Научная статья на тему 'Коринфские вазы с орнаментальными росписями линеарного стиля (по материалам собрания Государственного Эрмитажа)'

Коринфские вазы с орнаментальными росписями линеарного стиля (по материалам собрания Государственного Эрмитажа) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
315
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ / СЕВЕРНОЕ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ / КОРИНФСКАЯ РАСПИСНАЯ КЕРАМИКА / ЛИНЕАРНЫЙ СТИЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ / ANCIENT GREECE / THE NORTH BLACK SEA REGION / CORINTHIAN PAINTED POTTERY / LINEAR DECORATION / BAND-ANDDOT STYLE / THE STATE HERMITAGE MUSEUM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Букина Анастасия Геннадьевна

Рассматриваются проблемы классификации коринфских глиняных сосудов зрелого периода (конца 7 6 вв. до н. э.) с орнаментальными росписями разных типов. Прослеживается эволюция термина линеарный стиль в специальной литературе 1930-2000-х годов. На примере двух десятков экспонатов из собрания Государственного Эрмитажа представлена методика датировки сосудов, для которых декор линеарного типа является стилеобразующим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORINTHIAN PAINTED POTTERY WITH LINEAR DECORATION IN THE STATE HERMITAGE MUSEUM

The author of this article considers the current classification of the Corinthian pottery with linear decoration (late 7th to 6th centuries BC). The evolution of the term linear during the period between 1930 and 2000 has been briefly reviewed. About twenty pieces from the collection of the State Hermitage Museum were attributed using the modern approaches to the pottery of this kind.

Текст научной работы на тему «Коринфские вазы с орнаментальными росписями линеарного стиля (по материалам собрания Государственного Эрмитажа)»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 938+7.032(38.27)+738

КОРИНФСКИЕ ВАЗЫ С ОРНАМЕНТАЛЬНЫМИ РОСПИСЯМИ ЛИНЕАРНОГО СТИЛЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОБРАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА)

© 2010 г. А.Г. Букина

Государственный Эрмитаж anastassiss@gmail.com

Поступила в редакцию 27.11.2009

Рассматриваются проблемы классификации коринфских глиняных сосудов зрелого периода (конца 7 - 6 вв. до н. э.) с орнаментальными росписями разных типов. Прослеживается эволюция термина «линеарный стиль» в специальной литературе 1930-2000-х годов. На примере двух десятков экспонатов из собрания Государственного Эрмитажа представлена методика датировки сосудов, для которых декор линеарного типа является стилеобразующим.

Ключевые слова: Древняя Греция; Северное Причерноморье; коринфская расписная керамика; линеарный стиль; Государственный Эрмитаж.

Древнегреческий город Коринф был расположен у перешейка Истм, на пути из Эгейского в Ионийское море, а значит, с востока на запад античного Средиземноморья. В течение второй половины 8 - первой половины 6 вв. до н. э. гончарные мастерские Коринфа выпускали такое количество керамических сосудов высокого качества, что эти изделия присутствуют (если не доминируют) среди греческих глиняных ваз, которые находят при раскопках повсюду в этом обширном регионе Древнего мира.

Наибольшее внимание исследователей традиционно привлекают сосуды с росписью чернофигурного стиля [1]. В то же время в структуре коринфского гончарного производства значительная доля принадлежала вазам с чернолаковым декором (эти сосуды целиком или большей частью покрыты темным гончарным лаком и дополнительно декорированы орнаментом из накладной охры разных оттенков и накладных белил) и расписным вазам с орнаментальным декором (орнаменты исполнены лаком по фону в цвете глины). При исполнении орнаментального декора вазописцы пользовались простой силуэтной техникой письма, то есть не применяли гравировку для изображения деталей, как в чернофигурной технике.

Во многих античных центрах, куда вывозили гончарные изделия Коринфа (в том числе в Северном Причерноморье), численно преобладают

именно чернолаковые сосуды и вазы с орнаментальным декором.

