w
КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКОЙ ПСИХИКИ ЧЕРЕЗ СКАЗКОТЕРАПИЮ
Пономаренко Карина Геворковна, Шапарь Яна Дмитриевна, Северо-Кавказский институт бизнеса, инженерных и информационных технологий, г. Армавир
E-mail: alexkat_salnikov@mail. ru
Аннотация. Проблема социального развития детей является одной из актуальнейших в образовании и является объектом научных исследований многих педагогов и психологов.
Ключевые слова: сказкотерапия, психология, психологическое
воздействие, воспитание, цвет.
Исследованию особенностей формирования отношений детей с окружающим миром посвящены научные труды многих педагогов и психологов. И это не удивительно, ведь дети - наше будущее. И наша обязанность вырастить морально устойчивое поколение, подготовить их к будущей ответственности. Для этого каждому малышу необходимо уделять должное внимание. На этапе развития родители должны воспитывать в ребенке те качества, которые помогут ему справиться с жизненными трудностями и стать яркой личностью.
Но не всегда у родителей это получается, часто мы не понимаем, что происходит с ребенком. И как нам кажется, мы все делаем правильно, но малыш упорствует и не хочет воспринимать данную ему информацию. Он упрямится, капризничает и не хочет слушаться. Тогда в ход идут нотации, наказания - мы можем поставить ребенка в угол или отшлепать, даже не выяснив причины такого поведения. А это не правильно. Это влечет за собой отрицательные последствия [2, с.18-20].
Основа взаимопонимания между родителями и детьми - умение слушать. Вы должны учитывать особенности характера вашего ребенка. Постарайтесь чаще интересоваться как его дела, и это поможет вам наладить с ним отношения.
А как часто Вы рассказываете своему ребенку сказки?
У современных родителей не всегда хватает времени на это. А жаль, ведь это отличный способ не только провести время вместе, но и узнать поближе своего малыша.
168
о
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
Довольно часто дети, закрываясь в себе, становятся не просто непослушными, а даже агрессивными. Причины могут быть самыми разными: борьба за внимание, самоутверждение, потеря веры в собственный успех, желание за что-то отомстить взрослому. Но, как известно, иногда дети не могут выразить свои проблемы через простой разговор, им сложно озвучить свои переживания. Тут приходит на помощь сказкотерапия. Это психологическое направление, которое использует метафоры, олицетворения, сравнения и другие средства выразительности или стилистические фигуры. Данный метод позволяет ребёнку улучшить взаимодействие с миром, построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими, избавиться от многих страхов и комплексов.
Сказкотерапия дает возможность ненавязчиво выяснить причину переживания ребенка и донести до него, что данная проблема решаема, и он всегда может рассчитывать на поддержку близких ему людей.
Применить данный метод достаточно легко. Стоит уделить немного времени ребенку и предложить ему рассказать сказку вместе с вами. Главный герой по ^ описанию должен быть похож на вашего ребенка, чтобы он мог сопоставить себя о с ним. Для этого можно дать ему имя, похожее или начинающееся на ту же букву, ему должно быть столько же лет, он может иметь столько же братьев и сестер, жить в таком же доме. Не забудьте при этом назвать положительные характеристики героя, его таланты (сильный, ловкий, умный, добрый и т. п.) [3, с.57].
Смоделируйте затруднительную ситуацию, в которую попал наш герой. При этом рассматривайте затрагиваемую проблему так, как, скорее всего, видит ее малыш. Очень важно задуматься об этом именно с позиции ребенка. К примеру, если Вас беспокоит, что ребенок не хочет ходить в школу, то это совершенно не значит, что и его беспокоит то же самое. Возможно, причина в том, что у ребёнка там просто нет друзей или возник конфликт с одноклассниками?
Когда проблема поставлена, поинтересуйтесь у ребенка, как поступить герою сказки в данной ситуации и почему именно так. Если же он затрудняется ответить или предлагает «не правильный» вариант, предложите ему альтернативу, только обязательно обоснуйте ее доступными, но весомыми аргументами.
Таким образом, вы сможете объяснить малышу то, что в обычной форме он не стал бы слушать. Внимательно следите за ребенком, когда вы рассказываете.
По его реакции можно определить насколько его тревожит этот вопрос. Если ребенку скучно, то, скорее всего, вы не угадали причину его беспокойства, если же он проявляет особый интерес, значит, вы задели нужную тему и данная терапия действительно сможет повлиять на него.
169
о
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
Учитывайте уровень развития ребенка - не усложняйте рассказ, не затягивайте его, если ребенку трудно удержать внимание длительное время.
Сказки можно не только рассказывать самому, но и давать ребенку возможность развить сюжет, дополнив его новыми поворотами - как проблемами, так и решениями. Помимо этого, сказки можно рисовать - это отличный способ понять настроение ребенка. Здесь стоит уделить внимание цветам, которые преобладают в рисунке. К примеру, зелёный - символ настойчивости и даже упрямства. Отдающим предпочтение в своих рисунках тёмно-зелёному цвету детям не хватает любви и заботы [1, с.218].
Если это вовремя не исправить, то ребёнок вырастет замкнутым, скрытным, боящимся любых перемен, апатичным. Коричневый цвет ассоциируется с отвращением, чувством дискомфорта и другими отрицательными эмоциями. Выбирающие этот цвет стараются создать вокруг себя собственный мир, надёжный, но не приносящий тепла и нежности. Родителям следует выяснить причину, по которой их ребёнок стремится отгородиться от реальности. Пожалуй, самое большое беспокойство вызывает у родителей появление в ^ детских рисунках чёрного цвета в больших количествах. И не зря, ведь он о означает депрессию, враждебность, протест и чувство безнадёжности. Дети, рисующие чёрным, переживают стресс, им необходим забота [4, с.97-99].
Современная психология дает нам на вооружение огромное количество методов воздействия на ребенка. Всё вышеперечисленное является очень сильными инструментами в процессе воспитания, но, как и во все времена, самым главным инструментом является бесконечная забота и постоянное внимание к жизни нашего ребенка.
Литература:
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2009. - 400 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
2. Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя. М.: Независимая фирма «Класс», 1999. 98 c.
3. Зинк Тренинг по сказкотерапии / Под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. - СПб.: Речь, 2006. 286 с.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2008. -320 с.
170
а