Научная статья на тему 'Корпоративная культура офицерского корпуса'

Корпоративная культура офицерского корпуса Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1018
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАЦИЯ / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / КОРПОРАТИВНЫЙ ДУХ / ОФИЦЕР / ЧЕСТЬ / ЦЕННОСТИ / CORPORATION / CORPORATE CULTURE / CORPORATE SPIRIT / OFFICER / HONOUR / VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бочкарев Александр Владимирович

В офицерской среде существует корпоративная культура, базирующаяся на выполнении обязательств и на доверии и чести. Корпоративная культура офицерского корпуса выражается в наборе ценностей, целей, правил и норм поведения и общения между офицерами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The corporate culture of officers

There is the corporate culture among officers which is baced on performance of obligations and on trust and honour. The corporate culture of the officer is expressed in a set of values, purposes, rules and norms of behavior and communication between officers.

Текст научной работы на тему «Корпоративная культура офицерского корпуса»

УДК 355.231

А. В. Бочкарев Екатеринбург

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ОФИЦЕРСКОГО КОРПУСА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: корпорация; корпоративная культура; корпоративный дух; офицер; честь; ценности.

АННОТАЦИЯ. В офицерской среде существует корпоративная культура, базирующаяся на выполнении обязательств и на доверии и чести. Корпоративная культура офицерского корпуса выражается в наборе ценностей, целей, правил и норм поведения и общения между офицерами.

A. V. Bochkarev

Yekaterinburg

THE CORPORATE CULTURE OF OFFICERS

KEY WORDS: corporation; corporate culture; corporate spirit; officer; honour; values.

ABSTRACT. There is the corporate culture among officers which is baced on performance of obligations and on trust and honour. The corporate culture of the officer is expressed in a set of values, purposes, rules and norms of behavior and communication between officers.

Офицерский корпус всегда был и будет проводником и защитником национальной государственной идеи России. В настоящее время проводятся мероприятия по созданию нового облика Российской армии, которые существенным образом отразятся на состоянии офицерского корпуса. Так, к 2012 г. количество офицеров сократится с 355 до 150 тысяч. Одним из направлений в стратегическом управлении Вооруженными Силами Российской Федерации является возрождение корпоративности офицерского корпуса России. Корпоративность офицерского корпуса должна стать стержнем, вокруг которого форми-

руется готовность и способность воинов и воинских коллективов к активным действиям в различных типах современных войн и исходит из идеи о том, что человеку всегда нравится побеждать.

Корпоративность офицерского корпуса России — идея не новая. В настоящее время возникает острая необходимость в ее историческом, теоретическом и методическом исследовании. Однако педагогический опыт, принципы и подходы к формированию корпоративности военных специалистов в настоящее время не нашли должного исследования.

В социальной психологии дается характеристика такой группы, как корпо-

рация. «Корпорация (от лат. гогрогайо — объединение, сообщество) — организованная группа, характеризующаяся замкнутостью, максимальной централизацией и авторитарностью руководства, противопоставляющая себя другим социальным общностям на основе своих узкоиндивидуалистических интересов» [2. С. 177—178.] В корпорации общая (иногда четко эгоистическая) цель лично значима для каждого члена и замкнута на ценности и достижения всей группы. Актив выдвигается руководителем и жестко ему подчиняется.

Совместная деятельность носит стабильный, устойчивый, высокоорганизованный и управляемый характер, а эмоциональные отношения устойчивы, но иногда эмоционально-психологический климат проявляет противоречивый характер. Эта противоречивость может проявиться в виде латентного, скрытого конфликта, который на каком-то этапе может превратиться в реальный. В многочисленных определениях можно выявить основные черты корпорации:

1. Принятие ее членами целей, ценностей, общих подходов к совместной деятельности.

2. Члены корпорации несут ответственность за конечный результат.

3. Корпорация становится командой, когда признает «командную подотчетность», базирующуюся на выполнении обязательств и на доверии, что означает возникновение особого «духа корпоративности» — чувства локтя в деловой сфере.

4. Корпорация отличается четким распределением функций.

5. В корпорации главенствует иерархическая ролевая структура.

6. Корпорации присуща максимальная централизация и авторитарность руководства организацией.

7. В ней часто происходит персонализация одних членов за счет деперсонализации других. Все это приводит,

как правило, к выходу из корпорации как слабых физически и психически сотрудников, так и сильных в интеллектуальном плане отдельных членов.