Поддерживаемая авторами большинства современных публикаций классификация орнаментальных росписей на коринфских вазах зрелого периода (то есть на вазах конца 7 - 4 в. до н. э.) включает три типа. Каждый из них обладает собственными стилистическими и хронологическими параметрами:

1) вазы с декором линеарного стиля;

2) вазы с декором белого стиля [2, p. 450, 456, 469, 473, 483, 497];

3) вазы с декором шаблонного стиля [3].

Кроме того, как специфический класс выделяют мелкие парфюмерные сосуды (в подавляющем большинстве арибаллы) с четырехли-стковым орнаментом [4, p. 39-46; 5, tav. 23].

Представление о линеарном стиле как о самостоятельном типе декора коринфских ваз впервые появилось в фундаментальном сочинении Хэмфри Пэйна, которое вышло в свет в 1931 году и содержало основы современной системы классификации керамики древнего Коринфа [6]. Пэйн выделил тип «Си. С линеарными орнаментами. Поздний протокоринфский -ранний коринфский периоды» (C. With linear patterns. Late Protocorinthian-early Corinthian) [6, p. 279, 284, 292]. Согласно принятой в этой работе хронологии время развития указанного типа декора соответствует периоду между 650 и 600 г. до н. э. При описании пиксид с вогнуты-

ми стенками раннего коринфского периода (у Пэйна - ок. 625 - 600 гг. до н. э.) автор ввел пояснительное определение: «С линеарным декором. А, поясково-точечный стиль» (With linear decoration: A, band-and-dot style) - и указал, что этот тип декора появился в конце переходного периода (то есть в начале 620-х гг. до н. э.) [6, p. 292]. Не распространяя оба эти термина на описание ваз среднего и первого позднего коринфских периодов (у Пэйна - ок. 600 - 550 гг. до н.

э.), исследователь принял для этого времени понятие линеарных орнаментов белого стиля (linear patterns in ‘white style’; linear patterns in white style или просто ‘white style’) [6, p. 322, 323, 335].

В том же 1931 году была опубликована работа Агнесс Ньюхолл (Стилвелл), посвященная открытию коринфского квартала гончаров [7, p. 1-30]. Ньюхолл использовала определение «геометрический протокоринфский» (geometric Proto-Corinthian) для определения типа декора таких скифосов, которые теперь в целом принято называть линеарными (linear skyphoi) [8, p. 8-15]. Кроме того, она ввела термин «шаблонный» (conventionalizing), чтобы обозначить «керамику, которая последовала за керамикой ориентализирующего стиля во второй половине 6 в. до н. э.» [7, p. 16]. Иными словами, в работе Ньюхолл указаны типологический источник декора линеарного стиля, а также то явление, которое пришло ему на смену.

В работе Перси Юра, вышедшей в 1934 г., термин «линеарный стиль» не встречается [9]. Тем не менее автор рассмотрел как отдельную группу сосуды, у которых «основной декор [состоит] из простых горизонтальных поясков, часто перемежающихся зонами с точками» (main decoration simple horizontal bands frequently diversified with zones of dots) [9, p. 25-27]. Юр отметил, что этот тип как основа декора сосуда использовался коринфскими вазописцами с протокоринфского до среднего коринфского периода.

В диссертации Мэри Кемпбел, посвященной поздней коринфской керамике и представленной к защите в 1941 году, термин «линеарный» (linear) употребляется в смысле «нефигуративный» [4]. Кемпбел также использовала понятие «линеарные орнаменты белого стиля», введенное Пэйном [4, p. 103-104].

Термин «линеарный» (linear) был зафиксирован для описания керамики зрелого коринфского периода во втором томе каталога находок из святилищ Г еры Акраи и Лимении в Перахоре близ Коринфа, который вышел в 1962 году под редакцией Томаса Данбебина [10]. Термин от-

носится ко всем вазам, в росписях которых нет фигур, однако для расписных сосудов позднего времени (для ваз второй половины 6 в. до н. э. и позже; не монохромных, не чернолаковых и не имитирующих аттические) принят термин «шаблонный стиль» (conventionalizing) [10, p. 271-272]. Роберт Хоппер, которому принадлежит соответствующий раздел каталога, также подчеркнул, что описываемый им линеарный тип декора принадлежит именно к зрелому коринфскому периоду и что «типы с линеарным декором» (types with linear decoration) этого времени принципиально отличны от протоко-рифских [10, p. 144].

