Научная статья на тему 'Корпоративная философия как основа креативной организации'

Корпоративная философия как основа креативной организации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
748
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ ФИЛОСОФИЯ / КРЕАТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ДЕКЛАРАЦИЯ О МИССИИ / ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / CORPORATE PHILOSOPHY / CREATIVE ORGANIZATION / DECLARATION ABOUT MISSION / HUMANISTIC RELATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Астахова Наталия Вениаминовна

Изучение ценностей корпоративной культуры становится сегодня перспективным направлением научной деятельности, в рамках которого решаются проблемы эффективного развития современного социума. К ценностным ориентациям корпоративной культуры относится корпоративная философия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corporate philosophy as the basis of creative organization

Corporate philosophy as the basis of creative organization. Studying of values of corporate culture becomes today a perspective direction of scientific activity within the limits of which solve problems of effective development of modern society. The corporate philosophy concerns to valuable orientations of corporate culture.

Текст научной работы на тему «Корпоративная философия как основа креативной организации»

Пора подумать и о формировании мирового правительства. «Идея об едином государственном объединении всего человечества становится реальностью только в наше время, - писал В.И. Вернадский в 30-х гг. ХХ столетия, - и то, очевидно, становится только всемирным идеалом, в возможности которого нельзя сомневаться. Ясно, что создание такого единства есть необходимое условие организованности ноосферы, и к нему человечество неизбежно придет» [5, с. 324].

Здесь изложен один из вариантов для откровенной и открытой дискуссии по поиску научно обоснованной идеи, основ идеологии, общественного идеала, которыми могли бы руководствоваться все граждане страны и особенно молодежь, все человечество.

1. Воскобойников Д. В преддверии 2009-го // Известия. 2008. 29 дек.

2. Субетто А. Неклассическая социология: сущность, основания возникновения и развития // Социология на пороге XXI века. М., 1998. С. 20.

3. Хессле В. Философия и экология. М., 1993. С. 17.

4. Третьяков В. Из кризиса - через Большой театр // Известия. 2008. 18 дек.

5. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление // Биосфера и ноосфера М., 2002. С. 337.

Поступила в редакцию 14.01.2009 г.

Drobjev M.I. The V.I. Vemadskiy’s doctrine as a basis of the modern ideology. The article sets out the basic statements of biosphere-noosphere Vemadskiy’s conception. The necessity of the natural development of the society and nature is accentuated.

Key words: biosphere, noosphere, scientific idea, the man of noosphere, solidarity of mankind, spirituality, humanism, ecology.

УДК 1+007

КОРПОРАТИВНАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК ОСНОВА КРЕАТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

© Н.В. Астахова

Изучение ценностей корпоративной культуры становится сегодня перспективным направлением научной деятельности, в рамках которого решаются проблемы эффективного развития современного социума. К ценностным ориентациям корпоративной культуры относится корпоративная философия.

Ключевые слова: корпоративная философия, креативная организация, декларация о миссии, гуманистические отношения.

Изменения экономической, политической и других сфер жизнедеятельности российского общества повлекли за собой трансформацию социокультурной ее составляющей. Сегодня, как и в другие кризисные для общества периоды, особенно сильно проявляется потеря ориентиров деятельности индивидов; статус субъектов социальной жизни остается неопределенным, они теряют свою идентификацию. Данные процессы можно характеризовать как кризис ценностей, необходимых человеку для осуществления выбора моделей своего поведения и составляющих одно из оснований целостности социальных систем. Изменения внешней среды требуют трансформации каждого гражданина, каждой организации.

Изучение ценностей корпоративной культуры становится сегодня перспективным направлением научной деятельности, в рамках которого решаются проблемы эффективного развития современного социума. К ценностным ориентациям корпоративной культуры относится корпоративная философия.

В современных реалиях формируются креативные организации - сообщества с философией фирмы, объединяющей в единое целое собственников, предпринимателей, наемный менеджмент и людей-работников. Корпоративное сообщество представляет собой сложное матричное организационное построение, рассматриваемое как единое целое. Основой в нем является баланс личного интереса и интереса сообщества; групп инте-

ресов субъектов, входящих в данное сообщество и так или иначе связанных с ним.

Креативная организация - это относительно обособленная общность, объединяющая всех, кто так или иначе связан с ее жизнедеятельностью, специфическими интересами хозяйствования, и требующая от всех уровней сотрудников элементов творчества и самостоятельности на рабочем месте [1]. Такое понимание распространяется на все формы организации бизнеса со своими нормами, принципами деятельности и положением в обществе.

От субъективного отношения внутренне -го и внешнего окружения, включенного в корпоративные отношения, зависит успех и развитие современной организации. Поэтому одной из главных ее особенностей является то, что она ищет доверия и доверительных отношений со своей сегментированной общественностью, т. е. с теми, кто связан с ее функционированием.

