Научная статья на тему 'Корпоративная социальная ответственность в банковской сфере: тенденции и перспективы'

Корпоративная социальная ответственность в банковской сфере: тенденции и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3857
432
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленческие науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК / COMMERCIAL BANK / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БАНКОВ / SOCIAL RESPONSIBILITY OF BANKS / ОТВЕТСТВЕННОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / RESPONSIBLE LENDING / МОДЕЛИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY MODELS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крылов Андрей Сергеевич

В статье дается оценка текущего состояния программ корпоративной социальной ответственности (КСО) в банковском секторе, а также современных подходов к оценке расходов ведущих банков на программы КСО в их деятельности. В работе проанализированы основные этапы реализации, внедрения и использования программ КСО в банках в форме возобновляющегося жизненного цикла, включая анализ роли КСО для банковского сектора с точки зрения эффективности и повышения лояльности среди акционеров, клиентов и сотрудников банка. В рамках анализа программ КСО банков предложена сегментация уровня участия в программах КСО в зависимости от состава акционеров и типа собственности банка. С целью получения наиболее точных данных об уровне расходов банков на программы КСО предложен авторский подход к анализу расходов на КСО со стороны банков, который позволяет оценить не только благотворительную составляющую расходов банка, но и социальную составляющую, направленную на развитие общества. Для этого была сделана выборка среди 50 ведущих банков России по состоянию на 2012 и 2013 гг. и проанализирована их отчетность по российским стандартам.Данная статья позволяет сделать вывод о том, что современная банковская система России находится в процессе формирования собственной модели и интеграции КСО в бизнес-процессы, основы которой базируются на принципе непрерывного цикла адаптации человека к нормам КСО, повышения лояльности клиентов и заинтересованных стороны, а также ответственного кредитования, тем самым позволяя более четко планировать бюджет и повышать эффективность банковского бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Крылов Андрей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY IN BANKING SECTOR: TRENDS AND PROSPECTS

The article assesses the current state of corporate social responsibility programs (CSR) in banking sector, as well as of modern approaches to estimating expenses on CSR programs in the leading banks’ activities. The paper analyzes the main phases of implementation, introduction and application of CSR programs in banks in the form of recurring life cycle, including analysis of the role of CSR for the banking sector from the point of view of efficiency and increase in loyalty among the bank’s shareholders, customers and employees. In the analysis of the banks’ CSR programs, the segmentation of the participation level in CSR programs, depending on the shareholder membership and bank’s ownership, is proposed. With the aim of obtaining the most accurate data on the level of banks’ expenditures on CSR programs, the author’s approach to the analysis of banks expenditures on CSR is proposed, the latter allowing to estimate not only the charitable component of a bank’s expenses, but also the social one, aimed at the development of the society. For this purpose, the sampling within the top 50 Russian banks as of 2012-2013 was carried out, their accounting havingbeen analyzed according to Russian standards. The article leads to the conclusion that the contemporary banking system of Russia is developing its own models and integrating CSR into business processes. The foundations of CSR are based on the principle of a continuous cycle of human adaptation to the CSR norms, increase in loyalty of customers and of the parties concerned, as well as on responsible lending, thereby allowing to plan budget more accurately and to improve banking business efficiency.

Текст научной работы на тему «Корпоративная социальная ответственность в банковской сфере: тенденции и перспективы»

УДК 336.713

корпоративная социальная ответственность в банковской сфере: тенденции и перспективы

Крылов Андрей сЕрГЕЕвич, аспирант кафедры «Банки и банковский менеджмент» Финансового

университета

E-mail: a.krylov@hotmail.com

Аннотация. В статье дается оценка текущего состояния программ корпоративной социальной ответственности (КСО) в банковском секторе, а также современных подходов к оценке расходов ведущих банков на программы КСО в их деятельности. В работе проанализированы основные этапы реализации, внедрения и использования программ КСО в банках в форме возобновляющегося жизненного цикла, включая анализ роли КСО для банковского сектора с точки зрения эффективности и повышения лояльности среди акционеров, клиентов и сотрудников банка. В рамках анализа программ КСО банков предложена сегментация уровня участия в программах КСО в зависимости от состава акционеров и типа собственности банка. С целью получения наиболее точных данных об уровне расходов банков на программы КСО предложен авторский подход к анализу расходов на КСО со стороны банков, который позволяет оценить не только благотворительную составляющую расходов банка, но и социальную составляющую, направленную на развитие общества. Для этого была сделана выборка среди 50 ведущих банков России по состоянию на 2012 и 2013 гг. и проанализирована их отчетность по российским стандартам.

