Научная статья на тему 'Коррекция непродуктивного психического напряжения младших школьников'

Коррекция непродуктивного психического напряжения младших школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
337
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Башун А.Л., Нафтулъев А.И.

В статье представлен краткий анализ теоретических аспектов проблем тревожности, агрессивности, психического развития детей младшего школьного возраста, особенности влияния творческого самовыражения и восприятия музыки на психическую активность детей на основе данных эмпирического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correction of primary school children's unproductive psychological stress

The purpose of the article is to analyze theoretical aspects of anxiety, aggressiveness and mental development of primary school children. The influence of creative self-expression and music perception on children's mental activity is investigated using results of the empirical research into these problems.

Текст научной работы на тему «Коррекция непродуктивного психического напряжения младших школьников»

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 6. 2007. Вып.2.4.1

АЛ. Баъиун, А.К Нафтульев

КОРРЕКЦИЯ НЕПРОДУКТИВНОГО ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Высокий уровень негативного напряжения: терроризм, насилие и асоциальное поведение, информация о которых поступает не только из близкого окружения человека, но и активно обсуждается в СМИ, напряженность в связи с социально-экономической нестабильностью, - все это не может не оказывать влияния на психическое состояние людей, провоцируя формирование у них агрессии, тревожности, страхов, аффектов. Крайние проявления психических состояний отражаются на протекании всех психических и физиологических процессов, способности человека к адаптации в условиях современной действительности1. В свою очередь, нарушение адаптации, которая является сложным приспособительным механизмом, может привести к сбоям в функционировании таких психических процессов, как мышление, память, внимание, воображение, творческая активность, т. е. тех сторон интеллектуальной деятельности человека, без которых процесс обучения и образования не может полноценно осуществляться2. Дети, в силу своей сензитивности, являются наиболее чувствительными к негативному воздействию окружающей среды. Под воздействием сильных негативных переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта формируются психологические защиты, которые, с одной стороны, помогают ребенку справиться с ситуацией, грозящей целостности самовосприятия (самооценки), с другой стороны, могут становиться причиной нарушения объективного восприятия окружающей действительности, искажению или уничтожению угрожающей или кажущейся таковой информации3.

Современное образование начинает выступать в функции субъекта преобразования социума и становится пространством развития личности и индивидуальности человека. В педагогической психологии оформляется парадигма развивающего образования, согласно которой педагогическая деятельность становится деятельностью по проектированию и организации образовательных процессов, нацеленных на познавательное и личностное развитие школьников, становление их как субъектов собственного образования и культурного роста4. При этом развитие, происходящее в процессе обучения, во многом зависит от психологического фона отношений субъектов образовательного процесса, от их психического состояния5.

Для изучения психического состояния, психического развития в психологии используется стратегия естественнонаучного констатирующего эксперимента, который позволяет установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики и дать качественное описание6. Однако ни наблюдение, ни констатирующий эксперимент не могут активно воздействовать на процесс развития, и его изучение идет только пассивно.

В настоящее время интенсивно разрабатываются стратегии формирования психических процессов, активного вмешательства, построения процесса с заданными свойствами. Именно потому, что стратегия формирования психических процессов приводит

© А.Л. Башун, А.И. Нафтульев, 2006

к намеченному результату, можно судить о его причине7. Таким образом, критерием для выделения причины развития может служить успешность формирующего эксперимента. Поэтому в своей работе мы использовали три уровня исследования - констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

Организация оптимальных условий развития деятельности особо важное значение приобретает для детей младшего школьного возраста, потому что именно на этом возрастном этапе (6-10 лет) формируются осознанные формы психологической реакции на окружающий мир, которые отражаются на развитии основных интеллектуальных характеристик личности8.

Исследования, проведенные нами в области диагностики школьной тревожности и агрессивности, в которых приняли участие 240 учеников 1-Зх классов школ г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, показали:

• у всех детей наблюдается высокая склонность к агрессии по тесту Басса-Дарки (индекс агрессивности 11,18 у мальчиков и 11,11 у девочек);

• примерно половина школьников (42% девочек и 43% мальчиков) склонны к проявлению вербальной агрессии (в некоторых классах этот показатель выше 60%);

• у большинства детей (76% мальчиков и 66,7% девочек) наблюдалась повышенная тревожность, причем, и у мальчиков и у девочек обнаружен высокий показатель страха проверки знаний и страха самовыражения по тесту школьной тревожности Филлипса;

• ярко выраженный показатель давления со стороны взрослых (у 60% мальчиков и 42% девочек), причем, этот показатель имел значимую корреляцию со склонностью к агрессивному поведению (г=0,61);

• взаимоотношения ребенка с родителями (эмоциональная зависимость - 72% мальчиков и 66,7% девочек) являются причиной повышенной тревожности и агрессивности у детей, а так же причиной страхов в отношении с учителями (40,90% мальчиков и 40,35% девочек - по результатам теста школьной тревожности Филлипса);

• дети из неполных семей обнаруживают высокие значения по факторам «угрызение совести, чувство вины» по тесту Филлипса по сравнению с детьми из полных семей (среднее значение в группах 7,9 и 2,3 соответственно);

• наличие сиблингов оказывает влияние на показатель школьной тревожности, причем, он выше у мальчиков. 52% тревожных мальчиков имеют сиблингов (для сравнения только 33% тревожных девочек имеют сиблингов);

• слабоуспевающие получают более низкие оценки из-за страха возможной неудачи - страха не соответствовать ожиданиям окружающих и страха ситуации проверки знаний (г = 0,48); от общего числа слабоуспевающих таких учеников - 69%.