8. Любая корпорация имеет свой жизненный цикл и проходит определенные этапы становления и развития: рождение, детство, отрочество, зрелость, старение и умирание. Переход с одного этапа на другой может быть связан с корпоративным кризисом. Для корпорации офицеров характерна направленность на защиту Отечества, открытая подготовка офицеров в различных учебно-воспитательных учреждениях, групповая помощь и защита своих членов. В научных трудах определяются следующие требования к офицерской корпорации:

— корпорация должна быть сплоченной, что достигается путем высокого военного образования и успешной службой;

— в корпорации должны быть здоровые межличностные отношения и высокий «корпоративный дух». Корпоративный дух — внутренняя духовно-нравственная сила, действующая в корпорации между офицерами;

— справедливость, разумность и уважительность отношений между офицерами. Каждый имеет права и обязанности;

— войсковое товарищество, доверительность и взыскательность офицеров друг к другу;

— офицерская среда должна быть основой, фундаментом силы офицерского корпуса;

— в корпорации должно царить бережное отношение, помощь советами и делами молодым офицерам;

— корпорация должна исправлять своих членов, нарушающих честь офицера, и изгонять негодных к добросовестной службе.

Корпорации в Вооруженных Силах РФ проявляются чаще всего при делении по специфике деятельности, роду и виду войск, на принадлежность к какой-либо военной профессии.

Концепция корпоративности офицерского корпуса позволяет выявить механизмы формирования воинских ценностей у курсантов — будущих офицеров: усвоение смысла военной службы на основе исторической памяти, приобщение каждого из них к традициям, ритуалам воинской службы, принятие личностью ответственности за судьбу Родины, воинского коллектива через процесс самоидентификации. Все это требует серьезных исследований образовательного процесса в военных училищах, в выявлении возникающих противоречий, в поиске путей их преодоления, новых концептуальных подходов к повышению качества корпоративного образования курсантов.

Формирование военной корпоративности у курсантов в отличие от других видов обучения (обучение на курсах, переподготовка, элементы допризывной военной подготовки и т. д.) не носит разового характера, а цементирует всю жизнь и деятельность Российской армии.

Военная школа должна готовить победителей, управленцев-менеджеров, просвещенных патриотов России с высокими профессиональными качествами, духовно-нравственных и здоровых людей, пригодных к офицерской деятельности.

В связи с изменениями в военном деле, жестокой конкуренцией между военными блоками постоянно меняются условия службы офицерского состава Российской армии и возникает необходимость введения новых приемлемых условий для служебного и социальнопсихологического благополучия офицерского корпуса.

Поскольку офицеры и их семьи, как правило, живут и работают отдельно от

остального населения, все их контакты, в том числе дружеские связи, обычно ограничены отдельной воинской частью и, в лучшем случае, военной средой гарнизона, поэтому регулятором поведения офицеров является культура в самом широком понимании. Корпоративная культура — системная, обобщенная характеристика корпоративных отношений, отражающая качественные черты и особенности, степень профессионализма и компетентности офицерского состава.

Как и многие понятия, понятие «корпоративная культура» не имеет однозначного толкования. В научной литературе имеются как очень узкие, так и широкие определения понятия различными авторами.

Если обратиться к истории понятия «корпоративная культура», то впервые данный термин употребил в прошлом веке Хельмут фон Мольтке (1800—1891) — генерал-фельдмаршал, военный теоретик и один из идеологов германского милитаризма. Именно он применил принцип организации армии по функциональному принципу, которая пошла по пути создания специализированных армейских частей и подразделений, и зародил основы «корпоративной культуры офицеров».

Часто корпоративная культура трактуется как принимаемые всеми военнослужащими философия и идеология военного управления, ценностные ориентации, верования, ожидания и нормы, лежащие в основе отношений и взаимодействий как внутри воинской части, так и за ее пределами. Корпоративная культура проявляется в отношениях между воинами внутри и вне воинской части при общении с гражданским населением.

Корпоративная культура офицерского корпуса — это культурное пространство Вооруженных Сил Российской Федерации, выражающееся в наборе ценностей, целей, правил и норм поведения и об-

щения между офицерами, принимаемое всеми независимо от званий и должностей и направленное на военную защиту государственных интересов.

Корпоративную культуру офицерского корпуса России следует рассматривать как часть общей культуры человека. При этом общая культура включает в себя понятие «базовая культура» личности как необходимый минимум общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможны как социализация, так и оптимальное развитие генетически заданных дарований [1. С. 5].

Корпоративная культура офицерского корпуса состоит из нескольких элементов:

1. Для определения понятия «корпоративная культура» ключевое значение имеет понятие «корпоративность» (corporateness) — чувство принадлежности к единой группе, в которой индивиды имеют общие взгляды и убеждения. Представители армейской среды, особенно офицеры, обладают, как правило, сильным чувством корпоративного единства, отличающим их от гражданского населения. Как правило, вооруженные силы любого государства имеют свои школы, училища, ассоциации, издания и обычаи. Есть жесткие правила: чтобы дослужиться до высших чинов, надо начать с младших офицерских званий, причем военная карьера может развиваться только в рамках военной организации. Поскольку офицеры и их семьи, как правило, живут и работают отдельно от остального населения, все их контакты, в том числе дружеские связи, обычно ограничены военной средой.