Данная статья позволяет сделать вывод о том, что современная банковская система России находится в процессе формирования собственной модели и интеграции КСО в бизнес-процессы, основы которой базируются на принципе непрерывного цикла адаптации человека к нормам КСО, повышения лояльности клиентов и заинтересованных стороны, а также ответственного кредитования, тем самым позволяя более четко планировать бюджет и повышать эффективность банковского бизнеса.

Ключевые слова: коммерческий банк, социальная ответственность банков, ответственное кредитование, модели корпоративной социальной ответственности.

corporate social responsibility in banking sector: trends and prospects

KRYLov ANDREY s., postgraduate student of the «Banks and Bank management» Department of the University of Finance

E-mail: a.krylov@hotmail.com

abstract. The article assesses the current state of corporate social responsibility programs (CSR) in banking sector, as well as of modern approaches to estimating expenses on CSR programs in the leading banks' activities. The paper analyzes the main phases of implementation, introduction and application of CSR programs in banks in the form of recurring life cycle, including analysis of the role of CSR for the banking sector from the point of view of efficiency and increase in loyalty among the bank's shareholders, customers and employees. In the analysis of the banks' CSR programs, the segmentation of the participation level in CSR programs, depending on the shareholder membership and bank's ownership, is proposed. With the aim of obtaining the most accurate data on the level of banks' expenditures on CSR programs, the author's approach to the analysis of banks expenditures on CSR is proposed, the latter allowing to estimate not only the charitable component of a bank's expenses, but also the social one, aimed at the development of the society. For this purpose, the sampling within the top 50 Russian banks as of2012-2013 was carried out, their accounting having

A. C. Крылов Корпоративная социальная ответственность в банковской сфере

39

been analyzed according to Russian standards. The article leads to the conclusion that the contemporary banking system of Russia is developing its own models and integrating CSR into business processes. The foundations of CSR are based on the principle of a continuous cycle of human adaptation to the CSR norms, increase in loyalty of customers and of the parties concerned, as well as on responsible lending, thereby allowing to plan budget more accurately and to improve banking business efficiency.

Keywords: commercial bank, social responsibility of banks, responsible lending, corporate social responsibility models.

Корпоративная социальная ответственность (КСО) при современном развитии экономических институтов является одним из основополагающих элементов стабильного и устойчивого развития экономической единицы, применительно к данной статье — банка. В настоящее время под КСО понимается комплекс мероприятий, таких как взаимодействие с заинтересованными сторонами, охрана окружающей среды, применение лучших трудовых практик, охрана труда и здоровья, участие в жизни сообщества, противодействие коррупции, права человека и этичное поведение, качество продукции и услуг, оценка рисков и воздействия на экосистему. Развитая система КСО существенно увеличивает нематериальные активы банка, позволяет четко определить цели и направление устойчивого развития бизнеса, выбрать наиболее приоритетные направления развития и использования как для внутренних, так и внешних ресурсов источников.

Среди множества причин выделения бюджета банка на развитие программ КСО необходимо отметить три ключевые позиции:

1) готовность и приверженность акционеров банка к социальным и благотворительным программам;

2) желание быть в тренде банковского рынка и, как следствие, быть конкурентоспособным;

3) потребность в снижении риска и диверсификации бизнеса.

