Научная статья на тему 'Коррекция сколиоза у девушек 18-20 лет занимающихся в специальных медицинских группах'

Коррекция сколиоза у девушек 18-20 лет занимающихся в специальных медицинских группах Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
275
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SPECIAL MEDICAL GROUPS / SCOLIOSIS CORRECTION / RESPIRATORY SYSTEM / HEALTH-IMPROVING SWIMMING / INTERCOSTAL MUSCLES / FUNCTIONAL AND PSYCHO-EMOTIONAL STATE / СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ГРУППЫ / КОРРЕКЦИЯ СКОЛИОЗА / ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ПЛАВАНИЕ / МЕЖРЕБЕРНЫЕ МЫШЦЫ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Макина Л.Р., Бушенева И.С., Злобина Д.А.

Коррекция сколиоза у девушек, занимающихся в специальных медицинских группах, приобретает все большую медико-педагогическую и социальную значимость. Первый этап нашего исследования проводился на базе в ФГБОУ ВПО «Ставропольском Государственном Медицинском Университете», нами изучалась и анализировалась научно-методическая литература, сформулированы цель и задачи исследования, подобраны методы исследования и совместно с педагогом «Ставропольского Государственного Медицинского Университета», был проведен осмотр по специальной методике, тестирование, определение силовых показателей, определение психоэмоционального и функционального состояния организма девушек, функциональное исследование дыхательной системы студенток, занимающихся в специальных медицинских группах в возрасте 18 20 лет. Педагогический эксперимент со студентками специальных медицинских групп, включал два последовательных этапа, направленных на исправление сколиоза, укрепление межреберных мышц и дыхательной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Макина Л.Р., Бушенева И.С., Злобина Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTION OF SCOLIOSIS IN GIRLS FROM 18 TO 20 INVOLVED IN SPECIAL MEDICAL GROUPS

Correction of scoliosis in girls engaged in special medical groups is becoming increasingly medical, pedagogical and social significance. The purpose of the study: to develop and experimentally prove the effectiveness of methods of correction of scoliosis in girls 18-20 years engaged in special medical groups. The first stage of the study is conducted on the basis of the Stavropol State Medical University, the authors studied and analyzed the scientific and methodological literature, formulated the purpose and objectives of the study, selected research methods and, together with a teacher of the Stavropol State Medical University, is examined by a special technique, testing, determination of power indicators, determination of psycho-emotional and functional state of the body of girls, functional study of the respiratory system of students, engaged with special medical groups, 18-20 years of age. Pedagogical experiment with students of special medical groups, included two successive stages aimed at correcting scoliosis, strengthening intercostal muscles and the respiratory system.

Текст научной работы на тему «Коррекция сколиоза у девушек 18-20 лет занимающихся в специальных медицинских группах»

социального опыта, физического становления, учёте ресурсов окружающей среды при создании образовательных систем.

Средовой подход позволяет рассматривать систему образования в единстве с окружающей средой. Среда образования предстаёт как поле многофункциональных ресурсов разного

Библиографический список

уровня, стихийное влияние которых может быть упорядочено при соответствующих подходах. Ведущим субъектом деятельности и ресурсом среды выступает человек, который, с одной стороны, развивается под влиянием среды, а с другой стороны включен в преобразующую эту среду деятельность.

1. Новикова Л.И. Педагогика воспитания: избранные педагогические труды. Москва, 2009.

2. Бочарова В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 1993.

3. Бродский Ю.С. Педагогизация среды как социально-педагогический результат интеграции воспитательных взаимодействий (Организационно-технологический аспект). Диссертация кандидата ... педагогических наук. Екатеринбург, 1993.

4. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. Москва: МГУ, 1968.

5. Воспитательные системы школ: история и современность: тезисы докладов. Отв. ред. Г.Д. Аверьянова, Л.И. Новикова, Ф.А. Фрадкин. Владимир, 1990.

6. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. Диссертация доктора ... педагогических наук. Москва, 1997.

7. Игнатович Е. Средовой подход в дополнительном профессиональном образовании. Available at: oldconf.neasmo.org.ua>node/1139

References

1. Novikova L.I. Pedagogika vospitaniya: izbrannye pedagogicheskie trudy. Moskva, 2009.

2. Bocharova V.G. Social'naya mikrosreda kak faktor formirovaniya lichnosti shkol'nika. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 1993.

3. Brodskij Yu.S. Pedagogizaciya sredy kak social'no-pedagogicheskij rezul'tat integracii vospitatel'nyh vzaimodejstvij (Organizacionno-tehnologicheskij aspekt). Dissertaciya kandidata ... pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 1993.

4. Bueva L.P. Social'naya sreda i soznanie lichnosti. Moskva: MGU, 1968.

5. Vospitatel'nye sistemyshkol: istoriya isovremennost': tezisy dokladov. Otv. red. G.D. Aver'yanova, L.I. Novikova, F.A. Fradkin. Vladimir, 1990.