В организации такого типа применяются относительно унифицированные методы неэкономической мотивации и стимулирования потенциала работников, их инкорпорирован-ности в механизм управления, а также передачи ответственности на максимально низкий уровень персонала. Изменения в методах действия и формах организации связаны со следующими новациями:

- повышением творческого потенциала работников и их социальной мобильности рыночного успеха, совершенствованием персонала как одной из корпоративных целей руководства;

- изменением самого процесса труда, в котором приоритетным является его совершенствование, распространение высоких технологий, обеспечивающих систему «гибких специализаций», ориентированную на быстрое реагирование на изменяющуюся социальную среду и потребности рынка;

- возникновением нового типа организации (управления) деятельности команды -формы взаимодействия (коллективного действия) творческих личностей, обеспечивающей мотивационные ориентации и этические ценности, лежащие в основе единства взаимного доверия между членами команды;

- усилением зависимости компании от ее работников, взаимной заинтересованности, преодолевающей отчуждение между

управляющими (меритократией) и управляемыми и позволяющей персоналу обретать все больше свободы самореализации в пределах трудового процесса;

- новым взглядом на общественность внутри и вне организации, позволяющим расширить потенциал возможного делового успеха, получать определенные конкурентные преимущества на основе политики клиенто-ориентированности.

Креативная организация - это продукт постиндустриального типа хозяйствования, в котором человеческие ресурсы приобретают стратегическое значение и статус, выступая измерителем ее экономического успеха. При этом борьба за снижение издержек и рост прибыли сопровождается ориентацией на спрос социальной сферы - интересы общественности, клиентов, - который рассматривается в качестве одного из предварительных условий эффективности менеджмента и социально-этического маркетинга. В этом суть трансформации традиционной организации в креативную, в рамках которой возникает новая корпоративная философия с ценностями философии фирмы (философия «общей судьбы»), выражающая заинтересованное вовлечение. Корпоративная философия выражает организующее начало общественного договора, заключаемого причастными к нему людьми, раскрывающее суть морально-этических и деловых норм, принципов, кредо, которыми должны руководствоваться все входящие в организацию. Философия фирмы всего персонала в жизнедеятельность организации получила развитие в работах Дж.К. Грейсона, М. Мескона, Т. Питерса, Р. Уотермена и др. [1, с. 14].

Данная корпоративная философия ориентируется на то, что интересы работников (персонала) и потребителей (общественности) столь же важны, как и интересы руководителей. Сотрудничество, партнерство, система доверия и согласованных действий становятся не менее важными, нежели система хозяйственного управления: люди в современных организациях не являются ни зависимыми, ни независимыми - они взаимозависимы. В таких условиях происходит трансформация принципов жизнедеятельности организации, способов производства в сторону преимущественно социологизиро-ванности: интеграция работников в жизнь

организации, мобилизация творчества, самодеятельности (гибкой специализации), неэкономические мотивы и стимулы как обязательные условия эффективных управленческих и трудовых процессов.

Все это достигается на основе политики соучастия, создающей атмосферу: заботы о социальных потребностях работников и возможностях реализации ими жизненных намерений; вовлечения в процессы планирования и принятия управленческих решений посредством участия в собственности и прибылях, коллективных договорах и совместных решений, комитетов (комиссий) на предприятиях и совместных консультаций. Для того чтобы у подчиненных возникало желание активно участвовать в этих процессах, они должны быть уверены, что их положение и роль в организации не подвергнутся нежелательному изменению из-за высказываний (образа мыслей).

В рамках корпоративной философии решением проблемы отчуждения в дихотомии «управляющие - управляемые» («администрация - персонал») становится модификация внутренних черт труда, формирующая характер самореализации (активность, творчество, карьера) в рабочее время. В результате происходит совпадение ценностей корпорации и персонала в пределах трудового процесса: продуктивная деятельность становится важным источником развития личности и связана с максимизацией качественного улучшения деятельности организации в целом. В этих условиях прибыльность организации (корпорации) обеспечивается посредством доминирующего совершенствования механизмов управления человеческими ресурсами в целях обеспечения лояльности работников к руководству, воспитания у первых отношения к организации как к своему дому. В рыночных условиях - это магистральный путь выживания и развития в конкурентной среде, выполнение этического обязательства быть полезным обществу, содействовать его обогащению и процветанию. Вырабатываемый новый управленческий стиль характеризуется большой активностью работников, повышением их ответственности за порученную работу. Персонал внутри организации уверен, что его интересы не будут забыты, если она добьется успеха. Примерно то же чувствуют и потребители (общественность),

т. к. целью организации является не только получение прибыли, но и удовлетворение их спроса (потребностей). Это общественный договор, добровольно заключенный причастными к нему людьми.

