Научная статья на тему 'Корпоративные социальные программы как способ регулирования социального самочувствия персонала в условиях организационных изменений'

Корпоративные социальные программы как способ регулирования социального самочувствия персонала в условиях организационных изменений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1791
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ ПЕРСОНАЛА / STAFF’S SOCIAL WELL-BEING / CORPORATE SOCIAL PROGRAMME / ORGANIZATIONAL CHANGES / BUSINESS STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солнышкина Марина Георгиевна, Четверикова Надежда Анатольевна

В статье разрабатываются способы регулирования социального самочувствия персонала и снижения социально-трудовых рисков организационных изменений на основе корпоративных социальных программ предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corporate Social Programmes as a Way of Personnel’s Social Well-being Regulation in the Conditions of Organizational Changes

The article develops methods for the regulation of personnel’s social well-being and reduction of the social and labour risks of organizational changes on the basis of corporate social programmes.

Текст научной работы на тему «Корпоративные социальные программы как способ регулирования социального самочувствия персонала в условиях организационных изменений»

_______________________Социология и жизнь 165

СОЦИОЛОГИЯ И ЖИЗНЬ

Корпоративные социальные программы как способ регулирования социального самочувствия персонала в условиях организационных изменений

М. Г. Солнышкина (Московский гуманитарный университет),

Н. А. Четверикова (Оренбургский государственный институт менеджмента,

Московский гуманитарный университет)

В статье разрабатываются способы регулирования социального самочувствия персонала и снижения социально-трудовых рисков организационных изменений на основе корпоративных социальных программ предприятия.

Ключевые слова: корпоративная социальная программа, организационные изменения, стратегия предприятия, социальное самочувствие персонала.

Радикальные социально-экономические преобразования, растущая сложность условий окружения, требования внешней среды определяют необходимость организационных изменений на российских предприятиях.

В современных условиях организационное развитие предприятия реализуется через совокупность определенных организационных изменений (Пригожин, 1995: 84). Изменения организационной структуры и системы управления значительно трансформируют социально-производственную среду предприятий. Факторы, снижающие эффективность управления организационными изменениями (недостаточная выраженность их превентивного характера, несистемность, директивность политики внедрения организационных изменений) замедляют динамику организационного развития предприятия как во внешней, так и во внутренней среде (Распопов, 2009: 86-87).

Характеризуя корпоративные социальные программы как инструмент управления социальными процессами на предприятии, важно уточнить их сущность, содержание и форму. Корпоративная социальная программа — это развернутое выражение приоритетных социальных целей. По содержанию она представляет собой последовательность взаимосогласованных действий, распределенных во времени, обоснованных по ресурсам и направленных на достижение намеченной социальной цели. По форме социальная программа — это совокупность целевых ориентиров, заданий участникам и прогнозов ожидаемых результатов. Корпоративные социальные программы являются социальными системами открытого типа, поэтому необходимы хорошо организованная обратная связь и гибкое реагирование на изменения в соотношении внутренних и внешних факторов.

Корпоративные социальные программы предприятия, разработанные на основе проектных подходов, реализуют комплекс социально-организационных изменений как разновидности организационных изменений, объекты которых (организационные элементы предприятия) определяются по результатам диагностики социального самочувствия персонала (Солнышкина, Четверикова, 2012: 165). Первоочередными по значимости в условиях перехода от адаптивной стратегии приспособления к активной стратегии организационного развития являются корпоративные программы социального партнерства и профессионального развития персонала.

Разработка корпоративных социальных программ на основе социально-организационных изменений для реализации стратегии предприятия обеспечивает целевую ориентацию на удовлетворение потребностей работников и регулирование их социального самочувствия. Таким образом достигается реализация принципа социальной ориентации управления (Солнышкина, 2011: 102-103).

Корпоративная программа развития социального партнерства предполагает разработку соответствующих управленческих технологий, которые ориентированы на использование социального ресурса (социального капитала); на согласование и защиту интересов работников, работодателей, потребителей, органов государственной власти и местного самоуправления в ситуации организационных изменений. Такая форма отношений является наиболее оптимальной для современных предприятий, так как ориентирована на выработку партнерских отношений в процессе организационных из-ме-нений. Она обеспечивает социально-ответственную реструктуризацию предприятия и разработку мер социальной защиты работников в ситуации организационных изменений (профессиональную подготовку, содействие в трудоустройстве, осуществление компенсационных выплат социального характера) (см. табл. 1).