6. Manujlov Yu.S. Sredovojpodhod v vospitanii. Dissertaciya doktora ... pedagogicheskih nauk. Moskva, 1997.

7. Ignatovich E. Sredovoj podhod v dopolnitel'nom professional'nom obrazovanii. Available at: http://oldconf.neasmo.org.ua/node/1139

Статья поступила в редакцию 24.09.18

УДК 616.711-007.55-055.23

Makina L.R., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Stavropol State Medical University, Ministry of Health of Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: mlr70@mail.ru

Busheneva I.S., Cand. Of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Stavropol State Medical University, Ministry of Health of Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: irinabusheneva@yandex.ru

Zlobina D.A., MA student, Stavropol State Medical University, Ministry of Health of Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: darya.zlobina.1996@mail.ru

CORRECTION OF SCOLIOSIS IN GIRLS FROM 18 TO 20 INVOLVED IN SPECIAL MEDICAL GROUPS. Correction of scoliosis in girls engaged in special medical groups is becoming increasingly medical, pedagogical and social significance. The purpose of the study: to develop and experimentally prove the effectiveness of methods of correction of scoliosis in girls 18-20 years engaged in special medical groups. The first stage of the study is conducted on the basis of the Stavropol State Medical University, the authors studied and analyzed the scientific and methodological literature, formulated the purpose and objectives of the study, selected research methods and, together with a teacher of the Stavropol State Medical University, is examined by a special technique, testing, determination of power indicators, determination of psycho-emotional and functional state of the body of girls, functional study of the respiratory system of students, engaged with special medical groups, 18-20 years of age. Pedagogical experiment with students of special medical groups, included two successive stages aimed at correcting scoliosis, strengthening intercostal muscles and the respiratory system.

Key words: special medical groups, scoliosis correction, respiratory system, health-improving swimming, intercostal muscles, functional and psycho-emotional state.

Л.Р. Макина, д-р пед. наук, проф., зав. каф., ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ, г. Ставрополь, E-mail: mlr70@mail.ru

И.С. Бушенева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «(Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ, г. Ставрополь, E-mail: irinabusheneva@yandex.ru Д.А. Злобина, магистрант, ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ, г. Ставрополь, E-mail: darya.zlobina.1996@mail.ru

КОРРЕКЦИЯ СКОЛИОЗА У ДЕВУШЕК 18-20 ЛЕТ ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУППАХ

Коррекция сколиоза у девушек, занимающихся в специальных медицинских группах, приобретает все большую медико-педагогическую и социальную значимость.

Первый этап нашего исследования проводился на базе в ФГБОУ ВПО «Ставропольском Государственном Медицинском Университете», нами изучалась и анализировалась научно-методическая литература, сформулированы цель и задачи исследования, подобраны методы исследования и совместно с педагогом «Ставропольского Государственного Медицинского Университета», был проведен осмотр по специальной методике, тестирование, определение силовых показателей, определение психоэмоционального и функционального состояния организма девушек, функциональное исследование дыхательной системы студенток, занимающихся в специальных медицинских группах в возрасте 18 - 20 лет. Педагогический эксперимент со студентками специальных медицинских групп, включал два последовательных этапа, направленных на исправление сколиоза, укрепление межреберных мышц и дыхательной системы.

Ключевые слова: специальные медицинские группы, коррекция сколиоза, дыхательная система, оздоровительное плавание, межреберные мышцы, функциональное и психоэмоциональное состояние.

Согласно статистики сколиозом болеет каждый шестой человек на планете. По данным Федеральной службы государственной статистики за последнее десятилетие на долю всех людей со сколиозом приходятся около 1 млн. 722 тыс. 300 детей и подростков, что составляет 8,1% всех российских детей в возрасте до 18 лет [1]. Основными причинами развития данной болезни является компьютеризация, ведение в основном сидячего образ жизни, халатное отношение к мелким травмам позвоночника. Вчерашние школьники, приходя в вуз, вынуждены часами сидеть на занятиях, готовится к ним, что также снижает двигательную активность и повышает риск возникновения сколиоза. А.И. Труханов (2004) считает, что структурные патологические изменения позвоночника приводят к деформации грудной клетки и таза, а также к морфологическим изменениям внутренних органов, что приводит к дальнейшему ухудшению физического развития [2].

Как утверждают Н.А. Корж, А.А. Мезенцев (2004), сколиоз -хроническое, прогрессирующее заболевание позвоночника, характеризующееся дугообразным искривлением во фронтальной плоскости и скручиванием (торсия) позвонков вокруг вертикальной оси. Вследствие такой сложной многоосевой деформации развивается патологическая форма ребер и грудной клетки, что приводит к появлению реберного горба [3].