Рассматриваемая философия основана на морально-этических ценностях солидарности, которые порождают новый стиль управления, приносящий удовлетворение и руководителям, и персоналу, и клиентам. При этом акцент переносится с производственных процессов мотивации, стимулы и коммуникации работников: успеха добиваются те организации, философия которых очевидна как их персоналу, так и общественности (потребителям). Поэтому в корпоративной философии должны иметь место:

- декларация о миссии - краткое описание целей, стратегии, ценностей, являющихся для корпорации приоритетными: хорошая стратегия позволяет выполнять и решать организационные проблемы;

- определение социальной ответственности;

- приоритет принципов работы над доходами и «мягких» технологий социального информационно-коммуникативного взаимодействия;

- политика удержания кадров и раскрытия их профессионального потенциала: самореализация (активность, творчество, карьера) в рабочее время;

- приоритет принципа правды, знания и полной информации в отношениях с общественностью внутри и вне корпорации.

На основе корпоративной философии в процессе совместного труда между всеми работниками (персоналом) складываются позитивные корпоративные отношения, которые характеризуются единством ценностей, деловых норм, правил, ритуалов поведения и общения. Они предстают как внутри-и внеорганизационные отношения управляющих и управляемых по вертикали (субординация, подчинение и т. п.), взаимодействие между работниками по горизонтали (коллеги, различные должности вне команды и т. п.) и взаимоотношения работников с общественностью (общественное мнение).

Данные отношения базируются на доктрине «гуманистических отношений», которая и по сей день с определенными трансформациями

служит теоретическим фундаментом менеджмента.

Корпоративная философия становится жизненной, когда она пронизывает креативную организацию сверху донизу и разделяется персоналом на всех уровнях. Тогда она предопределяет преимущества в эффективности, качестве и конкурентоспособности, т. к. работники той организации, где принята корпоративная философия: принимают проблемы организации; чувствуют себя принадлежащими к ней; уверены, что их личные интересы неразрывно связаны с успехом фирмы и других лиц; готовы принять более широкую ответственность, помогая преодолевать препятствия; быстро откликаются на предоставляющиеся возможности.

Таким образом, корпоративная философия креативной организации обеспечивает эффективное функционирование креативных организаций с гибким характером поведения внутренней организации, кадровой политикой удержания работников, гармонизацией групп интересов, возможностью роста и раскрытия профессионального потенциала и др.

Формируются новые тенденции, ориентирующие на качественную сторону изменений в организации, гуманистически направляемый менеджмент, креативность процесса деятельности, нематериальные ценности мотивации, создание корпораций-сообществ, объединяющих в единое целое работников с представителями внешней сегментированной общественности.

1. Лагунова Л. Б. Корпорация как тип социальной интеграции // Социс. 1996. № 2. С. 12.

Поступила в редакцию 14.01.2009 г.

Astahova N.V. Corporate philosophy as the basis of creative organization. Studying of values of corporate culture becomes today a perspective direction of scientific activity within the limits of which solve problems of effective development of modern society. The corporate philosophy concerns to valuable orientations of corporate culture.

Key words: corporate philosophy, creative organization, declaration about mission, humanistic relations.

УДК 327.722

ХАРАКТЕР КОНФЛИКТОВ В СФЕРЕ МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

© А. А. Гридчин

В статье раскрывается предметное поле конфликтов, находящихся в сфере миротворческой деятельности международных организаций, в которое входят: природные ресурсы, обеспечение социальной безопасности и защищенности, достижение политического равноправия; сепаратизм, с одной стороны, и стремление к сохранению территориальной целостности государства - с другой; движение к энозису, т. е. присоединению к другому государству; проблемы государственного самоопределения.

Ключевые слова: региональный конфликт, предмет конфликта, формы проявления конфликта, миротворческая деятельность, сепаратизм, социальная безопасность, территориальная целостность, этническая дискриминация, социальный диалог.

Успешное регулирование региональных конфликтов, находящихся в сфере миротворческой деятельности международных организаций, предполагает уяснение характера этих конфликтов, причин их возникновения, реальных и потенциальных последствий. Важно иметь четкое представление о том, что регулировать и на что оказывать регулирующее воздействие.

Цель данной статьи - раскрыть характер (предмет и формы проявления) конфликтов, находящихся в сфере миротворческой деятельности международных организаций.

Следуя этой цели, отметим предварительно два важных методологических момента. Во-первых, предмет конфликтов достаточно разнообразен, и в каждом «проблемном» регионе он имеет свою специфику, особую форму проявления. Мы попытаемся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.