Реализация данной программы сопровождается положительной динамикой основных параметров и индикаторов социального са-

мочувствия в условиях организационных изменений: состояние заработной платы, уровень социальной защищенности; отношение к идеям и предложениям сотрудников; уровень социальной ответственности предприятия как управленческий механизм устойчивого развития организации; включенность в изменения; удовлетворенность трудом как интегральная характеристика социального самочувствия; снижение факторов риска организационных изменений при проведении социально ответственной реструктуризации.

Социальное самочувствие работников предприятия детерминировано не только социальными факторами организационных изменений, но и реализуемой стратегией изменений. Стратегия организационных изменений в соответствии с идеологией социального партнерства характеризуется высокой вовлеченностью персонала с целью поддержки и предупреждения сопротивления и достижения общих целей переговорного процесса с привлечением персонала к разработке изменений.

Таким образом, корпоративная социальная программа развития социального партнерства на основе внедрения социально-организационных изменений, объектами которых являются структура и содержание коллективного договора; система оплаты и стимулирования труда; информационное обеспечение и внутренние коммуникации; стратегия реструктуризации предприятия, регулирует социальное самочувствие персонала.

Рассмотрим следующую корпоративную программу — комплексную программу профессионального развития персонала в условиях организационных изменений. Ее цель — создание необходимых кадровых ресурсов, которые позволяют обеспечить динамичное развитие предприятий компании в настоящее время и в перспективе. Социальное развитие персонала реализуется через совокупность мероприятий, направленных на повышение квалификации и совершенствование профессиональных и личностных характеристик работников (Солнышкина, 2005: 192-193) (табл. 2, см. с. 168).

Таблица 1

КОРПОРАТИВНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Индикатор Содержание

Цель программы Достижение оптимального баланса интересов при взаимодействии сторон, совершенствование партнерских отношений, способствующих социальной защищенности и удовлетворенности работников предприятия в ситуации организационных изменений

Предмет программы Социально ответственная реструктуризация, социально-трудовые права наемных работников; материальное вознаграждение, рабочее время, социальное обеспечение и социальные гарантии

Объект программы Субъекты трудового права: работники (представители), работодатели (представители), органы государственной власти и местного самоуправления

Объекты социальноорганизационных изменений Структура и содержание коллективного договора; система оплаты и стимулирования труда; стратегия реструктуризации; информационное обеспечение и внутренние коммуникации

Форма реализации программы Коллективный договор, коллективное соглашение, переговорный процесс, включение персонала в процесс организационных изменений, положения и правила, популяризация партнерских отношений в средствах массовой информации (газеты, издания пресс-службы компании)

Механизм реализации программы Основан на действующем трудовом законодательстве, системе социального партнерства, равноправия сторон — участников партнерских отношений, большей включенности работников в процесс социально-трудовых отношений как субъектов

Направления деятельности программы Соблюдение требований трудового законодательства и принципов социального партнерства, достижение соглашений в социально-трудовой сфере; развитие коммуникаций и информационного обеспечения, профилактика социальных конфликтов и создание благоприятной атмосферы в сфере социально-трудовых отношений, совершенствование системы мотивации

Реализация данной программы сопровождается положительной динамикой основных параметров и индикаторов социального самочувствия в условиях организационных изменений: удовлетворенность работой, должностью, эргономикой, условиями труда, возможностями карьерного роста; ощущение стабильности и уверенности; удовлетворенность трудом как интегральная характеристика социального самочувствия; снижение факторов риска организационных изменений; формирование профессионализма как гарантии занятости на предприятии. Корпоративная социальная программа профессионального развития персонала на основе внедрения социально-организационных изменений, объектами которых являются технологии развития персонала; организационная культура; кадровый резерв; си-

стема профессионального обучения; профиль профессиональной карьеры; формы занятости на предприятии регулирует социальное самочувствие персонала предприятия.

