Корпоративная социальная ответственности в России
Экономические науки
Головченко С. К.
На сегодняшний день менеджмент ,как и любая другая наука, не стоит на месте. Появляются новые направления деятельности или развиваются те, которые пока что не до конца сформированы. Одним из таких является социальная направленность ведения бизнеса предприятий, которая получила название корпоративной социальной ответственности (КСО).
В ходе данной работы было проведено исследование корпоративной социальной ответственности на предприятиях России и за её пределами. Актуальность темы КСО объясняется тем, то в XXI веке на человечество обрушились десятки проблем глобального масштаба. Это и проблема Севера и Юга, и проблема нехватки природных ресурсов, и загрязнение окружающей среды.
Задачи подобного рода всегда решались законодательным путем, однако с теми масштабами, которые существуют сейчас, государство уже не в силах справиться самостоятельно. Сегодня к решению этих проблем подключаются всемирно известные корпорации.
В настоящее время вопрос о том, что такое корпоративная социальная ответственность остается открытым. Существует много версий и предложений, однако я считаю, что наиболее ясное определение дает Ассоциация менеджеров России. По версии Ассоциации корпоративная социальная ответственность -это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума.
Роль КСО становится настолько значимой, что в Великобритании даже учреждена должность советника по КСО, а на сайтах большинства крупных корпораций, таких как «IKEA», «Билайн», «СТС- Медиа» ,есть страничка, которая так и называется «Корпоративная социальная ответственность». В Таблице 1 приведены выдержки из концепций этих предприятий.
Таблица 1. Концепции КСО крупных компаний
СТС- Медиа Осознает растущую ответственность перед обществом, акционерами и партнерами. Компания стремится подтвердить свою приверженность принципам корпоративной ответственности. Это подразумевает следование лучшим примерам в общении со своими зрителями и широкой общественностью, обеспечение новых возможностей для сотрудников, взаимодействие с властями и регулирующими органами и соответствие стандартам условий труда.
IKEA Ответственное отношение к природе и социальным проблемам — это необходимое условие для успешного ведения бизнеса. Низкие цены — это краеугольный камень бизнес-идеи ИКЕА. Но мы добиваемся их не любой ценой. в ИКЕА мы верим, что ответственность перед обществом и природой — необходимое условие для успешного ведения бизнеса.
Билайн Фокусируясь на вопросах эффективности бизнеса, мы уделяем большое внимание нашей ответственности перед клиентами, для которых мы работаем, перед государством, инвесторами, обществом, деловыми партнерами и сотрудниками. День за днем мы делаем жизнь общества и каждого человека ярче, предоставляя бесценную возможность общаться, быть на острие событий и на связи с целым миром...
Однако понятие корпоративной социальной ответственности не всегда было таким, каким оно видится нам сейчас.
Впервые об ответственности в рамках бизнеса заговорил Нобелевский лауреат по экономике Милтон Фридман ,который утверждал, что единственная ответственность бизнеса — увеличение прибыли для своих акционеров (1971 г.).
Вторая точка зрения принадлежит Комитету по экономическому развитию .Основная идея заключается в том, что бизнес должен заботиться не только о росте прибыли, но и делать максимально доступным вклад в решение общественных проблем, повышение качества жизни граждан и сообщества, а также в сохранение окружающей среды (1971 г.).
Третья позиция строится на том, что социальная ответственность бизнеса —это просто «хороший бизнес». Затраты на социальные и благотворительные программы сокращают текущую прибыль, но в долгосрочной перспективе создают благоприятное социальное окружение и, следовательно, устойчивые прибыли.
Помимо выделенных разновидностей концепции социально ответственного бизнеса в 1990-х гг. начал формироваться интегрированный
подход к социальной ответственности, в рамках которого благотворительная и социальная активность компаний стала во все возрастающей мере концентрироваться вокруг какой-либо определенной области, которая непосредственно связана с основным направлением деятельности организации.
Во всем мире уже не нужно доказывать необходимость внедрения на предприятиях концепции корпоративной социальной ответственности. Следование ей имеет ряд преимуществ: повышение конкурентоспособности, корпоративной культуры, улучшение отношений с властью и обществом, облегчение выхода на международный рынок и укрепление своих позиций. Кроме того увеличивая свою долгосрочную прибыль компания становится более надежной и привлекательной для инвесторов.
В России ещё несколько лет назад наиболее распространенной причиной внедрения КСО являлся выход на мировой рынок. Это говорило о том, что развитие корпоративной культуры и в частности корпоративной социальной ответственности было развито на начальном уровне. Исполнительный директор Ассоциации менеджеров России Сергей Литовченко в 2005 году отмечал, что тема КСО в России слишком политизирована. Давление властей зачастую является основным побуждающим мотивом социальной активности компаний, — считал он.