2. Особенностью корпоративной культуры является высокий профессионализм офицеров в управлении силовыми методами воздействия на противника. Современная военная

техника и вооружение чрезвычайно сложные по своему устройству и обладают сильнейшей разрушительной мощью. Профессиональной задачей офицеров является точное управление и использование такой техники и вооружения.

3. Офицерский состав несет ответст-

венность только перед своим главным «клиентом» — правительством страны, частью которой он является. Армия и ее офицерский корпус полностью финансируются государством, которое собирает для этой цели налоги, а производство вооружения осуществляется исключительно

крупными промышленными корпорациями.

4. Для офицерского корпуса отличительной чертой является идеология военного сознания. Классическая традиция офицеров особой ценностью признавала воинскую доблесть, а защита Отечества сама по себе во все времена считалась достойной прославления. Современное «военное сознание» определяется отношениями сотрудничества, подчинением индивидуального начала интересам воинской части и подразделения, требованиями воинского порядка и дисциплины.

Социально-психологический комфорт и вероятность службы каждого офицера в одной воинской части довольно длительное время определяется не только размером заработной платы, но и принятием им корпоративной культуры, существующей в данной воинской части.

При анализе корпоративной культуры мы используем философские подходы:

• аксиологический (ценностной) блок зиждется на совокупности идей, идеалов, представлений о добре и зле, смысле жизни, свободе и справедливости;

• культурологический (когнитивный) блок состоит из знаний и умений во-

енно-профессиональной деятельности, а также в таких качествах, как патриотизм, жертвенность, благородство, преданность и т. д.;

• информационно-коммуникативный блок корпоративности содержит следующие качества: коммуникатив-

ность (умение работать с различной информацией), общительность (входить в контакт с разными людьми), ответственность, справедливость, толерантность, доброжелательность, самокритичность (как правило, люди не знают своих недостатков), порядочность — недопустимость возвышения за счет ошибок других людей и т. д.

Из глубокой древности к нам пришли идеи ценности и оценки военной службы, которые современной наукой изучаются в рамках аксиологии (учение о ценностях).

Ценности — в самом общем виде следует рассматривать как свойство социальных отношений, которые обладают положительной значимостью для человека. С другой стороны, ценности — это какие-либо материальные и духовные блага, которые тому или иному человеку представляются очень значимыми и поэтому в высокой степени желательными для получения, сохранения, реализации и т. д. В научной литературе последних лет дебатируются проблемы, которые сводятся к единству трех человеческих ценностей:

а) ценность жизни, или витальная ценность, — это главное, без чего нет смысла говорить о защите Отечества;

б) ценность существования, или экзистенциальная ценность, — наличие гарантий существования;

в) эссенциальная ценность — сводится к возможности реализовать творческий потенциал личности [3. С. 10].

Корпорация офицерского корпуса содержит в себе специфические ценности, которые проявляются:

— в социально-психологических характеристиках внутренней атмосферы, царящей в корпорации офицеров, она составляет общий «дух» Вооруженных Сил Российской Федерации, понятный каждому офицеру и «подкрепляющий» его служебную направленность и настроение;

— в наличии четкого кодекса правил и норм служебного общения и поведения, которые выполняются всеми членами корпорации, определенных традиций и ритуалов в подразделениях, манере вести себя строго определенным образом.

В корпоративной культуре русского офицерства всегда занимало высокое место понятие «корпоративная офицерская честь». Именно в офицерском корпусе вырабатывалось и формировалось единство взглядов по принципиально важным вопросам, к которым мы можем отнести следующие утверждения:

— офицером может быть только честный, добросовестный и достойный уважения человек;

— товарищество — это не попустительство, круговая порука и покровительство, а высокая требовательность друг к другу, основанная на доверии и порядочности, взаимной поддержке и взаимной выручке;

— старший по званию или по должности начальник — такой же офицер, лишь обладающий большими полномочиями и ответственностью;

— офицер — не слуга, а воин, которому доверено самое ценное — безопасность и покой граждан.

Культурологический подход при создании корпоративной культуры офицеров предполагает следующее:

1. У офицеров и их семей должна быть гарантия достойного уровня жизни и достойное материальное обеспечение. Основной проблемой офицерского корпуса является проблема денежного довольствия. В трудные для Российской

Армии 1990-е годы, когда офицерскому составу постоянно задерживали денежное довольствие, что приводило к тому, что военнослужащим приходилось искать дополнительные заработки: 80% младших офицеров и курсантов старших курсов военных училищ совмещают учебу с коммерческой деятельностью.

