Научная статья на тему 'Корпоративная здоровьеформирующая деятельность как фактор воспроизводства человеческого капитала'

Корпоративная здоровьеформирующая деятельность как фактор воспроизводства человеческого капитала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
192
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ВОСПРОИЗВОДСТВО КАПИТАЛА ЗДОРОВЬЯ / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БОРЬБА С ТАБАКОКУРЕНИЕМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Касаева Татьяна Владимировна

В связи с изменением роли индивида в экономике, на первый план выдвигается проблематика формирования, воспроизводства и развития человеческого капитала. Исходя из того, что источниками человеческого капитала являются социальные инвестиции со стороны семьи, бизнеса и государства, в статье рассмотрена корпоративная социальная ответственность применительно к человеческому капиталу. В качестве одного из направлений корпоративной здоровьеформирующей деятельности как фактора воспроизводства человеческого капитала рассмотрен комплекс мер по борьбе с курением на рабочих местах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE HEALTHCENTERED ACTIVITIES AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF HUMAN CAPITAL

Due to the changes of individual role in economy, the problems of formation, reproduction, and development of human capital are becoming highly topical. Considering the fact that the resource of human capital is social investment from family, business and state, the article contains corporative social responsibility analysis regarding human capital. As one of the directions of corporative healthcentered activity as the factor of human capital reproduction, the system of smoking control in the company is developed.

Текст научной работы на тему «Корпоративная здоровьеформирующая деятельность как фактор воспроизводства человеческого капитала»

14.9. КОРПОРАТИВНАЯ ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ВОСПРОИЗВОДСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Касаева Татьяна Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории,

Место работы: Пятигорский государственный

лингвистический университет, г. Пятигорск

Kasaeva@oalu.ru

Аннотация: В связи с изменением роли индивида в экономике, на первый план выдвигается проблематика формирования, воспроизводства и развития человеческого капитала. Исходя из того, что источниками человеческого капитала являются социальные инвестиции со стороны семьи, бизнеса и государства, в статье рассмотрена корпоративная социальная ответственность

применительно к человеческому капиталу. В качестве одного из направлений корпоративной

здоровьеформирующей деятельности как фактора воспроизводства человеческого капитала рассмотрен комплекс мер по борьбе с курением на рабочих местах.

Ключевые слова: человеческий капитал,

воспроизводство капитала здоровья, корпоративная социальная ответственность, здоровьеформирующая деятельность, борьба с табакокурением.

CORPORATE HEALTHCENTERED ACTIVITIES AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF HUMAN CAPITAL

Kasayev Tatyana Vladimirovna, candidate of economic Sciences, Professor, chair of economic theory,

Place of employment: Pyatigorsk state linguistic University, Pyatiaorsk

Kasaeva@pglu.ru

Annotation: Due to the changes of individual role in economy, the problems of formation, reproduction, and development of human capital are becoming highly topical. Considering the fact that the resource of human capital is social investment from family, business and state, the article contains corporative social responsibility analysis regarding human capital. As one of the directions of corporative healthcentered activity as the factor of human capital reproduction, the system of smoking control in the company is developed.

Keywords: human capital, health capital reproduction, corporative social responsibility, healthcentered activity, smoking control

Экономика XXI века является «экономикой знаний», в которой основным ресурсом и целью экономического развития является человеческий капитал. Общепризнано, что человеческий капитал - это наиболее ценный ресурс любой компании.

Структурно человеческий капитал состоит из капитала здоровья, капитала образования и капитала мотивации, при этом безусловной основой является здоровье. Капитал здоровья является основой и условием функционирования человеческого капитала, как на уровне индивида, коллектива (группы), так и на уровне общества (государства). Инвестиции в здоровье, с одной стороны, определяют саму

возможность функционирования человеческого капитала, с другой стороны, продлевают время его функционирования, что приводит как к росту личных доходов, так и оказывает положительное влияние на темпы социально-экономического развития страны в целом, и конкретной компании в частности. Не случайно, В. В. Путин отмечает, что в современных условиях охрана здоровья - это проблема государственного масштаба1.

Однако, сложившаяся в настоящее время медикодемографическая ситуация, обусловленная крайне низким уровнем здоровья населения России, в достаточно короткий срок может привести к реальному дефициту человеческого капитала, что, в свою очередь, будет объективно препятствовать дальнейшему экономическому развитию на микро- и макро- уровнях. Таким образом, крайне актуальна разработка комплекса мер, направленных на

повышение эффективности производства и

воспроизводства капитала здоровья, в том числе на корпоративном уровне.