Хэзел Палмер выработала термин «орнаментальный» (patterned) и придерживалась его при классификации находок из Северного некрополя Коринфа в публикации 1964 года [11]. Она предпочла это понятие и термину «линеарный» (linear), который, как она полагала, «исключает не только растительные, но и все развитые формы», и термину «шаблонный» (conventionalizing), который, по мысли Палмер, превосходно описывает множество орнаментальных росписей конца 6 и 5 вв. до н. э., но не может быть применен к комплексам простых орнаментов (точек, зигзагов и поясков), поскольку этот термин не был задуман для описания орнаментальных росписей маленьких ваз 7 и начала 6 в. до н. э. [11, p. 100-101]. Иными словами, разграничив линеарный и шаблонный типы декора, Палмер включила их оба как структурные элементы в свой «орнаментальный» тип. По наблюдениям Палмер, наиболее популярными среди мотивов в росписях «орнаментального» типа в первой половине 6 в. до н. э. были полоса (чаще всего - двойная) из точек или точки во много рядов между поясками лака; как правило, точки чередуются между собой по положению; распространены и вертикальные зигзаги - на скифосах в качестве второстепенного декора, а на пиксидах-пудреницах в качестве основного [11, p. 101]. Наконец, множество маленьких ваз декорировано только горизонтальными полосками лака и пурпура. Среди этих последних многочисленны миниатюрные версии сосудов таких форм, которые расписывали более сложно, если сосуды были больше или обычного размера [11]. Из этого описания видно, что в ранней керамике «орнаментального» типа из Северного некрополя Коринфа Палмер наблюдала тот же характерный набор узоров, что и Пэйн в своем типе «с линеарным декором. А, поясково-точечный стиль».

При подготовке к печати неоконченной работы Агнесс Стилвелл (Ньюхолл), посвященной

керамике из находок в коринфском квартале гончаров [12], Дж. Бенсон вернулся к термину «линеарный», однако очень расширил его значение. Он предложил использовать термин «линеарный» как «для определения тех ваз, которые продолжают суб-геометрическую систему украшения керамики чисто орнаментальными (геометризованными) мотивами, так и, ради удобства, для тех ваз, которые целиком или большей частью покрыты лаком с линеарными орнаментальными дополнениями, исполненными накладными красками или оставленными в цвете глины» [12, p. 269]. Утверждая, что в разделении орнаментов на растительную и линеарную категории трудно достичь абсолютной стройности, Бенсон также отнес к линеарному типу все «геометризованные орнаменты любого происхождения, то есть и c сетками, и с петлями» [12, p. 269]. Наконец, полагая самоочевидным только разделение росписей по признаку «фигурности» и «линеарности», Бенсон распространил последний термин также на более поздние вазы с орнаментальным декором, тип которого у некоторых его предшественников мог бы быть обозначен как «шаблонный». Таким образом, осознавая все хронологическое, технологическое и морфологическое разнообразие перечисленных типов декора, Бенсон тем не менее совместил их внутри своего «линеарного стиля».