Таким образом, одна из задач, которую мы ставили перед собой, - это поиск механизмов снижающих тревожность и агрессивность в поведении детей и увеличение потенциала их сопротивляемости негативному влиянию внешней среды.

Для коррекции тревожных и депрессивных состояний детей и подростков в настоящее время чаще всего используются методы «игротерапии общения», техники различного рода ролевого моделирования, сказкотерапия. Перечисленные методы и техники обычно направлены на развитие коммуникативных способностей детей, повышение их самооценки, преодоление страхов и т. д.9 Для этих методов характерна узкая направленность воздействия на «решение конкретной проблемы».

При этом большое значение имеет творческая составляющая коррекционных методик, и хотя понимание творческого процесса далеко не однозначно, для всех его видов

неотъемлемой частью выступает эмоциональный компонент10, причем, эмоции могут быть связаны как с самим процессом деятельности, так и с предметом творчества.

Творчество рассматривают как в личностном, так и в процессуальном аспекте. Личностный аспект предполагает субъективные мотивы, способности, знания, умения и воображение, благодаря которым создаются новые оригинальные продукты. Процессуальный аспект рассматривает творчество как процесс, направленный на преодоление противоречий, центральным звеном в котором считается т. н. инсайт (озарение и интуиция), т. е. выход до конца неосознаваемой информации, подсознательных эмоций, желаний, стремлений11. В творческом процессе эмоциональный компонент всегда несет значимую функцию, поскольку эмоции влияют на фантазию (воображение). В человеческой психике впечатления и образы, имеющие общий аффективный тон, объединены между собой12. Психологи, вслед за Л.С. Выготским, называют этот феномен «законом общего эмоционального знака»13. В свою очередь, фантазия всегда эмоциональна, т. е. влияет на наши чувства (вызываемые воображением чувства являются действительными для субъекта, реально переживаемыми, захватывающими). Таким образом, можно сказать, что эмоции, «проснувшиеся» в процессе творчества, служат способом выхода подавляемых, либо чрезмерно переживаемых чувств. Такой эмоциональный выход в процессе творчества характерен как для взрослых, так и для детей.

Активизация творческого процесса у детей способствует выработке достаточно высокой гибкости интеллекта, которая, в свою очередь, является особенностью именно творческого интеллекта14. Тем не менее, методические средства коррекции не часто использует особенности творческого процесса (такие как эмоциональный выход) для компенсации эмоциональных проблем у детей.

Одним из способов реализации творческих компонентов коррекции является адекватное музыкальное воздействие.

Восприятие музыки в процессе коррекционного воздействия доказало свою эффективность в работах многих исследователей, в частности А. Хилла (1938), который использовал музыку в качестве терапии искусством в целях воздействия на активное воображение. В. Бехтерев (1913) использовал музыку с целью лечения психических больных. В России в начале XX в. проблемами восприятия музыки занимались В. Гиляровский, Ю. Флоренский, В. Гринер, А. Коган и др.15 Изучалась психология музыкального восприятия. В настоящее время выходит много исследований в этой области науки: в Германии известны работы К. Рюгера, Г. Декера-Фойгта16. В работах российских авторов содержатся данные о возможности психокоррекции таких эмоциональных состояний, как тревожность и агрессивность с помощью музыкального воздействия17.

Нами была разработана программа занятий для детей 1-3 класса (6-9 лет), основной задачей которой стала психокоррекция таких эмоциональных состояний, как тревожность и агрессивность. Программа включала специально организованные мероприятия с включением прослушивания классических музыкальных произведений, с возможностью творческого самовыражения и спонтанного фантазирования. Изучение особенностей интеллектуальной и творческой деятельностной активности детей и влияние на нее настоящей программы также было целью данного исследования.

Основным стал метод творческих упражнений со специально отобранным музыкальным сопровождением, средством снятия непродуктивного напряжения (агрессивности и тревожности) - недирективное, безоценочное и свободное самовыражение.

Необходимо уточнить, что в ходе упражнений, детям предоставлялась возможность эмоциональной, чувственной разгрузки (от эмоциональных выплесков до релаксации). Занятия проводились в подгруппах по 5-6 человек.