Эффективное применение принципов КСО позволяет кредитной организации достичь следующих ключевых результатов:

• повысить деловую репутацию как среди клиентов, так и в конкурентной среде;

• увеличить лояльность клиента, где приоритетом для банка является долгосрочное партнерство, что при должном управлении дает положительный эффект на показатели индекса лояльности клиентов (Net Promoter Score)1;

1 Расчет индекса используется ведущими банками для анализа лояльности клиентов к бренду и является одним из элементов

• повысить производительность и эффективность труда, укрепить мотивацию сотрудников;

• снизить стоимость привлечения иностранного финансирования, так как зарубежные инвесторы и кредиторы учитывают роль финансового института в социальных и образовательных программах;

• модернизировать экономику, предоставляя ресурсы компаниям, которые внедряют экономически социально значимые и экологические производства, повышая тем самым удельную производительность труда;

• снизить издержки за счет повышения эффективности и оптимизации структуры кредитной организации.

Корпоративная социальная ответственность должна отвечать специфике направлений рыночной деятельности и уровню развития финансового института, регулярно пересматриваться для отражения изменяющихся экономических тенденций и обстоятельств, которые были добровольно приняты на себя руководством банка с учетом мнений персонала и согласования с советом директоров и акционерами банка.

Существует две фундаментальных оценки роли социальной ответственности. Так, согласно К. Де-вис, «Некоторые социально ответственные решения могут давать ощутимый долгосрочный результат» [1, с. 70-76], а в противовес этому М. Фридмен уточняет, что «Социальная ответственность бизнеса состоит в повышении его прибылей» [2, с. 35], т.е. компании должны ориентироваться на максимизацию прибыли для акционеров, а не тратить деньги собственников на социальную ответственность. Среди более поздних подходов к определению КСО в современных условиях полнее отражает ее суть следующее определение, данное в одном из методических пособий Внешэкономбанка:

оценки эффективности работы отделений кредитной организации. Индекс был разработан Ф. Райхельдом, детальное описание технологии работы индекса доступно в работе: The One Number You Need to Grow // Harvard Business Review. 2003. Vol. 12.

«Корпоративная социальная ответственность — это добровольный вклад организации в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, напрямую связанный с основной деятельностью организации и осуществляемый преимущественно дополнительно по отношению к требованиям законодательства» [3, с. 8]. Тем самым каждая организация определяет самостоятельно, насколько она готова выделять часть бюджета на внедрение и использование программ КСО как для внутренних, так и для внешних клиентов и сотрудников.

Например, ОАО «Сбербанк России» в разделе «Политика в области корпоративной социальной ответственности» дает следующее определение КСО банка: «это совокупность принципов и обязательств, которыми Банк руководствуется при осуществлении своей деятельности, в части: управления взаимоотношениями с заинтересованными сторонами; оценки и управления воздействием на национальную экономику, социальную сферу и экологию» [4, с. 4].

Данный раздел базируется на том допущении, что у акционеров организации есть не только цель получения максимальной прибыли, но и обязательство перед обществом и инвесторами.

Одно из последних определений банковской социальной ответственности дал российский ученый А. И. Тимерманис в работе «Проблемы управления банковской социальной ответственностью в условиях экономической рецессии»: «Банковская социальная ответственность — это составная часть корпоративной социальной ответственности, что диктует дедуктивный способ рассмотрения поднимаемой в данной статье проблемы» [5, с. 196]. Иначе говоря, банковская социальная ответственность трактуется автором как отдельный элемент социальной ответственности, что не представляется явным. Банк является финансово-кредитным учреждением (юридическим лицом), экономическим институтом, как и иные юридические лица, цель которых — получение прибыли. Занимая одну из ключевых ниш в современной экономической системе, банки выполняют роль финансовых посредников, предоставляя доступ к кредитным ресурсам заинтересованным и соответствующим его критериям сторонам, не являются обособленным институтом от других экономических систем. На банки распространяются аналогичные требования по выполнению стандартов ISO 2006, руководства по

отчетности в области устойчивого развития GRI G3, как и на нефинансовые компании. Комплекс мероприятий в рамках КСО стандартен, причем, как и иная другая нефинансовая компания, банк имеет идентичные ресурсы и потребности для внедрения, применения и распространения программ КСО.