Кроме рассмотренных работ, можно назвать целый ряд других (к ним, прежде всего, относятся каталоги и научные статьи, содержащие описания коринфских расписных ваз), в которых интересующий нас термин хотя и не использован прямо, но присутствует имплицитно [13, p. 29; 14; 15, S. 160-161; 16, S. 33-45, Kat. 33]. Это свидетельствует о том, что почти восьмидесятилетняя история развития представлений об орнаментальном типе декора линеарного стиля привела к возникновению устойчивого термина. Мы можем определить его содержание следующим образом:

1) декор линеарного стиля как явление относится к зрелому периоду развития коринфской вазописи;

2) декор линеарного стиля типологически и хронологически предшествует другим типам орнаментального декора коринфских ваз указанного периода - белого и шаблонного стиля [12, p. 269]. Наиболее ранние родственные типы декора можно наблюдать на сосудах суб-геометрического класса Тапсос (the Thapsos Class) [17];

3) непосредственным источником декора линеарного стиля зрелого коринфского периода

является декор, состоявший из параллельных узких поясков, линий, рядов точек, характерный для сосудов, произведенных в протокоринф-ский период (с последней четверти 8 до начала последней трети 7 в. до н. э.) [3, р. 4];

4) именно набор из параллельных узких поясков, линий и рядов точек составляет основу репертуара линеарного стиля в том виде, как он проявляется в декоре сосудов, произведенных в Коринфе с последнего десятилетия 7 до середины 6 в. до н. э.

Особенностью коринфских ваз с орнаментальным декором как предмета исследования является значительная консервативность в наборе орнаментов и в принципах расположения элементов росписи на поверхности вазы. Проследить хронологию стилистического развития собственно декора на этих вазах сложнее, чем на сосудах с фигурными росписями [3, р. 4].

Иными словами, при датировке коринфских ваз с орнаментальным декором приходится опираться на археологический контекст аналогичных сосудов. Наиболее ценным с точки зрения методики датировки этих памятников является сопоставление изучаемых образцов, хранящихся (в данном случае) в собрании Г осудар-ственного Эрмитажа, с аналогичными предметами, декорированными в линеарном стиле и происходящими из раскопок поселения и некрополей самого Коринфа. Несомненно, в отношении находок в Коринфе, где они были открыты как в домах (где использовались в быту), так и в погребениях (где составляли часть погребального инвентаря), можно ожидать минимальных расхождений между временем производства и использования вазы. Кроме того, большое значение может иметь сравнение формы каждой вазы с хронологически определенным типом формы, зафиксированным по сосудам с другими типами декора. Таким образом, методика датировки коринфских сосудов с декором линеарного стиля должна включать следующие шаги:

1) аналитическое описание формы и росписи вазы;

2) сопоставление формы и росписи вазы с аналогичными параметрами надежно датированных сосудов с росписями линеарного стиля, если такие предметы известны;

3) сопоставление формы вазы с надежно датированным типом формы подобных сосудов, украшенных росписью иного (не линеарного) типа.

Так, к числу наиболее ранних образцов в коллекции Государственного Эрмитажа можно отнести миниатюрные парфюмерные сосуды с

Рис. 1. Алабастры: инв. № ГР. 6945 (Б. 2047), инв. № ГР. 8851 (Б. 3001).

каплевидным туловом - алабастры. (Рис. 1) Один из них - инв. № ГР. 6945 (Б. 2047) - на основании сопоставления с наиболее близкими по форме и росписи памятниками следует датировать концом переходного или ранним коринфским периодом (то есть последней четвертью 7 - началом 6 вв. до н. э.) [18, pl. 28, n° 380; 19, IIIc, pl. 6. 13; 20, p. 40, cat. 351; 14, K12]. В росписи этого алабастра линии и точки сопоставлены таким образом, что он представляет собой почти идеальный образец «поясково-точечного» стиля Пэйна. Несколько более поздним временем можно датировать маленький алабастр инв. № ГР. 8851 (Б. 3001). Он ближе всего к тем образцам, которые датируются уже в пределах раннего коринфского периода (ок. 620/615 - 595/590 гг. до н. э.) [21, Taf. 8,12; 22, Taf. 15,2; 23, pl. 3,6; 13. Cat. 19; 12, pl. 63, no 1556; 24, C30; 25, Kat. 123].

К раннему коринфскому периоду также относятся маленькие парфюмерные сосуды с круглым туловом - арибаллы. (Рис. 2) Форму наиболее ранних арибаллов можно сопоставить с типом А, который тоже выделил Х. Пэйн [6, Shape А]. В Эрмитаже хранится подобный экспонат - инв. № ГР. 1840 (Б. 11) [26, pl. 27,1-3].

