Научная статья на тему 'Корпоративная культура современного университета'

Корпоративная культура современного университета Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
678
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / УНИВЕРСИТЕТ / УПРАВЛЕНИЕ / CORPORATE CULTURE / ORGANIZATIONAL CULTURE / MANAGEMENT CULTURE / UNIVERSITY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кальдинова Галина Павловна, Лиджиев Алдар Саврович

Статья посвящена проблеме корпоративной культуры современного университета. Любая модель корпоративной культуры представляет собой основу жизненного потенциала предприятия. Именно модель корпоративной культуры определяет целевые особенности совместной деятельности, форму и качество взаимоотношений, эмоциональный и моральный климат, нормативные аспекты взаимодействий и др. Корпоративная культура университета является одним из основных компонентов, необходимых для достижения целей организации, повышения эффективности ее работы и управления инновациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE CULTURE MODERN UNIVERSITY

The article deals with the corporate culture of the modern university. Any model of corporate culture is the basis of life-building enterprise. It is a model of corporate culture determines the target features of joint activities, shape and quality of relationships, emotional and moral climate, regulatory aspects of interactions and others. Corporate Culture University is one of the main components necessary to achieve the goals of the organization, increasing its efficiency and innovation management.

Текст научной работы на тему «Корпоративная культура современного университета»

• ВЕСТНИК КАЛМЫЦКОГО УНИВЕРСИТЕТА •

УДК 430

ББК Ш107.2+Ч481.42

ПП. Кальдинова, А.С. Лиджиев

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА*

Аннотация. Статья посвящена проблеме корпоративной культуры современного университета. Любая модель корпоративной культуры представляет собой основу жизненного потенциала предприятия. Именно модель корпоративной культуры определяет целевые особенности совместной деятельности, форму и качество взаимоотношений, эмоциональный и моральный климат, нормативные аспекты взаимодействий и др. Корпоративная культура университета является одним из основных компонентов, необходимых для достижения целей организации, повышения эффективности ее работы и управления инновациями.

Ключевые слова: корпоративная культура, организационная культура,

управленческая культура, университет, управление.

G. P. Kaldinova, A.S. Lidzheev CORPORATE CULTURE MODERN UNIVERSITY

Annotation. The article deals with the corporate culture of the modern university. Any model of corporate culture is the basis of life-building enterprise. It is a model of corporate culture determines the target features ofjoint activities, shape and quality of relationships, emotional and moral climate, regulatory aspects of interactions and others. Corporate Culture University is one of the main components necessary to achieve the goals of the organization, increasing its efficiency and innovation management.

Keywords: corporate culture, organizational culture, management culture, university management.

В последние годы в нашей стране интерес к феномену корпоративной культуры значительно возрос. В то же время, нередко данный интерес представляет собой своеобразную дань модному поветрию. При этом в деятельности многих зарубежных компаний корпоративная культура играет достаточно важную роль. Корпоративная культура помогает сплотить коллектив, мобилизовать людей на более эффективное выполнение работы. Осознавая данный факт, многие руководители стремятся поддерживать традиции организации, немного корректируя их, если того требуют веянья времени [1, с.52].

Для описания культуры организации, кроме понятия «корпоративная культура», авторы часто используют различные близкие по смыслу слова: «производственная культура», «управленческая культура», «организационная культура», «культура трудовых отношений», «предпринимательская культура», «внутренняя культура компании», «деловая культура», «организационный климат» и т.д.

В англоязычной научной и популярной литературе часто используются термины «organizational culture», «corporate culture», «corporate identity», «cоrporate climate»,

* Исследование выполнено в рамках внутривузовского гранта Калмыцкого государственного университета «Корпоративная культура Калмыцкого государственного университета»

98

2014 г. №3(23)

«business culture» [2]. В отечественной литературе наиболее часто используется два понятия «корпоративная культура» и «организационная культура». Следует отметить, что классическая теория менеджмента под термином «организация» подразумевает, главным образом, деловую организацию. Организационная культура применительно к сфере бизнеса имеет второе, достаточно известное название - «корпоративная культура». В работах, посвященных проблемам управления персоналом, чаще всего используется термин «корпоративная культура». В целом, можно констатировать тот факт, что в преобладающем количестве исследований, посвященных данной проблематике, понятия «организационная культура» и «корпоративная культура» четко не разделяются [2]. Автор данной работы поддерживает точку зрения о том, что корпоративная культура тождественна организационной культуре.

