Научная статья на тему 'Корпоративные облигации в системе долгового финансирования бизнеса: теория и практика'

Корпоративные облигации в системе долгового финансирования бизнеса: теория и практика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
366
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Корпоративные облигации в системе долгового финансирования бизнеса: теория и практика»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

И.Н. ОЛЕЙНИКОВА, д-р. экон. наук, проф. кафедры экономики и финансов ТИУиЭ Я.Ю. ПОПОВИДЧЕНКО, специалист аналитического отдела ОАО «Югтранзитсервис»

КОРПОРАТИВНЫЕ ОБЛИГАЦИИ В СИСТЕМЕ ДОЛГОВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ БИЗНЕСА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

В настоящее время в России возрастает роль рынка ценных бумаг как механизма привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, проявляясь в стремительном развитии рынка корпоративных облигаций и в растущем интересе специалистов к перспективам организации первичных размещений акций российскими предприятиями. Некоторые крупные компании активно используют возможности мобилизации капитала на международном рынке посредством выпуска еврооблигаций и американских депозитарных расписок.

Развитие рынка облигаций предприятий в России имеет макроэкономическое значение, поскольку создает финансовые условия для наращивания производственного потенциала наиболее успешных рос -сийских компаний. С 1999 г. через корпоративные облигации рынок ценных бумаг России вернулся к выполнению своей основной функции - трансформации сбережений и временно свободных денежных средств в активы, вложенные в производство, перераспределению этих ресурсов в реальный сектор на цели инвестиций. В 2000-2006 гг. наблюдается постоянный рост объемов привлечения инвестиций путем выпуска корпоративных облигаций. Рынок ориентирован на инструменты со сроком обращения не более 1-3 лет, хотя постепенно происходит увеличение сроков обращающихся облигационных займов.

Рассмотрим теоретические аспекты размещения корпоративных облигаций. Облигационный заем -это система внешнего заимствования финансовых ресурсов на основе эмиссии облигаций. Компании выпускают облигации как для пополнения оборотного капитала, так и с целью решения масштабных инвестиционных задач. Предприятия постоянно сталкиваются с необходимостью финансирования своих инвестиционных программ и пополнения оборотных средств, задействованных в операционной деятельности. Наиболее эффективным и дешевым источником финансирования является акционерный капитал, однако зачастую оказывается, что выпуск дополнительной эмиссии акций невозможен, нежелателен

или экономически нецелесообразен. В этом случае предприятие может использовать потенциал рынка долговых капиталов.

В настоящее время внутренний рынок корпоративных облигаций стал макроэкономической реальностью: из нескольких экзотических эмиссий облигаций он превратился в реально действующий механизм привлечения заемных средств, являющийся для успешно работающих предприятий доступным и альтер нативным банковскому и вексельному кредитованию. В настоящее время эмитенты облигаций уже не только крупнейшие российские компании, но и средние предприятия. Объемы заимствования варьируются от 2-10 млн до нескольких миллиардов рублей.

Эмиссия корпоративных облигаций имеет как положительные, так отрицательные стороны для предприятий, привлекающих долговые денежные ресурсы. К положительным сторонам можно отнести [1]:

- получение значительных денежных ресурсов с временным горизонтом свыше одного года, создание возможности для расширения капиталоемких инвестиций эмитента в производство, в увеличение его операционной способности в оптовой и розничной торговле для развития экспортного потенциала и т.п.;

- диверсификацию источников финансирования по поставщикам, инструментам, срокам, условиям начисления процента, рискам;

- получение рас ширенных возможностей управлять портфелем долгов (в том числе на организованном рынке) с целью повышения их ликвидности и минимизации издержек на привлечение заемных средств. Облигационный заем - альтернатива банковскому кредиту. Эмитент финансирует рынок инвесторов, размещающих свои временно свободные финансовые ресурсы. Уменьшается зависимость от индивидуального кредитора, его мнения об эмитенте (часто необъективного и не основанного на необходимой информации), снижается концентрация кредитных рисков, что становится весомым аргументом в переговорах с

банками, обслуживающими эмитента. Возникновение альтернативного источника привлечения средств и возможность обойтись без кредита могут обеспечить более привлекательные условия банковского кредитования;

- возникновение кредитной истории заемщика на публичном финансовом рынке. Более полное раскрытие информации о рисках предприятия способствует формированию финансового имиджа, узнаваемости компании и, соответственно, расширяет доступ к заемному капиталу, повышает операционную способность предприятия привлекать денежные ресурсы на иных, чем облигационный, сегментах финансового рынка, минимизирует издержки на получение доступа к заемным денежным ресурсам;

- более низкие процентные издержки (особенно в серии облигационных займов при ликвидном рынке облигаций эмитента). При равных условиях ликвидность облигаций и способность эмитента посредством их выпуска обращаться за заимствованиями не к нескольким банкам-кредиторам, а ко всему рынку связаны с меньшими кредитными рисками и, как следствие, с более низкими процентными издержками на привлечение заемных денежных ресурсов.

