Научная статья на тему 'Корпоративная культура образовательной организации: требования и тенденции'

Корпоративная культура образовательной организации: требования и тенденции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / УНИВЕРСИТЕТ / ТРЕБОВАНИЯ / ТЕНДЕНЦИИ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкунова Анжелика Аркадьевна, Прохорова Мария Петровна

В статье раскрыты требования и тенденции развития корпоративной культуры современных университетов с позиций их ориентации на клиентов. Обоснованы необходимость исследования корпоративной культуры и её влияние на эффективность работы образовательных организаций, описаны требования к корпоративной культуре, которые способствуют стратегическому развитию вуза, раскрыты тенденции изменения корпоративной культуры университетов в последние годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Корпоративная культура образовательной организации: требования и тенденции»

3. Скибун А.Ж. Государственное управление в сфере телекоммуникаций в условиях построения информационного общества // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. - 2014, № 11. - С. 148.

4. Составлено по: Банасиковска Я. Система отношений государства и общества в сфере государственных услуг в условиях цифровой экономики: дис. ... д-ра экон. наук. - М., 2017. - С. 54-55.

Shatohina Natia S., applicant (e-mail: hgenius@mail.ru) Maikop state University of technology, G. Maikop, Russia

STATE REGULATION AND SUPPORT OF DEVELOPMENT OF SPHERE OF INFORMATION SERVICES IN RUSSIA

The article deals with the problems of state regulation and support of information services. One of the most important areas of such support is the implementation of projects related to the digital transformation of the activities of authorities and public institutions, in particular, in the field of public information services in electronic form. At the same time, the main dominant change in the role and place of the state in the market of information services should shift in the conditions of digitalization of the economy from a purely regulatory function to a more active participation as a producer and supplier of public information services provided to the population in electronic form. Key words: information services, state regulation, infrastructure.

УДК 331.445

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ТРЕБОВАНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ Шкунова Анжелика Аркадьевна, к.п.н., доцент (e-mail: losalgiris@mail.ru) Прохорова Мария Петровна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: masha.proh@mail.ru)

В статье раскрыты требования и тенденции развития корпоративной культуры современных университетов с позиций их ориентации на клиентов. Обоснованы необходимость исследования корпоративной культуры и её влияние на эффективность работы образовательных организаций, описаны требования к корпоративной культуре, которые способствуют стратегическому развитию вуза, раскрыты тенденции изменения корпоративной культуры университетов в последние годы.

Ключевые слова: корпоративная культура, университет, требования, тенденции, развитие.

Введение

В настоящее время университеты выступают полноценными участниками рыночных отношений. Действуя в условиях конкуренции,

образовательные организации вынуждены перестраивать собственную корпоративную культуру, которая должна обладать характеристиками клиентоориентированности [9, 14]. При этом для российских вузов характерна корпоративная культура, ориентированная на реализацию культурно-воспитательной функции и патерналистское отношение к обучающимся, которые в значительной мере препятствуют стратегическому развитию вуза [15, 17]. В связи с этим актуальна систематизация и описание требований и характеристик корпоративной культуры современного вуза, которые бы разумно ценности традиционной образовательной деятельности и современные технологии предоставления образовательных услуг.

Методика исследования

Требования и тенденции развития корпоративной культуры современных университетов были сформулированы с использованием теоретических методов: подбор и анализ публикаций по проблеме.

Результаты и обсуждение

Требования к корпоративной культуре современного университета рассмотрены в работах Беляевой М.И., Богдана М.М., Быкова В., Демененко И.А., Малинина Е.Д., Томилина О.Б., Яблонскене Н.Л. По результатам анализа источников сформулирован ряд требований, которым должна удовле -творять корпоративная культура вуза:

- соответствие стратегическим целям развития университета;

- содействие формированию уникального имиджа образовательного учреждения во внешней среде;

- обеспечение способности университета быстро и гибко реагировать на изменения во внешней среде;

- обеспечение возможностей реализации проектной деятельности в различных формах и масштабах;

- способствование личностно-профессиональному развитию персонала вуза и непосредственных потребителей образовательных услуг [4, 5, 6, 11, 13, 16, 20].

Анализируя информацию о тенденциях развития корпоративной культуры университетов, были проанализированы работы Андомина О.В., Горшковой О.В.. Грудзинского А.О., Данакина Н.С., Чупрунова Е.В. и др., а также проведен контент-анализ ресурсов и документов, отражающих особенности и мероприятия по развитию корпоративной культуры российских университетов. Среди основных тенденций, выявленных в рамках исследования, можно назвать:

1) актуализация внимания на формирование предпринимательской культуры университетов, что выражается приоритетном стимулировании направлений, связанных с коммерциализацией научных исследований и разработок, расширении взаимосвязей с предприятиями и организациями, ориентацией на предоставление востребованных образовательных услуг и поиском способов привлечения финансовых ресурсов [8, 18];

2) развитие проектного типа корпоративной культуры, ориентированной на вовлечение работников в межкафедральные и и межуниверситетские проекты, развитие командного взаимодействия, стирание границ между традиционной преподавательской работой и исследовательской, социальной, культурной деятельностью [2, 7, 10];

3) формирование и развитие университетских традиций, которые предполагают проведение регулярных культурных, социальных, научных, спортивных и пр. мероприятий [19];

4) развитие корпоративного стиля и дресс-кода, что получает выражение в распространении атрибутики университета на сайте, печатной и сувенирной продукции и пр. [12];

5) поддержка студенческих субкультур в рамках корпоративной культуры вуза, что находит отражение в создании системы студенческого самоуправления, поддержке студенческого лидерства и предпринимательства, оказании психологической, консультационной помощи обучающимся [1];

6) развитие работы с выпускниками и постдипломного сопровождения выпускников, которые предполагают создание клубов выпускников, ассоциаций, осуществление консультационной помощи при трудоустройстве и построении карьеры [3].

