Научная статья на тему 'Коррекция образов сознания личности как метод формирования адаптивного поведения в кризисных и стрессовых ситуациях в практике социальной работы'

Коррекция образов сознания личности как метод формирования адаптивного поведения в кризисных и стрессовых ситуациях в практике социальной работы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
388
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / СТРЕССОВАЯ СИТУАЦИЯ / КРИЗИС

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Качалов Леонид Кимович

В статье рассматриваются процессы адаптации и дезаптации личности, попавшей в кризисную ситуацию, и возможности коррекции нарушений социальной адаптации в стрессовых ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коррекция образов сознания личности как метод формирования адаптивного поведения в кризисных и стрессовых ситуациях в практике социальной работы»

КОРРЕКЦИЯ ОБРАЗОВ СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В КРИЗИСНЫХ И СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ В ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Л. К. Качалов

ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет

Росздрава» (г. Новосибирск)

В статье рассматриваются процессы адаптации и дезаптации личности, попавшей в кризисную ситуацию, и возможности коррекции нарушений социальной адаптации в стрессовых ситуациях.

Ключевые слова: адаптация, дезадаптация, стрессовая ситуация, кризис

Воздействие кризиса на поведение личности является достаточно сложным. С одной стороны, кризисная ситуация способна стать пусковым механизмом социально-адаптивного поведения, а с другой стороны, острая ситуация может вызвать дезадаптацию поведения, что в дальнейшем ведет к дезорганизации личности. Существование личности без кризисов практически невозможно, но возможно управление образами сознания и установками для достижения социальной адаптации и личностного роста. В случае устойчивой адаптации сохраняется ядро личности - Я-концепция, происходит ее интеграция.

Процесс адаптации и дезадаптации проходит ряд стадий. Прежде всего, необходимо выделить источник нарушения равновесия. Он связан с актуальной ситуацией и личностной предрасположенностью, ее индивидуальными характеристиками. Под индивидуальными характеристиками (предрасположенностью) можно понимать ряд факторов - адаптивные резервы личности (актуальные способности), способы регулирования стрессовых ситуаций, внутренние и внешние индивидуальные процессы. Кроме того, можно говорить о культурной предрасположенности к определенному действию. Каждая личность является носителем определенной культуры, а культура содержит определенные способы реагирования на жизненные кризисы.

Актуальная ситуация не сама по себе ведет к дезадаптации. Поведение человека связано с образцами собственного сознания. Следовательно, управление собственным поведением и других людей сводится к управлению образами нашего сознания. Эти образы формируются за счет поступающей информации, а восприятие информации является процессом ее семантизации. В результате формируется информационное поле, становящееся источником действий адаптационных механизмов.

Познавательные процессы, в ходе которых формируются образы ситуации, могут быть активно-целенаправленными или пассивными. Активные познавательные процессы связаны с целенаправленной когнитивной деятельностью, включением волевой сферы личности, когда

происходит настройка на эффективное взаимодействие, запускается социально-адаптивное поведение. В ходе пассивного восприятия информация остается неполной и неадекватной: большей частью

воспринимается то, что однозначно соответствует имеющимся установкам личности.

Образы, сформированные в ходе познавательного этапа, автоматически не включаются в сознание личности, они вступают в диссонанс с имеющимися у нее установками. Этот диссонанс вызывает тревогу и отрицательные эмоции. Сила диссонанса зависит от значимости собственных установок, от степени расхождения установок и поступающей информации, от того, на сколько поведение других людей согласуется с собственными установками человека. Но самым существенным источником напряжения и тревоги является угроза дезинтеграции собственной Я-концепции.

Возникающая тревога сопровождается фрустрацией, которая является следствием столкновения потребностей и ограничений, препятствующих реализации потребностей. Фрустрация на некоторое время дезорганизует поведение. Продолжительность временного отрезка зависит от умения личности переживать волнующие обстоятельства. При затягивании этого периода фрустрация сопровождается стрессом, и нарушение поведения становится зримым.

Последствия фрустрации для личности могут быть различными -конструктивными и деструктивными. Воздействие фрустрации может продолжаться до определенного уровня индивидуальной фрустрационной толерантности, т. е. пороговой величины уровня напряжения. Превышение этого уровня ведет к дезорганизации психики и поведения.

К стрессовой ситуации и фрустрации личность относится амбивалентно, т. е. характерно сосуществование противоположных потребностей, установок. Амбивалентность в ситуации фрустрации приводит к когнитивному, эмоциональному и поведенческому диссонансу. У личности возникает стремление уменьшить диссонанс, заменить его консонансом.