Немного более поздней является форма B1 [6, Shape B1], образцом которой служит ари-

балл инв. № ГР. 4102 (Б. 1277) [27, pra. 14; 26, pl. 27,4-6]. Его можно датировать концом раннего или средним коринфским периодом (началом - первой четвертью 6 в. до н. э.).

К среднему коринфскому периоду (ок. 595/590 - 570 гг. до н. э.), судя по форме типа В2 [6, Shape B2], принадлежат арибаллы инв. № ГР. 14448 (Б. 6729) [26, pl. 28,1-2], инв. № ГР. 8497 (Б. 2447) [26, pl. 27,7-9]. Аналогичны, возможно, также фрагментированные инв. № Б. 77.69 [26, pl. 28,5-6], инв. № ГР. 11128 (Б. 4383) [26, pl. 28,3-4].

Также к среднему коринфскому периоду относятся арибаллы с кольцеобразной формой тулова (ring aryballoi); среди них встречаются сосуды, декорированные в линеарном стиле [28, pl. 6,2; 29, cat. 148/O 155]. Один подобный экспонат хранится в Эрмитаже, инв. № ГР. 10295 (Б. 4283) [26, pl. 30,3-5].

Одной из форм, наиболее типичных для коринфских ваз, которые расписаны орнаментами в линеарном стиле, является форма пиксиды с вогнутыми стенками (рис. 3). Она существовала уже в протокоринфский период и была наиболее характерна для ранней фазы зрелого коринфского периода (ок. 620/615 - 595/590 гг. до н. э.), а исчезла в течение его средней фазы (ок. 595/590 - 570 гг. до н. э.) [2, p. 446-447]. Изменения, которые форма пиксиды с вогнутыми стенками претерпела за это время, заключались в том, что в переходный период их стенки были почти прямыми, а к среднему коринфскому стали весьма вогнутыми [2, p. 447]. Примером наиболее раннего варианта подобной пиксиды с декором линеарного стиля в коллекции Эрмитажа служит экспонат инв. № ГР. 8002 (Б. 2345). На основании аналогий его можно датировать от переходного до раннего коринфского периода (от 620-х до 590-х гг. до н. э.) [25, Kat. 129].

Пиксида инв. № ГР. 9234 (Б. 3404) [30, кат. 78] имеет более вогнутые стенки, а другая -

Рис. 2. Арибаллы: инв. № ГР. 1840 (Б. 11), инв. № ГР. 8497 (Б. 2447), инв. № ГР. 10295 (Б. 4283).

Рис. 3. Пиксиды с вогнутыми стенками: инв. № ГР. 8002 (Б. 2345), инв. № Б. 69.95, инв. № ГР. 9234 (Б. 3404), инв. № ГР. 8079 (Б. 2780).

инв. № ГР. 8079 (Б. 2780) [31, с. 130, рис. 225; 6, по 665] - отличается еще более выраженной курватурой профиля. Иными словами, одну из них можно отнести к раннему (ок. 620/615 -595/590 гг. до н. э.), другую - к концу раннего или началу среднего коринфского периода (приблизительно к 590-580-м гг. до н. э.). Эти две пиксиды поступили в музей с крышками характерной формы - пологого округлого профиля, с кольцом для вставления внутрь пиксиды и высокой профилированной ручкой. Сопоставление профилей этих крышек, а также еще двух других крышек этого типа, поступивших в собрание без пиксид, к которым они первоначально относились, - инв. № ГР. 1866 (Б. 36/2) и инв. № ГР. 7416 (Б. 2207/2) - показывает, что форма этой части сосуда не была подвержена сколько-нибудь значительным изменениям. Можно отметить только два признака развития. Во-первых, если у пиксид-прототипов, относящихся к протокоринфскому, переходному и к началу раннего коринфского периодов, ручка имела форму усеченного конуса с навершием в виде профилированного диска, то в дальнейшем конус исчезает, а профиль верхушки сглаживается. Во-вторых, в течение раннего и среднего коринфских периодов наряду с изначальным (уплощенным) вариантом появились крышки большей глубины [10, Р. 175]. Примерами такого рода служит экспонат инв. № Б. 69.95, который на основании аналогий можно датировать

уже, скорее всего, временем не ранее конца среднего коринфского периода (570-ми годами до н. э.) [32, nos 1871-1873; 33, Taf. 18,7].