В настоящее время практически можно говорить о появлении такого понятия, как «социальная

репутация», которая все больше и больше влияет на капитализацию крупных корпораций, вовлекающих в свою деятельность целые регионы, большие группы населения. Отметим, что уплата налогов и обеспечение достойной заработной платы понимаются как естественный момент функционирования фирмы, не имеющий прямого отношения к тем дополнительным обязательствам, которые принимают на себя субъекты предпринимательства, претендующие на статус социально ответственных.

Также необходимо отметить, что на участие предприятия в социальных программах влияют многие факторы, среди них:

- экономическое благополучие и наличие стратегии развития;

- традиции компании и ее история;

- степень интегрированности в региональную жизнь и место, которое регион занимает в стратегии компании.

Не случайно наибольшую социальную ответственность демонстрируют интегрированные в местное сообщество региональные предприятия, а также крупные российские компании, для которых регион является базовым2.

Что касается приоритетов социальной политики предприятий, то в настоящее время внутренняя социальная политика доминируют над внешней, при этом внутренняя социальная политика концентрируется вокруг образовательных программ и воспроизводства рабочей силы, а также проектов, связанных с поддержкой пенсионеров и детей работников.

В связи с этим, представляется необходимым рассмотреть корпоративную здоровьеформирующую деятельность как фактор воспроизводства человеческого капитала.

1Не будет ни революций, ни контрреволюций. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации // Российская газета. 2001. 4 апреля. С.3.

2 Зубаревич Н. Крупный бизнес в регионах России: территориальные стратегии развития и социальные интересы. Аналитический доклад. М.: Поматур. 2005. с. 102.

Исходным, на наш взгляд, является положение о том, что Всемирная Организация Здравоохранения признала следующую модель обусловленности здоровья индивида:

- от образа жизни (как социологической категории) зависит 50-55% здоровья,

- от состояния окружающей среды - 20-25%,

- от наследственности - до 15% и

- от деятельности органов и учреждений здравоохранения не более 15%.

Таким образом, воспроизводство запасов здоровья основано на системе мер, обеспечивающих ведение здорового образа жизни.

Итак, цель корпоративной здоровьеформирующей деятельности - это создание общества здоровых сотрудников, через формирование среди сотрудников ценностей здорового образа жизни; через улучшение здоровья путем совершенствования

здоровьеформирующей деятельности компании; создание условий для здоровьеформирующей деятельности; и наконец, анализ состояния здоровья сотрудников, анализ динамики отказа от вредных привычек и реализация корректирующих мероприятий.

На наш взгляд, одним из важнейших направлений корпоративной здоровьеформирующей деятельности является разработка и внедрение системы мер по борьбе с курением на рабочих местах. Исследования, проведенные в рамках национальных и международных программ, подтверждают, что

корпоративные проекты по борьбе с курением являются наиболее эффективными. Обусловлено это тем, что локальное (корпоративное) право более гибкое, чем общее законодательство. Это позволяет работодателям постоянно корректировать программы по борьбе с курением на рабочих местах.

Вмешательство работодателя является более

интенсивным, а его воздействие более разнообразным, так как он может предложить работникам, желающим бросить курить, материальные и другие стимулы, подобранные службами персонала с учетом индивидуальных характеристик каждого работника.

Отметим то, что курение напрямую влияет на производительность труда, оно:

- отвлекает от работы курящих работников;

- ухудшает экологию рабочих мест, вызывает раздражение некурящих работников, а также нервозность у табакозависимых работников, когда они не могут уйти на перекур сразу после «сигнала» организма;

- увеличивает расходы организации на восстановление здоровья работников.

Согласно исследованиям по сопоставлению расходов работодателей на курящих и некурящих работников амбулаторное медицинское обслуживание курильщиков стоит дороже, чем некурящих.

В западных компаниях вопросами здоровья персонала, в том числе проведения мероприятий, способствующих прекращению курения работниками, занимаются специальные подразделения -медицинские отделы (службы), отделы здоровья и иные подразделения. Они создаются как самостоятельные структурные единицы, так и в составе служб (департаментов) персонала. Если таких подразделений нет, разработкой политики компании по борьбе с курением и программы по ее реализации,

занимаются службы персонала или иные подразделения, отвечающие за кадровые вопросы.

Работники должны быть подготовлены к вводимым изменениям. Внедрение новой политики осуществляется в несколько этапов. На первом этапе собирается необходимая вводная информация для разработки проекта, до работников доводится информация о предстоящих изменениях. Затем выделяется время на осознание персоналом новой политики и объявляется дата, когда программа начнет действовать в полную силу. За это время одни работники попытаются бросить курить (если зависимость невысокая), другие - смириться с неизбежностью изменения образа жизни.