Деструктивное воздействие фрустрации заканчивается дезорганизацией личности. Это связано с тем, что перенапряжение и чрезмерное стремление уменьшить диссонанс ведет к когнитивному сужению, индивид останавливается в выборе путей к достижению цели. Эмоциональное перенапряжение блокирует рационально-деятельностные процессы.

Существуют различные механизмы внешней адаптации (поведенческие защиты), неоднозначные по своей направленности. Часть из них призваны изменить ситуацию, другие направлены на уход из нее. Итак, нарушение поведения на этапе когнитивного сужения связано с тем, что человек ограничивает поступление новой информации относительно актуальной ситуации. Она воспринимается крайне односторонне, принимается во внимание только отрицательное ее значение. Человек

начинает использовать одни и те же мыслительные образы, которые концентрируются вокруг сформировавшейся доминанты. Отсюда следует, что происходит актуализация неэффективных моделей поведения. Длительное нахождение в подобном состоянии ведет к дезорганизации социального поведения: происходит остановка в развитии ролевого поведения, отсутствует его разнообразие, т. е. обедняется ролевой репертуар. Дальнейшая остановка в ролевом развитии приводит к дезорганизации личности, но при этом речь не идет о психопатологии, а только о расстройстве личности.

Для подобных дезорганизаций поведения характерно то, что оно не согласуется с мотивами; отсутствует исходная целенаправленность, т. е. первоначальная цель подменяется другой, но эта цель ведет к потере смысла в поведении. Подобная деформация поведения происходит под воздействием хронической фрустрации.

Переход к адаптивному поведению является достаточно сложным процессом, в практике социальной работы он может быть связан с воздействием на адаптационные резервы личности. Процесс воздействия содержит три уровня: инструментальный, смысловой, экзистенциальный.

Инструментальный уровень предполагает изменение стилевых характеристик, воздействие на ролевой стиль - индивидуальный способ презентации собственного Я. Данный уровень требует учета темперамента, характера, уровня социальной компетентности личности, изучения контекста ситуаций, в которых наиболее часто происходит общение личности. На нем ведется развитие социальных навыков, что способствует адаптации в различных ситуациях.

Смысловой уровень воздействия на адаптационные резервы предполагает социальный анализ. Личность осваивает принятие решений в пределах смысловых ориентаций, человек приобретает навыки овладения смыслом ситуации. Существенным моментом в социальном анализе является позитивная реинтерпретация, выделение позитивного в поведении и актуальной ситуации. Позитивная интерпретация поведения первоначально служит средством дистанцирования от острой ситуации, а в дальнейшем помогает найти пути управления действиями в стрессовой ситуации. Личность переходит от ригидных концепций к альтернативным.

Экзистенциальный уровень завершает воздействие на адаптационные резервы личности. На этом уровне происходит поддержание резервов адаптивного поведения в той мере, которая обеспечивает автономное функционирование личности, или завершается наращивание утраченных резервов. Целью данного уровня воздействия на адаптивные резервы является превращение личности в самодостаточную систему, обладающую способностью к самоуправлению и саморегулированию. Самоуправление и саморегулирование являются неотъемлемыми сторонами социальной активности личности.

Система самоуправления начинает действовать с этапа анализа противоречий, на котором личность анализирует актуальную ситуацию, выделяет латентные и актуальные противоречия ситуации. На этом этапе прогнозирования личность, используя прошлый опыт, определяет последствия отдельных форм собственного поведения. Этап целеполагания позволяет выделить результат собственных действий, всей системы поведения в конкретной ситуации или формулировать жизненные цели.

Для самоуправляющейся личности характерно создание критериев оценки ситуации, субъектов общения и адаптивной социальной активности.

Этап коррекции предполагает внесение изменений в актуальное поведение. Наличие его объясняется тем, что личность постоянно встречает интерференции общения. Данный механизм обеспечивает повторные действия в случае значительных помех, когда предыдущая программа поведения не привела к желаемым результатам. На этапе фрустрации личность способна вновь запустить всю программу самоуправления для достижения социальной адаптации.

Кроме выделения уровней воздействия на адаптационные резервы личности необходима дифференциация технологий коррекции нарушений социальной адаптации. В кризисных и стрессовых ситуациях возможно применение модели кризисной интервенции или задаче-центрированной модели.

Список литературы

1. Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. - М. 1995. - 238 с.

2. Пезешкиан Н. Позитивное семейное психоконсультирование: Семья как терапевт : пер. с англ., нем. / Н. Пезешкиан. - М., 1993. - 432 с.

3. Реан А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Терапия. Практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. - СПб., 2006. - 26 с.

4. Фейтенгер Л. Введение в теорию диссонанса / Л. Фейтенгер // Зарубежные социальные психологические тексты. - М., 1984. - 36 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.