- получение биржевой истории и биржевой репутации, которая повышает способность эмитента предоставить инвесторам (в зависимости от их инвестиционных целей) вместо разовых финансовых продуктов свою законченную продуктовую линию: от долговых инструментов (облигаций и коммерческих бумаг в вексельной форме) к обыкновенным и привилегированным акциям, депозитарным распискам и к производным инструментам, базисом которых являются первичные ценные бумаги эмитента;

- более широкие возможности финансового конструирования, переход эмитента к проектированию серий финансовых продуктов с условиями, изменяющимися в зависимости от состояния рынка и продуктовых линий. В частности, использование серий облигационных займов для увеличения сроков привлечения средств путем рефинансирования платежей по одним займам выпуском новых займов;

- повышение инвестиционной привлекательности предприятия-эмитента в связи с возникновением внешнего мониторинга, осуществляемого со стороны рынка. Инвесторы как лица, заинтересованные в возвратности вложенных средств, будут реагировать в пределах собственных возможностей на результаты деятельности предприятия-эмитента, что может сопровождаться продажами облигаций предприятия, ростом процентных издержек, сокращением сроков заимствований, ухудшением ликвидности финансовых продуктов, выпускаемых эмитентом. Соответственно, возникает «контроль» рынка за действиями менедж-мента предприятия-эмитента, стимулирующий его к принятию более взвешенных решений. Отрицательная сторона выпуска облигационных

займов для предприятия-эмитента заключается в не-

обходимости публично раскрывать информацию об эмитенте, что требует дополнительных затрат.

Облигационные займы сопряжены с более высокими регулятивными издержками в сравнении с другими долговыми финансовыми инструментами (государственная регистрация выпусков, более тяжелая налоговая нагрузка, обязательное раскрытие информации, налог на операции с ценными бумагами). Таким образом, затраты эмитента складываются не только из процентов по займу, но и из дополнительных издержек, связанных с подготовкой, размещением и обслуживанием займа, оплатой услуг финансового посредничества. Размещение первого облигационного займа обычно связано с более высокими процентными издержками и расходами на финансовое посредничество в сравнении с уровнем, обусловленным величиной рисков, лежащих на эмитенте (плата за «вход на рынок» эмитента, который относительно неизвестен, а его финансовые инструменты не имеют биржевой истории).

Для облигационных займов характерен более длительный срок на подготовку привлечения средств в сравнении с индивидуальными кредитными с дел -ками, что, в частности, связано с прохождением процедур государственной регистрации выпусков облигационных займов, раскрытием информации по ним, предварительной работой с потенциальными инвесторами, подготовкой первичного размещения на организованном рынке.

Выпуск корпоративных облигаций акционерных обществ регулирует Стандарт эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов эмиссии ценных бумаг [2]. Существуют следующие этапы размещения корпоративных облигаций:

- утверждение эмитентом решения о выпуске облигаций;

- подготовка проспекта эмиссии;

- государственная регистрация выпуска облигаций и проспекта эмиссии в Федеральной службе по финансовым рынкам;

- изготовление сертификатов облигаций;

- раскрытие информации о регистрации проспекта эмиссии;

- подписка на облигации (размещение);

- регистрация отчета об итогах выпуска облигаций;

- раскрытие информации, содержащейся в отчете об итогах выпуска облигаций.

Важнейшим и наиболее сложным этапом размещения облигаций является разработка проспекта эмиссии, в котором формируются концепции выпус-ка (основные параметры, юридической базы и технологии). На последующих этапах реализуются все положения, изложенные в проспекте.

Проспект эмиссии - это документ, четко определяющий следующие понятия: основные характеристики и финансовые аспекты выпуска облигаций; права держателей облигаций; случаи досрочного погашения облигаций; способ, срок и порядок размещения облигаций; механизм определения цены раз -мещения; условия и порядок оплаты облигаций; порядок хранения, учета и прав на облигации; порядок погашения облигаций и выплаты процента; порядок налогообложения доходов по облигациям.