Денежное содержание офицеров и их семей должно учитывать некоторые положения:

• неснижаемую общегражданскую основу;

• выплаты за воинское звание и занимаемую должность;

• выплаты за выслугу лет с учетом районного коэффициента;

• специальные выплаты за специфику военной службы (секретность, участие в боевых действиях, несение боевого дежурства и т. д.);

• специальные персональные выплаты за качество службы, которые должны быть дифференцированными;

• специальные выплаты и пособия (квартирные, подъемные, продуктовые, компенсаторные и т. д.);

• выплаты за ученую степень, ученое звание и за классную квалификацию.

2. Устранение унизительных условий службы офицеров, когда отсутствуют современные бытовые условия, ограничены социокультурные потребности офицеров и их семей.

3. Поддержка справедливого порядка чинопроизводства и продвижения по службе (по заслугам и способностям). Система прохождения службы офицером является основой всего военного дела. В этом мы можем отметить следующие недостатки:

• система отличается крайним волюнтаризмом;

• имеются случаи крайней небрежности к судьбе офицера и его семьи;

• наблюдаются элементы коррумпированности назначений на воинские должности;

• не все аспекты воинской службы и быта входят в систему службы офицера;

• иногда нарушается гласность и справедливость выдвижения на вышестоящие должности.

Все это создает опасность для успешного формирования корпоративной культуры офицерского состава и порождает скепсис в отношении их к военной деятельности.

4. Необходимость глубокого и непрерывного гуманитарного образования для офицеров.

5. Возрождение контроля офицерских собраний за поведением и развитием доминантных качеств каждого офицера.

6. Развитие корпоративной чести и этики офицерского корпуса.

7. Придание военной службе офицера социальной престижности, материальной и духовной привлекательности.

8. Сбережение жизни и здоровья кадровым офицерам в мирное и военное время.

В историко-научной литературе по военному делу сформулированы следующие правила корпоративного поведения в офицерской среде:

— признание корпорацией офицеров ответственности за поступки каждого своего члена;

— высокая ответственность самого офицера перед корпорацией;

— требовательность к соблюдению офицерской этики и чести, поведения и образа жизни;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— солидарность в отстаивании чести мундира, достоинства воинского звания;

— недопустимость разглашения фактов, имевших место в офицерской среде;

— исключение злословия, злорадства и непорядочности в оценке поведения и неприятностей по службе другими офицерами;

— верность слову, обещанию, устному заявлению офицера;

— соблюдение внешних знаков приличия, чинопочитания, особенно в гражданском обществе;

— готовность прийти на помощь товарищу в трудных ситуациях;

— проявление искреннего сочувствия тем, кого настигло горе, несчастье или неудача;

Согласно требованиям информационно-коммуникативного подхода, офицер должен:

1) знать речевой этикет и уметь его использовать;

2) уметь формулировать цели и задачи делового общения;

3) организовать и управлять общением;

4) анализировать предмет общения, разбирать жалобу, заявление;

5) ставить вопросы и конкретно отвечать на них;

6) владеть навыками и приемами делового общения, его тактикой и стратегией;

7) уметь вести беседу, собеседование, деловой разговор, спор, полемику, дискуссию, диалог, дебаты, прения, диспут, «круглый стол», деловое совещание, командную деловую игру, переговоры, торги;

8) уметь анализировать конфликты, кризисные ситуации, конфронтации и разрешать их;

9) иметь навык доказывать и обосновывать, аргументировать и убеждать, критиковать и опровергать, достигать соглашений и решений, компромиссов и конвенций, делать оценки и предложения;

10) владеть техникой речи, риторическими фигурами и приемами, уметь правильно строить речь и другие публичные выступления;

11) уметь с помощью «слова» осуществлять психотерапию, снимать стресс, страх, адаптировать военнослужащего к соответствующим условиям, корректировать его поведение.

Таким образом, для формирования корпоративной культуры офицера нужно использовать аксиологический, культурологический и информационно-коммуникативный подходы, а для официального возрождения корпоративности офицеров необходим созыв Всеармейского собрания офицерского корпуса России, на котором необходимо обсудить и принять корпоративный Кодекс чести офицера.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ГАЗМАН, О. С. Новые ценности образования / О. С. Газман, Р. М. Вейс, М. Б. Крылов. — М., 1995.

2. ПСИХОЛОГИЯ : словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М., 1990.

3. ШИРШОВ, В. Д. История социальной работы : учеб. пособие / В. Д. Ширшов. — Екатеринбург : Издание ЕВАКУ, 2005.

Получено 02.07.10 © Бочкарев А. В., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.