Следующий этап - переходный, когда осуществляются самые мягкие и щадящие изменения (например, курящим работникам раздаются пособия по борьбе с курением, проводится консультирование по самоконтролю за курением, вводится запрет на курение в отдельных помещениях компании и предоставляется специальное помещение для курения и т.д.). Когда новая политика окончательно вступает в силу, работники уже подготовлены к изменениям и ограничение курения воспринимается не как особо важное событие, а как само собой разумеющееся и уже случившееся.

Перейдем к рассмотрению отдельных составляющих проекта по борьбе с курением на работе.

Разработка проекта по борьбе с курением должна начинаться, на наш взгляд, с выяснения потребностей работников и их оценки. Исследованиями установлено, что до введения в компаниях политики по ограничению и прекращению курения на работе из 100% курильщиков только около 20% готовы бросить курить3.

В это число, как правило, входят работники с высоким риском заболеваний, и с которыми врачи уже провели подготовительную работу в рамках лечения или профилактики заболеваний, а также женщины, готовящиеся к материнству. В общем, это те, кого уже почти убедили бросить курить врачи, родственники и друзья. Степень мотивации отказа от курения среди этих курильщиков будет различаться. Одним служба персонала может помочь сделать последний шаг, других же придется готовить длительное время. К остальным относятся 80% курильщиков, которые не верят, что могут бросить курить, а также те, которые не хотят бросить курить и защищают право на курение, как неотъемлемое право личности. Для каждой из этих групп проект борьбы с курением должен предусматривать особые подходы.

В связи с этим, логичным является проведение анкетирования курящих работников. Данное анкетирование ориентировано на сбор информации для медицинских специалистов, чтобы выявить степень психологической и фармакологической табачной зависимости, а также определить наличие желания избавиться от вредной привычки. В связи с этим, представляется возможным сформулировать выводы о взаимосвязи между курением и стрессами на работе. Опираясь на полученные данные можно подготовить как общую корпоративную программу, так

3 Меллер, Л. Разработка и внедрение программ по борьбе с курением на рабочих местах [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/article/razrabotka-i-vnedrenie-programm-po-borbe-s-kureniem-na-rabochikh-mestakh

и индивидуальный план помощи работникам, желающим бросить курить. Следующий необходимый этап - это локальное регулирование вопросов курения в организации. Негативное, но законное воздействие на курящего работника возможно только в том случае, если политика компании в отношении курения определена и закреплена в локальном нормативном акте в качестве элемента внутреннего трудового распорядка. Для того, чтобы новые локальные правила были законными, необходимо

руководствоваться федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Для стимулирования отказа от курения, представляется возможным выделить определенные ресурсы для обеспечения здоровья персонала компании: от выплаты ежемесячной премии

некурящим до значительных денежных

вознаграждений экс-курильщикам. По нашему мнению, эффективность материального стимулирования курящих работников отказаться от курения за счет того, что некурящим ежемесячно выплачиваются дополнительные финансовые средства, крайне невысока. Во-первых, суммы незначительные. Во-вторых, возбуждением зависти одной части персонала к другой, можно добиться только раскола в коллективе. Куда как более результативной

представляется разовая, но значительная выплата за отказ от курения работникам, в которых заинтересован работодатель. Такая выплата может осуществляться в рамках договорных отношений. Для этого с

работником заключается дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором закрепляется то, что работник добровольно соглашается принять участие в проекте; устанавливается срок, в течение которого работник постарается отказаться от курения. Каким способом будет устанавливаться, что работник прекратил курение, служба персонала должна определить в тексте соглашения. Другим важным направлением данного проекта может быть ограничение курения на рабочих местах и организация медицинской помощи работникам, желающим бросить курить. Цель - ограничение контакта некурящих работников с табачным дымом. Для этого необходимо определение места для курения, оборудование соответствующей вентиляцией. Курительные

помещения относятся к санитарно-бытовым помещениям и при их проектировании (как на этапе строительства, так и при реконструкции зданий) руководствуются строительными нормами и правилами по проектированию и строительству административных зданий. Все необходимые расчеты должны осуществлять инженеры. Курительные устраиваются как изолированные помещения, в особенности от мест приема пищи, кабинетов здоровья и иных помещений, предназначенных для отдыха персонала.