Разработка финансовых аспектов выпуска облигаций состоит из следующих основных параметров: объема эмиссии, номинальной стоимости, срока обращения, вида облигаций, ставки процента и формулы для его расчета, периодичности выплаты процентных доходов. Любое отклонение параметров облигаций от среднерыночной величины снижает издержки корпораций по обслуживанию облигационного долга, расширяет круг потенциальных инвесторов и увеличивает объем размещения облигаций. Очевидно, что эти задачи противоречат друг другу, и в каждом конкретном случае эмитент вынужден ис-кать компромисс, оптимальный набор инвестиционных свойств выпуска облигаций, позволяющих одновременно сочетать интересы эмитента и инвесторов. Все это требует проведения серьезных аналитических и вычислительных работ, связанных с оценкой возможных вариантов финансовых условий выпуска облигаций.

Эмиссию облигаций рекомендуется осуществлять в пределах размера уставного капитала компании. В этом случае, в соответствии с законом «Об акционерных обществах», при выпуске не требуется обес-печение облигаций. Если суммарная величина обяза-тельс тв по облигациям, включая проценты, превышает стоимость чистых активов, а размер поручительства, предоставленного в обеспечение обязательства, превышает стоимость чистых активов поручителя, то эмитент обязан сделать надпись на проспекте эмис-сии - «инвестиции повышенного риска».

При регистрации выпуска облигаций, размещать которые будут отдельными траншами, возможно превышение размера уставного капитала номинальной стоимостью всего регистрируемого выпуска при условии, что сумма номинальной стоимости облигаций, которые одновременно находятся в обращении, не будет превышать этого размера. Эмитент не вправе размещать облигации, если сумма номинальной стоимости непогашенных облигаций превышает размер его уставного капитала. Выпуск облигаций, размещаемых путем подписки, может предусматривать их размещение траншами в течение нескольких сроков, но не более одного года со дня утверждения решения о выпуске.

Незначительный объем эмиссии (100-500 млн руб.) экономически нецелесообразен, т.к. существуют постоянные расходы, не зависящие от объема эмиссии, которые делают такой выпуск дорогим, кроме того, небольшой объем выпуска не вызовет интереса у потенциального андеррайтера облигационного займа. Облигации малых выпусков, эмитент которых не имеет положительной кредитной истории, как правило, не попадают на вторичный рынок, поэтому малоликвидны. В момент размещения их полностью выкупают несколько инвесторов, которые являются либо бизнес-партнерами эмитента, либо его родственными, аффилированными структурами. Поэтому первый выпуск облигаций в рамках долгосрочной программы заимствований по объему привлекаемых средств должен быть больше последующих выпус-ков.

При оценке сроков размещения следует учитывать, что предприятию потребуется около 1,5-2 лет,

чтобы выйти на ликвидный рынок 2-3-летних облигаций, и 2-3 года для выхода на рынок 3-5-летних. Без развития собственной целевой программы выпуска кратко- и среднесрочных облигаций будет сложно выйти на рынок долгоерочных заимствований в требуемых объемах. Учитывая эти факторы, многие эмитенты выходят на рынок сначала с «короткими» (до 1 года) займами и только после успешной реализации приступают к осуществлению более масштабных и долгое рочных проектов (на 3-4 года).

Процентную ставку при размещении определяет конъюнктура рынка долговых обязательств, кредитная история (репутация) эмитента и эффективность действий финансового консультанта и андеррайтера. На сегодняшний день доходность облигаций эмитента реально может составить величину доходности на рынке государственных ценных бумаг, увеличенную на 2-6 % годовых.

Определяя приемлемый уровень эмиссионной цены облигаций, важно проанализировать два основных индикатора - уровень процентных ставок коммерческого кредитования компании и среднюю доходность торгуемых облигаций компании-ориентира (той же сферы деятельности и со сходным финансовым положением). Приемлем для участников рынка уровень доходности между первым и вторым индикаторами.

При выборе вида облигаций целесообразно рас -смотреть возможность выпуска как дисконтных (бескупонных), так и процентных (купонных) облигаций.