Таким образом, реализация корпоративных программ социального партнерства и профессионального развития персонала базируется на многообъектных внутренне-ориентированных социально-организационных изменениях, оптимизирующих социальное самочувствие персонала предприятия. Как организационные системы корпоративные социальные программы обеспечивают повышение управляемости организационных изменений на предприятии, в связи с тем что на основании программно-целевых технологий и реализации управленческих ресурсов программ (дифференцированности, стратифицированности, устойчивости, дина-

Таблица 2

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА

Индикатор Содержание

Цель программы Профессиональное развитие и совершенствование персонала организации, развитие лидерства

Предмет программы Профессиональная компетентность как фактор карьерного роста и профессиональной значимости для динамичного развития предприятия в перспективе

Объект программы Все категории рабочих, инженерно-технических работников и руководителей

Объекты социальноорганизационных изменений Технологии развития персонала; организационная культура; кадровый резерв; система профессионального обучения; профиль профессиональной карьеры; формы занятости на предприятии

Форма реализации программы Управление социальным развитием персонала, профессиональная подготовка и профессиональное совершенствование

Механизм реализации программы Реализация потребностей организации в социальном развитии персонала под воздействием факторов внешней и внутренней среды, основанная на действующем законодательстве и партнерских взаимоотношениях работника и работодателя

Направления деятельности программы Стратегии развития персонала на предприятии; планирование развития карьеры как направление профессионального развития персонала; особенности развития профессионализма работников энергосбытового предприятия; усиление личной инициативы работников, работа с кадровым резервом; оценка уровня развития персонала предприятия

мичности) формируются устойчивые причинно-следственные прямые (организационные изменения — социальное самочувствие персонала — социальные факторы организационного развития — реализация стратегии предприятия) и обратные (социальное самочувствие персонала — клиентоориентированность — имидж предприятия — организационные изменения — реализация стратегии предприятия) связи, снижающие социальные риски организационных изменений как факторов неустойчивости и неуправляемости. Управление социальными рисками организационных изменений на предприятии опосредуется процессами выявления факторов неудовлетворенности персонала как показателей социального самочувствия и их регулирования в рамках корпоративных социальных программ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Пригожин, А. И. (1995) Современная социология организаций. М. : Интерпракс.

Распопов, В. М. (2009) Управление изменениями. М. : Магистр.

Солнышкина, М. Г., Четверикова, Н. А. (2012) Влияние организационных изменений на социальное самочувствие работников энергосбытового предприятия // Знание. Понимание. Умение. №2. С. 162-166.

Солнышкина, М. Г. (2011) Управленческие ресурсы коммерческого предприятия // Знание. Понимание. Умение. №4. С. 101-106.

Солнышкина, М. Г. (2005) Социальная ответственность бизнеса в системе отношений «бизнес — местное сообщество — персонал» // Ученые записки Российской академии предпринимательства. №8. С. 191-196.

Дата поступления: 15.05.2013 г.

CORPORATE SOCIAL PROGRAMMES AS A WAY OF PERSONNEL’S SOCIAL WELL-BEING REGULATION IN THE CONDITIONS OF ORGANIZATIONAL CHANGES M. G. Solnyshkina (Moscow University for the Humanities),

N. A. Chetverikova (The Orenburg State Institute of Management, Moscow University for the Humanities)

The article develops methods for the regulation of personnel’s social well-being and reduction of the social and labour risks of organizational changes on the basis of corporate social programmes.

Keywords: corporate social programme, organizational changes, business strategy, staff’s social well-being.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)

Prigozhin, A. I. (1995) Sovremennaia sotsiologiia organizatsii. M. : Interpraks.

Raspopov, V. M. (2009) Upravlenie izmeneniiami. M. : Magistr.

Solnyshkina, M. G., Chetverikova, N. A. (2012) Vliianie organizatsionnykh izmenenii na sotsial’noe samochuvstvie rabotnikov energosbytovogo predpriia-tiia // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 2. S. 162-166.

Solnyshkina, M. G. (2011) Upravlencheskie re-sursy kommercheskogo predpriiatiia // Znanie. Po-nimanie. Umenie. №4. S. 101-106.

Solnyshkina, M. G. (2005) Sotsial’naia otvetst-vennost’ biznesa v sisteme otnoshenii «biznes — mest-noe soobshchestvo — personal» // Uchenye zapis-ki Rossiiskoi akademii predprinimatel’stva. №8. S. 191-196.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.