Ключевые причины необходимости использования КСО изложены в разработанной Б.С. Бата-евой, модели КСО [6], где определено, что транснациональные компании (ТНК) являются одними из основных носителей КСО. Транснациональные банки и финансовые институты, которые имеют прямой доступ к рынкам капитала, а также акции которых котируются на международной бирже и сильно зависимы от инвесторов, имеют наиболее глубокие разработки и методики применения концепции КСО. Примерами могут служить Европейский банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация и другие международные финансовые институты, которые участвуют в капитале российских банков и внедряют накопленный опыт в корпоративном управлении, а также помогают внедрять и распространять принципы КСО как в банках, так и среди их клиентов.

Банковский сектор современной России — один из самых молодых в Европе, но, несмотря на это, демонстрирует успехи в развитии отношений к стандартам КСО и корпоративного управления. Наиболее активной фазой начала разработки и внедрения таких стандартов является 2007 г., когда такими ведущими банками России, как МДМ Банк, Сбербанк России, Банк ВТБ, была начата подготовка стратегии работы в области КСО, а также к введению политики банка в области управления его корпоративной социальной ответственности.

Управление КСО последовательно делится на несколько этапов и реализуется в формате возобновляющегося жизненного цикла:

1. Определение приоритетов социальной ответственности банка. Закрепление выработанных положений и направлений программ КСО в соответствующей политике банка.

2. Создание специальной структуры управления социальными программами либо распределение на несколько профильных департаментов банка под утвержденные проекты, но с обязательным определением ответственности лица за контроль над реализацией утвержденных норм КСО в банке.

А. С. Крылов корпоративная социальная ответственность в банковской сфере

41

3. Проведение программ обучения для сотрудников банка посредством очных и электронных курсов и семинаров, в первую очередь для клиентских менеджеров и сотрудников, в чью обязанность входит коммуникация с внешними заинтересованными сторонами.

4. Непосредственная реализация социальных и иных программ банка в рамках его утвержденной политики.

5. Оценка и доведение до сведения заинтересованных стороны, включая клиентов, контрагентов и акционеров, результатов банка.

Направления участия в программах корпоративной социальной ответственности среди банков России сегментированы следующим образом:

• банк с государственным участием — характерно наличие широкого круга программ и инициатив в области социально-культурного развития общества, и в частности сотрудников и клиентов банка;

• частный банк — выделено один-два «якорных» социально-культурных проекта в виду ограниченности ресурсов, а также адресная поддержка сотрудников, клиентов и отдельных групп граждан;

• банк с иностранным участием — характерно как наличие собственных программ КСО, так и участие в глобальных программах и проектах со стороны головного банка, разделение затрат и бюджета на эти цели.

Внедрение и использование программ КСО банками можно разделить на несколько уровней.

Комплексный уровень. Банк внедряет полный комплекс направлений программ КСО: развитие и адаптация персонала, лучшие мировые практики для повседневной деятельности, распространение и донесение принципов КСО среди своих клиентов и иных заинтересованных сторон, участие в различных благотворительных организациях и акциях, отдельные фонды под патронажем, оперативный отклик и участие в поддержке при катастрофах национального уровня (например, участие нескольких банков в сборе средств пострадавшим от стихийного бедствия на Дальнем Востоке).

Выборочный уровень. Банк сконцентрирован на отдельных направлениях в области социальных программ, таких как поддержка учреждений науки и образования, защита экологии, поддержка предпринимателей и др., может являться членом отдельных фондов или выступать учредителем

фонда с акцентом на определенный вид деятельности. Проведение программ по развитию персонала точечное, не носит всеобщий характер.

Ограниченный уровень. Банк не видит в числе приоритетных направлений своей деятельности активное внедрение программ КСО. Соответствующие мероприятия носят единичный характер и направлены на повышение узнаваемости бренда, лояльности акционеров и клиентов.