Бес купонные облигации продают с дисконтом по отношению к номинальной стоимости. Дисконтные облигации традиционно выпускают на срок менее 1 года. Их основные преимущества: простота расчетов, отсутствие дополнительных издержек, связанных с купонными выплатами, наличие широких возможностей по управлению долгом на вторичном рынке с целью снижения стоимости заимствования (досрочный выкуп, доразмещение, спекулятивная ценовая игра на вторичном рынке). Отрицательные моменты при эмиссии дисконтных облигаций связаны, прежде всего, с увеличением накладных расходов эмитента, поскольку налог на операции с ценными бумагами в 0,8% удерживается с суммы номинального объема выпуска, а не с суммы фактического объема привлеченных средств.

Купонные облигации целесообразно выпускать на срок более года, при этом они пользуются более высоким спросом у инвесторов, чем дисконтные. Величина купонной ставки зависит от номинальной стоимости облигаций, от величины купонного периода, от риска, присущего эмитенту облигаций, от действующих на денежном рынке процентных ставок и доходности «безрисковых» государственных облигаций. Параметры купонных выплат (в сочетании с другими характеристиками) можно подобрать таким образом, чтобы обеспечить более низкую ставку заимствования для эмитента. При этом необходимо учитывать, что при размещении облигаций с дисконтом нельзя его включать в состав внереализационных расходов, а покрывать из чистой прибыли эмитента. Поэтому размещение процентных облигаций целесообразно проводить по ценам не ниже номинальной стоимо-

сти. Снизить процентную рублевую ставку при размещении первых выпусков и при последующих купонных выплатах возможно только при комплексном подходе, включающем организацию вторичного ликвидного рынка облигаций эмитента, применение процедуры выставления оферт о досрочном выкупе облигаций эмитентом.

Процесс организации эмиссии (от принятия официального решения уполномоченным органом эмитента до начала первичного размещения), включая подготовку проспекта эмиссии и прохождение регистрационных процедур в ФКЦБ, займет от 1 до 3 месяцев. Минимально возможный срок (месяц) диктуют нормативные ограничения, согласно которым период между публичным раскрытием информации о регистрации выпуска и началом размещения не менее 2-х недель, а обычный срок регистрации эмиссии в ФСФР - 7-15 дней.

Поговорим о практике выпуска облигационных займов. Одним из крупных российских предприятий, осуществляющих выпуск облигационных займов, является ОАО «Югтранзитсервис» (ЮТС).

Направления деятельности предприятий, управляемых сегодня ОАО «Югтранзитсервис», следующие: экспортная торговля сельскохозяйственной продукцией, оказание услуг по хранению и переработке сельхозпродукции, оптовая торговля нефтепродуктами, продажа турпутевок, авиабилетов. Компания представляет собой вертикально интегрированный зерновой холдинг с законченным производственным циклом: от закупки и собственного выращивания зерновых и масличных культур, хранения и транс -портировки сельхозпродукции до продажи через развитую сбытовую сеть.

Компания экспортирует сельхозпродукцию из России, Украины и Казахстана в страны Европы, Азии и Африки, являясь бесспорным лидером рос -сийского экспортного рынка. Свыше 20% экспорта зерновых из России приходится на долю ЮТС [3]. На внешних рынках ЮТС следует политике увеличения поставок сельхозпродукции конечному потребителю, уменьшая долю продаж международным трейдерам. Для этого, начиная с 2002 года, компания успешно развивает сеть торговых представительств. Действующие сегодня подразделения компании в Швейцарии, Италии и Египте несут ответственность за соз-дание и увеличение клиентской базы за рубежом.

ЮТС на сегодняшний день осуществила два выпуска облигаций. Оба облигационных займа обращаются на площадке ММВБ. Первый выпуск был пилотным. В целях его успешной реализации привлечен финансовый консультант ООО «Финансовая компания «ИНВЕСТА», содействующий компании на этапе подготовки и размещения облигационного займа, в т.ч. при подготовке проспекта ценных бумаг. Первый выпуск облигаций был размещен во втором квартале 2004 г. и характеризрвался следующими параметрами:

- вид облигаций - неконвертируемые, процентные,

документарные с обязательным централизованным хранением;

- номинальная стоимость облигации - 1 000 руб.;

- количество облигаций - 600 тыс. шт.;

- объем выпуска по номинальной стоимости - 600 млн руб.;

- процентная ставка при размещении составила -16,04 % годовых;

- срок погашения на 1092 день с даты начала размещения разбит на 12 купонных периодов по 91 дню каждый.