Другая форма пиксиды - так называемой «пиксиды-котилы» - тоже представлена среди коринфских сосудов с декором линеарного стиля в собрании Эрмитажа; это экспонат инв. № ГР. 8814 (Б. 2998), его крышка не сохранилась (рис. 4). Форма вазы имеет много общего с формой коринфской котилы (чаши для питься трапециевидных очертаний с двумя горизонтальными ручками). Наиболее ранние котилы-пиксиды относятся к протокоринфскому периоду, но ручки стали их стандартной частью, очевидно, уже в переходный период; также считается, что в начале среднего коринфского периода вазы этой формы практически перестали производить [2, p. 459-460]. В то же время ко-тилы-пиксиды среднего коринфского периода отличаются от рассматриваемой вазы значи-

тельно большей глубиной [11, р. 117, 159-11, 157^]. Роспись эрмитажной котилы-пиксиды представляет собой образец «поясково-точечного» стиля, описанного Х. Пэйном. Исходя из всех перечисленных признаков, мы должны датировать эту вазу тоже не позже первого десятилетия 6 в. до н. э

Еще одна характерная коринфская форма пиксиды - с выпуклыми стенками - представлена миниатюрными экземплярами (рис. 5). Крышка одного из них - инв. № ГР. 27211 (Б. 9129) - не сохранилась. Форма сосуда позволяет датировать его средним коринфским периодом (ок. 595/590 - 570 гг. до н. э.) [34, р. 1-18; 35, р. 32].

По наблюдению М. Ризер, пояски на вазах среднего коринфского периода часто шире, чем на раннекоринфских [3, р. 5]. Вероятно, этим периодом (когда в декоре коринфских ваз можно найти и поздние формы линеарного стиля, и ранние формы шаблонного, и элементы белого стиля) следует датировать другую миниатюрную пиксиду с выпуклыми стенками - инв. № ГР. 9219 (Б. 3389) - с крышкой. В пользу подобной датировки свидетельствует также форма пиксиды, которая отличается симметричной

выпуклостью стенок и наибольшим диаметром в средней части [34, p. 1-18; 36, p. 32].

В конце среднего и в течение первого позднего коринфских периодов (во второй четверти 6 в. до н. э.) распространение получили парфюмерные сосуды с узкой ножкой и двумя ручками - амфориски, украшенные орнаментальной росписью, наиболее часто - линеарного стиля с поясками и точками [3, p. 5; 15, Kat. 995, 996, 1006]. Примером подобного сосуда в собрании Эрмитажа служит экспонат инв. № ГР. 5882 (Б. 1908), который мы должны датировать началом первого позднего коринфского периода (560-ми годами до н. э.) (рис. 6). Отметим, что орнамент на горле амфориска входит в репертуар росписей шаблонного стиля и встречается на вазах с росписью этого типа, созданных в третьей четверти 6 в. до н. э. [3, table 1, cat. 297].

В заключение нужно отметить, что сосуды с орнаментальными росписями линеарного стиля составляют весьма малую часть (около 3 %) всей коллекции коринфской расписной керамики конца 8 - 4 вв. до н. э., хранящейся в Государственном Эрмитаже. Среди этих памятников только два фрагмента происходят из раскопок (на острове Березань), что составляет менее 0,5 % всех находок коринфской керамики из Северного Причерноморья, хранящихся в Эрмитаже.

Список литературы

1. Neeft C.W. Addenda et Corrigenda to D. A. Amyx, Corinthian Vase-Painting of the Archaic Period. Amsterdam, 1990. (Allard Pierson Series - Scripta Minora Volume 3) vii + 167 pp.