Расходы в сфере применения корпоративной социальной ответственности достаточно сложно оценить, так как из рассмотренного пула банков2 в социальных отчетах в большинстве случаев расходы не указываются, в то время как в социальных отчетах зарубежных банков раскрываются не только реализованные программы, но и расходы на реализацию и эффективность затрат на программы КСО.

В одном из детальных обзоров программ КСО «Особенности благотворительной деятельности банковского сектора России» [8] приводится анализ благотворительных программ со стороны ведущих банков, указываются расходы и направления деятельности банков. Данный обзор рассматривает социальную направленность деятельности банков в узком понятии КСО — благотворительной деятельности, исключая анализ аллокации ресурсов на развитие персонала и участие банка в различных мероприятиях, которые также носят просветительский характер и направлены на всестороннее совершенствование внутренних и внешних коммуникаций, а также развитие человеческого капитала и иных факторов корпоративной социальной ответственности.

Для получения наиболее точных данных предлагается оценить степень вложений кредитных организаций в программы корпоративной социальной ответственности, используя отчетность банков по российским стандартам бухгалтерской отчетности, проанализировав следующие поля согласно рассмотренным выше направлениям КСО:

• расходы, связанные с перемещением персонала (кроме расходов на оплату труда) (поле 26 103);

• затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров (поле 26 401);

2 В пул рассматриваемых институтов вошли топ-50 банков по активам на 01.01.2014 согласно формам отчетности Центрального банка Российской Федерации.

42

КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Расходы ведущих банков на программы КСО за 2012-2013 гг. (без учета заработной платы)

Банк Итого расходы на 01.01.2014 Расходы к прибыли, % Итого расходы на 01.01.2013 Расходы к прибыли, % Изменение за период

Сбербанк России 4 945 479 1,26 4838348 1,40 2,17

Банк ВТБ 2547501 7,25 1 961086 9,10 23,02

ГПБ 928206 3,58 1 120850 2,20 -20,75

ВТБ 24 357366 1,61 274252 0,74 23,26

Россельхозбанк 51 419 1,30 116076 5,31 -125,75

АКБ «Банк Москвы» 760991 9,64 188222 14,71 75,27

Альфа Банк 558 163 1,80 460622 2,12 17,48

Номос-Банк 22 948 0,35 48 767 0,69 -112,51

ЮниКредит Банк 43 004 0,22 18 770 0,10 56,35

Промсвязьбанк 168913 2,16 162052 44,39 4,06

АКБ«РОСБАНК» 115585 1,80 91 628 0,69 20,73

Райффайзенбанк 93 167 0,37 82 610 0,49 11,33

Московский кредитный банк 5 658 0,09 59 295 1,07 -947,99

Банк «Санкт-Петербург» 35 640 1,06 8 619 0,54 75,82

АБ «Россия» 153195 3,00 95 717 3,14 37,52

Банк «Русский Стандарт» 27 443 0,69 26 031 0,38 5,15

Банк «Уралсиб» 1 046142 85,29 1222008 52,51 -16,81

Ханты-Мансийский банк 148637 6,45 141259 1,88 4,96

Банк «АК БАРС» 251655 26,21 304 111 139,41 -20,84

КБ «Ситибанк» 122268 1,45 126527 1,20 -3,48

ХКФ Банк 30 728 0,39 26 683 0,16 13,16

АКБ «Связь-Банк» 7 292 0,51 947 0,05 87,01

МДМ Банк 24 665 - 81 998 6,44 -232,45

Нордеа Банк 34 708 1,21 33 083 1,18 4,68

ГЛОБЭКСБАНК 22 398 1,88 53 077 4,01 -136,97

Банк «Зенит» 119642 6,81 111886 5,43 6,48

КБ «Восточный» 4 923 0,31 4 731 0,10 3,90

Банк «Петрокоммерц» 15 889 0,22 7 894 0,48 50,32

ИНГ Банк (Евразия) 151687 38,03 63 772 1,37 57,96

Банк «Возрождение» 25 159 1,66 25 031 1,07 0,51

НБ «Траст» 33 433 1,57 78 376 5,27 -134,43

Бинбанк 24 669 1,12 25 533 1,93 -3,50

Банк «Открытие» 10 449 0,60 1 077 0,37 89,69

А. С. Крылов корпоративная социальная ответственность в банковской сфере

43

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Банк Итого расходы на 01.01.2014 Расходы к прибыли, % Итого расходы на 01.01.2013 Расходы к прибыли, % Изменение за период