Сегодня, пусть и не намного, но ситуации явно изменилась к лучшему.
В Санкт-Петербурге ежегодно проходит конкурс под названием «Социальная ответственность власти и бизнеса» ,который проводит организация «Врачи детям».
Всероссийский журнал научных публикаций, апрель 2011
67
Индекс сетевой готовности как индикатор развития информационного общества
Микова Н. С., Прошина О. А.
Пивоваренные компании России ,объединенные в Союз российских пивоваров, имеют собственный Кодекс чести. Вот выдержка из него «Мы намерены содействовать повышению благосостояния нашей страны, участвовать в социальном развитии регионов на основе добросовестной уплаты налогов, а также возрождать традиции российского меценатства».
Так В. С. Тушева, член Экспертной группы Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по деловой этике высказалась по данному поводу: «Принятие Кодекса чести российских пивоваров — это событие, которое выходит за рамки межотраслевого мероприятия. Это вклад в развитие новой русской культуры».
Хотелось бы верить, что это действительно так. Так как по сути дела внедрение корпоративной социальной ответственности —это дело рук не только компаний, но и общества, в котором эта компания функционирует. Если менеджмент предприятия увидит отклик своих действий у общества —это и будет главным толчком к внедрению КСО. Каким он будет-просто благодарность или все та же прибыль — это уже не так важно на данном начальном этапе, но главное, что этот отклик будет.
Список использованных источников
1. Беляева И.Ю., Эскиндарова М.А.Корпоративная социальная ответственность : управленческий аспект. М.,2008.
2. Официальный сайт компании IKEA : www.ikea.com
3. Официальный сайт компании Билайн: www.beeline.ru
4. Официальный сайт компании Стс-Медиа: www.ctcmedia.ru
5. Статья « Корпоративная социальная ответственность-«теория разумного эгоизма» для бизнеса»: www.deloros.ru
6. Официальный сайт организации «Врачи детям»: www.vd-spb.ru
7. Официальный сайт Союза российских пивоваров: www.beer-union.ru
Информация об авторе
• Головченко С. К. // студентка кафедры теории
и технологий в менеджменте ЮФУ, г.Ростов-на-Дону.
Индекс сетевой готовности (Networked Readiness Index, NRI) — это комплексный показатель развития ИКТ, который является результатом совместного исследования Всемирного экономического форума (The World Economic Forum, WEF) и Европейского института делового администрирования (INSEAD) при финансовом содействии компании Cisco Systems, которая является мировым лидером в области сетевых технологий и интернет. Авторы исследования исходят из положения, согласно которому существует тесная связь между развитием ИКТ и экономическим благополучием, так как ИКТ играют в настоящее время ведущую роль в развитии инноваций, повышении производительности и конкурентоспособности, диверсифицируют экономику и стимулируют деловую активность, тем самым способствуя повышению уровня жизни людей [1]. Эта взаимосвязь была впервые отмечена на Всемирном экономическом форуме 2001 года и описана в первом Глобальном отчете по информационным технологиям. Предполагается, что Индекс должен использоваться государствами для анализа проблемных моментов в их политике и осуществления мониторинга своего прогресса в области внедрения новых технологий.
Индекс измеряет уровень развития ИКТ по 68 параметрам, объединенным в три основные группы [2]:
• Среда (Environment).
• Готовность государства, бизнеса и гражданского общества (Stakeholders) к использованию ИКТ.
• Использование ИКТ государством, бизнесом и гражданским обществом.
Из 68 параметров, составляющих NRI, 29 параметров (или 43%) являются количественными данными, а 39 параметров (или 57%) — качественными [3]. в основе количественных параметров лежат данные различных международных организаций, дополненные и уточненные, если это необходимо, национальной статистикой или данными из других источников [4].
Согласно отчету «The Global Information Technology Report 2009-2010» Россия занимает 80-место, опустившись на шесть позиций по сравнению с предыдущим периодом. в десятку стран-лидеров 2009-2010 по индексу NRI входят Швеция, Сингапур, Дания, Швейцария, США, Финляндия, Канада, Гонконг (САР1), Нидерланды, Норвегия [2].
В 2009-2010 гг. Швеция становится мировым лидером по индексу NRI, обгоняя лидера 2008-2009 гг. — Данию. Другие страны Северной Европы, такие как Финляндия, Норвегия и Исландия 6-е, 10-е и 12-е места соответственно. Сингапур занимает высокие позиции по NRI как в Азии, так и в мире в целом (2-е место), за которым следуют Дания (3-е место), Швейцария (4-е место) и США (5-е место).
Таким образом, Европа остается одним из самых благоприятных, с точки зрения сетевой готовности,
1. Специальный административный район.