX вв.) / А.Ф. Некрылова, В.В. Головин. - СПб.: Знание, 1992.

4. Бердяев, Н.А. Смысл истории / Н. А. Бердяев. - М.: Мысль, 1990.

5. Туев, В.В. Актуальные тенденции развития социально-культурной деятельности в России XXI века // Социально-культурная деятельность : история, теория, образование, практика : межвуз. сб. науч. ст. / ред.-сост. В.В. Туев ; Кемер. гос. акад. культуры и искусств. - Кемерово, 2002.

6. Белов, В.И. Лад : очерки о народной эстетике / В.И. Белов - М . : Молодая гвардия, 1982.

7. Каримов, А.Р Возрастное воспитание мужчины в русской традиционной культуре / А.Р Каримов // Этнопедагогика. Теория и практика: материалы XII чтений, посвящ. памяти Г.С. Виноградова / сост. С.Г. Айвазян. - М., 2003.

8. Тэрнер, В. Символ и ритуал / В. Тэрнер; сост. и автор предисл. В.А. Бейлис. - М.: Наука, 1983.

9. Элиаде, М. Религия Австралии / М. Элиаде; пер. с англ. Л.А. Степанянц. - СПб.: Университетская кн., 1998.

10. Пандей, РБ. Древнейшие домашние обряды и обычаи / РБ. Пандей; пер. с англ. А.А. Вилигина. - 2-е изд. - М.: Высшая школа, 1990.

11. Винничук, Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Л. Винничук; пер. с польск. В.К. Ронина. - М.: Высшая школа, 1986.

12. Малявин, В.В. Китайская цивилизация / В.В. Малявин. - М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2003.

13. Пропп, В.Я. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре (по поводу сказки о Несмеяне) / В.Я. Пропп; науч. ред., коммент. Ю.С. Рассказова. - М.: Лабиринт, 1999.

14. Шевченко, Ю.С. Использование этологических механизмов инициации в психотерапии подростков / Ю.С. Шевченко // Подростки и молодежь в меняющемся обществе: сб. тезисов. - М., 2001.

15. Шевченко, Ю.С. Радостное взросление: развитие личности ребенка (методика ИНТЭКС) / Ю.С Шевченко, В.П. Добридень. - СПб.: Речь, 2004.

16. Воробьева, Л.И. Психологическая роль и место подросткового возраста в онтогенезе / Л.И Воробьева, В.А. Петровский, Д.И. Фельдштейн // Психология современного подростка / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Педагогика, 1987.

Материал поступил в редакцию 30.04.09

УДК 372.21:374.2

А.В. Липовцева, соискатель АлтГАКИ, г. Барнаул

ОПТИМИЗАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В статье представлена операционализация понятия «социализация ребёнка дошкольного возраста». Выявлен комплекс социокультурных условий оптимизации процесса социализации детей в дошкольном образовательном учреждении. Проанализирован констатирующий этап экспериментальной работы, доказывающий необходимость проведения целенаправленной работы по социализации детей с использованием форм социально-культурной деятельности.

Ключевые слова: дошкольное образовательное учреждение, социализация личности дошкольника, социокультурная деятельность, социокультурные условия.

Исследование социализации детей дошкольного возраста обусловлено современными тенденциями социокультурной ситуации в стране. Социальное развитие личности осуществляется как в ходе стихийного влияния общества, так и в целе-

направленном, организованном педагогическом процессе. Со циокультурное наполнение работы дошкольного образователь ного учреждения (ДОУ) создает оптимальные условия для со циализации личности ребенка, где педагогически организован

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.