Корпоративная культура представляет собой систему, в основании которой лежат ценности и идеи организации. Специфика корпоративной культуры обусловливает особенности общения и поведения коллектива. Нередко она также предполагает единообразное внешнее оформление, которое включает в себя фирменную символику, стиль одежды, гимн и т.д. В то же время, корпоративная культура не сводится лишь к поведению сотрудников, стандартам внешнего вида или фирменной атрибутике. Внешние проявления корпоративной культуры могут превратится в утомительную и сковывающую форму, если они не будут подкреплены силой единых корпоративных ценностей и внутренней традиции. При этом влияние корпоративной культуры на результаты работы компании, на ее конкурентоспособность и устойчивость достаточно значительно. Корпоративная культура позволяет создать благоприятный климат для эффективной работы и обеспечить высокую мотивацию сотрудников [1, с.52-53]. В современном мире понятие «корпоративная культура» воспринимается как одна из важнейших составных частей успешного развития компаний. В некоторых современных исследованиях на Западе даже отмечается, что привлекательность организации как работодателя в значительной степени определяется развитой корпоративной культуры [3, с.72].

Впервые понятие сходное по смыслу с понятием «корпоративная культура» и называемое «корпоративным духом» ввел в начале XIX века военный исследователь из Германии К. Клаузевиц. По его мнению, люди, которые беззаветно отдают себя профессиональному долгу, нередко идентифицируют себя с той организацией, где они работают. Собственно понятие «корпоративная культура» было введено в научный оборот в конце 80-х годов ХХ века западными исследователями Р. Акоффа, Т. Дилла и Дж. Коттер. По их мнению, понятие «корпоративная культура» должно было показать серьезные инновационные процессы, происходившие в рамках организаций. Научно-технические достижения, возросшая роль информации, изменение значения человека в общественном производстве кардинально изменили характер всей системы производства. В свою очередь, данные изменения затронули всю систему ценностнонормативных принципов. На первый план выдвинулись такие ценности как: свобода, самореализация, творчество, профессионализм, человеческие эмоции и чувства [3, с.73].

Корпоративная культура представляет собой модель коллективных базовых представлений, обретаемых людьми при решении проблем взаимоотношений. По сути дела, речь идет о духовной культуре группы, причем особый акцент делается на взаимоотношения с внешней средой (партнеры, конкуренты, СМИ и т.д.) и внутри группы [4, с.27].

Корпоративные культуры организаций всегда отличаются друг от друга, даже если

99

• ВЕСТНИК КАЛМЫЦКОГО УНИВЕРСИТЕТА •

они расположены в одном населенном пункте. Важным фактором, который определяет социокультурные особенности компании, является индивидуальность каждого сотрудника. Отличие предприятий связано с социальным положением сотрудников, их этнической принадлежностью, политическими и религиозными убеждениями, образованием, талантливостью и другими индивидуальными характеристиками.

Сегоднявозникаетнастоятельнаянеобходимостьизучения корпоративной культуры предприятия. С ней связана эффективность управления, организация социальных ресурсов, формирование трудовой этики, повышение конкурентоспособности. Содержание корпоративной культуры не является чем-то случайным или надуманным. Оно формируется в ходе конкретной производственной деятельности. Можно сказать, что корпоративная культура задает некоторую систему координат, которая объясняет, почему предприятие функционирует именно так, а не иначе. Корпоративная культура формирует общее социокультурное пространство, которое включает поведенческие модели, ценности и нормы, принимаемые и разделяемые всеми сотрудниками.

Ядром корпоративной культуры являются ценности, на основе которых вырабатываются нормы и формы поведения в организации. Именно ценности, разделяемые членами организации, зачастую становятся тем ключевым звеном, от которого зависит сплоченность сотрудников, формируется единство взглядов и действий, и следовательно достижение целей организации [см. подр.: 5].

Сегодня, одним из направлений, которым активно занимаются исследователи организационной культуры предприятий, является корпоративная культура образовательных организаций, в частности университетов. По сути, почти все процессы и явления университетской жизни так или иначе связаны с феноменом корпоративной культуры. Отечественные ученые стали обращаться к проблеме корпоративной культуры еще в 90-е годы ХХ века. Ими были исследованы разнообразные аспекты корпоративной культуры в образовательных учреждениях. Сегодня вопросы корпоративной культуры университета изучают такие исследователи, как А.Ю. Мешков, А.А. Селютин, М.Н. Певзнер, А.Г Ширин, Л.И. Белова, О.В. Андомин, Н.Н. Богданов, О.В. Горшкова и др.