По мнению Л.Л. Артамоновой, О.П. Панфилова, В.В Борисова, (2010), сколиотическая болезнь - сложная многоосевая деформация позвоночника, грудной клетки с вовлечением в патологический процесс всех органов и систем [4].

Изменения топографии внутренних органов при данной патологии позвоночника неизбежно приводит к функциональным и органическим расстройствам соматических систем [5].

Параллельно происходят изменения, обусловленные нарушениями метаболизма соединительной ткани и коллагенообра-зования, что ухудшает течение сколиотической болезни и также ведет к кардио-респираторным изменениям [6].

Особенностью нашей методики являлось включение двух последовательных этапов, направленных на коррекцию сколиоза, укрепление межреберных мышц и дыхательной системы:

- первый - комплекс физических упражнений на дыхание и исправление сколиоза.

Этот комплекс применялся во всех трех частях занятий. В подготовительной части проводилась разминка и дыхательные упражнения из йоги. В основной части мы применяли упражнения для исправления сколиоза, а также комплекс упражнений из йоги для исправления сколиоза. В заключительной части мы также использовали дыхательные упражнения из йоги и различные упражнения для укрепления межреберных мышц;

- второй комплекс - оздоровительное плавание. Упражнения, направленные на исправление сколиоза с помощью лечебного плавания применяли только в основной части занятия, которое составляло не более 30 минут.

Педагогический эксперимент проводится на базе Ставропольского государственного медицинского университета. В эксперименте приняли участие девушки 18-20 лет, в основном студентки 1-2 курса, занимающиеся в специальной медицинской группе. Всего в эксперименте приняли участие 20 девушек.

Для выявления эффективности разработанной методики, были произведены измерения ромба Машкова. Измерение проводилось в начале (сентябрь 2017) и в конце (май 2018) эксперимента. Данные результатов полученные в исследовании, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Средние показатели ромба Машкова девушек 18-20 до и после проведения эксперимента (п=20)

До эксперимента (сентябрь, 2017) После эксперимента (май, 2018)

показатели разность (А) показатели разность (А)

R1 (1-2) 17,98 см 0,75 см R, (1-2) 17,68 см 0,21 см

R2 (1-4) 17,23 см R2 (1-4) 17,47 см

R3 (2-3) 17,67 см 0,98 см R3(2-3) 18,04 см 0,38 см

R4 (3-4) 18,62 см R4(3-4) 18,42 см

Примечание: R1 R2 - расстояние между точками от остистого отростка 7 шейного позвонка до нижних углов лопаток; R3 R4 - расстояние между точками от нижних углов лопаток до 5 поясничного позвонка; А - разность между расстояниями.

Таблица 2

Результаты тестирования оценки мышечного корсета девушек 18-20 лет (п=20)

Этап контрольных испытаний Тесты

Оценка силы мышц брюшного пресса М±т Определение подвижности позвоночника М±т Оценка силы мышц спины М±т Оценка мышц правой стороны туловища М±т Оценка мышц левой стороны туловища М±т

1-2 Разница (%) р 13,63±1,62 8,88±1,99 14,25±0,74 14,63±0,5 14,88±0,5

14,25±1,49 8,13±1,74 14,63±0,87 14,75±0,62 15,01±0,62

5 8 3 1 1

>0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

2-3 Разница (%) р 14,25±1,49 8,13±1,74 14,63±0,87 14,75±0,62 15,02±0,62

15,25±1,62 6,38±1,62 15,38±0,75 15,38±0,5 15,25±0,75

7 21 5 2 4

>0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

3-4 Разница (%) р 15,25±1,62 6,38±1,62 15,38±0,75 15,38±0,5 15,25±0,75

16,75±1,5 4,75±1,5 16,38±0,87 16,13±0,75 16,01±0,62

10 25 7 5 5

>0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

4-5 Разница (%) P 16,75±1,5 4,75±1,5 16,38±0,87 16,13±0,75 16,02±0,62

18,25±1,37 2,88±1,49 17,63±0,87 17±0,62 17,01±0,62

9 19 8 6 5

>0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

1-5 Разница (%) P 13,63±1,62 8,88±1,99 14,25±0,74 14,63±0,5 14,88±0,5

18,25±1,37 2,88±1,49 17,63±0,87 17±0,62 17,01±0,62

34 68 24 16 14

<0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

Таблица 3

Результаты психоэмоциональных показателей у девушек 18-20 лет (п=20) группы

№ Самочувствие Активность Настроение

1. Сентябрь 2017 3,48 ± 0,19 4,10 ±0,09 4,09 ± 0,08

2. Январь 2018 5,11 ± 0,03 5,16 ±0,06 5,10 ±0,04

3. Май 2018 5,53 ± 0,11 5,51 ±0,13 5,60 ±0,05

P12 <0,01 <0,01 <0,05

P,3 <0,001 <0,01 <0,01

Анализируя показатели измерений, были выявлены положительные сдвиги в разнице между правой и левой стороной ромба Машкова А 0,75 и А 0,98 - до эксперимента (сентябрь, 2017); А 0,21 и А 0,38 - после эксперимента (май, 2018).