2. Amyx D.A. Corinthian Vase-Painting of the Archaic Period. Berkeley-Los Angeles, 1989. 3 vols. I. I, xxv, 354 pp.; II, xviii, 346 pp. (nos 355-700); III, 106 pp. (nos 701-809); frontispiece in vol. I; 143 plates in vol. III.

3. Corinth. Results of Excavations Conducted by the American School of Classical Studies at Athens, vol. VII, part 5: Corinthian Conventionalizing Pottery / M. K. Risser. Princeton (N. J.), 2001. 208 pp. : ill., 45 pp. of plates.

4. Campbell M.T. Later Corinthian Pottery / Doctoral thesis; Bryn Mawr College. Bryn Mawr (PA), 1941 (copyright 1946; UMI 1994). 157 pp.

5. Cristofani Martelli M. Corpus Vasorum Antiquorum. GEL A, Museo Archeologico Nazionale (Collezione Navarra) 1 (ITALY 52, pls. 2295-2337). Roma, 1972. 25 p., tav.

6. Payne H.G.G. Necrocorinthia, A Study of Corinthian Art in the Archaic Period. Oxford, 1931. xii,[ii] + 363 pp. ill., 53 plates

7. Newhall A. The Corinthian Kerameikos // American Journal of Archaeology 35 (1931). P. 1-30.

8. Schaeffer J., Ramage N., Greenewalt H. The Corinthian, Attic, and Laconian Pottery from Sardis. Cam-bridge-London, 1997. (Archaeological Exploration of Sardis 10) 240 pp.

9. Ure P.N. Aryballoi and Figurines from Rhitsona in Boeotia. Cambridge, 1934. 107 pp., 21 plates

10. Perachora. The Sanctuaries of Hera Akraia and Limenia. Excavations of the British School of Archaeology at Athens (1930-1933). Pottery, Ivories, Scarabs and others Objects from the Votive Deposit of Hera Limenia, T. J. Dunbabin. Oxford, 1962. xvii + 579 pp., 195 plates, 39 figs.

11. Corinth. Results of Excavations conducted by the American School of Classical Studies at Athens. Vol. XIII. The North Cemetery / C. W. Blegen, H. Palmer, R.

S. Young. Princeton (N.J.), 1964. 344 pp., 25 figs, 30 pls.

12. Corinth. Results of Excavations Conducted by the American School of Classical Studies at Athens., vol. XV, part 3: The Potters Quarter: the Pottery / A.N. Stillwell and J. L. Benson. Princeton (N. J.), 1984. 447 pp., 126 pls.

13. Papuci-Wladyka E. Corinthian and Italo-Corinthian Pottery from the Polish Collections. War-szawa-Krakow, 1989. 74 pp., [44] pp. of plates.

14. Gasser A. Die korinthishe und attische Importke-ramik vom Artemision in Ephesos. Wien, 1990. (For-schungen in Ephesos veroffentlicht vom Osterreichi-schen Archaologischen Institut in Wien, Band XII/1). 104 S., 40 Taf. und 5 Plane.

15. Dehl-von Kaenel Ch. Die archaische Keramik aus dem Malophoros-Heiligtum in Selinunt. Berlin, 1995. 437 S., Taf.

16. Deoudi M. Keramik und Kult im Dromos der Tholos bei Menidi // Thetis. Mannheimer Beitrage zur klassischer Archaologie und Geschichte Griechenlands und Zypern, 12 (2005).

17. DeVries K. Eight-Century Pottery. Evidence for the Dates of Greek Settlement in the West // Corinth. Results of Excavations Conducted by the American School of Classical Studies at Athens, vol. XX: Corinth, the Centenary, 1896-1996. / Ed. by Ch. K. Williams II and N. Bukidis. Princeton (N. J.), 2003. P. 141-156.