Уральский банк реконструкции и развития 52 064 2,61 13 697 1,20 73,69

Московский Индустриальный банк 94 784 7,32 45 092 3,04 52,43

МТС-Банк 18 865 2,99 18 053 - 4,30

АКБ «Новикомбанк» 102105 7,30 80 397 7,82 21,26

ОТП Банк 22 668 0,81 37 173 0,57 -63,99

Внешпромбанк 38 500 1,59 17 116 0,69 55,54

Кредит Европа Банк 7 178 0,52 2 998 0,13 58,23

СМП Банк 2 231 0,13 5 844 0,54 -161,95

ТКБ 14 038 0,77 11 305 0,61 19,47

Дойче Банк 52 687 2,59 86 379 2,36 -63,95

СКБ-банк 23 097 1,51 17 327 0,72 24,98

ИКБ «Совкомбанк» 18 622 0,35 7 399 0,30 60,27

МСП Банк 19 814 8,54 18 429 5,86 6,99

КБ «РосЕвроБанк» 17 518 0,43 8 237 0,21 52,98

АИКБ «Татфондбанк» 21 792 3,40 17 222 3,58 20,97

РГС Банк 3 518 0,35 34 660 7,07 -885,22

АКБ «Инвестторгбанк» 1 739 0,13 1 480 0,16 14,89

Примечание. Данные таблицы приведены с использованием информации Центрального банка Российской Федерации.

• расходы на благотворительность и другие аналогичные нужды (поле 27 305);

• затраты на осуществление мероприятий: спортивных, культурно-просветительского характера и иных аналогичных (поле 27 306).

Также при расчете показателей расходов на программы КСО не учитывались объем и измене -ние заработной платы, так как она дает искаженный показатель уровня и динамики распределения ресурсов на социальные программы. Полученные данные, которые приведены в таблице, позволят оценить степень вложения банков на развитие персонала и затраты на благотворительность, но не позволят оценить эффективность выданных кредитов компаниям на развитие устойчивого общества.

После анализа приведенных данных были получены следующие результаты.

• В топ-10 банков с наибольшим объемом средств (рис. 1), выделенных на программы, подпадающие под определение КСО, вошли только

четыре частных банка (банк «Уралсиб», Альфа Банк, Промсвязьбанк, АБ «Россия»), в то время как банки группы ВТБ заняли в рейтинге три позиции. Общие затраты на КСО топ-10 банков — более 11,5 млрд руб. в 2013 г., что составляет 86% общих затрат топ-50 банков на аналогичные программы.

• В выборку топ-10 банков с наибольшим соотношением расходов на КСО к прибыли вошло четыре частных банка («Уралсиб», Московский Индустриальный банк, «Зенит», Ханты-Мансийский банк), один иностранный банк — ИНГ Банк (Евразия), в то время как банки группы ВТБ заняли в рейтинге две позиции. Наибольшим соотношением расходов к прибыли среди всех рассмотренных банков в 2013 г. имеет банк «Уралсиб», чьи расходы на выбранные программы КСО составляют более 85% (53% в 2013 г.). Максимальное соотношение расходов к прибыли было достигнуто банком «АК БАРС» в 2012 г. — 139% (26% — в 2013 г.), что связано с подготовкой и реализа-

КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

1 - Сбербанк России (42%)

2 - Банк ВТБ (22%)

3 - Банк «Уралсиб» (9%)

4 - ГПБ (8%)

5 - АКБ «Банк Москвы»

6 - Альфа Банк (5%)

7 - ВТБ 24 (3%)

8 - Банк «АК БАРС» (2%

9 - Промсвязьбанк (1%] 10 - АБ «Россия»