По окончании экспериментального вмешательства был проведен сравнительный анализ данных экспериментальной группы с контрольными группами, которые не были включены в программу. Этот анализ показал:

• прослушивание классической музыки и дальнейшая проработка возникших в ходе прослушивания образов в творческой деятельности (рисование, лепка, конструирование, танец, построение «скульптур», проигрывание этюдов) способствуют спонтанному творчеству, эмоциональному раскрепощению младших школьников, открытому выражению своих мыслей и чувств, конструктивной межличностной коммуникации, позитивному психическому состоянию, снижению психического напряжения и агрессивности в общении;

• начиная с первого занятия с учащимися младшей школы, выбор ими после прослушивания классической музыки негативных цветов теста Люшера (серый, коричневый, черный) в качестве основных стал значительно реже и совсем исчез после четвертого занятия, а базовые цвета гармонии, воли, радости и энергии ребята стали выбирать чаще, особенно синий, желтый, зеленый, красный, что свидетельствует о гармонизации эмоционального состояния детей;

• было выявлено значительное снижение тревожности и агрессивности у детей экспериментальной группы. Страх самовыражения снизился или исчез у 80% детей, имевших высокий показатель в начале эксперимента. Страх проверки знаний снизился у 60% девочек и 83% мальчиков, имевших высокие значения по этому фактору в начале эксперимента (по Тесту Филлипса). Общий индекс агрессивности по тесту Баса-Дарки снизился в экспериментальной группе в два раза (с 11,18 до 5,59); показатели контрольной группы остались без изменений;

• успеваемость объективная (средний балл по всем дисциплинам и оценка учебной деятельности родителями и учителем) и субъективная (самооценка, желание идти в школу) в экспериментальной группе по окончании эксперимента была выше, чем у учащихся контрольной группы в среднем на 0,6 балла (средний балл экспериментальной группы 4,8 - контрольной группы 4,2 /по 11 учебным предметам/);

• успеваемость по дисциплинам, требующим повышенного внимания и сосредоточенности, а именно иностранный и русский языки, математика, чтение, улучшилась с 4,08 до 4,8 (средний балл);

• творческая активность учащихся, особенно ярко проявляющаяся на уроках рисования, музыки, природоведения и литературы (анализ активности осуществлялся по параметрам гибкость, оригинальность, разработанность, беглость) увеличилась с 40% до 86%, особенное развитие получили параметры гибкости (с 15 до 18 баллов) среднего значения и оригинальности (с 0 до 5 баллов) по тесту Торренса.

Таким образом, специально организованные упражнения с прослушиванием классических музыкальных произведений, направленные на психокоррекцию состояний тревожности и агрессивности посредством творческого самовыражения и спонтанного фантазирования, оказывают благотворное воздействие на психическое состояние, снижая непродуктивное психическое напряжение детей, усиливают интеллектуальную и творческую активность детей младшего школьного возраста. Упражнения могут быть использованы как школьными психологами, так и классными руководителями в силу своей простоты и легкости выполнения заданий.

1 Бреслав Г.М. Эмоциональная особенность формирования личности в детстве: Норма и отклонение. М., 1990.

2 Битякова М.Р, Организация психологической работы в школе. М., 1997; Божович Л.И Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование). М., 1968; Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1996.

3 Пасынкова КБ. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психологический журнал. 1996. № 1. С. 169-174; Хорт К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория неврозов. СПб., 1997; Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. М., 1989.

4 См.: Битякова М.Р. Указ. соч.; Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 1996; Реан A.A., Коломенский ЯЛ. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999; Столяров A.M. Эвристические приемы и методы активации творческого мышления. М., 1988.

5 Ананьев Б.Г. О задачах психологии искусств // Художественное творчество. Л., 1982; Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

6 Рогов Е.И. Указ. соч.

7 Там же; Столяров A.M. Указ. соч.

8 Овчарова Р.В. Указ. соч.

9 Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб., 2001; Рогов Е.И Указ. соч.; Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / Пер. с англ., общ. ред. A.A. Петровский. М., 1990.

10 Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества / Под. ред. Я. А. Понамарева. М., 1983; Пономарев Я.А. Психология творения. М.; Воронеж, 1999; Теплое Б.М. Способности и одаренность // Теплов Б.М. Избранные труды. М., 1985.

11 Богоявленская Д.Б. Указ. соч.

12 Теплов Б.М. Указ. соч.

13 Бреслав Г.М. Указ. соч.

14 Богоявленская Д.Б. Указ. соч; Столяров A.M. Указ. соч.

15 Барыьиева ТА. Психологические особенности эмоционального отношения младших школьников к музыкальным текстам. Л., 1989; Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. Теория и практика. М., 1999.

56 Элькин В.М. Целительная магия музыки. Гармония цвета и звука в терапии болезни. СПб., 2000.

17 Князева Т.С., ПагиинаА.Х. Связь тревожности и эмоционального фона личности с особенностями восприятия музыки // Психологический журнал. 2001. № 1; Петрушин В.И. Указ. соч.; Царъкова Е., Соловьева Е. Дети и музыка (программа «Радуга») // Дошкольное воспитание. 1993. № 8; Элькин В.М. Указ.соч.

Статья принята к печати 22 ноября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.