Безусловно, ряду сотрудников может потребоваться медицинская помощь для борьбы с этой вредной привычкой. Исследованиями доказано, что большинству курильщиков со стажем курения более 5 лет невозможно отказаться от курения без медицинской помощи. Так как формируется психологическая и фармакологическая зависимость. Если в компании нет медицинского отдела или отдела здоровья, работнику приходится обращаться в специализированные организации или центры. Здесь

служба персонала может оказать помощь в поиске специализированной медицинской организации.

Таким образом, мы рассмотрели одно из возможных направлений корпоративной здоровьеформирующей деятельности, а именно комплекс мер по борьбе с табакокурением на рабочем месте, как фактор воспроизводства человеческого капитала. Тем не менее, отметим, что усиление социальной ответственности бизнеса в целом возможно, на наш взгляд, при объединении усилий со стороны государства и общества.

Государство должно, во-первых, создать базовые условия для развития социально ответственного бизнеса (гарантировать права собственности и безопасность ведения бизнеса, создать независимую судебную систему, обеспечить прозрачные законодательные рамки для ведения социальной деятельности, сформулировать государственные приоритеты социальной ответственности). Во-вторых, государство должно осуществлять стимулирование социальной ответственности бизнеса, вероятнее всего в форме налоговых льгот, и, в-третьих, участвовать в финансировании социальнозначимых проектов на основе партнерских отношений между бизнесом и властью.

Стимулирование социальной ответственности бизнеса со стороны общественности, реализуемое через функционирование таких ее институтов, как общественная палата, различные объединения, движения, партии, должно осуществляться в

следующих направлениях: во-первых, общественность должна научиться организованно выражать собственные интересы, определять приоритеты социальной ответственности. Во-вторых, данное стимулирование может осуществляется посредством нормативного принуждения, которое формируется как результат предпочтений значительной части

населения, например, это может быть покупка

товаров у социально ответственных производителей (по данным опросов, более 86% европейских потребителей склонны покупать товары у компаний,

4\

которые вовлечены в социально-значимые проекты), это может быть инвестирование денежных средств в акции социально ответственных фирм, предпочтение трудовой карьеры с социально ответственным работодателем.

Список литературы:

1. Не будет ни революций, ни контрреволюций. Послание

Президента Российской Федерации Федеральному

собранию Российской Федерации // Российская газета. 2001. 4 апреля. С.3.

2. Зубаревич Н. Крупный бизнес в регионах России:

территориальные стратегии развития и социальные

интересы. Аналитический доклад. М.: Поматур. 2005. с. 102.

3. Лапина Н. Социальная ответственность бизнеса: какое

будущее для России? //Мировая экономика и

международные отношения. 2006. №6. С. 31.

4. Не будет ни революций, ни контрреволюций. Послание

Президента Российской Федерации Федеральному

собранию Российской Федерации // Российская газета. 2001. 4 апреля. С.3.

4Туркин С. Зачем бизнесу социальная ответственность// Журнал «Управление компанией» [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.zhuk.net/archive/printyk.asp?aid=4276

Reference list:

1. Will be no revolutions, counter-revolutions. The message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation // the Russian newspaper. 2001. 4 April. P.3

2. Zubarevich N. Big business in Russian regions: territorial development strategies and social interests. Analytical report. M: Поматур. 2005. c. 102

3. Lapina N. Corporate social responsibility: what future for Russia? //World economy and international relations. 2006. №6. C. 31.

4. Will be no revolutions, counter-revolutions. The message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation // the Russian newspaper. 2001. 4 April. P.3.

ОТЗЫВ

на статью Касаевой Т.А. «Корпоративная здоровьеформирующая деятельность как фактор воспроизводства человеческого капитала»

В соответствии с теорией человеческого капитала запасы здоровья человека являются компонентом человеческого капитала. Концепция человеческого капитала обосновывает целесообразность инвестиций в здоровье человека, исходя из того, что запасы здоровья, наряду с другими компонентами человеческого капитала, определяют размер человеческого капитала. При этом, мы предполагаем, что запасы здоровья -это не просто один из равнозначных компонентов человеческого капитала, а основа и условие функционирования человеческого капитала, исходя из того, что здоровье - это основа и условие жизни человека, естественная, абсолютная и непреходящая ценность.

Совершенно справедлив вывод автора, что «усиление социальной ответственности бизнеса в целом возможно при объединении усилий со стороны государства и общества».

В этой связи, статья весьма актуальна и может быть рекомендована для опубликования в открытой печати.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Зав. кафедрой Экономики и управления на предприятии филиала ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» в г. Пятигорске, д.э.н.

Н.Н. Новоселова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.