Облигации были размещены способом открытой подписки. Поручителями по займу выступили дочерние компании ОАО «Югтранзитсервис»: ООО «Юг-транзитсервис-Агро», ООО «Югтранзитэкспорт», ООО «Курганнефтепродукт», ООО «Югтранзитсер-вис -Агропродукт», ООО «Югтранзит Трейдинг», ОАО «ТСРЗ», ОАО «Развиленский хлебопродукт», Silverstone Commerce Limited.

Второй выпуск был размещен в четвертом квартале 2005 г., со сроком погашения в 1134 дня с даты начала размещения (7 купонных периодов, первый -42, а последующие 182 дня). Объем выпуска составил 1200 млн руб. Процентная ставка при размещении - 11,5% годовых. Облигации также являются неконвертируемыми, процентными, документарными на предъявителя с обязательным централизованным хранением. Облигации размещены способом закрытой подписки. Выпуск в полном объеме выкупила компания ООО «Евромед» с целью вторичного размещения. Номинальная стоимость облигации 1 000 рублей. Количество облигаций выпуска 1 200 тыс. шт. Поручителями по второму выпуску облигаций выступили ООО «Югтранзитэкспорт» и ОАО «ТСРЗ».

Для размещения первого выпуска облигаций ОАО «Югтранзитсервис» пользовался услугами финансового консультанта - Общества с ограниченной ответственностью «Финансовая компания «ИНВЕСТА». Функции консультанта [4]:

- содействие эмитенту при подготовке проспекта ценных бумаг;

- проверка достоверности и полноты информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг;

- заверение проспекта ценных бумаг, а также документации, которая может потребоваться эмитенту для организации обращения и размещения облигаций у организаторов торговли;

- контроль соблюдения требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов, в том числе требований к рекламе и порядку раскрытия информации, включая мониторинг раскрытия информации на этапах эмиссии ценных бумаг, а также контроль соблюдения условий размещения, предусмотренных решением о выпуске ценных бумаг, в том числе утверждение по итогам каждого дня, в течение которого проводится размещение облигаций, ведомости приема заявок на покупку облигаций, а по окончании размещения -итоговой ведомости приема заявок на покупку облигаций, которые составляются организатором торговли;

- проверка достоверности и полноты информации, содержащейся в отчете об итогах выпуска, и заверение отчета об итогах выпуска ценных бумаг;

- консультации по вопросам, связанным с подготовкой решения о выпуске, проспекта, отчета об

итогах выпуска ценных бумаг, иной документации, связанной с выпуском, размещением и организацией обращения облигаций, а также по текущим вопросам в ходе эмиссии облигации;

- консультации по вопросам, связанным с подготовкой решений органов управления эмитента, сопровождающим выпуск, размещением облигаций (решение о размещении, одобрение сделки с заинтересованностью, одобрение крупной сделки, утверждение решения о выпуске, утверждение отчета об итогах выпуска и пр.);

- консультации по российскому праву по вопросам выпуска корпоративных облигаций и по требованиям законодательства о раскрытии информации при эмиссии ценных бумаг.

Второй выпуск облигаций эмитент разместил самостоятельно. Средства, привлеченные от размещения облигаций, использованы компанией для развития новых проектов в целях диверсификации бизнеса и финансирования дочерних и зависимых обществ, основной деятельностью которых является торговля агропродукцией.

Посредством размещения двух облигационных выпусков компании удалось решить ряд важных задач:

- привлечь денежные ресурсы на сумму 1,8 млрд рублей (более $60 млн) на срок более 3-х лет;

- осуществить финансирование расширения агропромышленного производства и развития новых бизнес-направлений холдинга;

- создать кредитную историю компании на публичном финансовом рынке;

- повысить узнаваемость и репутацию компании;

- снизить зависимость холдинга от кредитов банковских структур.

Средства, привлеченные в результате размещения облигационных займов, позволили повысить финансовую устойчивость компании по части увеличения объема и доли долгоерочных финансовых ресурсов, как показано на рисунке. Важно, что эти средства, прежде всего, направляются на решение инвестиционных задач. В частности в июне 2006 г. введен в эксплуатацию нефтеперевалочный терминал на территории ОАО «Таганрогский судоремонтный завод» на Азовском море с мощностью перевалки до 1 млн тонн нефтепродуктов, предназначеный для приема, хранения и отгрузки мазута марки М-100. Отгрузка мазута осуществляется морским транспортом в танкерах грузоподъемностью до 5000 т.