18. Dugas Ch. Exploration archeologique de Delos faite par l’Ecole frangaise d’Athenes. Fasc. X. Les vases del’Heraion / Paris, 1928. 191 p., plates.

19. Mayence F. Corpus Vasorum Antiquorum. BRUSSELS, Musees Royaux d'Art et d'Histoire (Cinquantenaire) 3 (BELGIUM 3, pls. 97-151) Brussels, 1957. 42 pp., plates.

20. Gjerstad E. in coll. with Y. Calvet, M. Yon, V. Karageorghis and J. P Thalmann. Greek Geometric and Archaic Pottery found in Cyprus. Stockholm, 1977. (ACTA INSTITUTE ATHENIENSIS REGNI SVECIAE, Series in 4°, XXVI) 199 pp.

21. Kunze-Gotte, E. Corpus Vasorum Antiquorum. KASSEL, Antikenabteilung der Staatlichen Kunstsamm-lungen 1 (GERMANY 35, pls. 1681-1728). Munchen, 1972. 23 S., Taf.

22. Kunze-Go tte, E. Corpus Vasorum Antiquorum. STUTTGART, Wurttembergisches Landesmuseum 1 (GERMANY 26, pls. 1213-1283) Munchen, 1965. 27 S., Taf.

23. Blomberg M. et al. Corpus Vasorum Antiquorum. STOCKHOLM, Medelhavsmuseet and National Museum 1 (SWEDEN 2, pls. 26-65) Uppsala-Stockholm, 1983. 102 S., Taf.

24. Giudice F., Tusa S., Tusa V. La collezione archeologica del Banco di Sicilia. Palermo, 1992. 2 vol., 692 pp.

25. Polczyk U., Krzyszkowska O.H. Die archaische Keramik von Tiryns. Mycenaean ivories from Tiryns. Mainz am Rhein, 2005. (Tiryns. Forschungen und Be-richte. Bd. 13). 266 S., Tafeln.

26. Bukina A. Corpus Vasorum Antiquorum. The State Hermitage Museum 7. Roma, 2008. 48 pp., tav.

27. Букина А.Г. Коллекция коринфских расписных арибаллов // СГЭ 66 (2008). C. 5-17.

28. Ure P. N. Corpus Vasorum Antiquorum. READING, University of Reading 1 (GREAT BRITAIN

12, pls. 528 - 567) Oxford, 1954. 98 pp., plates.

29. Kusterman Graf A. Selinunte. Necropoli di Manicalunga. Le tombe della contrada Gaggera. Soveria Mannelli, 2002. 439 p., ill.

30. Санкт-Петербург и античность. / Кат. выставки. СПб., 1993. 155 c.

31. Отчет Императорской Археологической Комиссии за 1901. СПб., 1902.

32. Excavations at Tocra, 1963-65: The Archaic Deposits 2 and Later Deposits // J. Boardman, J. Hayes. London, 1973. (BSA Supplement 10) 275 p., plates.

33. Schauenburg K. Corpus Vasorum Antiquorum. HEIDELBERG, Universitat 1 (GERMANY 10, pls. 435-478). Munchen, 1954. 25 S., Taf.

34. Callipolitis-Feytmans D. Origine de la pyxis convexe et sans anses а Corinthe // Archaiologike ephemeris 1973. P. 1-18.

35. Blomberg M. Observations on the Dodwell Painter. Stockholm, 1983. (Memoir Medelhavsmu-seet; 4) 92 p., plates.

CORINTHIAN PAINTED POTTERY WITH LINEAR DECORATION IN THE STATE HERMITAGE MUSEUM

A.G. Bukina

The author of this article considers the current classification of the Corinthian pottery with linear decoration (late 7th to 6th centuries BC). The evolution of the term ‘linear’ during the period between 1930 and 2000 has been briefly reviewed. About twenty pieces from the collection of the State Hermitage Museum were attributed using the modern approaches to the pottery of this kind.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: Ancient Greece; the North Black Sea region; Corinthian painted pottery; linear decoration; band-and-dot style; the State Hermitage Museum.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.