Рис. 1. Топ-10 банков с наибольшим объемом средств, выделенных на программы КСО (2013)

1 - Банк «Уралсиб» (42%)

2 - ИНГ Банк (Евразия) (19%)

3 - Банк «АК БАРС» (13%)

4 - АКБ «Банк Москвы» (5%)

5 - МСП Банк (4%)

6 - Московский Индустриальный банк (4%)

7 - АКБ «Новикомбанк»

8 - Банк ВТБ (3%)

9 - Банк «Зенит» 10 - АБ «Россия»

Рис. 2. Топ-10 банков с наибольшим соотношением расходов на КСО к прибыли (2013)

цией программ в части подготовки и проведения универсиады в Казани в 2013 г. и общей социальной направленности банка (рис. 2).

• Лучшую динамику роста расходов на выбранные программы КСО за 2012/2013 г. показал банк «Открытие» — 90%, что объясняется низкими стартовыми позициями (49-е место по расходам в 2012 г.), в то время как худшая динамика была продемонстрирована Московским

кредитным банком (-947%). Столь резкое сокращение бюджета на расходы можно объяснить тем, что в 2012 г. Московский кредитный банк отметил 20-й юбилей, в течение которого были проведены различные мероприятия, конкурсы, фестивали для усиления его имиджа и текущих позиций среди банков Московского региона.

Подводя итог, следует отметить, что современная банковская система России находится

A. C. Крылов корпоративная социальная ответственность в банковской сфере

в процессе формирования модели развития и интеграции КСО, основы которой базируются на принципах непрерывного цикла адаптации человека к нормам социальной ответственности, повышения лояльности клиентов и заинтересованных сторон, а также ответственного кредитования. Таким образом, современная банковская система России позволяет более эффективно планировать бюджет и повышать эффективность банковского бизнеса.

Литература

1. Davis K. Can business afford to ignore social responsibilities? // California Management Review. 1960. № 2 (3). С. 70-76.

2. Friedman M. The social responsibility of business to increase its profits // New York Times Magazine. 13.09.1970. С. 122-126.

3. Корпоративная социальная ответственность. Новая философия бизнеса: учеб. пособие. М.: Внешэкономбанк, 2011. 56 с.

4. ОАО «Сбербанк России» // Политика в области корпоративной социальной ответственности ОАО «Сбербанк России» [Электронный ресурс]. URL: http://www.sberbank.ru/moscow/ ru/about/csr/approach/ (дата обращения: 10.09.2014).

5. Тимерманис А. И. Проблемы управления банковской социальной ответственностью в условиях экономической рецессии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 106. C. 195-201.

6. Батаева Б. С. Направления формирования российской модели корпоративной ответственности // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2010. № 5. С.67-72.

7. Danske Bank. Corporate Responsibility Report 2013 [Электронный ресурс]. URL: http:// www.danskebank.com/en-uk/CSR/reporting/ Pages/reporting.aspx (дата обращения: 10.09.2014).

8. Особенности благотворительной деятельности банковского сектора России // Charities Aid Foundation. М., 2012. URL: http:// philanthropy.ru/wp-content/uploads/2012/11/ banks_report.pdf (дата обращения: 10.09.2014).

9. Справочник по кредитным организациям [Электронный ресурс]. URL: http:// cbr.ru/credit/main.asp (дата обращения: 10.09.2014).

книжные новинки

Морозова о.А.

интеграция корпоративных информационных систем: учебное пособие. М.: Финансовый университет, 2014. 140 с.

Рассматриваются современные подходы к разработке интеграционных решений. Обосновывается стратегическое значение интеграции информационных систем для преобразования бизнеса, приводится классификация интеграционных задач, формулируются критерии выбора интеграционного решения, проводится обзор базовых технологий и стандартов, используемых при разработке интеграционных решений. Вопросы проектирования интеграционных решений рассматриваются с использованием языка шаблонов, охватывающих все аспекты взаимодействия приложений.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки 080700.68 «Бизнес-информатика» и 230700.68 «Прикладная информатика», квалификация (степень) «магистр».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.