В условиях подготовки к выходу на рынок долговых капиталов и последующего сопровождения облигационного займа приоритетной задачей для ОАО «Югтранзитсервис» стало поддержание инвестиционной привлекательности. В этом направлении предпринимаются следующие шаги:

- обеспечивается повышение прозрачности корпоративной структуры компании и уровня корпоративного управления;

- осуществляется получение кредитного рейтинга международного агенства Moody's.

Данные шаги позволяют эмитенту выйти на качественно иной уровень в развитии компании - уменьшить степень влияния правовых рисков, повысить престиж.

Динамика основных разделов пассива 2003 -2005 гг.

1800000 1600000 1400000 1200000 1000000 800000 600000 400000

руб

тыс ■

200000

630034639797

270001

0 4253

162185

2003

2004

1683393

641503

1086145

2005

ГОД

■ Капитал и резервы

□ Долгосрочные обязательства

■ Краткосрочные обязательства

Динамика основных разделов пассива бухгалтерского баланса ОАО «Югтранзитсервис» (2003-2005г.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

Таблица

Факторы конкурентоспособности ОАО «Югтранзитсервис»

Факторы/с обытия Вероятность наступления (возникновения)

Изменение условий существующих финансовых соглашений Низкая

Более медленный рост объемов выручки, чем было запланировано Средняя

Новое законодательство Низкая

Ухудшение положения в российской экономике Средняя

Реализация новых деловых возможностей, требующая существенных вложений Средняя

Сопровождение облигационного займа в течение всего жизненного цикла требует от эмитента осуществления мониторинга конкурентных преимуществ, сильных и слабых сторон деятельности, что, в частности, отражено в материалах ежеквартальных отчетов (см. табл.).

Мониторинг устойчивости компании-эмитента на занятом сегменте рынка показал, что в сфере управления агроторговым бизнесом ОАО «Югтранзитсервис » удалось достичь желаемой динамики в увеличении объемов экспортных операций при помощи развития существующих и создания новых элементов локальной (в рамках кооперации дочерних и завис и-мых обществ) экспортной инфраструктуры:

- сформирована эффективная управленческая вертикаль, структурированная по уровням принятия решений;

- в целях повышения независимости бизнеса и увеличения маневренности введены в эксплуатацию портовые перегрузочные мощности по экспорту зерна и масличных;

- создана структура логистики, способная контролировать и оптимизировать большие транспортные потоки, используя линейные элеваторы (в том числе и собственные) для быстрого скоординированного накопления и перевалки запланированных объемов агропродукции.

Выявлено, что основные преимущества перед конкурентами следующие:

- наличие определенного круга надежных поставщиков позволяет минимизировать возможные риски качества агропродукции;

- сеть собственных элеваторов позволяет минимизировать затраты на хранение «резервов»;

- наличие постоянных партнеров-перевозчиков позволяет минимизировать затраты на транспортировку;

- наличие в структуре компании предприятий разных бизнес-профилей позволяет получать оперативную информацию об изменениях в соответствующих сегментах рынка и корректировать тактические цели и задачи;

- устойчивые контакты с постоянными внешними партнерами позволяют компании иметь стабильные канала сбыта, дополнительные возможности согласования льготных условий поставки и расчетов, обеспечивать своевременное и стабильное поступление оплаты за продукцию.

В целом следует подчеркнуть, что динамика рос -сийского рынка долговых капиталов демонстрирует устойчивый рост ресурсов, привлекаемых отечественными бизнес-структурами посредством размещения корпоративных облигаций. Если в середине 90-х гг. XX в. основными эмитентами облигаций были банковские и финансовые структуры, то в настоящее время прирост оборотов на этом сегменте финансового рынка во многом обусловлен активностью предприятий и организаций реального сектора экономики, что создает долговременные тенденции рос -та их инвестиционной активности, совершенствования менеджмента, создания устойчивых механизмов управления рисками.

ЛИТЕРАТУРА

1. Миркин Я.М., Лосев C.B. и др. Руководство по организации эмиссии и обращения корпоративных облигаций. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.

2. Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов эмиссии ценных бумаг. Утв. приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 16.03.2005 № 05-4/пз-н.

3. Открытое акционерное общество «Югтранзитсервис ». Годовой отчет 2004 // www.yugtranzit.ru

4. Открытое акционерное общество «Югтранзитсервис». Ежеквартальный отчет эмитента. III квартал 2006 г. // www.yugtranzit.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.