Выводы и заключение

Обобщая полученные материалы, можно утверждать, что для современных университетов корпоративная культура становится все более важным фактором стратегического развития. Усилия университетов по развитию корпоративной культуры охватывают самые разные направления, касающиеся, прежде всего, развития устойчивых связей с внешней средой - с работодателями, общественностью, выпускниками.

Список литературы

1. Алайба, Т.Е. Студенты об имидже государственных и негосударственных вузов / Т.Е. Алайба, Е.Н. Заборова // Социологические исследования. - 2004. - № 2. - С. 93-97.

2. Андомин, О.В. Содержание процесса формирования корпоративной культуры преподавателей вуза / О.В. Андомин // Вестник СамГУ - 2008. - № 7. - С. 216-221.

3. Астоянц, М.С. Выпускники вузов на рынке труда: проблемы и перспективы гла -зами работодателей // Философия права. - 2013. - №1 (56). -С. 74-80

4. Беляева, М.И. Корпоративная культура вуза как ресурс организационного развития / М.И. Беляева // Alma, mater : Вестник высшей школы. - 2011. - № 4. - С.45-48.

5. Богдан, Н.Н. Организационная культура вуза в условиях реформ / Н.Н. Богдан, И.Ю. Парфенов // Университетское управление: практика и анализ. - 2009. - № 6. - С. 23-30.

6. Быков, В. Корпоративная культура в системе социально-трудовых отношений / В. Быков // Режим доступа : www.finanal.ru.

7. Горшкова, О.В. Роль корпоративной культуры в формировании эффективного университета / О.В. Горшкова, Г.И. Мальцева // Университетское управление. - 2006. -№ 2 (42). - С. 40-44

8. Грудзинский, А.О. Проектно-ориентированный университет: профессиональная предпринимательская организация вуза / А.О.Грудзинский. - Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2004. - 370 с.

9. Гулей, И.А. Клиентоориентированный подход к формированию организационной культуры в вузе / И.А. Гулей // Вестник Череповецкого государственного университета. - № 4 (43). - Т.2. - 2012. - С. 113-115.

10. Данакин Н.С. Клиентоориентированная организационная культура как вектор трансформации высшей школы / Н.С. Данакин, И.А. Демененко, И.В. Шавырина // Среднерусский вестник общественных наук. - 2016. - Т. 11. №4. - С. 12-17.

11. Демененко И.А. Формирование клиентоориентированной организационной культуры вуза в условиях модернизации социального института образования. Дисс. ...канд... соц. .. наук. Белгород. 2017. 190 с.

12. Денисова, А.Б. Информационные и коммуникационные технологии в формировании корпоративной культуры вуза / А.Б. Денисова // Режим доступа : http://imp.rudn.ru/ vestnik.aspx?id=2012_2.

13. Малинин, Е.Д. Организационная культура : зарубежный опыт / Е.Д. Малинин // ЭКО : Экономика и организация промышленного производства. - 2002. - № 11. - С. 113-129.

14. Масилова М.Г. Влияние организационной культуры на эффективность деяельно-сти вуза / М. Г. Масилова // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2013. - №1 (19). - С. 129-137.

15. Рувенний, И.Я. Клиентоориентированность как элемент компетентностной модели преподавателя вуза / И.Я. Рувенний, Д.И. Яппарова // Человеческий капитал и профессиональное образование. - 2013. - №4. - С. 20-24.

16. Томилин, О. Б. Организационная культура российских университетов: ожидания и реалии / О.Б.Томилин, И.М.Фадеева, О.О.Томилин, А.К.Клюев // Высшее образование в России. - 2018. - № 1(219). - С.96-207.

17. Фадеева, И.М. Динамика изменений организационной культуры российских университетов / О.Б. Томилин, И.М. Фадеева, О.О. Томилин // Университетское управление: практика и анализ. - 2017. - №2. - С. 92-105.

18. Чупрунов, Е. В. Классический исследовательский университет в инновационном обществе знаний / Е.В. Чупрунов, С.Н. Горбатов, Б.И., Бедный // Университетское управление: практика и анализ. 2010. - № 1. - С. 6-16.

19. Шибаева, Л.М. Содержательные аспекты корпоративной культуры современного университета / Л.М. Шибаева, В.П. Шибаев // Режим доступа : www.rusnauka.com.

20. Яблонскене, Н. Л. Корпоративная культура современного университета / Н. Л. Яб-лоскене // Организационная культура вуза. - 2006. - № 2. - С. 7-25.

Prokhorova Mariya Petrovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia Shkunova Anzhelika Arkadevna, Cand.Pedag.Sci., associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia CORPORATE CULTURE OF EDUCATIONAL ORGANIZATION: REQUIREMENTS AND TRENDS

Abstract. In the article requirements and tendencies of development of corporate culture of modern universities are opened from the point of view of their orientation to clients. The need for the study of corporate culture and its impact on the effectiveness of the work of educational organizations are substantiated, the requirements to the corporate culture that contribute to the strategic development of the university are described, the trends in the corporate culture of universities in recent years are disclosed. Key words: corporate culture, university, requirements, trends, development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.