По мнению А.Ю. Мешкова, корпоративная культура университета направляет и мотивирует деятельность профессорско-преподавательского состава вуза. Поэтому она должна заключать в себе такие нормы и ценности, как поиск нового, стремление к истине и знаниям, компетентность, объективность, работа на результат, стремление к самосовершенствованию, умение работать в команде, коммуникабельность, активная жизненная позиция, стремление реализоваться в своей профессии, трудолюбие, ответственность. Преподавателям, отмечает исследователь, необходимо транслировать перечисленные ценности и нормы, так как они являются представителями вуза и своим поведением содействуют вырабатыванию его имиджа, они также служат примером для подражания у студентов [6, с.27-28].

По мнению А.А. Селютина, корпоративная культура вуза, будучи мультикультурным пространством, вбирает в себя элементы разнообразных профессиональных культур и субкультур факультетов. Тем не менее, специфика университета определяет условия сосуществования данных культур, когда на первый план выходит образовательная деятельность и воспитание будущего специалиста. Это приводит к формированию специфической модели, обусловленной языковыми средствами, отражающими приоритетное культурное направление. Данный факт подтверждается наличием общих для специалистов всех областей знания, работающих в одном вузе, мифов, легенд, обрядов и т. п. В этом плане корпоративная культура университета представляет

100

2014 г. №3(23)

собой интегрирующую силу, которая позволяет успешно формировать языковую картину мира и осуществлять межкультурную коммуникацию. Селютин полагает, что корпоративная культура вуза должна рассматриваться отдельно от корпоративной культуры организаций, так как она обладает набором признаков, которые характерны только для нее [7, с.163-164].

М.Н. Певзнер и А.Г. Ширин указывают, что для достижения целей организационного развития вуза корпоративная культура должна обеспечить: внутреннюю интеграцию преподавателей, сотрудников и студентов, связанную с необходимостью совместного решения ситуаций, возникающих в жизни организации, на основе создания эффективных деловых отношений; инновационное развитие вуза, которое связано с поиском и нахождением (организацией) своего места на рынке научнообразовательных услуг и гибким реагированием на постоянно меняющиеся вызовы внешнего окружения; развитие ценностно-ориентационного единства преподавателей, студентов и сотрудников, воспитание у них патриотических чувств по отношению к организации и потребности в самоидентификации с ней; обеспечение гибкого взаимодействия индивида со своей организацией, которое предполагает поэтапное приобщение студентов и выпускников к ценностям и традициям своего вуза, вузовскому сообществу [8, с.20-21].

В целях реализации комплекса мероприятий по повышению эффективности управления и осуществлению функции обратной связи, за последние годы в ФГБОУ ВПО «КалмГУ» нами неоднократно проводились замеры корпоративной культуры. Так, в 2012 году впервые был проведен мониторинг «Оценка эффективности управления». Одной из задач этого исследования было изучение некоторых аспектов корпоративной культуры университета. Полученные результаты позволили определить «болевые точки», наметить основные направления деятельности по улучшению материального и морального стимулирования персонала. В мае 2014 года нами был проведен экспертный опрос, целью которого было изучение предложений ведущих профессоров и преподавателей по определению основных направлений развития вуза. В ходе этого опроса также изучались некоторые параметры корпоративной культуры организации. Осенью 2014 году мы запустили интернетпроект «Корпоративная культура университета». Анкета была размещена на сайте Google Chrome, где все сотрудники университета имели возможность высказать свое мнение об уровне развития корпоративной культуры университета, своего факультета или управления, отдела или кафедры. Подобные исследования направлены на усиление эффективности деятельности вуза и должны проводиться регулярно.

Список литературы

1. Макеев В.А. Корпоративная культура как фактор эффективного управления организацией // Армия и общество. 2009.№2. С.52-57.

2. Черных Е.А. Корпоративная и организационная культура - синонимы или разные понятия? [Электронный ресурс]. URL: http://www.tsyganok.ru/pubs/pub.as-p?id=2164

3. Бабаева А.В. Роль корпоративной культуры в современном обществе // Научноисследовательские публикации. 2014, № 4 (8). С.72-76.

4. Спивак В. А. Корпоративная культура. СПб.: Норинт, 2001. 352 с.

5. Ганулич М.А. Организационная культура предприятий малого бизнеса в условиях изменяющейся внутренней и внешней среды. Дис. ... канд. социол. наук: М., 2004. 170 с.

101

• ВЕСТНИК КАЛМЫЦКОГО УНИВЕРСИТЕТА •

6. Мешков А.Ю. Качество образования и корпоративная культура университета // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2013. Выпуск № 2. Т.5. С.27-30.

7. Селютин А.А. Коммуникативная модель корпоративной культуры вуза // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Социально-гуманитарные науки. 2006. Выпуск № 8 (63). С.162-164.

8. Певзнер М. Н., Ширин А. Г. Организационное развитие современного вуза и проблемы корпоративной культуры // Человек и образование. 2008. Вып. 2. С. 16-21.

102

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.