Для оценки мышечного корсета девушек, участвующих в педагогическом эксперименте, использовались тесты, предложенные С.А. Егоровой (2007). Так проводилась оценка силы мышц брюшного пресса, силы мышц спины, мышц правой стороны туловища, мышц левой стороны туловища, определение подвижности позвоночника. Измерение результатов проводилось через каждые два месяца начиная с сентября 2017 года. Результаты тестирования представлены в таблице 2.

Динамика развития силы мышц спины, брюшного пресса, левой стороны туловища, правой стороны туловища и подвижности позвоночника на завершающем этапе исследования, выявила статистически достоверное улучшение показателей (р<0,05) в отличие от констатирующего этапа, что свидетельствует об эффективности экспериментальной методики.

Психоэмоциональное состояние девушек 18-20 лет определялось по методике САН (Л.В. Марищук). Результаты представлены в таблице 3.

Библиографический список

Выявлено, что все показатели у девушек 18 -20 лет в процессе занятий в специальных медицинских группах постепенно улучшались и к середине эксперимента (январь 2018) достоверные изменения наблюдались на уровне значимости р<0,05-0,01. В конце педагогического эксперимента (май 2018) также выявлены достоверно-значимые изменения по сравнению с его началом на уровне значимости р<0,01-0,001. Таким образом, разработанная нами коррекция сколиоза у девушек 18-20 лет занимающихся в специальных медицинских группах оказали положительное влияние на психо-эмоциональное состояние занимающихся.

Экспериментальная методика, структурными компонентами которой явились комплекс физических упражнений на дыхание и исправление сколиоза оздоровительным плаванием, позволила добиться положительных изменений в ромбе Машкова, оценки мышечного корсета девушек и психо-эмоциональное состояния. Результаты проведенного исследования свидетельствуют об эффективности применения специальных средств и методов адаптивной физической культуры, направленных на коррекцию сколиоза у девушек 18-20 лет, занимающихся в специальных медицинских группах.

1. Федеральная служба государственной статистики. Available at: //http://www.gks.ru

2. Труханов А.И. Современные технологии восстановительной медицины. Москва, 2004.

3. Корж Н.А. Сколиотическая болезнь. Лечение и диагностика. 2004; 4: 9 - 16.

4. Артамонова О.П., Панфилов В.В. и др. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура. Москва, 2010.

5. Шляпникова Н.С. Оценка динамики соматического состояния у детей при хирургической коррекции сколиоза Ш-^степени. Автореферат диссертации ... кандидата медицинских наук. Москва, 2008.

6. Еналдиева РВ. Клинико-функциональная оценка и обоснование коррекции нарушений кардиогемодинамики при сколиотической болезни. Автореферат диссертации . доктора медицинских наук. Москва, 2006.

References

1. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. Available at: //http://www.gks.ru

2. Truhanov A.I. Sovremennye tehnologii vosstanovitel'nojmediciny. Moskva, 2004.

3. Korzh N.A. Skolioticheskaya bolezn'. Lechenie i diagnostika. 2004; 4: 9 - 16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Artamonova O.P., Panfilov V.V. i dr. Lechebnaya i adaptivno-ozdorovitel'naya fizicheskaya kul'tura. Moskva, 2010.

5. Shlyapnikova N.S. Ocenka dinamiki somaticheskogo sostoyaniya u detej pri hirurgicheskoj korrekcii skolioza III-IVstepeni. Avtoreferat dissertacii . kandidata medicinskih nauk. Moskva, 2008.

6. Enaldieva R.V. Kliniko-funkcional'naya ocenka i obosnovanie korrekciinarushenijkardiogemodinamikipriskolioticheskojbolezni. Avtoreferat dissertacii ... doktora medicinskih nauk. Moskva, 2006.

Статья поступила в редакцию 28.09.18

УДК 371

Mamalova H.E., Cand. of Sciences (Philosophy), senior teacher, Department of Chechen Philology, Chechen State University

(Grozny, Russia), E-mail: rukisha@bk.ru

THE MAIN VALUES OF THE CULTURE OF THE NAKH PEOPLES AS A PEDAGOGICAL PROBLEM. The article examines the main values of the culture of the Nakh peoples as a pedagogical problem. The conclusion is made that the fact of the multinationality and many of the confessions of the republic of Chechnya, the further development of interethnic friendship and unity among peoples make it necessary to raise and develop the ethnography of the republic, ethnographic education, ethnographic literacy of the popula-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.